Управление падежами
материал по логопедии (3 класс)

Екатерина Александровна Баскова

Картотека игр для закрепления изучения падежей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igr_upravlenie_padezhami.doc178 КБ

Предварительный просмотр:

Управление именительным падежом существительных

1. «Как слова дружат?»

Оборудование: предметные картинки, полоски бумаги

Начинает логопед:

Девочка. Сколько слов я назвала? — Одно. — Девочка играет. А сейчас сколько слов? — Два. — Чтобы вы запомнили эти слова, вместо первого слова поставим картинку (девочка), а второе слово заменим полосочкой бумаги. Теперь повторим предложение вместе:

«Девочка играет» — Кто играет? - Девочка..— Девочка что делает? — Играет. — Что мы узнали о девочке? — Девочка играет.

— Если слова дружат, то они помогают нам что-либо узнать. Это будет предложение. Посчитайте слова в предложении. Сколько слов? Какое первое (второе) слово? Составим это предложение из полосок бумаги.

2. «Посчитаем слова в предложении»

Оборудование: сюжетные картинки, палочки.

Логопед показывает детям картинки:

Бабушка сидит.

Бабушка вяжет чулки.

Девочка ест суп.

Девочка играет.

Предлагается из палочек составить схему предложения.

Почему ты положил две палочки? — Потому что два слова в предложении.

  • Какое это слово? (указывается первое слово)
  • Что говорится о бабушке? (сидит)

Далее детям предлагается самостоятельно составить предложение и графически изобразить схему палочками.

3. «Какая полоска нужна?»

Оборудование: длинные и короткие цветные полоски.

1 Логопед: «Если я назову слово, вы должны показать короткую полоску, а если предложение — длинную». Ручка. Ручка лежит на столе. Мальчик. Мальчик взял барабан. Рыба. В озере много рыбы. Медведь. Медведь зимой спит. 2 Логопед: «Положите сначала длинную полоску, если услышите предложение, а под длинной полоской положите столько коротких, сколько слов в предложении»: Белка песенки поет.

4. «Запиши предложение»

Оборудование: предметные картинки, длинные и короткие палочки.

1 У детей предметные картинки. По ним они составляют предложение из двух слов.

«Девочка идет» — Сколько слов в предложении. – Два. — Назови первое слово.) - Девочка.

  • Назови второе слово. — Идет.
  • Запиши это предложение. Вместо слова «девочка» положи картинку, вместо слова «идет» -
    полоску бумаги.

2. Выкладывают схему предложения из трех слов. Используются две предметные картинки. (Зайка — картинка) = (морковку — картинка). Вместо слова «грызет» — полоска бумаги. Kaкое первое (второе, третье) слово?

5. «Какое слово по порядку?»

Оборудование: сюжетные картинки. Дети рассматривают сюжетные картинки, составляют предложения из трех слов. Например:

Мама стирает белье.

Мальчик рисует дом. И т. д.

Дети считают количество слов. Затем произносят каждое слово в предложении по очереди

1-й ребенок: мама;

2-й ребенок: стирает;

3-й ребенок: белье.

Затем все предложение воспроизводят целиком. Самостоятельно придумывают предложение из трех слов.

6. «Чего не хватает»

Оборудование: предметные картинки, полоски бумаги.•

Дети придумывают предложение используя в качестве подлежащего, картинку.

«Маша поливает». Выкладывается схема предложения. Называют 1-е, 2-е слово, соотносят с полосками.

Логопед убирает первую полоску. Предлагает прочитать предложение. «__________поливает.»

— Получилось предложение? --Нет. — Что мы не узнали? — Кто поливает?

Полоска ставится на место. Убирается вторая полоска. — Что получилось? — Маша. — Это будет предложение? — Нет. — Что мы не узнали?

Что делает Маша. Полоска возвращается. Предложение воспроизводится. Затем составляется предложение из трех слов. «Маша поливает цветы». Разбор тот же.

7. «Маша - растеряша»

Оборудование: предметные картинки.

Логопед: Вы уже знаете, как важно не потерять слова. А девочка Маша не знала. Вот послушайте, что
на говорит: «Где же, где мои
________. Обыщу все уголки. Их на ________ нет, и под нет. На нет, под ________нет. Да вот же они у _____________ кроватки»

  • Вы поняли, о чем говорит Маша?
  • Нет, потому что Маша пропускала слова.
  • Давайте с помощью картинок поможем Маше правильно сказать. Дети вместе с логопедом рассказывают.

8. «Посмотри и скажи»

Логопед раздает детям игрушки и предлагает по очереди выполнить с игрушками какое-либо действие. Остальные дети по демонстрации составляют предложение.

  • Витя, возьми стул. Посади на стул мишку
  • Что сделал Витя?
  • Витя посадил мишку на стул.

Оля, дай кубик Лене. Что сделала Оля? И т.

9. «Составление предложение по картинке»

Оборудование: сюжетная картинка.

Дети рассматривают картинку.

Кто нарисован на картинке? (Девочка).

  • Как мы ее назовем? (Света).
  • Составьте предложение про Свету. Что она делает?
  • Света подметает пол.

Где Света подметает пол? (В комнате).

  • Чем Света подметает пол? (Веником).
  • Скажите предложение целиком.
  • В комнате Света подметает иол веником.

10. «Деформированный текст»

Детям предлагается составить предложения из слов:

Орехи, в, белка, прячет, дупло. По, Зайка, лесу,

прыгает. На, ребята, пошли, прогулку.

11. «Кто как передвигается?

Оборудование: карточки с изображением зверей, птиц, насекомых.

Логопед показывает картинку, дети составляют предложения:

Бабочка летает. Белка прыгает. Рыба плавает. Кузнечик скачет. Змея ползает.. Лиса крадется.

Можно предложить обобщенное значение: Прыгает кто? Летает кто? Ползает кто? Скачет кто? Крадется кmo? Плавает кто?

12. «Угадай, кто?»

Кричит, каркает, летает, машет крыльями кто? Порхает, кружится, летает, машет крыльями кто?

13. Игра «Интонация».

При понижении голоса надо хлопнуть в ладоши. Сначала читается весь текст (для восприятия целостности предложений в сплошном 'тексте).

Затем, понижая голос в конце каждого предложения, читающий предлагает детям хлопнуть в ладоши: Было жаркое лето. Дети пошли в лес за грибами в лесу их застала гроза лил сильный дождь дети укрылись в шалаш.

14. «Что не так?»

корова — лакает

свинья — грызет

собака — хлебает

волк — поет

бабочка — кусает

тигр — молчит

зебра — рычит

баран — клюет

15. «У кого больше»

Оборудование: предметные картинки — слова в единственном и множественном числе.

  • У меня красный шар.
  • У Вити красные шары.

16. «Прогулка».

Оборудование: картинка с изображением времени года, например, зимы. У детей мелкие сюжетные картинки.

Читается рассказ. Дети кладут па большую картину свои картинки. Наступила зима. Надает мягкий пушистый снег. Дети взяли санки и пошли па горку.

17. «Неведомая страна»

Оборудование: мелкие предметы и картинки, «неведомая страна» сделана из бумаги коричневого цвета.

Логопед предлагает расположить в неведомой стране картинки с изображением африканских животных. Дети называют животное, рассказывают но картинке, что оно собой представляет, рассуждая так: Это жираф. У жирафа длинная шея, шкура у него пятнистая, ноги топкие, длинные. Жираф лакомится листочками с деревьев.


Управление родительным падежом существительных.

1. Игра «Какого дерева листок?»

Оборудование: листья разных деревьев или их изображение на карточках.

Ход игры: Все листья деревьев или карточки раздаются детям. Дети должны определить, листья каких деревьев у них оказались, и назвать деревья: «У меня лист клена!» и т. п.

2. Игра «Чей хвост? Чья морда?»

Оборудование: предметные картинки с изображением животных и частей их тела.

Ход игры: Дети отбирают среди разложенных на столе картинок животных и внимательно следят за ведущим, который демонстрирует части тела этих животных. Ведущий спрашивает: «Чей это хвост? » Ребенок, который имеет перед собой картинку того животного, чей хвост показывает ведущий, должен сказать: «Это хвост лисы. Лиса у меня!»

3. Игра «Кого, чем покормим?»

Оборудование: предметные карточки с изображением животных.

Ход игры: Дети по очереди рассказывают, какое у них животное и чем его можно покормить. Примерный рассказ: «У меня лошадь, я дам ей охапку сена, кусок хлеба, налью ведро воды. »

4. Игра «В ресторане»

Оборудование: предметные картинки или наборы кукольной (детской) посуды.

Ход игры. Выбирается ребенок на роль официанта, остальные дети рассаживаются за столами. Официант обходит столы и собирает заказы, которые тут же «выполняет». Примерный диалог:

Клиент: Принесите мне тарелку супа, порцию картофеля, два кусочка хлеба и стакан сока.

Официант: Вот ваша тарелка супа, порция картофеля, два кусочка хлеба и стакан сока.

5. Игра «Эрудит»

Ход игры: логопед задает вопрос, а дети должны быстро на него ответит.

За быстрый и правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тог, у кого фишек окажется больше всех.

Примерные вопросы — ответы:

-- У кого большой хобот? -- Хобот у слона.

-- У кого пушистый хвост? — Пушистый хвост у лисы.

- У кого нос пятачком? — Нос пятачком у свиньи.

  • У кого длинные уши? -- Длинные уши у зайца.
  • У кого есть копыта? Копыта есть у лошади.

6. Игра «Чьи это вещи »

  • Оборудование: сюжетная картинка с изображением семьи; предметные картинки.
  • Ход игры: Детям предлагается внимательно рассмотреть сюжетную картинку, после этого из набора предметных картинок дети должны отобрать те, на которых изображены предметы, принадлежащие членам этой семьи: «Это очки бабушки! А это лента девочки! Это часы папы » и т. п.


7. Игра «Моё желание»

Оборудование: предметные картинки с изображением стакана, чашки, кружки и т. д.

Ход игры: Дети разбиваются на команды (но числу картинок), получают от логопеда картинку. Логопед просит представить, что на улице жарко, хочется пить, каждый может пожелать чего угодно, но только в той посуде, которая изображена на картинке, доставшейся его команде. Выигрывает та команда, которая высказала больше всего желаний. Примерные желания: «Я бы выпил стакан воды. Я бы хотела чашку чая. Я выпил бы кружку холодного молока» и т. п.

8. Игра «Путаница»

Оборудование: конверты с деталями разных видов одежды.

Ход игры; Дети разбирают конверты с деталями одежды и собирают детали в единое целое. Это полочка от рубашки. Это воротник от рубашки. Это рукав от рубашки. Это манжет от рукава рубашки. Это снимка от рубашки. Я сложила все детали от рубашки! Это спинка от шубы. Это капюшон от шубы... и т. д.

9. Игра «Почтальон приносит почту»

Оборудование: сумка, газета, журнал, письмо, открытка, коробочка-бандероль, коробка-посылка.

Ход игры: среди детей выбирают почтальона, остальные дети распределяют между собой роли дедушки, бабушки, паны, мамы, дочери, сына (дочерей и сыновей). Приходит почтальон:

  • Я принес почту. Для кого эта газета?
  • Эта газета для дедушки! (почтальон отдает газету).
  • Для кого пришел журнал?
  • Журнал пришел для мамы! (почтальон вручает журнал маме) и так далее.

Игра продолжается до тех пор, пока почтальон не раздаст всю почту.

10. Игра «Заготовки на зиму»

Оборудование: предметные картинки с изображением овощей и фруктов.

Ход игры: Логопед говорит детям о том, что осенью хорошие хозяйки делают всевозможные заготовки из овощей и фруктов на зиму.

Это и соки, и варенье, и джемы, и повидло, и компоты, и салаты, и многое другое. После этого детям раздаются предметные картинки с изображением овощей и фру кто;, || предлагается подумать и сказать, что бы они приготовили из того, что изображено па их карточках. Примерные ответы: «Я приготовлю джем из слив, компот из слив и сок из яблок». «Я сделаю повидло из яблок, салат из перца, варенье из абрикосов» и т. и.

11. Игра «Из чего сделано?»

Оборудование: предметы, игрушки, изготовленные из разных материалов.

Ход игры: Логопед демонстрирует детям предмет, дает этот предмет им в руки и спрашивает: «Из чего сделан этот предмет?»

Дети отвечают:

«Это мяч. Он сделан из резины». Или: «Это стакан. Он сделан из стекла». Таким образом обыгрываются все приготовленные для игры предметы.

12. Игра «Определи предмет по названия частей»

Оборудование: конверты с изображением предметов: чайника, машины, куклы, часов и т. п.; предметные карточки с изображением частей этих предметов: носик, руль, рука, стрелки и т. п.

Ход игры: Детям раздаются предметные карточки с изображением частей предметов. Дети должны определить, от какого предмета части, положить карточку в соответствующий конверт и составит предложение: Это машина. У машины руль, колесо, кузов, кабина.


13. Игра «Из чего мы едим»

Оборудование: предметные картинки с изображением посуды.

Ход игры: Все предметные картинки раскладывают на столе. Детям предлагается ответить па вопрос логопеда и взять со стола соответствующую картинку. Примерные вопросы:

Из чего наливают суп? - Суп наливают из кастрюли.

Из чего едят суп? - Суп едят из тарелки.

- Из чего наливают чай? — Чай наливают из чайника.

Из чего пьют чай? — Чай пьют из чашки.

-- Из чего наливают молоко? — Молоко, наливают из бидона.

Игра продолжается до тех пор, пока на столе не останется пи одной предметной картинки. Выигрывает тот, кто ответит па большее количество вопросов.

14. Игра «У кого такой детеныш?»

Оборудование: предметные картинки с изображением животных, предметные картинки с изображением детенышей животных.

Ход игры: Логопед показывает детям детеныша животного и спрашивает: «У кого такой детеныш?» Дети должны назвать детеныша и сказать, кто его мама: «Это щенок. Щенок у собаки». Картинки детеныша и его мамы откладываются в сторону.

15. Игра «Посмотри и скажи»

Оборудование: коробка с мелкими предметами, пенал с ручками, карандашами и фломастерами, шкатулка с набором для рукоделия (нитки, пуговицы, булавки и т. п.), набор акварельных красок, набор карандашей и т. п.

Ход игры: Логопед поочередно берет и открывает коробки, шкатулки и т. п. и предлагает детям посмотреть и сказать: «Чего много в пенале

(коробке, шкатулке и т. п.)?» Игра заканчивается, когда все коробки будут раскрыты.

16. Игра «Мишка - хвастунишка»

Оборудование: предметные картинки или мелкие игрушки.

Ход игры: На роль мишки-хвастунишки выбирается ребенок, остальные дети получают предметные картинки или мелкие игрушки. Мишка должен ходить от ребенка к ребёнку и, рассмотрев картинку или игрушку, сказать: «У тебя одна чашка, а у меня в берлоге много чашек!» или «У тебя одна машинка, а у меня в берлоге много машинок!» Дети должны отвечать мишке-хвастунишке: «Здесь нет твоих машинок, а моя — вот она!» или «Сейчас у тебя нет твоих чашек, а у меня она есть!» Таким образом мишка обходит всех детей, после чего можно выбирать нового мишку, детям сменить картинки.

17. Игра «Для чего эта посуда?»

Оборудование: предметные картинки с изображением посуды.

Ход игры: Логопед поочередно показывает детям предметные картинки и задает один вопрос: «Скажите, для чего нужна эта посуда? » Дети отвечают: «Это кастрюля для супа», «Это бидон для молока», «Это кувшин для воды» и т. д. Игра закапчивается определением последней карточки, а выигрывает тот, у кого карточек окажется больше.

18. Игра «Магазин игрушек»

Оборудование: стеллаж с игрушками.

Ход игры: Дети выбирают продавца для своего магазина, детальные становятся покупателями. Перед покупателями ставится задача: купить много игрушек (много мишек, много кукол и т. д.) или спросить у продавца игрушку, которой нет на стеллаже. Примерные диалоги: «Мне нужно много кукол для дочек». — «Кукла только одна, других кукол пока нет». «Нет ли у нас зайцев? » — «Зайцев пет, по есть много других зверей» и т. п.

19. Игра «Овощной магазин»

Оборудование: предметные картинки, муляжи

овощей, фруктов.

Ход игры: Дети выбирают продавца, который объявляет, что в магазин привезли много фруктов и овощей: .апельсинов, бананов, мандаринов, помидоров, баклажанов и т. д. Дети-покупатели подходят за покупками: «Взвесьте мне пять килограммов апельсинов! Дайте мне шесть ананасов». Продавец отвечает: «Возьмите, пожалуйста, пять килограммов апельсинов, шесть ананасов! » Таким образом обыгрываются все картинки (муляжи) овощей и фруктов. Логопед работает «контролёром» и следит за правильностью речи детей; если кто-то ошибается, ошибку исправляют, а фразу-«заказ» повторяют хором все «покупатели».


Управление дательным падежом существительных.

1. Закончи предложение:

Девочка даст сено кому? (корове, козе, овце)

Собака дает .чану кому? (мальчику)

Мальчик сыплет зерно кому? (цыплятам)

Нина песет очки кому? (бабушке)

Мама дарит куклу кому? (дочке)

Папа подарил велосипед кому? (сыну)

Мальчик бросает мяч кому?

Саша подает галету кому?

Задание усложняют подбором однородных членов.

2. Лексическая тема «Дикие животные». Учить отвечать на вопрос КОМУ, ЧТО?

У зайки день рождения. Он пригласил своих друзей. Приготовил для них угощение. Отгадай, кому что приготовил зайка?

орехи кому? рыбу кому? мед кому? морковку кому? корешки кому? яблоки кому? Детям предлагается выбрать по картинкам животных: медведя, белку, лису, зайца, кабана, ежика.

3. «Кому что нужно для работы»

а) Удочка нужна кому? -- Рыбаку.

Указка нужна кому? Учителю.

Кисточка нужна кому? — Художнику.

Лекарство нужно кому? - Врачу, больному

Ружье нужно кому? -- Охотнику.

Ножницы нужны кому? Портнихе.

б) Кому нужен для работы градусник?

Кому нужна расческа?

Кому нужен огнетушитель?

Кому нужен для работы рубанок?

Кому нужны для работы весы?

Кому нужна поварешка?

Кому нужна швейная машина?

в) Игла (е) — нитка, забор (у) — калитка, суп (у) — картошка, а книжке — обложка.

Мышк(е) - норка, братишк(е) сестра.

г) Улитке -- пруд, а лентяйке -- груд.

Солнышку -- Л ЕТО,

а рифмы поэту.

И всем , без сомненья, нужны воскресенья!

4. Изменить слова, отвечая на вопрос КОМУ?

Дай книгу кому?/брат

Дай ложку кому?/мама

Подари куклу кому?/Маша

Завяжи ленту кому?/подруга

Напиши письмо кому?/сестра

Дай лекарство кому?/бабушка.


Управление винительным падежом существительных.

1. Подумай и отпеть, кому, что дашь на обед.

Оборудование: предметные картинки.

сена пучок корове с теленком

молочка па блюдечке кошке с котенком

зернышек немножко петушку с цыпленком

А себе возьму

2. Нарисовать, кто что любит.

Что любит заяц? собака? корова? коза?

3. Закончи предложения:

Учитель учит кого? Машинист ведет кого? Врач лечит кого? Художник рисует что? Почтальон разносит что? Конюх поит кого? Повар готовит что? Доярка доит кого?

4. Кто что делает (профессии)

Оборудование: картинки с изображением профессии: повар, портниха, врач, продавец, трактористы, пастух, художник.

Логопед показывает картинку и спрашивает: «Что делает повар?»

Вариант: Вопрос задает один из друзей.


5. Исправь ошибки:

Играли в прятки.

Прятались все.

Коля в овес, Оля — за Кол_,

Егорка - за горк_,

Андрейка — за лейк_,

Тимоша - за кошк_,

Лена — за сено_,

Света - за ветк_,

Игнат - за ушат,

Филипп - за гриб.

Шарик пришел,

Сразу всех нашел.

6. «День рождения у козы».

У коровы день рождения. В гости придут разные звери. Для каждого коза приготовила угощение. Кошке - молоко, корове - траву, собаке - косточку, свинье — похлебку. Много хлопот у хозяйки-козы. По вот пришли гости. Сели очи за стол и с удовольствием съели угощение.

Корова жевала

Кошка лакала

Собака грызла

Гости ушли сытые и довольные.

7. Дополни предложение.

Полотер натирает что? (пол) Пылесос собирает что? (пыль)

Утюг гладит что?

Швейная машина шьет что?

Хлеборезка режет что? (хлеб, булка)

Картофелечистка чистит что?

Мясорубка мелет что?

8. Добавь слово.

К каждому слову-действию придумать ряд слов, которые называют предметы, отвечающие па вопрос винительного падежа:

Читаю что?

Мою что?

Слушаю что? _____

Жду кого?

Сажаю что?

Поливаю что?

Завязываю что?

Покупаю что?

Догоняю кого? _

Люблю кого?

9. Угадай, что я возьму для работы?

Водопроводчик -- мел, книгу, тетрадь Врач - весы, бумагу, товар Учитель - градусник, шприц, лекарство Продавец - доску, нож, кастрюлю, продукты

10. Что перепутал Буратино?

Буратино говорят детям: «Я ходил па лес. увидел белка. Белка прыгнула на дупло.»

11. Выполнение действий.

Оборудование: игрушки.

а) Логопед шепотом дает задание ребенку, который выполняет его.

I Дети строят фразу по увиденному:

Аня положила куклу на кровать.

Вова убрал карандаш в шкаф.

б) Логопед вызывает ребенка и говорит:

Положи кубик стол (на стол, под стол - ребенок не знает).

12. Измени форму слов:

Люблю кого? что? (мама, Родина, сад) Цепи что? (груд, забота, дружба) Береги что? (книга, игрушка, деревья, птицы) Запомни что? (сказка, песня, загадка, стихотворение)

Соблюдай что? (порядок, чистота, правило)

13. Назови свое любимое занятие.

Я люблю играть (в футбол). Я люблю ходить в (парк)

Я люблю читать

Я люблю смотреть

Я люблю слушать

13. Игра «Кто ловкий?»

Оборудование: детская посуда, игрушки Дети садятся па стульчики. Напротив ставятся 2 стульчика, па них предметы. 5-6 из разных категорий: посуда, мебель.

На расстоянии еще 2 стула. Вызываются 2 человека. По сигналу: «1,2,3 — бери посуду!» дети переносят предметы. Выигрывает тот, кто раньше перенес все предметы. Составляют предложение: «Я перенес чайник.»

14. Кто что делает?

Картинки с изображением детей, совершающих какое-либо движение.

Ответ: Оля поет песню (читает книгу, траст в мя ч).

- Я пропустила очень важное слово. Догадайтесь, какое.

- Убери карандаш ящик.

Положи вилку тарелку и т. д.

15. «Кому что» (Дикие животные)

а) Игра 13 мяч. Логопед называет животное, ребенок говорит, что он этому животному приготовит
на обед. Можно использовать картинное лото.

б) Усложнение: добавить лишние картинки.

в) Усложнение. Подобрать из картинок животное к данному «меню».

16. Собираемся на прогулку.

Оборудование: предметы одежды и обуви.

Логопед: На улице весна, тепло, бегут ручьи. Дима

открыл (Шкаф) и надел па себя сначала ___,

затем , потом и наконец .

17. Что я возьму, чтобы приготовить.

Щи — молоко, кружку, соль, сахар

Кашу - капусту, мясо, картофель

Компот - яблоки, сахар, воду

18. Что спрятано?

Оборудование: муляжи овощей, фруктов, мешочек.

Употребление нарицательных существительных в винительном падеже.

На ощупь определить, какой предмет. Я взяла ________свеклу).

Вариант: Развитие зрительного внимания: Запомнить предметы па столе. Закрыть глаза. Один предмет убирается.

19. Ответь на вопросы:

Дети любят маму, родителей, конфеты, игрушки, сладости.

  • Кого любят дети?
  • Что любят дети?

Маша запомнила песню, загадку, стихотворение, сказку.

— Что запомнила Маша?

Петя соблюдает порядок, чистоту, правила.

— Что соблюдает Петя?

20. Подбери картинку.

Утюгом гладят что? Веником подметают что? Лейкой поливают что? Холодильник замораживает что?

Тряпкой вытирают что? Ножницами режут что?

Вариант «Кукла идет па прогулку». Картинка времени года. Дети определяют, какое время года, и соответственно отбирают одежду для куклы.

Сообщают: Я надену на куклу вязаную красную шапку.

Вариант: Оборудование: картинки, на которых нарисованы сапки, лыжи, лопатка.

Логопед: На улице выпал снег. Ира пошла па прогулку. Что она взяла с собой?


Управление творительным падежом существительных.

1. Игра «Кто, чем защищается?»

Оборудование: картинки животных, птиц, фишки.

Ход игры: Логопед предлагает детям рассмотреть картинки с изображением животных и подумать: кто чем защищается?

Дети отвечают: «Слон защищается хоботом», «Собака…» защищается зубами», «Олень защищается рогами», «Еж защищается иголками», «Гусь защищается клювом», «Кошка защищается когтями» и т. д. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку, а выигрывает гот, у кого в конце игры фишек окажется больше.

2. Игра «Кто, чем питается?»

Оборудование: Предметные картинки с изображением животных; предметные картинки с изображением продуктов питания.

Ход игры: Детям раздаются картинки с изображением продуктов питания. Логопед показывает картинки с изображением животных, дети должны «покормить» это животное, используя свои картинки, при этом сказать фразу: «Дятел питается жуками и гусеницами». «Лошадь питается овсом и сеном». «Белка питается орехами и грибами». «Кошка питается мясом и молоком» и т.

3. Игра «Угадай, кем он работает?»

Оборудование: фишки

Ход игры: Логопед предлагает детям послушать короткие рассказы о людях разных профессии. Детям предстоит определить, кем работает repoй рассказа. Примерный рассказ: Этот человек работает в помещении, па нем халат. Он работаете клиентами: укладывает пм волосы в прическу, подстригает, бреет. Кем он работает? Дети должны ответить: «Этот человек работает парикмахером!» Тот, кто называет профессию первым, получает фишку, а выигрывает тот, кто наберет их к концу игры больше всех.

4. Игра «Скажи, что ты любишь?»

Ход игры: Логопед предлагает детям подумать, и скалить, что они любят.

Логопед говорит: «И люблю чайl с вареньем!» Дети дополняют: «Я люблю чай с печеньем! И люблю чай с молоком! И люблю чай с конфетами! Я люблю чай с пирожными!»

Логопед продолжает: «Я люблю хлеб с колбасой!» Дети высказывают свои варианты: «Я люблю хлеб с сыром! Я люблю хлеб с маслом!»

Игра заканчивается, когда логопед получит последний ответ ребят па свой вариант вопроса «Что ты любишь?»

Оборудование: предметные картинки с изображением веника, тряпки, тазиков с водой, полотенец, ваз с цветами.

Ход игры: Логопед предлагает детям помочь ей в составлении рассказа о брате и сестре, которые помогали маме. Для этого им нужно будет внимательно слушать рассказ и заканчивать фразу, опираясь на картинку, которую показывает логопед. Итак: «Мамы пет дома. Мы с (брат или сестра) решили убрать квартиру. Я подмел пол (веник), сестра стерла пыль влажной (тряпка). Брат вымыл посуду в (газ с водой), вытер чашки (полотенце). На стол мы поставили (ваза с цветами). Мама была довольна (помощники)».

5. Игра «Что чем делают?»

Оборудование: предметные картинки с изображением инструментов: пилы, топора, лопаты, иглы, ножа, ножниц и т. д.

Ход игры: предметные картинки раздают детям. Дети должны составить словосочетания, отвечая па вопрос «Чем?» Пилят, копают, шьют, режут и т. д.

6. Игра «Эрудит»

Ход игры: логопед задает вопрос, а дети должны быстро ответить на него. — Чем рисует художник?

Чем режут хлеб?

Чем гладят белье?

Чем едят суп?

7. Игра «Машенькино угощение»

Оборудование: маски животных.

Ход игры: Одна из девочек выбирается на роль Машеньки, остальным дают маски животных. Машенька зовет зверей к себе в гости и предлагает им угощение. Но вот беда: не знает она, кому что предложить! Животные должны себя назвать и подсказать Машеньке, чем же они питаются.

8. «Измени по образцу!»

Ход игры: детям предлагается изменить по образцу следующие словосочетания: вьется как вьюн — вьется вьюном

смотрит, как волчонок —

скачет, как козел —

вертится, как юла —

воет, как волк —

смотрит, как баран —

и т.п.

9. Игра «Кто за кем?»

Оборудование: фишки.

Ход игры: Дети делятся на две команды. Водящие стоят впереди команды, спиной к детям. Их задача вспомнить и сказать, кто за кем стоит? Правильный ответ поощряется фишкой.

10. Игра «За кем мы наблюдали в зоопарке?»

Оборудование: сюжетная картинка «В зоопарке» и набор предметных картинок с изображением диких животных.

Ход игры: Сюжетная картинка выставляется перед детьми. Логопед говорит: «Все вы наверняка бывали is зоопарке. Вспомните, за кем вы там наблюдали?» Дети рассказывают: «В зоопарке мы наблюдали за обезьянами, за тиграми, за жирафами» и т. д. Ребенок за правильный ответ получает на свой стол картинку с изображением животного, которого он назвал. Выигрывает самый наблюдательный (по количеству предметных картинок на столе).

11. Игра «С чем корзиночки?»

Оборудование: предметные картинки с изображением грибов, ягод, орехов.

Ход игры: Логопед говорит: «Пошли дети в лес, а в лесу много грибов, ягод, орехов. Набрали дети полные корзиночки. Скажите, с чем у них корзинки?» Дети говорят; «У них корзинки с грибами!» «У них корзинки с малиной!» т. д.

12. Игра «Угадай с чем?»

Оборудование:

Ход игры: логопед рассказывает, что на кухне готовят разные вкусные блюда: пекут пироги, варят супы, делают салаты и многое другое. Детям предлагается дополнить рассказ. «На первое варят суп. С чем же может быть суп?» - дети подсказывают: «Суп с мясом, суп с рыбой, суп с фасолью, суп с овощами» и так далее.

Логопед предлагает вспомнить, что можно приготовить на второе. Дети говорят: «Пюре с картофелем, пюре с маслом, пюре с овощами» и т. п.

Таким образом обыгрываются разнообразные блюда. Дети за верное дополнение получают фишки.

Управление предложным падежом существительных.

1. «Игра «Ателье»

Оборудована приемная в ателье. Выбирается приемщица, которая будет принимать заказы у детей.

Дети собирают образцы кусочки ткани, и заказывают разные виды одежды. При этом они должны сказать, что просят сшить (юбку, платье, пальго), из какой ткани, с какой отделкой.

Игра проводится в форме диалога.

2. «Угадай, что изменилось»

Оборудование: игрушки.

Ребенок определяет изменение в расположении предметов игрушек: мишка сидел па столе, сейчас под столом.

3. «Что нужно медвежонку»

Логопед раздает картинки: мыло, шарф, тарелка, зубная щетка, носки, шапочка, книги.

Логопед: «Медвежонок проснулся, встал, надел _________, хотел умыться. Он взял .

Чем он чистил зубы? Чем вытирался? Мишка умылся и пошел завтракать. Что ему дала мама? Нора идти в детский сад. Что он надел?»

4. «Птичка и кошка»

(предлоги: в, на, с, из, под)

Оборудование: избушка, дерево, скамейка, птичка, кошка, дед, бабка, кукольный театр.

Логопед расставляет игрушки на столе. Посередине избушка, перед нею садик, в саду дерево, под ним скамейка.

Дети дополняют предложения, сказанные логопедом, и расставляют предметы.

-- Дед вышел откуда? (из избушки)

  • И сел куда? (па скамейку)
  • Под чем? (под деревом)

-- Птичка сидела где? (на дереве) и пела. Услышала ее кошка и прыгнула.

— За кем? (за птичкой)

- Куда? (на дерево)

  • Но птичка улетела и села.
  • Куда? (па крышу избушки)
  • Кошка полезла за кем? (за птичкой)
    Но птичка улетела.
  • бабушка вышла откуда? (из избушки)
  • Рассердилась на кого? (па кошку)
  • И прогнала ее куда? (па чердак)

5. Работа по сюжетной картинке и схеме предлогов.

Составление предложений по картинке. По схеме найти употребленный предлог. Показать па схеме предлог. Составить предложение с этим предлогом.

6. «Всякой вещи свое место».

Оборудование: картинки — шкаф, мыльница, футляр для зубной щетки, пенал и т. д.

— Где хранят платья, книги, ручки, чашки. Вилки, зубные щетки и т. д.

7. «Где изготовляют?»

Картинки: фабрика, типография, завод, пекарня.

  • Где пекут хлеб?
  • Где делают машины?
  • Где печатают книги?
  • Где ткут ткани? И т. д.

8. «Как люди передвигаются?»

По суше. По воде. По воздуху Словарь:

а) лошадь, машина, автобус, мотоцикл, трамвай, велосипед, ослик, олень, собаки, верблюд.

б) плот, лодка, катер, пароход.

в) самолет, вертолет, ракета.

Образец фразы: люди едут па лошади по суше (земле).


9. «Лес и двор»

У детей картинки с изображением животных. На столе две большие картины с изображением леса и двора у дома. Дети берут свою картинку и определяют, где кто живее:

«Это лиса. Она живет в лесу».

10. «Ответь на вопросы и нарисуй»

Где растут грибы? (в лесу)

Где растут ягоды? (в лесу, саду)

Где плавает рыбка? (аквариум, река, море)

Где живет крокодил? (Африка)

Где пасется корова? (луг, пастбище)

Где стоит машина? (улица, гараж)

Где растет картофель? (поле, (пород)

11. «Что где растет»

Логопед показывает картинки овощей, ягод, фруктов, грибов.

Дети кидают мяч друг другу и говорят: «Грибы) растут в лесу, ягоды растут в саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Винительный падеж и именительный падеж неодушевлённых имён существительных

Презентация к уроку  русского языка 4 класс "Школа 2100", тема " Винительный и именительный падеж неодушевлённых существительных"...

Падежи имен существительных. Упражнение в определении падежей.

Цели:Образовательная:- отличать имена существительные от других частей речи;- уметь ставить вопрос и определять падеж имен существительных; Развивающая:- умение общаться, вести диалог;- умение за...

Управление здоровьем - управление жизнью. Саморегуляция в школе.

              При большой и напряжённой работе необходимо в полной мере реализовать приоритет здорового образа жизни, который предусматривает постоянную забот...

Конспект логопедического занятия по теме "Управление. Творительный падеж"

Конспект логопедического занятия по теме "Управление. Творительный падеж" .Логопедическое заключение  «Общее недоразвитие речи (III уровень)», подготовительный специальный (коррекционный) класс V...

Технология эффективности управления и организации учебного процесса по методу Лысенковой С.Н. : перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении»

Дети с ОВЗ слабо усваивают программный материал. Им просто не хватает времени для усвоения темы.Поэтому я использую в своей работе технологию  С. Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение ...

Основные подходы к решению проблемы управления и воспитания в понятиях управления

Подходы к управлению качеством в образовательной организации в настоящее время широко исследуются. Так, системологический  подход к управлению качеством образования и его оценке развивается в исс...

Русский язык. 3 класс. Школа России. Тема. Все падежи. Признаки падежей. Упражнение в определении падежей

способствовать формированию умения определять падежи имён существительных по падежному вопросу...