Нарушения чтения и письма:рекомендации родителям.
консультация (1 класс)
Статья предназначена для родителей младших школьников, столкнувшихся с такими проблемами, как дисграфия и дислексия. Направлена на то, чтобы помочь родителям понять, как они могут эффективно поддержать своего ребенка дома и взаимодействовать с логопедом.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Дисграфия и дислексия: рекомендации родителям.
Дисграфия и дислексия – специфические расстройства обучения, связанные с трудностями в освоении навыков письма и чтения. Эти трудности не связаны с низким интеллектом или недостатком мотивации. Они обусловлены особенностями работы головного мозга, отвечающими за обработку языковой информации.
Что такое дисграфия и дислексия?
Дисграфия – это нарушение письма, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках:
- замена букв, похожих по звучанию или написанию (например, "б" и "п", "д" и "т").
- пропуски букв или слогов.
- перестановки букв в словах.
- зеркальное написание букв.
- слитное написание слов или разделение слов на части.
- аграмматизмы (ошибки в согласовании слов, падежах и т.д.).
Дислексия – это нарушение чтения, проявляющееся в следующих трудностях:
- затруднения в узнавании букв и соотнесении их со звуками.
- медленное и неровное чтение по слогам.
- искажения слов при чтении.
- трудности понимания прочитанного.
- замена слов при чтении.
- пропуски слов или строк при чтении.
Родители – главные помощники для своего ребенка и самая важная связующая ниточка в работе со специалистом. Вы – родители играете ключевую роль в успехе закрепления коррекционной работы в домашних условиях. Активное участие взрослого создает благоприятную среду для обучения и помогает ребенку преодолеть трудности. А что для этого необходимо?
Для эффективного взаимодействия семьи и логопеда следует:
регулярно посещать консультации специалиста. Узнавать о прогрессе ребенка, получать рекомендации и задавать все интересующиеся вопросы.
обсуждать с логопедом трудности, с которыми сталкиваетесь дома. Совместно разрабатывать стратегии преодоления этих трудностей.
Для того, чтобы увидеть результат, необходимо создание позитивной и поддерживающей атмосферы, а именно:
- создать комфортное рабочее место. Убедиться, что ребенку удобно, есть хорошее освещение и все необходимые материалы.
- поддерживать мотивацию. Объяснить ребенку, что трудности преодолимы, и вы всегда будете рядом, чтобы помочь.
- поощрять ребенка за малейшие успехи. Важно подчеркивать его старания, а не только результаты.
- избегать критики и сравнений с другими детьми. Сравнивайте ребенка только с ним самим, отмечая его прогресс.
Обязательное выполнение домашних заданий и строгое соблюдение рекомендаций логопеда, а для этого:
разбейте задания на небольшие этапы. Это поможет ребенку не перегружаться и почувствовать себя более уверенно.
регулярно выполняйте упражнения. Небольшие, но постоянные занятия приносят больше пользы, чем длительные, но нерегулярные.
превратите занятия в игру. Используйте игровые элементы, чтобы сделать процесс обучения более увлекательным.
Приведем примеры нескольких игр на развитие навыков, которые помогут детям стать успешными и уверенными в себе.
Игры со звуками и буквами:
- "Назови слово, начинающееся на звук [а]",
- "Найди предметы в комнате, в названии которых есть звук [с]".
- Определение места звука в слове: "Где находится звук [к] в слове "кошка" - в начале, середине или конце?".
- Различение звуков, похожих по звучанию: "Какие слова отличаются только одним звуком: "дом" и "том"?".
- Выделение звуков из слова: "Какие звуки ты слышишь в слове "мир"?".
- Нахождение заданных букв или слов в тексте.
Следующие упражнения помогут улучшить координацию и точность движений, что в свою очередь положительно скажется на развитии навыков чтения и письма.
- игры на поиск отличий между картинками.
- складывание пазлов.
- обведение рисунков по точкам.
- лепка из пластилина или глины.
- рисование и раскрашивание.
- работа с ножницами и бумагой (аппликации).
- завязывание шнурков, застегивание пуговиц.
- игры с мелкими предметами (например, перебирание крупы).
Такие простые, но действенные игры могут увлечь ребенка, включатся в работу такие анализаторы, как зрительное внимание, память, координация, пространственная ориентировка.
Чтение и письмо дома и не только:
Чтение слов и предложений, написанных разным шрифтом. Читайте вместе с ребенком. Показывайте пример правильного произношения и интонации. Обсуждайте прочитанное. Задавайте вопросы, чтобы убедиться, что ребенок понимает смысл текста. Читайте по ролям. Это сделает процесс чтения более интересным и вовлечет ребенка. Используйте книги с крупным шрифтом и картинками.
Письменные упражнения:
- копирование текста.
- составление предложений из слов.
- диктанты (начинайте с простых слов и предложений).
- написание сочинений на заданную тему (начните с небольших рассказов).
- работа над ошибками. Вместе с ребенком анализируйте ошибки и объясняйте правила.
Регулярная профилактическая работа дома позволяет значительно снизить риск развития дисграфии и дислексии, повысить успех в закреплении коррекционной работы, создать положительную мотивацию к обучению, а значит, улучшить успеваемость учеников.
Дисграфия и дислексия – это не приговор. При правильной поддержке и своевременной коррекции дети с такими особенностями могут успешно учиться и развиваться. Родительская любовь, терпение, понимание и тесное сотрудничество с логопедом помогут ребенку преодолеть трудности и раскрыть свой потенциал. Помните, что каждый маленький шаг вперед – это огромная победа!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР.
План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР....
Рекомендации для родителей. Профилактика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза.
Представленный материал адресован родителям младших школьников с целью профилактики и коррекции нарушений чтения и письма. Фонематический анализ и синтез – это умственные действия по анализу или...

Логопед советует. Памятка для педагов и родителей! Нарушение чтения. Упражнения для коррекции дислексии.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13112856","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"320"}}]]...

Упражнения для подготовки руки ребёнка к письму. Рекомендации для родителей "Писать красиво нелегко"!
Упражнения для подготовки руки ребёнка к письмуРекомендации для родителейПисать красиво нелегко!...

Статья " Актуальные проблемы диагностики нарушений чтения и письма у детей. Особенности овладения правилами русского языка у младших школьников с нарушениями письменной речи"
Статья предназначена для учителей начальной школы , из рубрики " Логопед учителю"...

Если ребёнок путает и пропускает буквы на письме. Рекомендации логопеда.
Иногда ребёнок даже с хорошим звукопроизношением при овладении письменной речью допускает нелепые ошибки: путает и пропускает буквы на письме.Некоторые родители считают, что эти глупые ошибки ребенок ...

