Организация развивающей предметно-пространственной среды для речевого развития детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал по логопедии

Бабаева Наталья Александровна

Методы и приёмы руководства речевым развитием детей, специальное оборудование – подбор их напрямую зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы. Важна педагогическая идея, направленная на развитие приоритетных линий речевого развития детей на каждом возрастном этапе. Необходимо  учитывать особенности детей конкретной возрастной группы, уровень речевого развития каждого ребенка, интересы и способности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rrs.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Организация развивающей предметно-пространственной среды для речевого развития детей дошкольного возраста.

Творческое развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой предметной развивающей среды, которая предполагает единство социальных и природных средств, обеспечение разнообразной деятельностью ребёнка и обогащение его речевого опыта.

Среда, в образовательном учреждении – это среда, в которой ребенок живет, занимается, отдыхает. «Это - человеческое творчество, это культура». Среда выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества специалиста, так как конструирование ее требует от педагога фантазии и разнообразных способов ее создания.

Методы и приёмы руководства речевым развитием детей, специальное оборудование – подбор их напрямую зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы. Важна педагогическая идея, направленная на развитие приоритетных линий речевого развития детей на каждом возрастном этапе. Необходимо учитывать особенности детей конкретной возрастной группы, уровень речевого развития каждого ребенка, интересы и способности детей.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать:

-игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;

-двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

-эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

-возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства:

-предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональность:

-предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды , например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д. Наличие предметов пригодных для использования в разных видах деятельности, использование разнообразных предметов-заместителей;

Вариативность:

-предполагает наличие в группе различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

-предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;

Доступность:

-предполагает доступность для воспитанников всего помещения, где осуществляется образовательная деятельность к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

Безопасность:

-соответствие требованиям надёжности и безопасности.

«Требования к организации речевых центров в группах ДОУ»

Цель: создание оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.

Задачи:

1. Формировать фонематическое восприятие и слух.

2. Развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику.

3. Закреплять навыки правильного произношения звуков, а так же навыки, полученные на занятиях.

5. Активизировать словарь, обобщающие понятия и лексико-грамматические категории.

6. Развивать связную речь.

В его оборудование входят: стеллажи, расположенные на разном уровне; стол; стул; игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей.

При подборе составляющих речевого центра необходимо учитывать следующее:

- соответствие индивидуальным и возрастным особенностям детей;

- размещение речевого центра рядом с книжным;

- доступность для ребенка;

- его комфортность и эстетичность.

Необходимо уделять большое внимание эстетике речевого центра. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок и воспитывать бережное отношение к материалам и оборудованию, содержащемуся в центре. Обязательным атрибутом речевого центра должна быть игрушка – «одушевленный персонаж», обычная кукла, би-ба-бо, вязанная игрушка. Такая игрушка должна быть многофункциональна. Она может двигаться (с помощью взрослого или ребёнка), выполнять артикуляционную гимнастику, задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории.

Её способности вызовут у детей живой интерес, побудят к речевой активности.

В основу речевого центра входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:

- артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; ватные палочки, ватные диски;)

- пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.);

- пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв);

- материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова);

- материал по грамоте – (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Кубики Зайцева», «Учись читать»).

- игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова);

- игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам);

- игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; потешки, чистоговорки, стихи, , скороговорки; библиотека детских книг и др.).

Для того чтобы оценить эффективность работы с развивающей предметно-пространственной средой и речевой прогресс детей, необходимо постоянно наблюдать за взаимодействием детей в образовательной среде, собирать и анализировать данные обратной связи от педагогов и родителей.

Подбор игрового и дидактического материала осуществляется учителем-логопедом и воспитателем совместно, что делает их взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка «Результаты организации развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС ДО и основной образовательной программой дошкольного образования (ООП ДО) ДОО»

Образовательная программа нашего детского сада строится на основе программы: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е....

нормы речевого развития детей дошкольного возраста

нормы речевого развития детей дошкольного возраста...

нормы речевого развития детей дошкольного возраста

нормы речевого развития детей дошкольного возраста...

нормы речевого развития детей дошкольного возраста

нормы речевого развития детей дошкольного возраста...

нормы речевого развития детей дошкольного возраста

нормы речевого развития детей дошкольного возраста...

Презентация "Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ "

Детская деятельность не может быть полноценной на чистом вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появится апатия и агрессия.Правильная...