Итоговая работа по логопедии
статья по логопедии
В данной итоговой работе представлен опыт работы с детьми с заиканием
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 62.98 КБ |
Предварительный просмотр:
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
УПРАВЛЕНИЯ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
ИТОГОВАЯ (КОНТРОЛЬНАЯ) РАБОТА
на тему
«Особенности логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у детей с заиканием»
по программе повышения квалификации (профессиональной переподготовки) «Учитель-логопед»
период обучения: с по
Выполнил: Шагиева И.Б.
Проверил: Долгих А.Н.
Тюмень, 2025
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………….………………………... | 3 | |
1 | ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ ……………………………………………………………… | 6 |
Психолого-педагогическая характеристика заикающихся дошкольников | 6 | |
Методы преодоления темпо-ритмических нарушений у детей у заикающихся детей дошкольного возраста ………………………………… | 9 | |
2 | КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИ ЗАИКАНИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | 12 |
Заключение ………………………………………………………………………... | 20 | |
Список использованных источников……………………………………………. | 24 | |
Приложение 1….…………………………………………………………............... | 26 | |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Заикание является одним из распространенных речевых нарушений, которое характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью лечения. Возникая в сенситивный период развития (от 2 до 6 лет) заикание ограничивает коммуникативные возможности ребенка, искажает развитие личностных качеств, затрудняет его социальную адаптацию. В начальной стадии заикание чаще имеет легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале, заикание может со временем усилиться и вызвать у ребенка болезненные переживания, страх перед речью. Чем больше проходит времени с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка.
Заикание – одна из сложнейших проблем логопедии, как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Как известно, вопросами коррекционной логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений речи у детей младшего школьного возраста занималось множество таких ученых, как Г.А. Волкова, Р.Е. Левина, Н.Ю. Морозова, Л.Г., Парамонова, С.В.Леонова, и др., которые отмечали, что для того, чтобы разработать эффективные методы и формы работы по устранению нарушений темпо-ритмической стороны речи у заикающихся школьников, важная роль отводится грамотной диагностике причин, вызывающих нарушения.
В связи с этим в общей проблеме заикания особое место занимает дошкольный возраст. Тщательно проведенная предупредительная и коррекционная работа в этом возрасте, построенная на разностороннем учете факторов, способствующих возникновению дефекта, может существенно снизить процент заикающихся школьников, подростков и взрослых.
В дошкольном возрасте легче преодолеваются недостатки развития, и наиболее результативно может проводиться логопедическая работа, охватывающая все компоненты речевой системы.
От логопеда требуется не только знание практических приемов коррекции речи при заикании, но и понимание целостной клинической и психолого – педагогической картины этого сложного патологического состояния, а также знание клинических проявлений невротических и неврозоподобных состояний. Только при этом условии могут быть правильно интерпретированы психофизиологические, психологические, психолого – педагогические данные о заикающихся и определено направление реабилитационных и профилактических мероприятий.
Вместе с тем: недостаточная представленность в современной методической литературе психолого-педагогической характеристики заикающихся дошкольников делает нашу проблему актуальной.
Цель исследования – выявить особенности логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у детей с заиканием.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у детей с заиканием;
- изучить методы преодоления темпо-ритмических нарушений у детей у заикающихся детей дошкольного возраста;
- составить комплексную систему воздействия при заикании у детей дошкольного возраста.
Методы исследования: изучение и анализ научной литературы; изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности логопедов дошкольных образовательных учреждений.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ |
Психолого-педагогическая характеристика заикающихся дошкольников |
Заикание является наиболее сложным речевым расстройством, которое может возникнуть в период формирования речи. Эта речевая патология представляет собой сложный симптомокомплекс, который включает в себя нарушения темпа, ритма, мелодики речи, координации в работе мышц речевого аппарата, в связи с которыми возникают речевые судорожные запинки.[1]
Заикание – это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение.
Данное речевое нарушение чаще возникает у дошкольников. При поступлении детей в школу, количество заикающихся быстро увеличивается. Это связано непосредственно с тем, что начало школьного обучения часто способствует обострению заикания, т. к. дети находятся в новой речевой среде. Данные школьники нуждаются в помощи логопеда уже с первых дней обучения. Без оказанной помощи логопеда дети начинают испытывать затруднения в ходе обучения и общения.
Вовремя оказанная и систематическая помощь дает возможность преодолеть заикание и обусловленные им отрицательные последствия. Большинство ученых относят заикание к неврозам, прослеживая связь заикания с нарушением регуляции коры головного мозга и дающие отрицательные сдвиги в работе стриопаллидарной системы.
Психолого-педагогическая характеристика заикающихся дошкольников включает следующие особенности:[2]
Ограниченные интонационные возможности. Недостаточная модуляция голоса по силе и высоте, нарушения координации движений дыхательной, голосовой и артикуляторной мускулатуры, ослабленное речевое дыхание, короткий речевой выдох, сбои дыхательного ритма во время речевого акта.
Трудности с организацией коммуникативной деятельности. Снижение потребности и эффективности речевого взаимодействия, ограничение коммуникативного потенциала.
Особенности поведения. Тревожность, мнительность, боязливость. С возрастом проявляется неуверенность в своих силах, а позже развивается низкая самооценка и боязнь речевого общения.
Затруднения в игровой деятельности. Дети чаще выступают в роли зрителей или берут на себя подчинённые роли, отказываются от игр со сверстниками. Возможные нарушения движений. Некоординированность, несоразмерность усилий, двигательные уловки, несобранность, неуклюжесть.
С учётом причинной обусловленности и особенностей проявления заикания выделяют его невротическую и неврозоподобную формы.
Заикание чаще всего проявляется в дошкольном возрасте от 2 до 6 лет, т.е. есть в момент становления речи. Ограниченные интонационные возможности дошкольников с заиканием характеризуются рядом особенностей:
− недостаточная модуляция голоса по силе и высоте;
− нарушения координации движений дыхательной, голосовой и артикуляторной мускулатуры;
- нарушения дыхательной функции: ослабленное речевое дыхание,
короткий речевой выдох, сбои дыхательного ритма во время речевого акта;
- трудности восприятия и воспроизведения детьми эмоциональных
значений интонации;
- нарушения мелодического компонента интонации (трудности мелодического оформления повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний);
- нарушения темпо-ритмической организации высказывания.[3]
Неврозоподобное заикание, в отличие от невротического, развивается
постепенно и без видимой связи с какими-либо внешними обстоятельствами. Течет такое заикание или стационарно, как бы «на одной ноте», или равномерно усиливаясь, но без характерных для невротического заикания постоянных колебаний и неустойчивости в проявлении симптомов.
У детей с невротической формой заикания общественные отношения нарушаются постепенно по мере хронификации речевой патологии и осложнений ее вторичными явлениями. При неврозоподобной форме заикания развитие общественных отношений существенно отстает в своем развитии от нормы.
Итак, несмотря на недостаточную изученность психолого-педагогической характеристики темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников, можно сделать следующие выводы: традиционные классические и современные исследования показывают теснейшую взаимосвязь заикания с психофизическим состоянием заикающихся (особенно с эмоционально-волевой сферой), с его личностью в целом, с его отношениями и установками на окружение. Это определяет необходимость осуществления психолого-педагогического подхода в изучении и коррекции заикания.
Методы преодоления темпо-ритмических нарушений у детей у заикающихся детей дошкольного возраста
К нарушениям темпа речи относятся тахилалия и брадилалия. Эти дефекты могут выражаться в разной степени. Легкая и средняя степени мало беспокоят. При тяжелой степени нарушается процесс коммуникации, и расстройства темпа речи определяются как патологические.[4]
Развитие, проявления и методы коррекции этих дефектов различны. Исследования показывают, что тахилалия и брадилалия могут быть лишь внешним проявлением изменения мозговых процессов. Поэтому для их преодоления необходимы неврологическое обследование и комплексное воздействие: медикаментозное, психотерапевтическое, логопедическое.
Тахилалия (от греческого слова tachus, что означает «быстрый», и lalia – речь) — форма нарушения устной речи, выражающаяся в патологически быстром темпе речи, которая не сопровождается дефектами фонетического, лексического и грамматического строя. Тахилалия возникает при патологическом преобладании процессов возбуждения над процессами торможения.
Речь отличается неудержимой стремительностью. При торопливости могут появляться расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, неясность произношения фраз и т.д. Однако при привлечении внимания к речи запинки исчезают.
Брадилалия - патологически замедленный темп речи. Патогенез брадилалии, по мнению большинства исследователей, связан с нарушением нейродинамики, патологическим преобладанием тормозных процессов, доминирующих над процессами возбуждения. Некоторые исследователи употребляют термин брадифразия.
Формы и методы коррекционного воздействия при устранении темпо-ритмических нарушений у детей.[5]
Специальная коррекционно-педагогическая работа по преодолению темпо-ритмических нарушений речи проводится на фоне медицинского воздействия, направленного на нормализацию деятельности нервной системы. Так как изменения в речи имеют под собой явную неврологическую причину, нужно чтобы работа логопеда сочеталась с неврологическим наблюдением и лечением.
Лечебный комплекс может включать курсы фармакотерапии, специальной лечебной физкультуры, массажа, бальнеотерапии, физиотерапевтического лечения и все возможные меры, применяемые для стабилизации нервной системы и приведения ее в равновесие.
С целью стимуляции речевой активности у пациентов с брадилалией проводится психотерапия, аутогенные тренировки.
Таким образом, видами темпоритмических нарушений у дошкольников с заиканием, является:
- Сниженная интонационно-выразительная окраска речи. Голос либо тихий, либо чрезмерно громкий, не удаётся модуляция по высоте и силе голоса.
- Нарушение тембра речи. Иногда появляется назальный оттенок.
- Ускоренный темп речи. При этом быстрый темп постоянно прерывается вынужденными паузами, в результате чего произношение речевого абзаца может оказаться значительно замедленным.
- Повторы одного и того же элемента (звука, слога, слова). Также наблюдаются задержки и остановки при произнесении, непреднамеренные паузы, эмболофразические вставки, речевые уловки и другие.
Таким образом, выделяется несколько факторов, которые провоцируют изменения темпа речи:
- Наследственность (по результатам исследований в семье, где есть ребенок с тахилалией, как правило, всегда находится близкий родственник с таким диагнозом).
- Склонность детей к подражательству. Слыша речь в быстром темпе, ребенок начинает говорить так же.
- Различные поражения нервной системы, в результате чего происходит повышение темпа моторики и разговорной речи — нейроинфекции, черепно-мозговые травмы, неврологические заболевания.
- Неврозы и неврозоподобные состояния.
2. КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИ ЗАИКАНИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
На основе анализа методической литературы и обобщения опыта по изучаемой проблеме выработан комплексный подход в проведении коррекции заикания у дошкольников.
Коррекция заикания – сугубо индивидуальный процесс в каждом случае, поэтому каждый ребенок был проконсультирован и обследован всеми специалистами. В основе работы использован индивидуальный подход к изучению и преодолению заикания у детей (по В.И. Селиверстову).
Затем были определены основные направления коррекционно-педагогической работы:
- Создание охранительного речевого режима.
- Регуляция эмоционального и мышечного состояния (снятие мышечного и эмоционального напряжения). Обучение навыкам релаксации, формулам внушения состояния расслабления.
- Развитие моторных функций. Развитие координации слова и ритмизованного движения.
- Формирование фонационного (речевого) дыхания.
- Работа над плавностью речи в различных ее формах. Развитие интонационных характеристик речи.
- Воспитание личности заикающегося ребенка.
Рассмотрим более подробно каждую составляющую комплекса воздействия:
I. Создание охранительного речевого режима - ограничение речевого общения и организация щадящего речевого режима. Этот режим вводится в самом начале коррекционной работы и помогает создать условия для затухания неправильной речевой привычки, позволяет подготовить нервную систему ребенка к формированию нового речевого навыка.
Учебная и повседневная жизнь заикающихся организовывается так, чтобы свести речь детей к минимуму. На занятиях педагоги ограничиваются сообщением какого-либо материала и не требуют устных ответов. В этот период организуются такие игры, чтобы дети меньше говорили (рисование, кивание, аппликация и т. п.). Щадящий речевой режим создается ограждением ребенка от пребывания в конфликтных ситуациях, примером спокойной четкой речи взрослых и их проявлением тонкого педагогического такта, исключением участия детей в эмоционально-значимых мероприятиях, организацией режима дня и т. п.
Речевое общение ребенка в этот период должно быть элементарным по форме (использование сопряженных и отраженных форм речи), содержать однословные ответы. Для этого вопросы взрослых должны иметь ключевое слово для ответа или предполагать короткий ответ («Ты хочешь яблоко или банан?» «Банан»; «Ты хочешь яблоко?» «Нет»). Родители должны придерживаться тех речевых правил, которые рекомендуются логопедом.
Длительность режима ограничения речи различна, как правило, он охватывает неделю—полторы недели с начала коррекционной работы.
Постепенно активность ребенка увеличивается, однако соблюдается щадящий речевой режим.
II. Регуляция эмоционального и мышечного состояния (снятие мышечного и эмоционального напряжения). Обучение навыкам релаксации, формулам внушения состояния расслабления. Обучение навыкам релаксации начинается с упражнений, которые позволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением и расслаблением. Проще ощутить напряжение мышц в руках и ногах, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы ног и т. д. Такие упражнения даются в следующей последовательности: для мышц рук, ног, всего туловища, затем для верхнего плечевого пояса и шеи, артикуляционного аппарата.
III. Развитие моторных функций. Развитие координации слова и ритмизованного движения. В рамках этого направления проводится работа по развитию общей, тонкой и артикуляционной моторики; по развитию темпо-ритмических характеристик движений. Для успешной реализации коррекционных задач необходимо учитывать структуру речевых и двигательных нарушений (форму и тяжесть заикания, уровень общего речевого и психомоторного развития и др.).
Для заикающихся детей с невротической формой заикания основное внимание уделяется воспитанию точности, переключаемости, завершенности движений. Особое место отводится упражнениям на нормализацию мышечного тонуса и использованию с этой целью меняющегося разнообразного по темпу и ритму музыкального материала, двигательных упражнений. Работа по развитию артикуляционной моторики начинается с вызывания по подражанию гласных звуков, логопед старается при этом снять у ребенка излишнее напряжение губных мышц, вызывать у него свободно льющиеся гласные звуки. При произнесении согласных звуков в слоге внимание ребенка сосредотачивается на гласном звуке. Занятия с заикающимися детьми с невротической формой речевой патологии не должны быть длительными по времени.[6]
Заикающиеся дети с неврозоподобной формой заикания нуждаются в длительной по времени тренировке двигательных реакций с постепенным переходом после полного усвоения предложенного материала к другому виду упражнений. В обучении необходимо возможно более широко использовать наглядный показ двигательных задач; повторение инструкций до полного усвоения. Начинать следует с простейших ритмов и упражнений, доводя их до совершенства; постепенно переходить к упражнениям со сменой темпа и ритма.
Развитие артикуляционной моторики начинается с выработки четких артикуляционных поз. Фиксируется внимание на работе мимической мускулатуры. Параллельно (по необходимости) может вестись коррекция звукопроизношения. Постановка звуков осуществляется с привлечением активного внимания ребенка на процесс произнесения и восприятия своей речи, включающий зрительный и кинестезический контроль. Автоматизация поставленных звуков может осуществляться в работе над плавным непрерывным звучанием голоса в слоговых сочетаниях, словах и т. д.
Развитие темпо-ритмических характеристик моторики в целом (общей, тонкой, артикуляционной) успешно достигается под музыкальное сопровождение, т. е. в процессе логопедической ритмики. Логопедическая ритмика является необходимой составляющей в комплексном коррекционном воздействии при преодолении заикания.[7]
Для достижения оптимальных результатов логоритмических занятий их проводят по следующей схеме:
• ритмическая разминка. Ее задачами являются воспитание дисциплины и организованности, развитие координации рук и ног, формирование правильной осанки и навыков движений в коллективе, ориентация в пространстве, умение менять темп и ритм движения. С этой целью используются вводная ходьба, легкий бег, чередование ходьбы и бега, прыжки, элементы физкультурных и танцевальных движений;
• упражнения, регулирующие мышечный тонус. Целью этих упражнений является устранение напряжения, скованности в мышцах. Используются специальные задания на смену напряжения и расслабления, состоящие из серии последовательных движений. В зависимости от звучания разных по силе звуков меняется мышечный тонус;
• слушание музыки. Тесно взаимосвязано с упражнениями, регулирующими мышечный тонус. Подбираются разнообразные по характеру музыкальные произведения с учетом их эмоционального воздействия на создание нужного фона настроения;
• упражнения для развития координации речи с движением. Используются двигательные упражнения под музыку с одновременным проговариванием вслух постепенно усложняющихся речевых заданий (слогов, слов, фраз, стихотворных и прозаических текстов);
• пение. Выбираются ритмичные и мелодичные песни, в пении которых нормализуется темп речи и речевое дыхание;
• игра. Подвижная игра служит закреплением навыков, . полученных на занятии. Также в таких играх воспитываются ловкость, сообразительность, быстрота двигательных реакций, ориентировка в пространстве. Заключительная ходьба проводится в спокойном темпе и ритме.
Большое значение для нормализации темпа и ритма речи имеет выполнение специальных упражнений с использованием слухового контроля и ритмических движений (ходьба, хлопки, притоптывание, прыжки). Допускается отстукивание ритмов ногами, отхлопывание руками или одной рукой по какому-нибудь предмету, дирижирование в сопровождении проговаривания. Ударному слогу (слову) должен соответствовать более громкий хлопок или удар ногой по полу, неударному — тихий. Упражнения необходимо выполнять с четкой артикуляцией, равномерным распределением выдоха, соблюдая умеренный и медленный темп, синхронизируя произнесение и движение. Вначале тренировка послогового ритма производится в замедленном темпе. По мере овладения навыком темп речи ускоряется.
IV. Формирование фонационного (речевого) дыхания. В симптоматике заикания значительное место занимает нарушение речевого дыхания: учащение дыхания в момент речи, поверхностные судорожные вдохи, укороченный речевой выдох, нарушение координации между дыханием, фонацией и артикуляцией.
В комплекс упражнений были включены следующие основные виды работ по развитию речевого дыхания:
• общие дыхательные упражнения;
• постановка диафрагмального дыхания;
• дифференциация ротового и носового дыхания, формирование длительного выдоха через рот;
• формирование длительного фонационного, а затем речевого выдоха.
V. Работа над плавностью речи в различных ее формах. Развитие интонационных характеристик речи. Работа над плавностью речи начинается с формирования у детей понятия о гласных как основе нашей речи. Логопед объясняет детям, что от правильного произношения всех гласных звуков зависит полнозвучность голоса, плавность и темп речи. Воздух расходуется в основном на гласные звуки, они произносятся широко и громко, в каждом слове обязательно выделяется ударный гласный.
Плавность речи отрабатывается сначала в элементарных речевых формах:
• на произнесении отдельных гласных звуков;
• на сочетаниях гласных звуков (двух, трех, четырех, пяти);
• на слоговых сочетаниях согласных звуков с гласными;
• на произнесении фраз из одного слова;
• на произнесении коротких фраз;
• на произнесении длинных фраз с логической паузой.
Схема логопедического занятия представлена в Приложении 1.
Таким образом, мы пришли к выводу, что на эффективность преодоления заикания, прежде всего, влияет разная степень тяжести заикания (в основе которой, как мы видим, лежит разная степень болезненной фиксированности на своем дефекте). Результаты лечебно-педагогической работы с заикающимися лучше в случаях легкой степени заикания и хуже при тяжелой степени заикания.
На эффективность преодоления заикания может также влиять тип нервной системы ребенка. Чем слабее нервная система, тем все, даже слабые вредности, могут приводить к срыву в лечебно-педагогической работе. Чрезмерная подвижность, неуравновешенность, неустойчивость и впечатлительность ребенка, естественно, будут мешать формированию спокойной, неторопливой речи, уверенного поведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, заикание – это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Основным внешним симптомом заикания являются судороги во время речи.
Различают три степени заикания:
- Легкая – заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказываться. В этом случае задержки легко преодолеваются.
- Средняя – в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются; в эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание.
- Тяжелая – заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.
Выделяются типы течения заикания:
- Постоянный – заикание, возникнув, проявляется относительно постоянно в различных формах речи, ситуациях и т.д.
- Волнообразный – заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает.
- Рецидивирующий – исчезнув, заикание появляется вновь, т.е. наступает рецидив, возврат заикания после довольно длительных периодов свободной, без запинки речи.
Под современным комплексным подходом к преодолению заикания понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов.
Весь лечебно-педагогический комплекс по характеру воздействия на заикающихся можно условно разделить на две составные части: лечебно – оздоровительную и коррекционно-педагогическую.
Основными задачами лечебно-оздоровительной работы, которую проводит врач, являются: укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья заикающегося; устранение и лечение отклонений и патологических проявлений в их психофизическом состоянии (ослабление или снятие речевых судорог, расстройств вегетативной нервной системы, нарушений моторики и др.).
Основной задачей коррекционно-педагогической работы, которую преимущественно проводит логопед, является: устранение речевых дефектов (перевоспитание неправильной речи) и психологических особенностей заикающихся. Логопед организует содружеств венную медико-педагогическую работу необходимых специалистов (врачей, воспитателей, инструктора по ЛФК, музыкального работника и др.), использующих свои методы и средства при воздействии на заикающихся.
В комплексном лечебно-педагогическом преодолении заикания, помимо логопедов, принимают участие разные специалисты – невропатологи, психиатры, психотерапевты, терапевт, отоларинголог, инструктор по ЛФК, физиотерапевт, музыкальный работник, воспитатель. Работа специалистов направлена на всестороннее изучение картины проявления заикания, причин его возникновения, психофизического состояния заикающегося, его личностных особенностей. Роль логопеда как ведущего специалиста в процессе работы очень велика. Ведь именно его воздействие является всегда обязательным и определяющим в комплексе, а роль других специалистов заключается в том, чтобы своими средствами и приёмами уничтожить и дополнить представлениях об особенностях заикания, способствовать эффективности логопедического воздействия.
Совместная работа логопеда с разными специалистами должна отражаться в соответствующей документации (истории болезни, амбулаторная карта, речевая карта…). Обязательной формой логопедической работы является консультативно-методическая работа с родителями и педагогами ребёнка. Целью этой работы является обеспечение благоприятных условий для лечебно-педагогического воздействия на заикающегося ребёнка, создание правильного отношения к нему дома, в детском учреждении, в коллективе сверстников, в общении со взрослыми, организация необходимой самостоятельной работы ребёнка, добросовестное и обязательное выполнение заданий и указаний логопеда. В процессе занятий с ребёнком логопед должен дать его родителям необходимый минимум знаний о заикании. Это лучше сделать в виде цикла бесед:
– о сущности причин заикания,
– о методах устранения,
– о значении и направленности речевых занятий,
– о роли родителей в лечебно-педагогическом процессе,
– об особенностях домашнего режима,
– об отношении окружающих к заикающимся.
Так же необходимо помнить, что любое заболевание легче предупредить, чем его лечить, это же касается и заикания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Волкова, Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. [Текст]: Книга для логопедов.- М.: Детство-Пресс, с.
- Визель, Т.Г. Коррекция заикания у детей. [Текст]: АСТ, Астрель, ВКТ, 224 с.
- Заикание // Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, с.
- Зееман М. Расстройство речи в детском возрасте. [Текст]: М.: издательство академии педагогических наук, с.
- Левина, Р.Е. Преодоление заикания у дошкольников. [Текст]: М.: Сфера, 78 с.
- Леонова, С.В. Психолого – педагогическая коррекция заикания у дошкольников. [Текст]: Питер, с.
- Лохов, М.И.,Фесенко. Ю.А. Коррекция заикания и других речевых расстройств детского возраста. [Текст]: Детство – Пресс, 160 с.
- Морозова, Н.Ю. Как преодолеть заикание. Практический материал для работы с заикающимися. [Текст]: Эксмо - Пресс, В. Секачев, с.
- Одинцова, Т.С. Заикание у детей. [Текст]: Ростов - на - Дону, Феникс, 228 с.
- Парамонова, Л.Г. О заикании. Профилактика и преодоление недуга. [Текст]: М.: Детство- Пресс, с.
- Соловьева, Е.Н. Путь к преодолению заикания. Система занятий. [Текст]: Спб.: Детство-Пресс, с.
- Шевцова, Е.Е. Преодоление рецидивов заикания. [Текст]: В. Секачев, с.
- Шевцова, Е.Е. Артикуляционный массаж при заикании. [Текст]: В. Секачев, 2023. – 30 с.
- Щетинин, М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. [Текст]: М.: В. Секачев, 62 с.
- Ястребова, А.В. Коррекция заикания у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. [Текст]: АСТ, Астрель, 96 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Схема логопедического занятия с заикающимися детьми
I. Тема и цель занятия.
II. Оборудование (наглядно-иллюстративный, дидактический, раздаточный, речевой материал).
III. План.
1. Организационный момент.
2. Снятие мышечного и эмоционального напряжения. Расслабляющие упражнения.
3. Развитие фонационного (речевого) дыхания. Дыхательно-голосовые упражнения. Развитие интонационных характеристик речи (высота, громкость и т. д.).
4. Работа над плавностью речи:
а) в элементарных ее формах (упражнения на произнесение отдельных гласных звуков — 2-х, 3-х, 4-х, 5-и; фраз из одного слова; коротких предложений, длинных фраз с логической паузой);
б) в более сложных формах (чтение стихов и небольших прозаических текстов, пересказ, рассказ, диалог, монолог).
5. Развитие координации слова и ритмизованного движения. Логоритмические упражнения.
6. Упражнения, направленные на развитие речи в целом: фонетико-фонематической стороны, лексико-грамматического строя, связной речи (включаются в занятие для детей, имеющих наряду с заиканием не резко выраженное общее недоразвитие речи).
7. Итог.
8. Домашнее задание.
IV. Ход занятия (описание инструкций логопеда, основных приемов, речевого материала).
V. Литература.
[1] Левина, Р.Е. Преодоление заикания у дошкольников. [Текст]: М.: Сфера, 78 с.
[2] Леонова, С.В. Психолого – педагогическая коррекция заикания у дошкольников. [Текст]: Питер, с.
[3] Заикание // Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, с.
[4] Одинцова, Т.С. Заикание у детей. [Текст]: Ростов - на - Дону, Феникс, 228 с.
[5] Лохов, М.И.,Фесенко. Ю.А. Коррекция заикания и других речевых расстройств детского возраста. [Текст]: Детство – Пресс, 160 с.
[6] Зееман М. Расстройство речи в детском возрасте. [Текст]: М.: издательство академии педагогических наук, с.
[7] Морозова, Н.Ю. Как преодолеть заикание. Практический материал для работы с заикающимися. [Текст]: Эксмо - Пресс, В. Секачев, с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городской семинар практикум для учителей -логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"
Семинар- практикум для учителе-логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"...

Презентация к семинару «Измерительные материалы итоговой оценки по математике и русскому языку. Комплексные итоговые работы на межпредметной основе"
Презентация составлена к городскому семинару «Измерительные материалы итоговой оценки по математике и русскому языку. Комплексные итоговые работы на межпредметной основе". Данная презентация мож...

Индивидуальная образовательная программа учителя-логопеда "Использование технологии моделирования и проигрывания сказок в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда"
В данной программе представлены теоретические основы, этапы реализации программы....

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса (из опыта работы учителя-логопеда ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Григорьевой Надежды Анатольевны)
В данной статье речь идет о необходимости взаимодействия учителя-логопеда с родителями, психологом, учителями начальных классов. Дана структура и формы такого взаимодействия, сложившиеся на протяжении...

Презентация. Выступление учителя-логопеда на тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»
РАЗРАБОТКАВыступление учителя-логопедана тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»...
Методическая разработка по логопедии "Методы, формы и технологии, применяемые в работе учителя - логопеда"
В дпнной разработке указаны формы, методы, технологии, которые я применяю в своей работе....

Мастер-класс для логопедов "Использование нейропсихологических приёмов и методов в работе учителя-логопеда"
Мастер-класс для логопедов "Использование нейропсихологических приёмов и методов в работе учителя-логопеда"...
