Этапы работы по обучению грамоте детей с ЗПР.
методическая разработка по логопедии

Людмила Геннадьевна Трапенок

Приемы работы с учащимися с задержкой психического развития в период обучения грамоте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_raboty_po_obucheniyu_gramote_detey_s_zpr.docx16.25 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы работы по обучению грамоте детей с ЗПР.

I этап - Подготовительный этап.

Начинаем работу со знакомства с неречевыми звуками. На этом этапе даётся понятие "звук".

Сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан); затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен); узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек).

Предлагаемые игры: "Узнай, что звучит?", "Покажи картинку", "Кто сказал?".

II этап - Знакомство с гласными и согласными звуками.

На этом этапе важно научить детей слышать звуки.

Знакомство с гласными звуками мы начинаем со звуков: А, У, О, Ы, Э, И.

Знакомство с согласных звуков начитается со звуков [м], [н], потому что артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие.

Именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения.

При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика.

Гласный – красный

Согласный твердый – синий

Согласный мягкий - зеленым

Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко "гудит", значит, звук звонкий, если нет - глухой. В данном случае звук звонкий. Используем символ звонка. Можно применить другой прием - во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам.

Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается.

На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове. Во-первых, научить детей определять первый звук в слове. Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова, а затем в середине слова.

После знакомства со звуками, проводятся игры:

1. Игра «Поймай звук

- Из ряда звуков выделите звук [п] и хлопните (поймайте) в ладоши: а, о, п, н, к, и, п, у

- Из ряда слогов выделите звук [у] и топните ногой: на, ту, ки, ну, до.

- Из ряда слов, которые начинаются со звука [о]: Оля, Аля, Ася, Ося, остров, аптека, оптика, асы, осы.

Играя в эту игру, необходимо помнить, что гласная должна быт под ударение (например: не осёл, а ослик)

2. Игра «Покажи картинку на определенный звук».   

Угости Аню фруктами. Аня любит фрукты, которые начинаются со звука [а].

3. Игра «Светофорчик».   

Педагог называет звук, слог или слово, ребенок поднимает синюю или зеленую фишку, услышав заданный звук.

4. Игра "Разложи картинки": Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ирине - на звук [и]. Или на дифференциацию согласных: подари подарки Тиме и Тому.

III этап - Знакомство с буквами.

На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву произносим как звук. Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов. Важен эмоциональный настрой!

Для того чтобы ребенок лучше усвоил графический образ буквы рекомендуются следующие задания:

На что похожа буква?

В ряду букв обвести в круг заданную букву.

Выкладывание букв из счетных палочек, из веревочки, вылепить из пластилина, написать букву в воздухе, на столе, выложить печатную букву из карандашей, шнурков, верёвочек, пуговиц, бусинок, обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Например, при знакомстве с буквой А, мы заучиваем стишок:

А – шалашик, посмотри,

Есть скамеечка внутри!

Запоминание букв у учащихся с задержкой психического развития (ЗПР) происходит медленнее, чем у нормально развивающихся школьников. Это связано с недостатками восприятия и памяти, а также рядом других психофизических особенностей. 

Для эффективного запоминания букв рекомендуется:

  • Направлять активную деятельность учащихся на анализ частей, составляющих букву, и их местоположения. Нужно показать каждый элемент буквы, обозначить словом его форму, величину, взаимное расположение, сравнить с уже знакомыми сходными буквами. 
  • Использовать упражнения для запоминания буквы. Например, выбирать её из других изученных букв разной величины, цвета, материала, изготавливать буквы из палочек, проволоки, пластилина. 
  • Постоянно повторять пройденный материал и постепенно предъявлять новое


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эффективность использования игры при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста»

Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В игре ча...

Доклад по теме :"Обучение грамоте детей с ОВЗ.Инновационные технологии и методы.".

Доклад по теме :"Обучение грамоте детей с ОВЗ. Инновационные технологии и методы."(из опыта работы)...

Теоретические основы проблемы готовности к обучению грамоте детей

Презентация по теме "Теоретические основы проблемы готовности к обучению грамоте детей (ОВЗ)"...

Сообщение на тему: "Обучение грамоте детей дошкольного возраста".

       Представленное сообщение рассказывает об основных направлениях по обучению грамоте с детьми дошкольного возраста. Подготовка дошкольников осуществляется по следующим ...

Консультация для родителей "Использование инновационных технологий в обучении грамоте детей 5-7 лет"

Консультация предназначена для родителей и ориентирована на работу с обучающимися 5-7 лет, с использованием новых систем и технологий....

Использование занимательного наглядного материала в обучении грамоте детей с нарушениями речи.

У детей с общим недоразвитием речи недостаточно сформированы многие неречевые психические функции: логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память и т.д. В ряде случаев у них в...