Специфика логопедического сопровождения учеников первых классов в общеобразовательной школе
учебно-методический материал по логопедии (1 класс)
Данная работа посвящена вопросам организации и проведения логопедической работы с первоклассниками. В ней рассматриваются основные цели и задачи коррекционной деятельности, направленные на устранение речевых нарушений у детей, начинающих обучение в школе. Особое внимание уделяется диагностике, а также различным подходам к проведению индивидуальных и групповых занятий. В документе подчеркивается важность раннего выявления речевых проблем и своевременной помощи детям для успешной адаптации к учебному процессу и полноценного развития коммуникативных навыков.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 14.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическая работа с первоклассниками – важный этап в образовательном процессе ребенка. В этом возрасте дети начинают активно осваивать школьную программу, и для успешного обучения необходимо обеспечить правильное развитие речи.
Что же должен уметь первоклассник? Он должен правильно произносить все звуки, определять наличие заданного звука в слове и его расположение. Ребенок должен безошибочно произносить слова сложной слоговой структуры, типа: строительство, мотоциклист и т.д. Первоклассник должен уметь четко отвечать на поставленный вопрос полным предложением и строить предложения без ошибок в окончаниях слов, в употреблении предлогов. Словарный запас ребенка должен содержать более 3500 слов, он должен пересказывать текст, сохраняя все смысловые звенья.
Наличие у первоклассников даже самых слабых нарушений речи ведет к серьезным проблемам в усвоении школьной программы. У ребенка проявляются трудности выражения своих мыслей, налаживания контакта с учителями и одноклассниками, усвоении учебного материала (сложности понимания прочитанного, написания слов и др.).
Основная цель логопедической работы с первоклассниками - преодолеть нарушения устной речи и предупредить нарушения письменной речи для успешного освоения школьной программы.
В начале учебного года школьный логопед проводит диагностику устной и письменной речи учащихся начальных классов. Логопедическое обследование позволяет выявить тех детей, которым квалифицированная логопедическая помощь требуется в первую очередь. После проведения диагностики логопед оформляет документы и комплектует группы.
Учитель начальных классов также может заметить ряд логопедических трудностей у первоклассников, которые влияют на развитие речи, обучение чтению и письму. Обычно это проблемы с произношением звуков (замены, искажения), нарушения темпа и ритма речи (заикание, тахилалия, брадилалия), недостаточное понимание правил построения предложений (аграмматизмы, простота высказываний), трудности с развитием фонематического слуха (неспособность различать похожие звуки), затруднения с усвоением письма и чтения, особенности поведения и эмоциональная реакция на речь (страх публичных выступлений, отказ от участия в речевых заданиях). Если у учителя возникают подозрения на логопедические нарушения, рекомендуется незамедлительно проконсультироваться с логопедом для дальнейшей диагностики и коррекции.
На логопедических занятиях с первоклассниками осуществляется развитие и коррекция всех компонентов речи с учетом возрастных, психических и физических особенностей ребенка. Логопедическая работа направлена на исправление нарушений в устной речи, на создание условий для успешного овладения чтением и письмом, на развитие коммуникативной функции речи.
Первоклассники с нарушением звукопроизношения занимаются с логопедом индивидуально, занятия длятся 20 минут и проводятся 2-3 раза в неделю. Дома родителям важно закрепить изученное на занятиях. Ребенок будет стараться произносить все звуки правильно, когда почувствует, что родители рады его успехам. Если же родители проявят безразличие, то четкая и разборчивая речь сформируется нескоро.
Первоклассники с нарушениями фонематического слуха и лексико-грамматического строя речи занимаются малыми группами 2-3 раза в неделю. Их занятие длится 40 минут. На этих занятиях дети учатся хорошо различать звуки русского языка, правильно делить слова на слоги, определять место звука в слове. Учащиеся расширяют свой активный словарь, учатся правильно изменять слова, составлять рассказы по сюжетным картинкам и пересказывать тексты детских произведений.
На занятиях с первоклассниками широко используется наглядный материал, позволяющий сформировать интерес ребенка к знаниям и повысить эффективность логопедических упражнений. Большая часть занятий с первоклассниками проводится в игровой форме. Игровая деятельность на логопедических занятиях позволяет создать непринужденную обстановку, снизить общее эмоциональное напряжение, сформировать познавательный интерес и мотивацию.
Таким образом, своевременная логопедическая помощь первоклассникам по постановке и дифференциации звуков в сочетании с работой по слуховому восприятию, развитию лексико-грамматического строя речи и обогащению словарного запаса предупреждает ошибки на письме и при чтении, играет важную роль в формировании полноценной личности ребенка, способной успешно справляться со школьной программой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект группового логопедического занятия с учениками 3 класса специальной коррекционной школы VIII вида с СНР средней степени по теме: «Зимующие птицы».
Закрепление навыка диалогической речи, обогащение словарного запаса по теме "Зимующие птицы"....

Индивидуальная коррекционная программа в процессе сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательной школе
программа и планирование...
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ «СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ» VIII ВИДА.
Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире и...
«Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе в условиях инклюзивного образования»
Педагогическая деятельность тьютора в условиях реализации инклюзивной практики заключается в индивидуальной работе с детьми с ОВЗ в ходе образовательного процесса и процесса социализации; способствует...
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ «СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ» VIII ВИДА
Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся.В системе обучения логопедия изначально интегрированный курс, включающий ...
Программа психолого-педагогического сопровождения ученика первого класса начальной школы с умственной отсталостью
Получение образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья должно являться комплексной работой всех специалистов, имеющих отношение к образовательному процессу, в том числ...

Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе .
В настоящее время всё больше обучающихмя имеют ОВЗ. Каждый такой ребёнок индивидуален и нуждается индивидуальном подходе. Катра маршрута логопедического сопровождения - лучший помощник учи...
