Коррекционно - развивающая программа "Развитие мышления и коммуникативной сферы"
рабочая программа по логопедии

Поддубнова Алина Петровна

Нарушение усвоения орфографии оказывает отрицательное влияние на речевое развитие детей, на развитие познавательной деятельности, затрагивает эмоционально-волевую сферу, затрудняет процесс их школьной и социальной адаптации в целом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_logoped.docx34.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 имени Ивасенко Анатолия Антоновича»

Рабочая программа

2023 – 2024 учебный год

коррекционно-развивающих занятий по логопедии

"Развитие мышления и коммуникативной сферы"

(фронтальные занятия)

9 класс

Учитель-логопед  Поддубнова Алина Петровна

Учебно – методический комплекс:

Составлена на основе рецензированной программы «Система логопедической работы с обучающимися специальной (коррекционной) школы VII вида» / И. И. Рухлова, В. В. Мавлиева, М. В. Михеева, С.Н. Мусточка 

 Минобразования и науки РФ (нужное подчеркнуть)   допущено     рекомендовано

Количество часов в неделю. по программе -1 час

Программа

Факт

Доп.часы

1 четверть

Количество недель

8

Количество часов

8

2 четверть

Количество недель

8

Количество часов

8

3 четверть

Количество недель

11

Количество часов

11

4 четверть

Количество недель

7

Количество часов

7

год

Количество недель

34

Количество часов

34

Рассмотрено на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от «01» сентября 2023

Пояснительная записка.

        Актуальность. В исследованиях, посвященных проблемам нарушений письменной речи детей среднего и старшего школьного возраста, имеется особая категория стойких специфических нарушений письма, проявляющихся в неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил, которые правомерно именовать дизорфографией.

        Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи.

Нарушение усвоения орфографии оказывает отрицательное влияние на речевое развитие детей, на развитие познавательной деятельности, затрагивает эмоционально-волевую сферу, затрудняет процесс их школьной и социальной адаптации в целом.

        У детей с ЗПР нарушение письменной речи обусловлено нарушением устной речи в анамнезе, поздними сроками начала коррекционной работы.         Задержка психического развития (ЗПР) – это особый вид нарушенного развития, характеризующийся замедленным темпом формирования психических функций и личности ребёнка (И.Ю. Левченко).

        К числу детей с задержкой психического развития относятся такие, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития отмечается:

  • низкий уровень познавательной активности;
  • незрелость мотивации к учебной деятельности;
  • сниженная работоспособность по восприятию и переработке информации;
  • ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;
  • недостаточная сформированность умственных операций;
  • отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи и др.

        Так как отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики дизорфографии, то возникла необходимость в создании данной программы.

Следует отличать дизорфографические ошибки от дисграфических. Неполноценность фонематического анализа приводит к дисграфии, а несформированность морфологического анализа – к дизорфографии.

        Выделяют основные три вида дизорфографии:

  • морфологическая дизорфография, сопровождающаяся большим количеством орфографических ошибок, проявляющихся в самостоятельном письме (сочинения, изложения и др.);
  • синтаксическая дизорфография – стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией;

смешанная дизорфография, которая включает в себя сочетание орфографических и пунктуационных ошибок.

Большинство детей с задержками психического развития характеризуется различными нарушениями речевой деятельности системного характера. У них наблюдаются нарушения звукопроизношения, а также несформированность функций фонематического анализа и синтеза, фонематических дифференцировок, лексико-грамматического строя речи, недоразвитие пространственных ориентировок, зрительных представлений, что ведет к стойким специфическим и орфографическим ошибкам на письме. Логопедическая работа в начальной школе, в основном, направлена на преодоление дисграфических ошибок, а профилактика дизорфографии составляет только небольшую часть занятия. Количество дисграфических ошибок к 4 классу сокращается, а количество орфографических сохраняется и даже нарастает в связи с усложнением и увеличением объема программного материала по русскому языку. Таким образом, будет актуально создание специальной программы по коррекции дизорфографии для учащихся 5-8-ых классов с ЗПР.

        Новизна программы заключается в тесной взаимосвязи между учителем – учеником - логопедом в работе по преодолению трудностей овладения и применения грамматических правил. Новая технология включает в себя использование на логопедических занятиях по преодолению дизорфографии и уроках русского языка специально разработанных алгоритмов.

Таким образом, учащиеся? страдающие дизорфографией, будут обеспечены постоянной специально организованной логопедической поддержкой, а тесная взаимосвязь в работе учителя – ученика – логопеда позволит успешно преодолеть имеющиеся трудности в обучении.

        Данная программа рассчитана на весь период обучения ребенка с ЗПР и основывается на следующих теоретических положениях и принципах:

1. Усвоение языковой системы языка детьми с ЗПР должно быть основано на развитии мыслительных операций – это определяет необходимость тесной взаимосвязи развития речи с развитием познавательных процессов.

2. Воздействие на слабые звенья речевой системы и формирование их с учетом зоны ближайшего развития.

3. Взаимосвязь речи и моторики.

4. Учет типологии задержки при планировании коррекционно-развивающей работы.

5. Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода.

        Цель: создание условий для коррекции стойких специфических нарушений (недостатков) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленных недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций.

Задачи:

Обучающие

  • формировать навык прогнозирования и распознавания «ошибкоопасных» мест;
  • формировать навык запоминания и применения грамматического правила по алгоритму;
  • совершенствовать навык грамотного письма;

Развивающие

  • развивать навыки различных форм языкового анализа (фонематического, морфемного, морфологического);
  • развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь;
  • развивать неречевые психические функции: произвольное внимание, память;

Воспитательные

  • совершенствовать основные учебные навыки;
  • воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности;
  • воспитывать стремление к самостоятельности и самоконтролю;

воспитывать интерес к родному языку.

Адресат: Программа предназначена для обучающихся с ОВЗ (ЗПР).

Срок реализации: 1 год.

Формы и режим занятий:

9 класс (фронтальные занятия) - 34 часа

Форма организации деятельности детей на занятии:

групповая;

Продолжительность занятий:

групповых– 40 минут.

Планируемые результаты

В результате реализации логопедической программы у обучающихся в классах коррекции, имеющими речевое недоразвитие будут восполнены пробелы:

- в развитии звуковой стороны речи;

- в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;

- в формировании связной речи;

будут устранены специфические ошибки письма и чтения;

сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Основные требования к уровню подготовки учащихся

Личностные результаты: - повышение мотивации к учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации (преодоление эгоцентризма личности).

  • Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-учиться работать по предложенному учителем плану

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,

исполнителя, героя и т.д).

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы подгруппы и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

  • Предметными результатами прохождения данной программы является восполнение пробелов в развитии устной и письменной речи.

Обучающиеся должны знать:

  • морфологические признаки частей речи;
  • состав и названия частей слова;
  • признаки гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих звуков и букв;
  • правописание Ь, Ъ в различных частях речи;
  • синтаксические единицы, знаки препинания при них;
  • структуру текста.

Обучающиеся должны уметь:

  • различать морфологические и грамматические признаки частей речи;
  • проводить все виды анализа слов (фонетический, морфологический и др.);
  • доказывать написание звуков буквами, имеющих акустико-артикуляционное сходство по твердости – мягкости, ударности – безударности, подбирая проверочные слова, проверяя сомнительную букву;
  • дифференцировать основные синтаксические единицы, правильно употреблять знаки препинания;
  • проводить анализ текста, составлять план;
  • устранять ошибки в деформированных текстах, предложениях, словах.

Поскольку дети с ЗПР быстро утомляются, то важно иметь чёткую структуру каждого занятия. Структура занятий позволит детям держаться в рамках занятия, способствуя преодолению характерных трудностей концентрации внимания, произвольной организации деятельности. Следование структуре из занятия в занятие лучше организует детей. А так же важна частая смена видов деятельности.

Способы определения результативности:

- проведение логопедического обследования в начале и конце учебного го

Планирование фронтальных занятий 9 - х классов

Дата

план

Дата

факт

Тема

Примечание

I четверть

Диагностика состояния  фонематического слуха.

Диагностика языкового анализа и синтеза.

Диагностика слоговой структуры слов.

Диагностика состояния  словаря.

Диагностика грамматического строя речи.

Диагностика связной речи.

Диагностика письма: диктант, контрольное списывание

Диагностика чтения.

Дедуктивные и индуктивные умозаклчения.

Обобщение слов, выделение части из целого, выводы.

Дедуктивные и индуктивные умозаклчения.

Обобщение слов, выделение части из целого, выводы.

Частные и общие понятия.

Частные и общие понятия.

Дедуктивные умозаключения. Индуктивные умозаключения.

Дедуктивные умозаключения. Индуктивные умозаключения.

II четверть

Построение плана действий

Планирование действий.

Построение плана действий

Планирование действий.

Построение плана действий

Планирование действий.

Синтаксис и пунктуация

Словосочетание. Разбор словосочетания.

Синтаксис и пунктуация

Словосочетание. Разбор словосочетания.

Диагностика состояния  фонематического слуха.

Диагностика языкового анализа и синтеза.

Диагностика слоговой структуры слов.

Диагностика состояния  словаря.

Диагностика грамматического строя речи.

Диагностика связной речи.

Диагностика письма: диктант, контрольное списывание

Диагностика чтения

Предложение. Виды предложений по цели высказывания.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания.

III четверть

Предложения с прямой речью.

Падежные формы имен существительных единственного и множественного числа.

Падежные формы имен существительных единственного и множественного числа.

Имя прилагательное

Разряды прилагательных по значению. Полные и краткие прилагательные. Склонение полных прилагательных

Притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных

Притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных

Диктант

Работа над ошибками

Глагол

Виды глаголов. Времена глаголов.

Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы.

Наклонение глаголов.

Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы.

Наклонение глаголов.

IV четверть

Работа с деформированным текстом

Предложение. Составление предложений из заданных слов.

Работа с деформированным текстом

Предложение. Составление предложений из заданных слов.

Диагностика состояния  фонематического слуха.

Диагностика языкового анализа и синтеза.

Диагностика слоговой структуры слов.

Диагностика состояния  словаря.

Диагностика грамматического строя речи.

Диагностика связной речи.

Диагностика письма: диктант, контрольное списывание

Диагностика чтения.

Восстановление последовательности предложения с опорой на сюжетную картинку и без неё

Восстановление последовательности предложения с опорой на сюжетную картинку и без неё

Работа с деформированным текстом

Предложение. Составление предложений из заданных слов.

Восстановление деформированного текста. Анализ предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа познавательной сферы учащихся 10—12 лет.

Предлагаемый учителям комплекс развивающих интеллектуальных игр может быть использован на уроках в среднем звене.Интеллектуальные игры, представленные в данной программе, могут быть полезными для подр...

Коррекционно - развивающая программа познавательной сферы детей 7-8 летнего возраста.

Одной из основных задач коррекционно-развивающей помощи  является  преодоление трудностей в обучении. Обучение на специально организованных занятиях ставит своей целью формирование общ...

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативных навыков у детей со сложной структурой дефекта в условиях индивидуального обучения на дому

В материале представлена компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности (личного вклада в развитие образования) учителя начальных классов школы VIII вида (для атт...

Конспект коррекционно – развивающего занятия для развития познавательной сферы первоклассников.

Конспект коррекционно – развивающего занятия для развития познавательной сферы первоклассников.Цель: коррекция и развитие познавательных психический процессов учащихся первого класса.Задачи:- повышени...

Коррекционно-развивающее занятие по развитию коммуникативных способностей у учащихся с ОВЗ.

Занятие направлено на развитие умения работать в коллективе, повышение психологической безопасности детей, стимулирования внутригрупповой коммуникации....

Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по развитию когнитивной сферы младшего школьника.

Содержанием данного курса является развитие познавательных процессов (ощущений, вос­приятия, внимания, памяти, мышления, воображения); формирование психологических предпосылок овладения учебной де...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы "Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие для обучающегося с РАС"

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы "Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие для обучающегося с РАС", вариант 8.4...