Мониторинг речевого развития детей с ОВЗ в начальной школе
методическая разработка по логопедии
Предлагается бланк мониторинга речевого развития детей с ОВЗ в начальной школе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг речевого развития детей с ОВЗ
I.I. Исследование звукопроизношения
Результативность:
3 балла – безукоризненное произнесение всех звуков группы в любых речевых ситуациях
2 балла – один или несколько звуков группы правильно произносятся изолированно и отраженно, но иногда подвергаются искажениям и заменам в самостоятельной речи, недостаточно автоматизированы
1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы
0 баллов – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы
Диагностические показатели | Результативность |
свистящие | |
шипящие | |
аффрикаты | |
Сонорные: Л-Ль, Р-рь | |
Итоговый средний балл |
|
0-5 – низкий уровень
6-9 – средний уровень
10-12 – высокий уровень
I.II. Исследование уровня сформированности слоговой структуры слова
Результативность:
3 балла – точное воспроизведение
2 балла – послоговое воспроизведение в медленном темпе
1 балл – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски, перестановки, замены слогов)
0 баллов – невозможность воспроизведения
Диагностические показатели | Результативность |
2-3х сложные слова | |
3-4х сложные слова | |
Более 4х слогов | |
Итоговый средний балл |
0-4 – низкий уровень
5 –7 средний уровень
8-9 – высокий уровень
I.III. Исследование уровня развития фонематического восприятия
Результативность:
3 балла – точное воспроизведение
2 балла – первый слог воспроизводится правильно, остальные нет
1 балл – неточное воспроизведение, нарушение и замена порядка слогов
0 баллов – невозможность воспроизведения, отказ от выполнения
Диагностические показатели | Результативность |
Повторение слоговых рядов | |
Итоговый средний балл |
II. Исследование словообразовательных процессов
II.I. Уменьшительная форма существительных
Результативность:
3 балла – правильное образование уменьшительной формы существительного самостоятельно
2 балла – образование правильной уменьшительной формы существительного с частичной помощью логопеда
1 балл – неправильное образование уменьшительной формы существительного
0 баллов – невозможность выполнения данного задания
Диагностические показатели | Результативность |
Поляна, ягода, мама | |
Сундук, стол, лимон | |
Горло, дно, зеркало, яйцо | |
Итоговый средний балл |
0-4 – низкий уровень
5 –7 средний уровень
8-9 – высокий уровень
II.II. Образование от существительных относительных прилагательных
Результативность:
3 балла – правильное образование относительного прилагательного самостоятельно
2 балла – образование правильного относительного прилагательного с частичной помощью логопеда
1 балл – неправильное образование относительного прилагательного
0 баллов – невозможность выполнения данного задания
Диагностические показатели | Результативность |
Дерево, стекло, металл | |
Абрикос, слива, тыква | |
Ухо, нос, рука | |
Итоговый средний балл |
0-4 – низкий уровень
5 –7 средний уровень
8-9 – высокий уровень
II.III. Образование качественных прилагательных
Результативность:
3 балла – правильное образование качественного прилагательного самостоятельно
2 балла – образование правильного качественного прилагательного с частичной помощью логопеда
1 балл – неправильное образование качественного прилагательного
0 баллов – невозможность выполнения данного задания
Диагностические показатели | Результативность |
Снег, дождь, ветер | |
Тепло, холод, жара | |
Итоговый средний балл |
Ниже 3 – низкий уровень
3-4 – средний уровень
5 –5 высокий уровень
II.IV. Образование притяжательных прилагательных
Результативность:
3 балла – правильное образование притяжательного прилагательного самостоятельно
2 балла – образование правильного притяжательного прилагательного с частичной помощью логопеда
1 балл – неправильное образование притяжательного прилагательного
0 баллов – невозможность выполнения данного задания
Диагностические показатели | Результативность |
Звери: волк, лиса, коза | |
Люди: мама, папа, бабушка, сестра | |
Итоговый средний балл |
0-4 – низкий уровень
5 –7 средний уровень
8-9 – высокий уровень
III. Исследование уровня сформированности грамматического строя речи
III.I. Cоставление предложений из слов
Результативность:
3 балла – правильное выполнение
2 балла – неправильный порядок слов, пропуск членов предложения
1 балл – негрубые аграмматизмы, использование помощи
0 баллов – грубые аграмматизмы, наблюдение предыдущих ошибок
Диагностические показатели | Результативность |
Из 3-4 слов | |
Из 4-5 слов | |
Из 5-6 слов | |
Более 6 слов | |
Итоговый средний балл |
0-5 – низкий уровень
6-9 – средний уровень
10-12 – высокий уровень
III.II. Исправление ошибок в предложении
Результативность:
3 балла – правильное выполнение
2 балла – неправильный порядок слов, пропуск членов предложения
1 балл – негрубые аграмматизмы, использование помощи
Диагностические показатели | Результативность |
Лодка не едет, потому что мотор исправен. | |
Идёт снег, потому что на улице лето. | |
Дети зимой носят шорты и панамы. | |
Река замёрзла, потому что пришло лето. | |
Заяц зимой серый, а летом белый. | |
Итоговый средний балл |
12-15 баллов – высокий уровень
8-11 – средний уровень
7-5 – низкий уровень
Ниже 5 – нарушено понимание логико-грамматических конструкций
III.III. Использование предлогов в предложении
Результативность:
3 балла – правильное выполнение
2 балла – употребил предлог неправильно, но исправил сам
1 балл – употребил предлог правильно с помощью логопеда
0 баллов – неправильное выполнение даже при помощи логопеда
Диагностические показатели | Результативность |
Птица кружит ... лесом. | |
Подснежник растёт ... снегом. | |
Пешеходы должны переходить дорогу ... переходу. | |
Заяц выскочил ... куста. | |
... берлоги сидит медведь. | |
Итоговый средний балл |
12-15 баллов – высокий уровень
8-11 – средний уровень
7-5 – низкий уровень
Ниже 5 – нарушено понимание логико-грамматических конструкций
III.IV. Исследование навыка понимания логико-грамматических конструкций
Результативность:
3 балла – понимание логико-грамматических конструкций и рассуждение по ним доступно
2 балла – логико-грамматические конструкции понимает, но рассуждения недоступны
1 балл – понимание логико-грамматических конструкций доступно лишь с помощью наводящих вопросов логопеда
0 баллов – понимание логико-грамматических конструкций недоступно
Диагностические показатели | Результативность |
Понимание логико-грамматических конструкций | |
Итоговый средний балл |
III.V. Образование множественного числа существительных
Результативность:
3 балла – правильное выполнение
2 балла – употребил неправильно, но исправил сам
1 балл – употребил правильно, но с помощью логопеда
Диагностические показатели | Результативность |
Простых слов (стол, шкаф) | |
Сложных слов (ухо, яйцо, пальто) | |
Итоговый средний балл |
1-2 – низкий уровень
3-4 – средний уровень
5-6 – высокий уровень
IV. Исследование уровня развития связной речи
Результативность:
3 балла – правильное выполнение
2 балла – неправильный порядок предложений, главные события восстанавливает с помощью логопеда
1 балл – неправильный порядок предложений, главные события не восстанавливает даже при помощи логопеда
Диагностические показатели | Результативность |
2-3 предложения | |
3-4 предложения | |
4-5 предложения | |
5-6 предложения | |
Более 6 предложений | |
Итоговый средний балл |
12-15 баллов – высокий уровень
8-11 – средний уровень
7-5 – низкий уровень
Ниже 5 – нарушено формирование связной речи
VI. Исследование уровня сформированности письменной речи
Результативность:
3 балла – норма (ошибки отсутствуют)
2 балла – незначительные отклонения от нормы (негрубое нарушение), обучающийся иногда допускает данные ошибки при письме
1 балл – значительные отклонения от нормы, обучающийся систематически допускает данные ошибки при письме
0 баллов – стойкое нарушение письменной речи (грубое нарушение)
Диагностические показатели | Результативность |
Смешение букв по оптическому сходству. | |
Смешение букв по акустическому сходству. | |
Смешение букв по артикуляторному сходству. | |
Раздельное написание приставок со словами. | |
Слитное написание предлогов со словами. | |
Ошибки на почве нарушения языкового анализа и синтеза. | |
Наличие аграмматизмов. | |
Орфографические ошибки, либо их отсутствие. | |
Итоговый средний балл |
18 – 24 балла – высокий уровень
13 - 17 баллов – средний уровень
8 – 12 баллов – низкий уровень
Ниже 8 баллов – нарушение формирования письменной речи
Исследование навыков языкового анализа и синтеза
Результативность:
3 балла – правильный ответ
2 балла – правильный ответ, но с помощью логопеда
1 балл – неправильный ответ
0 баллов – невыполнение задания
Диагностические показатели | Результативность |
Определение количества слогов | |
Определение количества звуков | |
Определение звуков: гласных/согласных | |
Твердых/мягкий | |
Глухих/звонких | |
Итоговый средний балл |
12-15 баллов – высокий уровень
8-11 – средний уровень
7-5 – низкий уровень
Ниже 5 – не сформирован языковой анализ и синтез
VIII. Исследование уровня сформированности чтения
Результативность:
3 балла – навыки сформированы полностью
2 балла – навыки овладения на среднем уровне
1 балл – навыки овладения на низком уровне
0 баллов – навык чтения не сформирован
Диагностические показатели | Результативность |
Уровень овладения техникой чтения | |
Скорость чтения | |
Понимание прочитанных слов | |
Словесно-фразовое чтение | |
Понимание прочитанных предложений | |
Пунктуация | |
Выразительность | |
Понимание прочитанного текста | |
Итоговый средний балл |
18 – 24 балла – высокий уровень
13 - 17 баллов – средний уровень
8 – 12 баллов – низкий уровень
Ниже 8 баллов – нарушение формирования навыков чтения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление творческим развитием детей в условиях сельской начальной школы
Управление творческим развитием детей в условиях сельской начальной школы...

Развитие речевого аппарата на уроках чтения в начальной школе
В статье отображен опыт работы со скороговорками на уроках чтения в начальной школе. Прилагаются скороговорки....

Количественный мониторинг речевого развития младших школьииков
Представленный мониторинг позволяет провести исследование состояния речевого развития младших школьников 7 – 12 лет с ОНР и составить диагностику.Мониторинг состоит из двух блоков: «Моторная сфера»,...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)
В данной статье представлены современные педагогические подходы и технологии речевого развития детей с тяжелыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития в условиях школы и семьи.Рассм...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)
Всероссийская научно-практическая очная онлайн-конференция с международным участием «Инновации в образовании: сущность, проблемы, практический опыт, перспективы»...

Мониторинг общего и речевого развития обучающихся на уроках в начальных классах.
Из опыта работы. Оформление результатов мониторинга....

Картотека дидактических игр по речевому развитию детей с речевыми нарушениями
Дети, имеющие проблемы с речью, испытывают трудности в первую очередь в процессе общения. Эти трудности обусловлены дефектами в различных аспектах языковой системы, таких как произношение, словарный з...
