Логопедическое занятие во 2 классе для детей с УО Тема: Звук. Звуковой состав слова.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Логопедическое занятие во 2 классе для детей с УО

 

Тема: Звук. Звуковой состав слова.

 

 Цель: Формирование представления о звуке как единице речи. Учить выделять отдельные звуки в слове на материале доступных и знакомых слов.

Задачи: Коррекционно-образовательные: Дать понятие "звук", отличие от буквы. Учить вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть первый звук в слове. Формировать умение различать на слух речевые и неречевые звуки. Коррекционно-развивающие: Развивать слуховое внимание, фонематический слух. Развивать артикуляционную моторику. Развивать мелкую моторику. Активизировать и расширять словарный запас. Коррекционно-воспитательные: Воспитывать усидчивость, умение слушать инструкцию. Формировать положительную мотивацию к занятию.

Оборудование: Игрушки или картинки: машина, кукла, мишка, барабан, колокольчик, ширма.  Предметные картинки: аист, утка, осы, индюк (гласные А, У, О, И в начале слова). Символы: большие кружки (красные - для гласных). "Звуковичок" (сказочный персонаж, который живет в стране Звуков). Индивидуальные зеркала. Массажный мячик или пластилин.

 

Ход занятия: 1. Организационный момент. (2-3 мин) Цель: Создать эмоциональный настрой, настроить на работу.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришел гость. Это Звуковичок. Он очень любит слушать разные звуки и хочет научить нас слышать их. Он принес с собой много интересного.

 2. Артикуляционная гимнастика. (3-4 мин) Цель: Подготовить артикуляционный аппарат.  Проводится под стихотворение или с помощью карточек.

Упражнения: "Заборчик" (улыбка), "Трубочка" (хоботок), "Лопатка" (широкий язык на нижней губе), "Часики" (язык влево-вправо).

3. Введение в тему. Различение речевых и неречевых звуков. (5-7 мин) Цель: Дать понятие, что звуки бывают разные.

Логопед: Звуковичок говорит, что мир полон звуков. Давайте послушаем.  За ширмой логопед издает звуки: стучит барабаном, звонит колокольчиком, заводит машинку. «Что это звучало? Как ты услышал? (Ушами). Молодец! Это неречевые звуки».

Логопед: А теперь я произнесу слово: «Ма-ма». Это тоже звуки? Да! Это речевые звуки. Их мы произносим ртом (органами речи) и слышим ушами.

4. Знакомство с понятием "звук". Игра "Поймай звук". (5 мин) Цель: Научить выделять из речи изолированный звук. Логопед: Давайте поиграем! Я буду произносить звуки, а вы будете их повторять. Будьте внимательны!  Логопед тянет гласные звуки: А-А-А (как плачет девочка), У-У-У (гудит паровоз), О-О-О (удивились), И-И-И (ржет лошадка). · Дети повторяют хором и индивидуально. Логопед: Молодцы! Каждый из этих звуков мы слышим и произносим. Это и есть звуки речи.

5. Физкультминутка. (3-4 мин) Цель: Смена деятельности, снятие напряжения. Пальчиковая гимнастика (с массажным мячиком): "Катаем мячик по ладошке, разминаем каждый пальчик". Подвижное упражнение: "Самолет летит и гудит У-У-У" (руки в стороны, кружимся и тянем звук). "Осенью ветер воет О-О-О".

6. Работа над звуковым составом слова. Выделение первого звука. (7-10 мин) Цель: Учить выделять первый звук в знакомом слове.  На доску выставляются картинки: Аист, Утка, Осы, Индюк. · Логопед: Давайте назовем, что нарисовано на картинках. Повторим хором: Аист, Утка, Осы, Индюк.  Логопед: Давайте произнесем слово "Аист" так, как его шепчет нам Звуковичок: А-а-а-ист. Какой звук самый первый? (А). Правильно! Аналогично разбираются остальные слова. Логопед сильно интонирует первый звук. · Игра "Подари картинку Звуковичку": У Звуковичка есть любимые звуки: [А], [У], [О], [И]. Он просит подарить ему картинки.

"Подари, Вова, Звуковичку картинку, которая начинается на звук [А]". Ребенок выбирает и отдает картинку с аистом. После того как все картинки розданы, логопед обобщает: "Мы подарили картинки, которые начинаются на гласные звуки. Их мы можем петь, тянуть, воздух им не мешает. Они живут в красных домиках". Показывает красный кружок.

7. Итог занятия. Рефлексия. (2-3 мин) Цель: Закрепить полученные знания, положительно завершить занятие. Логопед: Чем мы сегодня занимались с Звуковичком? (Слушали звуки, произносили звуки, искали первый звук в слове). Логопед: Молодцы! Вы сегодня были очень внимательными. Звуковичок дарит вам наклейки за хорошую работу. Занятие окончено.  

 

Важные методические рекомендации для работы с детьми с УО: 1. Индивидуальный подход: Темп занятия очень медленный. Одну и ту же тему будем проходить много раз. Не требуйте от всех детей одинакового результата. 2. Повторение: Каждое новое занятие начинается с повторения предыдущего материала. 3. Наглядность: Максимум реальных предметов, игрушек, картинок. Схемы должны быть предельно простыми (просто красные кружки, без сложных символов). 4. Дозировка материала: Если дети устали, сократите этап. Главное — закончить на положительной ноте. 5. Поощрение: Обязательно хвалите за любую попытку выполнить задание, даже если результат не идеален. "Молодец, что попробовал!", "Ты был очень внимательный!". 6. Простота инструкций: Инструкции должны быть краткими, четкими, состоять из 2-3 слов. "Послушай", "Повтори", "Покажи картинку". 7. Альтернативная коммуникация: Для неговорящих детей используйте жесты, карточки PECS, чтобы они могли показать ответ (например, выбрать из двух карточек нужную).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty_2klass_1_nedelya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1

Логопедическое занятие во 2 классе для детей с УО

Тема: Звук. Звуковой состав слова.

Цель: Формирование представления о звуке как единице речи. Учить выделять отдельные звуки в слове на материале доступных и знакомых слов.

Задачи: Коррекционно-образовательные: Дать понятие "звук", отличие от буквы. Учить вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть первый звук в слове. Формировать умение различать на слух речевые и неречевые звуки. Коррекционно-развивающие: Развивать слуховое внимание, фонематический слух. Развивать артикуляционную моторику. Развивать мелкую моторику. Активизировать и расширять словарный запас. Коррекционно-воспитательные: Воспитывать усидчивость, умение слушать инструкцию. Формировать положительную мотивацию к занятию.

Оборудование: Игрушки или картинки: машина, кукла, мишка, барабан, колокольчик, ширма. Предметные картинки: аист, утка, осы, индюк (гласные А, У, О, И в начале слова). Символы: большие кружки (красные - для гласных). "Звуковичок" (сказочный персонаж, который живет в стране Звуков). Индивидуальные зеркала. Массажный мячик или пластилин.

Ход занятия: 1. Организационный момент. (2-3 мин) Цель: Создать эмоциональный настрой, настроить на работу.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришел гость. Это Звуковичок. Он очень любит слушать разные звуки и хочет научить нас слышать их. Он принес с собой много интересного.

2. Артикуляционная гимнастика. (3-4 мин) Цель: Подготовить артикуляционный аппарат. Проводится под стихотворение или с помощью карточек.

Упражнения: "Заборчик" (улыбка), "Трубочка" (хоботок), "Лопатка" (широкий язык на нижней губе), "Часики" (язык влево-вправо).

3. Введение в тему. Различение речевых и неречевых звуков. (5-7 мин) Цель: Дать понятие, что звуки бывают разные.

Логопед: Звуковичок говорит, что мир полон звуков. Давайте послушаем. За ширмой логопед издает звуки: стучит барабаном, звонит колокольчиком, заводит машинку. «Что это звучало? Как ты услышал? (Ушами). Молодец! Это неречевые звуки».

Логопед: А теперь я произнесу слово: «Ма-ма». Это тоже звуки? Да! Это речевые звуки. Их мы произносим ртом (органами речи) и слышим ушами.

4. Знакомство с понятием "звук". Игра "Поймай звук". (5 мин) Цель: Научить выделять из речи изолированный звук. Логопед: Давайте поиграем! Я буду произносить звуки, а вы будете их повторять. Будьте внимательны! Логопед тянет гласные звуки: А-А-А (как плачет девочка), У-У-У (гудит паровоз), О-О-О (удивились), И-И-И (ржет лошадка). · Дети повторяют хором и индивидуально. Логопед: Молодцы! Каждый из этих звуков мы слышим и произносим. Это и есть звуки речи.

5. Физкультминутка. (3-4 мин) Цель: Смена деятельности, снятие напряжения. Пальчиковая гимнастика (с массажным мячиком): "Катаем мячик по ладошке, разминаем каждый пальчик". Подвижное упражнение: "Самолет летит и гудит У-У-У" (руки в стороны, кружимся и тянем звук). "Осенью ветер воет О-О-О".

6. Работа над звуковым составом слова. Выделение первого звука. (7-10 мин) Цель: Учить выделять первый звук в знакомом слове. На доску выставляются картинки: Аист, Утка, Осы, Индюк. · Логопед: Давайте назовем, что нарисовано на картинках. Повторим хором: Аист, Утка, Осы, Индюк. Логопед: Давайте произнесем слово "Аист" так, как его шепчет нам Звуковичок: А-а-а-ист. Какой звук самый первый? (А). Правильно! Аналогично разбираются остальные слова. Логопед сильно интонирует первый звук. · Игра "Подари картинку Звуковичку": У Звуковичка есть любимые звуки: [А], [У], [О], [И]. Он просит подарить ему картинки.

"Подари, Вова, Звуковичку картинку, которая начинается на звук [А]". Ребенок выбирает и отдает картинку с аистом. После того как все картинки розданы, логопед обобщает: "Мы подарили картинки, которые начинаются на гласные звуки. Их мы можем петь, тянуть, воздух им не мешает. Они живут в красных домиках". Показывает красный кружок.

7. Итог занятия. Рефлексия. (2-3 мин) Цель: Закрепить полученные знания, положительно завершить занятие. Логопед: Чем мы сегодня занимались с Звуковичком? (Слушали звуки, произносили звуки, искали первый звук в слове). Логопед: Молодцы! Вы сегодня были очень внимательными. Звуковичок дарит вам наклейки за хорошую работу. Занятие окончено.

Важные методические рекомендации для работы с детьми с УО: 1. Индивидуальный подход: Темп занятия очень медленный. Одну и ту же тему будем проходить много раз. Не требуйте от всех детей одинакового результата. 2. Повторение: Каждое новое занятие начинается с повторения предыдущего материала. 3. Наглядность: Максимум реальных предметов, игрушек, картинок. Схемы должны быть предельно простыми (просто красные кружки, без сложных символов). 4. Дозировка материала: Если дети устали, сократите этап. Главное — закончить на положительной ноте. 5. Поощрение: Обязательно хвалите за любую попытку выполнить задание, даже если результат не идеален. "Молодец, что попробовал!", "Ты был очень внимательный!". 6. Простота инструкций: Инструкции должны быть краткими, четкими, состоять из 2-3 слов. "Послушай", "Повтори", "Покажи картинку". 7. Альтернативная коммуникация: Для неговорящих детей используйте жесты, карточки PECS, чтобы они могли показать ответ (например, выбрать из двух карточек нужную).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Полная технологическая карта урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа". Тема урока "Твердые и мягкие согласные звуки. Звуковой анализ слов".

Технологическая карта открытого урока русского языка для городского семинара:«Создание особой пространственной образовательной среды для детей, испытывающих трудности в обучении»...

Конспект урока по русскому языку в 1 классе «Различение твёрдых и мягких согласных звуков. Звуковая схема слова. Предложение.»

Конспект урока по русскому языку в 1 классе  «Различение твёрдых и мягких согласных звуков. Звуковая схема слова. Предложение.»...

Конспект подгруппового логопедического занятия в классе адаптации по теме Дифференциация звуков [В – В’]

Дифференциация звуков [В – В’] в словосочетаниях, предложениях, текстах.Цель: совершенствовать навык дифференциации звуков [В-В’]...

Конспект урока русского языка по теме: "Различение твёрдых и мягких согласных звуков. Звуковая схема слова. Предложение." 1 класс, ПНШ.

Цели деятельности учителя: Закрепление навыков различения твёрдых и мягких согласных звуков:[р]-[р,],[л]-[л,],[б]-[б,],формирование умения соотносить звучащее слово с его звуковой схемой.Планируемые р...

Презентация к групповому логопедическому занятию для учащихся 3 класса для детей с ОВЗ «Звуки [C][Ц]»

Презентация состоит из 8 слайдов и рекомендуется к занятию по теме "Звуки С Ц"...

Конспект логопедического занятия по теме" "Формирование умения определять место звуков в слове (начало, середина, конец)."

Конспект логопедического занятия по программе «Предупреждение нарушений письменной речи»Учитель-логопед Ярцева Елена Геннадьевна Тема:Формирование умения определять место звуков ...

Технологическая карта логопедического занятия для учащихся с умственной отсталостью "Дифференциация звуков и букв Г – К в слогах, словах "

В технологической карте подробно отражены 3 блока: блок целеполагания, инструментальный и организационно-деятельностный. В блоке целеполагания раскрыты цель и триединые задачи, в инструментальном - фо...