Словообразование имен существительных при помощи суффиксов.
консультация по логопедии (1 класс)

Ойцева Лариса Геннадьевна

В материале консультации приведены примеры упражнений для уточнения навыка словообразования  существительных при помощи суффиксов у школьников с ТНР,ЗПР в 1 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и педагогов

Словообразование имен существительных.

Упражнения для коррекции навыков словообразования в 1 классе с использованием суффиксов.

     Многие дети с  системными нарушениями речи и задержками темпов психического развития, поступившие   в 1  класс  школы,   могут не владеть навыками словообразования. Словообразование-процесс образования (появления) новых слов, имеющихся в языке для пополнения и расширения словарного запаса учащихся. Слабое  овладение процессами словообразования может затруднить у школьника усвоение  частей слова -суффикс, корень, приставка, окончание; подбор слов для организации фразовой речи, составления связного текста (умение выражать мысль полно и в необходимом контексте). Поэтому перед учителем-логопедом и родителями стоит ответственная задача: практически помочь учащимся в усвоении данных навыков. Первостепенной задачей станет знакомство учащихся  с продуктивными формами словообразования существительных, которые являются основой  для составления словосочетания и фразы. Мы рассмотрим упражнения для словообразования при помощи суффиксов. Для детей 1 класса  слово «суффиксы» не употребляется, а используется  слово «частичка», «часть» при помощи которой будет появляться (рождаться) новое слово. Дети сначала знакомятся с одинаковыми формами словообразования в разных упражнениях, далее с помощью учителя-логопеда вводят новые слова в состав словосочетания и фразы. Это происходит обязательно для того, чтобы  ребенок не только усвоил правильные формы новых  слов, а еще закрепил их содержательную (смысловую) сторону.

1)Упражнение «Кто у кого?»

Задача: научиться образовывать  названия детенышей животных в единственном и множественном числе.

Инструкция: назови детеныша. Назови детёнышей.

Волк -  волчонок – волчата.

Лиса – лисенок – лисята

Заяц – зайчонок –зайчата

Белка – бельчонок – бельчата

Медведь-медвежонок – медвежата

Верблюд – верблюжонок- верблюжата

Кролик  - крольчонок –крольчата

Стриж- стрижонок - стрижата

Галка –галчонок – галчата

Грач – грачонок - грачата    и т.п.

2)Упражнение: « Детеныши потерялись»

Задача: Научиться использовать  малознакомые слова, обозначающие детенышей животных и птиц  (единственного и множественного числа) во фразовой речи.

Инструкция: В зверином детском саду переполох. Папа волк забрал домой не своего детеныша, а мама моржиха потеряла его. Кого забирает волк из звериного «детского» сада? Волк забирает  волчонка (волчат). Кого забирает моржиха? Моржиха забирает моржонка (моржат). И т.п. Используются  слова из 1 задания.

3) Упражнение «Части тела животных»

Задача: научиться образовывать слова со значением очень маленький или очень большой.

Инструкция: посмотри у детеныша маленький носик (хвостик,глазик; лапка, ножка), а у взрослого животного нос (хвост, глаз; лапа, нога). А если животное станет очень большим (гигантским), то у него будет:

не хвост , а хвостище, не глаз, а …… (глазище); не лапа, а …….,(лапища); не нога, а  ……..(ножища), не голова, а ……(головища), не коготь , а …….(когтище), не зуб, а……..(зубище), не язык, а   ……..(язычище), не рот, а ….(ротище).

4) Упражнение «Остров гигантов»

Задача: научиться использовать малознакомые слова о животных, обозначающие существительные в значении очень большой (гигантский) во фразовой речи.

Инструкция: сейчас мы на острове гигантских зверей, где они просто огромные. Давай посмотрим,  кто и  где находится, назовем.

Например: Под кустом не заяц, а зайчище. У него большие  лапищи и ушищи.

Волк-волчище –зубы-зубищи

Лиса-лисища –хвост-хвостище

Медведь-медвежище-глаз-глазище

Еж –ежище –рот – ротище

5) Упражнение «Игрушки (посуда, принадлежности для дома, ягоды и т.п) для зверят»

Задача: научить образовывать слова существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами одного типа (разных типов).

Инструкция: посмотри у зайца стакан - он большой, а у  маленького зайчонка-стаканчик. Назови что у волка, а у волчонка? И т.д.

Медведь – машина, медвежонок-  ….. (машинка)

Белка – картина, бельчонок -…….(картинка)

Лиса – простыня, а у лисенка - ……(простынка)

Еж – перина, у  ежонка – перинка.

Волк- малина, волчонок – малинка.

      Мы привели примеры простых упражнений, от которых можно отталкиваться в коррекции речевых трудностей и продолжать знакомить детей с разными суффиксами существительных. Одновременно обязательно проводить работу с включением нового словарного материала в словосочетания и фразовую речь. Для этого потребуются множественные наборы картинок:  предметных и сюжетных изображений. Благодаря интернету, можно составить свой альбом упражнений с картинками, где ученик будет регулярно возвращаться к ним и закреплять навыки словообразования, уточнения лексических значений  изученных слов. Именно такой поступательный и  постоянный процесс изучения слов  позволит ученику  расширять (наращивать) активный словарный запас, подготовиться к овладению  более сложными  грамматическими  темами в следующих классах.

УДАЧИ   ВАМ И ВАШИМ ДЕТЯМ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Способы словообразования имен существительных"

Презентация и конспект урока русского языка по теме "Способы словообразования имен существительных" (УМК "Начальная школа XXI века")....

Урок русского языка в 3 классе "Обучающий диктант с элементами свободного диктанта по разделу "Словообразование имен существительных"

Главная цель урока - развитие умения пользоваться ориентировочной основой действий при написании слухового диктанта и проверке написанного, что позволяет снизить нервно-эмоциональное напряжение в усло...

Развитие речи "Сочинение сказки с использованием имен существительных с разными суффиксами".

Презентация к уроку русского языка. Развитие речи "Сочинение сказки с использованием имен существительных с разными суффиксами" по программе Школа 2100....

Урок русского языка в 4 классе тема: образование имен прилагательных при помощи суффиксов учитель:Гаряева Валентина Борисовна

Урок русского языка 4 класс. Тема: «Образование имён прилагательных с помощью суффиксов –н-, -ск-,-ист-.»...

Урок русского языка для 3 класса. Программа ШКОЛА 2100. Тема: "Словообразование имен существительных".

Урок русского языка для 3 класса. Программа ШКОЛА 2100. Тема: "Словообразование имен существительных"....

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема урока: Образование прилагательных от существительных при помощи суффиксов. Автор УМК: А.В. Полякова по системе развивающего обучения Л. В. Занкова

Конспект урока по русскому языку  4 класс Тема урока: Образование прилагательных от существительных при помощи суффиксов.  Автор УМК: А.В. Полякова по системе развивающего обучения Л. ...