Развивающие игры с карандашами
картотека по логопедии
Массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие, способствуют овладению тонкими движениями пальцев, улучшают трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук.
Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Серия «По совету логопеда»
Учиель-логопед
Белова М.Б.
Картотека упражнений
"Играем с карандашами"
Зачем необходимо развивать мелкую моторику?
Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики ребенка, тем проще ему будет осваивать речь.
От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас ребенка.
Массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие, способствуют овладению тонкими движениями пальцев, улучшают трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук.
Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.
Рекомендации
• Сначала все упражнения надо выполнять медленно. Следите, чтобы ребенок правильно воспроизводил положение кисти или пальцев и переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите ему или научите помогать себе второй рукой.
• Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем другой, после этого двумя руками одновременно.
• Каждому упражнению соответствует своя рифмовка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их знакомыми рифмованными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой и ему будет легче контролировать выполнение заданных движений.
ПРОСТЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С КАРАНДАШОМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Рекомендуется школьникам между выполнением домашнего задания.
Упражнение 1. «Утюжок»
(Прокатывание карандаша по поверхности стола).
Я качу, качу, качу
Карандаш куда хочу.
Вправо - влево, вверх и вниз.
Карандаш, крутись, крутись!
Карандаш я покачу
Вправо–влево – как хочу.
Упражнение 2. «Добывание огня»
(Прокатывание карандаша между ладонями).
Карандашик тру, кручу
Я огонь добыть хочу
Упражнение 3. «Прятки»
(Сжимание карандаша в кулачке)
Карандашик я сжимаю –
В прятки с ним вот так играю.
Упражнение 4. «Пианино»
(Нажимание на карандаш поочередно кончиками пальчиков).
Сейчас сяду к пианино -
Заиграют пальцы дивно.
Буду ноты изучать,
По порядку называть:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до!
До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до!
Упражнение 5. «Качели»
(Прижимание попеременно указательным и безымянным пальцами концов карандаша к поверхности стола).
Мы уселись на качели,
И качели полетели.
Раз - и вверх, два - и вниз.
Только, карандаш, держись!
Упражнение 6. «Догонялки»
(Вращение карандаша вокруг своей оси пальцами обеих рук).
Карандашик я возьму,
Его ловко покручу.
Упражнение 7. «Горка»
(Скатывание карандаша с тыльной стороны ладони пальчиками рук).
Карандаш мы в руки взяли
И на горку побежали.
Карандаш, скорей садись!
Мы помчимся с тобой вниз!
Упражнение 8. «Юла»
(Вращение карандаша по кругу на столе большим и указательным пальцами).
Карандашик я кручу,
Поиграть с ним так хочу:
Буду по столу катать,
Его из рук не выпускать.
Упражнение 9. «Вертолёт»
(Вращение карандаша между большим, указательным и средним пальцами).
Заведем мы вертолет
И отправимся в полет.
Раз, два, три -
Скорей садись!
Карандаш, крутись, крутись!
Упражнение 10. «Подъемный кран»
(Поднимание карандаша с поверхности стола одним пальцем).
Карандаш я положу,
Одним пальцем подцеплю.
Высоко подниму,
Крепко - накрепко сожму.
Упражнение 11. «Ладошка»
Обрисовка ладони, лежащей на столе, тупым концом карандаша с массирующими движениями межпальцевой зоны.
Понарошку, понарошку
Нарисую я ладошку.
Раз. Два. Три. Четыре. Пять.
Буду пальчики считать!
Упражнение 12. «Передай другому»
Передача карандаша каждому пальчику поочередно.
Пальчик, пальчик, не зевай!
Карандаш передавай!
Упражнение 13. «Скольжение»
(Продвижение пальчиков вверх и вниз по длине карандаша)
С карандашиком дружу,
По нему скольжу, скольжу.
И раз, два, три, -
Крепко пальцы ты сожми.
Упражнение 14. «Пропеллер»
(Вращение карандаша между выпрямленными пальцами).
Раз, два, три, -
Мотор включился
и пропеллер закрутился.
Пальчик, пальчик, ты не спи!
Быстрее карандаш крути!
Упражнение 15. «Волчок»
Вращение карандаша указательным и большим пальцами.
Вращай карандаш на столе двумя пальцами сначала одной рукой, а потом другой. Попробуй это сделать то же большим и средним пальцами.
По столу круги катаю,
Карандаш не выпускаю.
Рекомендации для воспитателей:
- Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе.
- В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей рук ребенка.
- Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.
- Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития ребенка.
- Сначала взрослый показывает выполнение упражнения, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.
- Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если ребенок затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.
- Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.
- Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.
- Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие факультатива "Развивающие игры". Тема: "Волшебный круг" - игра на воссоздание силуэтов"
Данная игра развивает пространственные представления детей, воссоздавая силуэты ракеты, человека, ножниц, улитки, дельфина; развивает образное и логическое мышление, смекалку, сообразительность. расши...
"Развивающие игры и как в них играть"
Совместное проведение занимательных игр с родителями и детьми "Развивающие игры и как в них играть"(за круглым столом)...

Коррекционно-развивающие игры: Играй, думай,считай.
Способствовать развитию у воспитаников вниманию, восприятия увиденного, память, мышление, устной речи и эмоционнально-волевой сферы, то есть развитие положительных черт характера....

Развивающие игры для коррекционно-развивающих занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Развивающие игры для коррекционно-развивающих занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Интерактивная игра "Помоги Карандашу подписать картины"
Игра для 2-3 классов направлена на закрепление написания словарных слов. Может использоваться ккак на уроках, так и во внеурочной деятельности.Ученику необходимо выбрать правильную букву и нажать на н...



