Нарушения чтения и письма:рекомендации родителям.
консультация (1 класс)

Мусс Мария Александровна

Статья предназначена для родителей младших школьников, столкнувшихся с такими проблемами, как дисграфия и дислексия. Направлена на то, чтобы помочь родителям понять, как они могут эффективно поддержать своего ребенка дома и взаимодействовать с логопедом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disgrafiya_i_disleksiya.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

Дисграфия и дислексия: рекомендации родителям.

Дисграфия и дислексия – специфические расстройства обучения, связанные с трудностями в освоении навыков письма и чтения. Эти трудности не связаны с низким интеллектом или недостатком мотивации. Они обусловлены особенностями работы головного мозга, отвечающими за обработку языковой информации.

Что такое дисграфия и дислексия?

Дисграфия – это нарушение письма, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках:

  • замена букв, похожих по звучанию или написанию (например, "б" и "п", "д" и "т").
  • пропуски букв или слогов.
  • перестановки букв в словах.
  • зеркальное написание букв.
  • слитное написание слов или разделение слов на части.
  • аграмматизмы (ошибки в согласовании слов, падежах и т.д.).

Дислексия – это нарушение чтения, проявляющееся в следующих трудностях:

  • затруднения в узнавании букв и соотнесении их со звуками.
  • медленное и неровное чтение по слогам.
  • искажения слов при чтении.
  • трудности понимания прочитанного.
  • замена слов при чтении.
  • пропуски слов или строк при чтении.

Родители – главные помощники для своего ребенка и самая важная связующая ниточка в работе со специалистом. Вы – родители играете ключевую роль в успехе закрепления коррекционной работы в домашних условиях. Активное участие взрослого создает благоприятную среду для обучения и помогает ребенку преодолеть трудности. А что для этого необходимо?

Для эффективного взаимодействия семьи и логопеда следует:

регулярно посещать консультации специалиста. Узнавать о прогрессе ребенка, получать рекомендации и задавать все интересующиеся вопросы.

обсуждать с логопедом трудности, с которыми сталкиваетесь дома. Совместно разрабатывать стратегии преодоления этих трудностей.

Для того, чтобы увидеть результат, необходимо создание позитивной и поддерживающей атмосферы, а именно:

  • создать комфортное рабочее место. Убедиться, что ребенку удобно, есть хорошее освещение и все необходимые материалы.
  • поддерживать мотивацию. Объяснить ребенку, что трудности преодолимы, и вы всегда будете рядом, чтобы помочь.
  • поощрять ребенка за малейшие успехи. Важно подчеркивать его старания, а не только результаты.
  • избегать критики и сравнений с другими детьми. Сравнивайте ребенка только с ним самим, отмечая его прогресс.

Обязательное выполнение домашних заданий и строгое соблюдение рекомендаций логопеда, а для этого:

разбейте задания на небольшие этапы. Это поможет ребенку не перегружаться и почувствовать себя более уверенно.

регулярно выполняйте упражнения. Небольшие, но постоянные занятия приносят больше пользы, чем длительные, но нерегулярные.

превратите занятия в игру. Используйте игровые элементы, чтобы сделать процесс обучения более увлекательным.

Приведем примеры нескольких игр на развитие навыков, которые помогут детям стать успешными и уверенными в себе.

Игры со звуками и буквами: 

  • "Назови слово, начинающееся на звук [а]",
  • "Найди предметы в комнате, в названии которых есть звук [с]".
  • Определение места звука в слове: "Где находится звук [к] в слове "кошка" - в начале, середине или конце?".
  • Различение звуков, похожих по звучанию: "Какие слова отличаются только одним звуком: "дом" и "том"?".
  • Выделение звуков из слова: "Какие звуки ты слышишь в слове "мир"?".
  • Нахождение заданных букв или слов в тексте.

Следующие упражнения помогут улучшить координацию и точность движений, что в свою очередь положительно скажется на развитии навыков чтения и письма.

  • игры на поиск отличий между картинками.
  • складывание пазлов.
  • обведение рисунков по точкам.
  • лепка из пластилина или глины.
  • рисование и раскрашивание.
  • работа с ножницами и бумагой (аппликации).
  • завязывание шнурков, застегивание пуговиц.
  • игры с мелкими предметами (например, перебирание крупы).

Такие простые, но действенные игры могут увлечь ребенка, включатся в работу такие анализаторы, как зрительное внимание, память, координация, пространственная ориентировка.

Чтение и письмо дома и не только:

Чтение слов и предложений, написанных разным шрифтом. Читайте вместе с ребенком. Показывайте пример правильного произношения и интонации. Обсуждайте прочитанное. Задавайте вопросы, чтобы убедиться, что ребенок понимает смысл текста. Читайте по ролям. Это сделает процесс чтения более интересным и вовлечет ребенка. Используйте книги с крупным шрифтом и картинками.

Письменные упражнения:

  • копирование текста.
  • составление предложений из слов.
  • диктанты (начинайте с простых слов и предложений).
  • написание сочинений на заданную тему (начните с небольших рассказов).
  • работа над ошибками. Вместе с ребенком анализируйте ошибки и объясняйте правила.

Регулярная профилактическая работа дома позволяет значительно снизить риск развития дисграфии и дислексии, повысить успех в закреплении коррекционной работы, создать положительную мотивацию к обучению, а значит, улучшить успеваемость учеников.

Дисграфия и дислексия – это не приговор. При правильной поддержке и своевременной коррекции дети с такими особенностями могут успешно учиться и развиваться. Родительская любовь, терпение, понимание и тесное сотрудничество с логопедом помогут ребенку преодолеть трудности и раскрыть свой потенциал. Помните, что каждый маленький шаг вперед – это огромная победа!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР.

План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР....

Рекомендации для родителей. Профилактика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза.

Представленный материал адресован родителям младших школьников с целью профилактики и коррекции нарушений чтения и письма. Фонематический анализ и синтез – это умственные действия по анализу или...

Логопед советует. Памятка для педагов и родителей! Нарушение чтения. Упражнения для коррекции дислексии.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13112856","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"320"}}]]...

Упражнения для подготовки руки ребёнка к письму. Рекомендации для родителей "Писать красиво нелегко"!

Упражнения для  подготовки руки ребёнка к письмуРекомендации для родителейПисать красиво нелегко!...

Коррекция нарушения чтения у учащихся с нарушениями зрения

Упражнения  по  коррекции  дислексии....

Если ребёнок путает и пропускает буквы на письме. Рекомендации логопеда.

Иногда ребёнок даже с хорошим звукопроизношением при овладении письменной речью допускает нелепые ошибки: путает и пропускает буквы на письме.Некоторые родители считают, что эти глупые ошибки ребенок ...