Мониторинг речевого развития детей с ОВЗ в начальной школе
методическая разработка по логопедии

Пономарева Анна Николаевна и Великотная Ольга Васильевна

Предлагается бланк мониторинга речевого развития детей с ОВЗ в начальной школе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мониторинг речевого развития детей с ОВЗ

I.I. Исследование звукопроизношения

Результативность:

3 балла – безукоризненное произнесение всех звуков группы в любых речевых ситуациях

2 балла – один или несколько звуков группы правильно произносятся изолированно и отраженно, но иногда подвергаются искажениям и заменам в самостоятельной речи, недостаточно автоматизированы

1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы

0 баллов – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы

Диагностические показатели

Результативность

свистящие

шипящие

аффрикаты

Сонорные: Л-Ль, Р-рь

Итоговый средний балл

 

0-5 – низкий уровень

6-9 – средний уровень

10-12 – высокий уровень

I.II. Исследование уровня сформированности слоговой структуры слова

Результативность:

3 балла – точное воспроизведение

2 балла – послоговое воспроизведение в медленном темпе

1 балл – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски, перестановки, замены слогов)

0 баллов – невозможность воспроизведения

Диагностические показатели

Результативность

2-3х сложные слова

3-4х сложные слова

Более 4х слогов

Итоговый средний балл

0-4 – низкий уровень

5 –7 средний уровень

8-9 – высокий уровень

I.III. Исследование уровня развития фонематического восприятия

Результативность:

3 балла – точное воспроизведение

2 балла – первый слог воспроизводится правильно, остальные нет

1 балл – неточное воспроизведение, нарушение и замена порядка слогов

0 баллов – невозможность воспроизведения, отказ от выполнения

Диагностические показатели

Результативность

Повторение слоговых рядов

Итоговый средний балл

II. Исследование словообразовательных процессов

II.I. Уменьшительная форма существительных

Результативность:

3 балла – правильное образование уменьшительной формы существительного самостоятельно

2 балла – образование правильной уменьшительной формы существительного с частичной помощью логопеда

1 балл – неправильное образование уменьшительной формы существительного

0 баллов – невозможность выполнения данного задания

Диагностические показатели

Результативность

Поляна, ягода, мама

Сундук, стол, лимон

Горло, дно, зеркало, яйцо

Итоговый средний балл

0-4 – низкий уровень

5 –7 средний уровень

8-9 – высокий уровень

II.II. Образование от существительных относительных прилагательных

Результативность:

3 балла – правильное образование относительного прилагательного самостоятельно

2 балла – образование правильного относительного прилагательного с частичной помощью логопеда

1 балл – неправильное образование относительного прилагательного

0 баллов – невозможность выполнения данного задания

Диагностические показатели

Результативность

Дерево, стекло, металл

Абрикос, слива, тыква

Ухо, нос, рука

Итоговый средний балл

0-4 – низкий уровень

5 –7 средний уровень

8-9 – высокий уровень

II.III. Образование качественных прилагательных

Результативность:

3 балла – правильное образование качественного прилагательного самостоятельно

2 балла – образование правильного качественного прилагательного с частичной помощью логопеда

1 балл – неправильное образование качественного прилагательного

0 баллов – невозможность выполнения данного задания

Диагностические показатели

Результативность

Снег, дождь, ветер

Тепло, холод, жара

Итоговый средний балл

Ниже 3 – низкий уровень

3-4 – средний уровень

5 –5 высокий уровень

II.IV. Образование притяжательных прилагательных

Результативность:

3 балла – правильное образование притяжательного прилагательного самостоятельно

2 балла – образование правильного притяжательного прилагательного с частичной помощью логопеда

1 балл – неправильное образование притяжательного прилагательного

0 баллов – невозможность выполнения данного задания

Диагностические показатели

Результативность

Звери: волк, лиса, коза

Люди: мама, папа, бабушка, сестра

Итоговый средний балл

0-4 – низкий уровень

5 –7 средний уровень

8-9 – высокий уровень

III. Исследование уровня сформированности грамматического строя речи

III.I. Cоставление предложений из слов

Результативность:

3 балла – правильное выполнение

2 балла – неправильный порядок слов, пропуск членов предложения

1 балл – негрубые аграмматизмы, использование помощи

0 баллов – грубые аграмматизмы, наблюдение предыдущих ошибок

Диагностические показатели

Результативность

Из 3-4 слов

Из 4-5 слов

Из 5-6 слов

Более 6 слов

Итоговый средний балл

0-5 – низкий уровень

6-9 – средний уровень

10-12 – высокий уровень

III.II. Исправление ошибок в предложении

Результативность:

3 балла – правильное выполнение

2 балла – неправильный порядок слов, пропуск членов предложения

1 балл – негрубые аграмматизмы, использование помощи

Диагностические показатели

Результативность

Лодка не едет, потому что мотор исправен.

Идёт снег, потому что на улице лето.

Дети зимой носят шорты и панамы.

Река замёрзла, потому что пришло лето.

Заяц зимой серый, а летом белый.

Итоговый средний балл

12-15 баллов – высокий уровень

8-11 – средний уровень

7-5 – низкий уровень

Ниже 5 – нарушено понимание логико-грамматических конструкций

III.III. Использование предлогов в предложении

Результативность:

3 балла – правильное выполнение

2 балла – употребил предлог неправильно, но исправил сам

1 балл – употребил предлог правильно с помощью логопеда

0 баллов – неправильное выполнение даже при помощи логопеда

Диагностические показатели

Результативность

Птица кружит ... лесом.

Подснежник растёт ... снегом.

Пешеходы должны переходить дорогу ... переходу.

Заяц выскочил ... куста.

... берлоги сидит медведь.

Итоговый средний балл

12-15 баллов – высокий уровень

8-11 – средний уровень

7-5 – низкий уровень

Ниже 5 – нарушено понимание логико-грамматических конструкций

III.IV. Исследование навыка понимания логико-грамматических конструкций

Результативность:

3 балла – понимание логико-грамматических конструкций и рассуждение по ним доступно

2 балла – логико-грамматические конструкции понимает, но рассуждения недоступны

1 балл – понимание логико-грамматических конструкций доступно лишь с помощью наводящих вопросов логопеда

0 баллов – понимание логико-грамматических конструкций недоступно

Диагностические показатели

Результативность

Понимание логико-грамматических конструкций

Итоговый средний балл

III.V. Образование множественного числа существительных

Результативность:

3 балла – правильное выполнение

2 балла – употребил неправильно, но исправил сам

1 балл – употребил правильно, но с помощью логопеда

Диагностические показатели

Результативность

Простых слов (стол, шкаф)

Сложных слов (ухо, яйцо, пальто)

Итоговый средний балл

1-2 – низкий уровень

3-4 – средний уровень

5-6 – высокий уровень

IV. Исследование уровня развития связной речи

Результативность:

3 балла – правильное выполнение

2 балла – неправильный порядок предложений, главные события восстанавливает с помощью логопеда

1 балл – неправильный порядок предложений, главные события не восстанавливает даже при помощи логопеда

Диагностические показатели

Результативность

2-3 предложения

3-4 предложения

4-5 предложения

5-6 предложения

Более 6 предложений

Итоговый средний балл

12-15 баллов – высокий уровень

8-11 – средний уровень

7-5 – низкий уровень

Ниже 5 – нарушено формирование связной речи

VI. Исследование уровня сформированности письменной речи

Результативность:

3 балла – норма (ошибки отсутствуют)

2 балла – незначительные отклонения от нормы (негрубое нарушение), обучающийся иногда допускает данные ошибки при письме

1 балл – значительные отклонения от нормы, обучающийся систематически допускает данные ошибки при письме

0 баллов – стойкое нарушение письменной речи (грубое нарушение)

Диагностические показатели

Результативность

Смешение букв по оптическому сходству.

Смешение букв по акустическому сходству.

Смешение букв по артикуляторному сходству.

Раздельное написание приставок со словами.

Слитное написание предлогов со словами.

Ошибки на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Наличие аграмматизмов.

Орфографические ошибки, либо их отсутствие.

Итоговый средний балл

18 – 24 балла – высокий уровень

13 - 17 баллов – средний уровень

8 – 12 баллов – низкий уровень

Ниже 8 баллов – нарушение формирования письменной речи

Исследование навыков языкового анализа и синтеза

Результативность:

3 балла – правильный ответ

2 балла – правильный ответ, но с помощью логопеда

1 балл – неправильный ответ

0 баллов – невыполнение задания

Диагностические показатели

Результативность

Определение количества слогов

Определение количества звуков

Определение звуков: гласных/согласных

Твердых/мягкий

Глухих/звонких

Итоговый средний балл

12-15 баллов – высокий уровень

8-11 – средний уровень

7-5 – низкий уровень

Ниже 5 – не сформирован языковой анализ и синтез

VIII. Исследование уровня сформированности чтения

Результативность:

3 балла – навыки сформированы полностью

2 балла – навыки овладения  на среднем уровне

1 балл – навыки овладения  на низком уровне

0 баллов – навык чтения не сформирован

Диагностические показатели

Результативность

Уровень овладения техникой чтения

Скорость чтения

Понимание прочитанных слов

Словесно-фразовое чтение

Понимание прочитанных предложений

Пунктуация

Выразительность

Понимание прочитанного текста

Итоговый средний балл

18 – 24 балла – высокий уровень

13 - 17 баллов – средний уровень

8 – 12 баллов – низкий уровень

Ниже 8 баллов – нарушение формирования навыков чтения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление творческим развитием детей в условиях сельской начальной школы

Управление творческим развитием детей в условиях сельской начальной школы...

Развитие речевого аппарата на уроках чтения в начальной школе

В статье отображен опыт работы со скороговорками на уроках чтения в начальной школе. Прилагаются скороговорки....

Количественный мониторинг речевого развития младших школьииков

Представленный мониторинг позволяет провести исследование состояния речевого развития младших школьников 7 – 12 лет с ОНР и составить диагностику.Мониторинг состоит из двух блоков: «Моторная сфера»,...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)

В данной статье представлены современные педагогические подходы и технологии речевого развития детей с тяжелыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития в условиях школы и семьи.Рассм...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)

Всероссийская научно-практическая очная онлайн-конференция с международным участием «Инновации в образовании: сущность, проблемы, практический опыт, перспективы»...

Мониторинг общего и речевого развития обучающихся на уроках в начальных классах.

Из опыта работы. Оформление результатов мониторинга....

Картотека дидактических игр по речевому развитию детей с речевыми нарушениями

Дети, имеющие проблемы с речью, испытывают трудности в первую очередь в процессе общения. Эти трудности обусловлены дефектами в различных аспектах языковой системы, таких как произношение, словарный з...