Русский язык. 3 класс. Школа России. Тема. Все падежи. Признаки падежей. Упражнение в определении падежей
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

способствовать формированию умения определять падежи имён существительных по падежному вопросу

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_3_kl.docx40.77 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. 3 кл. Школа России

Тема: «Все падежи. Признаки падежей. Упражнение в определении падежей»

Цель урока: способствовать формированию умения определять падежи имён существительных по падежному вопросу.

Планируемые результаты:

Предметные: овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета; умеют опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Личностные: проявляют интерес к изучаемому предмету на протяжении всего времени.

Метапредметные:

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; определяют и формулируют  цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Познавательные: осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях. 
Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме.

Средства обучения: учебник «русский язык» класс 3 класс, 2 часть, раздаточный материал.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мобилизующая часть урока

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Он пойдёт сегодня впрок.

Постарайтесь всё понять,

Что-то новое узнать.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

II. Актуализация знаний

1.Проверка д/з

Печатная тетрадь с.21

2. Чистописание

- Сегодня на уроке мы отработаем написание заглавной буквы К в соединении со строчной буквой я, написание строчной буквы к в соединении со строчной буквой  р. Кя, кр.

3. Словарная работа

1. Знакомство с новым словарным словом.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с таким словарным словом:

Гроздья ароматные,
Синие, приятные.
Расцвела в весенний день
И нас радует …
(Сирень)

2.Лексическое значение слова

- Кто из вас знает значение слова сирень?

 Род кустарников, принадлежащий семейству Маслиновые. Род включает около тридцати видов, распространённых в диком состоянии в Юго-Восточной Европе и в Азии, преимущественно в Китае.

  • Интересный факт: Своё родовое название сирень получила в честь одного из персонажей древнегреческой мифологии — наяды Сиринги.

Легенда о сирени из Древней Греции

Поскольку у Греков окутаны легендой все растения, мимо сирени они конечно так же не прошли. По их легенде однажды вышел на прогулку бог лесов и лугов по имени Пан. Во время прогулки он дошел до реки, там у воды он увидел речную нимфу по имени Сиринга. Он так ею залюбовался что просто не мог удержать себя в своем желании поговорить с ней и пошел к нимфе. Но нимфа очень испугалась Пана и от страха стала убегать. Пан помчался со всех ног за нимфой, но как только он стал нагонять её она вдруг превратилась в прекрасны куст, это был куст сирени. Считается что именно имя Сиринга и дало название сирени.

Но на этом эта легенда не заканчивается. Так же есть мнение у Греков что слово сирень произошло из Греческого слова SYRINX, что означает Дудка. Если из ветви сирени извлечь мягкую сердцевину, то получится полая трубка. Согласно все той же легенде бог Пан взял ветвь сирени и сделал из неё флейту.

По другим источникам Сиринга не превращалась в сирень, а превратилась в тростник и именно из тростника Пан сделал себе флейту.

Которая из этих легенд правдива конечно проверить не сможет никто. Нам только остается читать и слушать эту прекрасную легенду.

Гадание на цветках сирени

Всем известно, что многие девушки очень любят погадать. Сирень они так же не обошли стороной. Издревле девушки гадали на сирени. Происходило это так что девушка загадывала свое желание беря в руки гроздь сирени, а затем искала на ней цветочек с четырьмя лепестками. Если находила, то считалось что желание сбудется. Найдя такой цветок его съедали на счастье и удачу чтобы желание наверняка сбылось или засушивали цветочек в книге и хранили до исполнения желания.

А вот найти на грозди сирени цветочек всего с тремя лепестками считалось очень плохой приметой.

3.Сравнение написания и произношения, транскрипция слова, определение ударения

сирень — слово из 2 слогов: си-рень.

Ударение падает на 1-й слог.

 Транскрипция слова: [с’ир’ин’].

4.Подбор однокоренных слов

Часть речи слова сирень — существительное, корень слова — сирен, имеет следующие однокоренные слова: сирена сиреневатый сиреневый сиренный, сиренька 

Родственные слова для «сирень» — это слова имеющие корень «сирен», принадлежащие к различным частям речи, и при этом близкие по смыслу.

Важно! Не являются однокоренными, омонимичные корни имеют одинаковое написание, но разное лексическое значение.

Сирена, сиреневод

5.Составьте предложение с данным словом

Выполняют проверку домашнего задания.

Выполняют чистописание.

Выполняют словарную работу, осуществляют взаимопроверку.

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Итак, ребята, мы говорим про падежи. Давайте вспомним сказку о названии падежей, с которой мы познакомились.

Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать

Именительный.

Родился - стал

Родительный.

Пока он был малышом, ему все давали, и стал он

Дательный.

Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и стал он

Винительный.

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал

Творительный.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и называли теперь

Предложный.

- Какова тема нашего урока? (Падежи имён существительных)

- Какая будет цель урока?

Определяют тип словосочетаний, открывают тему урока, ставят цели.

IV. Первичное усвоение новых знаний

1.Уточнение правила с. 58

2. Осложненное списывание

107. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы и предлоги.

upr. 107, c. 59

Выделите в глаголах приставки, подчеркните предлоги. Над каждым именем существительным укажите падеж.

Объясните, как вы понимаете значение выделенных фразеологизмов.

Обвести вокруг пальца - обмануть.
Прокатить с ветерком - быстро.

 3. Физкультминутка

Анализируют словосочетания, отвечают на вопросы учителя.

Читают правило.

Приводят примеры.

V. Первичная проверка понимания

 

1.Работа у доски

- А сейчас мы с вами просклоняем имена существительные у доски.

И.п  рябина;    радио; тетрадь

Р.п  рябины;   радио; тетради

Д.п  рябине;    радио; тетради

В.п  рябину;    радио; тетрадь

Т.п  рябиной;  радио; тетрадью

П.п  рябине;    радио;  тетради

2. Осложненное списывание

Карточка№1

Запиши словосочетания с данными существительными. Обозначь падеж существительных.

Привет (кому?) (брат, сестра)___________________________

Радовался (чему?) (весна, праздник)______________________

Писать (чем?) (перо, мел)_______________________________

Рассказывать (о ком?) (лиса, сова, ёж)_____________________

Урожай (чего?) (овёс, пшеница)__________________________

Рассказ (кого?) (ветеран, гость)___________________________

Выполняют упр. 2 на с. 133 у доски.

VI.Первичное закрепление

  1. Самостоятельная работа

Карточка №2

Впиши подходящие по смыслу предлоги, укажи падеж существительных.

Добежать ….. реки, (до р.п) подъехал …. заводу, (к, д.п) читал …. животных, (о, п.п) смотрел …. картину, (на, в.п) нашёл … портфеле, (в, п.п) поставил … полку, (на, в.п.) ушёл … другом, (с, т.п) увидел … кроватью, (над, т.п) поздравление … мамы, (от, р.п) поскакал … дороге (по т.п)

  1. Работа в парах

Карточка №3

В скобках укажи падеж.

появился (на чём?) на ветках ( )

на ветках (чего?) березы ( )

покрывают (что?) землю ( )

украсились (чем?) инеем ( )

летит (на что?) на землю ( )

летит (с чего?) с ветки ( )

бежал (по чему?) по снегу ( )

Выполняют самостоятельно задание на карточках, осуществляют взаимопроверку.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

- Откройте дневник и запишите домашнее задание. Выполнить упр. 104 с. 58

Записывают домашнее задание.

VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Сколько же падежей в русском языке?

- Назовите падежи с падежными вопросами.

Отвечают на вопросы.

Приложение 1

Карточка№1

Запиши словосочетания с данными существительными. Обозначь падеж существительных.

Привет (кому?) (брат, сестра)___________________________

Радовался (чему?) (весна, праздник)______________________

Писать (чем?) (перо, мел)_______________________________

Рассказывать (о ком?) (лиса, сова, ёж)_____________________

Урожай (чего?) (овёс, пшеница)__________________________

Рассказ (кого?) (ветеран, гость)___________________________

  1. Самостоятельная работа

Карточка №2

Впиши подходящие по смыслу предлоги, укажи падеж существительных.

Добежать ….. реки,  подъехал …. заводу, читал …. животных, смотрел …. картину, нашёл … портфеле, поставил … полку,  ушёл … другом, увидел … кроватью, поздравление … мамы, поскакал … дороге

  1. Работа в парах

Карточка №3

В скобках укажи падеж.

появился (на чём?) на ветках ( )

на ветках (чего?) березы ( )

покрывают (что?) землю ( )

украсились (чем?) инеем ( )

летит (на что?) на землю ( )

летит (с чего?) с ветки ( )

бежал (по чему?) по снегу (..)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.

Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...

Презентация к уроку русского языка. Программа "Школа России". Тема " Перенос слов"

Презентация к уроку русского языка в 1 классе. Слайды с заданиями по теме "Перенос слов"...

Технологическая карта урока по русскому языку УМК Школа России Тема " Обощение изученного об имени прилагательном" 4 класс

Технологическая карта урока по русскому языку УМК Школа России Тема " Обощение изученного об имени прилагательном" 4 класс...

Конспект урока для 3 класса. Школа России. Тема: Обобщение знаний о падежах имён существительных.

Предмет: Русский язык.Класс: 3Тема урока: Обобщение знаний о падежах имён существительных.Цели урока: Создать условия для закрепления и обобщения знаний учащихся о падежах имён существительных.Планиру...

4 класс Русский язык УМК «Школа России» Тема урока: «Неопределённая форма глагола». Тип урока: Урок постановки и решения учебной задачи

4 класс Русский языкУМК «Школа России»Тема урока: «Неопределённая форма глагола».Тип урока: Урок постановки и решения учебной задачи...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России". Тема: Единственное и множественное число глаголов, 2 класс

Цели деятельности учителя: актуализация знаний о глаголе, как части речи; формирование умения определять число глаголов, изменять глаголы по числам, употреблять глаголы в определённом числе.Плани...