Формирование монологической речи детей с общим недоразвитием речи
учебно-методический материал по логопедии
Развитие монологической речи детей
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование монологической речи детей
с общим недоразвитием речи.
Ребенок - младший школьник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”. Применяя графическую аналогию, я учу детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Прием моделирования использую над следующими видами связного монологического высказывания: пересказ, составление описательных и творческих рассказов.
Этапы работы:
1. Подготовительный этап – предварительная работа по двум линиям:
а) социальное развитие, развитие мышления (используя технологию сотрудничества);
б) речевое развитие: развитие понимания речи, обогащение лексики, формирование грамматических категорий, исправление произношения (опираясь на метод наглядного моделирования);
2. Основной этап – овладение диалогической речью при частичном слиянии обоих процессов: развития мышления и речи.
3. Заключительный этап – формирование монологической речи: обучение рассказыванию при максимально возможном совпадении процессов мышления и речи на занятиях по обучению рассказыванию.
В ходе использования этого метода дети знакомятся с графическим способом представления информации. В качестве условных заместителей (элементов моделей) выступали символы разнообразного характера:
- геометрические фигуры;
- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, пиктограммы).
1. Составление описательных рассказов.
При составлении описательных рассказов решаю следующие задачи:
- формировать умение выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;
- формировать обобщающее представление о построении описываемого предмета;
- помочь детям овладеть языковыми средствами, необходимыми для составления связных высказываний в форме описания.
В работе использую метод мнемотехники - мнемотехническую таблицу, в которой отражены все качества описываемого предмета. В начале работы детям предлагаю уже готовую таблицу и речевой образец рассказа, затем дети сами решают, о чем они будут рассказывать в каждой части таблицы.
При составлении описательных рассказов использую игровые формы работы, которые закрепляют и развивают речевые навыки и речемыслительные действия, формируемые в процессе обучения описанию.
2. Составление творческих рассказов.
Обучение творческому рассказыванию занимает особое место в формировании связной речи с ОНР. Творческое рассказывание играет важнейшую роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей. В целях формирования навыков составления самостоятельных рассказов с элементами творчества использую в своей деятельности следующие виды работ:
- составление рассказов по аналогии;
- придумывание продолжения (окончания) рассказа;
- составление рассказа по набору игрушек, которые выступают в качестве модели для составления связного рассказа и соблюдения в нем последовательности;
- придумывание рассказа на заданную тему.
При этом решаю следующие задачи:
- развивать у детей умение ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материале (речевой образец, опорные модели: картинки -иллюстрации) при составлении собственных рассказов;
- активизировать имеющиеся знания детей об окружающем;
- уточнить и развивать пространственные и временные представления;
- развивать воссоздающееся творческое воображение;
- формировать навыки самостоятельного рассказывания.
В качестве моделей для составления творческих рассказов выступали игрушки, сюжетные картинки, геометрические фигуры, силуэты (силуэтное изображение героев сказок).
Умению составлять собственные рассказы с элементами творчества я обучаю детей, используя:
1. Лексические упражнения:
- подбор определений, эпитетов, сравнений для самостоятельной словесной характеристики предмета («Подбери слово», «На что похоже?» и др.;
- подбор, к слову, обозначающему предмет, соответствующих слов-действий («Кто что делает?», «Кому что нужно?»);
- подбор синонимов и антонимов к словам, обозначающих предметы, их свойства, различные действия («Скажи по-другому»);
- подбор родственных слов (мама-мамочка-мамуля….).
2. Лексико-грамматические упражнения:
- дополнение предложений нужным по смыслу словом;
- составление предложений, по данным словам,;
- упражнения для развития «поэтического слуха».
3. Игры-упражнения:
- на узнавание предметов по его описанию:
- на отгадывание загадок;
- коллективное придумывание загадок по аналогии:
- коллективное составление письма другу, Деду Морозу ит.д.
Обучение составлению творческих рассказов я вначале провожу в сочетании с демонстрацией соответствующих картинок, игрушек (затем геометрических фигур, силуэтов), выступающих в качестве моделей, они же выступают в качестве картинного плана. Затем предлагаю детям тему рассказа, используя словесную модель, выступающую в форме вопросного план из 3-4 вопросов (определение места, времени действия персонажа). Особое внимание детей обращаю на последовательность, полноту изложения, смысловое соответствие наглядному сюжету, законченность предложений. Предлагаю домашнее задание, нарисовать рисунок, по рисунку-модели пересказать родителям рассказ.
3.Пересказ.
Этот вид связного высказывания предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии со схемой составить рассказ. В качестве модели рассказа выступает наглядная модель.
Развивая навык пересказа, формирую в детях следующие умения:
- усвоить принцип замещения, т.е. умение обозначать персонаж и основные атрибуты художественного произведения заместителями;
- формировать умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование – силуэтное изображение, геометрические фигуры);
- передавать последовательность эпизодов в соответствии с расположением заместителей.
Для достижения цели при организации развивающей деятельности использую в своей работе игровые, сюжетные, интегрированные формы образовательной деятельности с использованием социо - игровой педагогики. Я старалась изменить образ жизни детей так, чтобы инициатива в решении проблем исходила от них самих, при этом изменяя не содержание, а способ обучения. Обучение веду по трем направлениям:
- прямое обучение, когда инициатива принадлежит мне;
- взаимообучение, когда обучение происходит в форме передачи
обмена опытом между детьми, при объединении их в пары или малые группы;
- самообучение ребенка в процессе индивидуальной деятельности с дидактическими материалами, когда обучение проходит с помощью специально организованной среды.
В систему работы по формирования монологической речи включила элементы технологии ТРИЗ, методику составления рассказа по картине «Картинка без запинки», автор И.Н.Мурашковска и методику обучения дошкольников составлению логических рассказов по серии картин «ОТСМ», автор Н.Н.Хоменко.
Основные требования к этим методикам:
- целостность, за счет полноты методических шагов;
- инструментальность каждого шага и методики в целом;
- мотивированность каждого шага с точки зрения детей;
- стимулирование индивидуального восприятия картины каждым ребенком;
- результативность, достижение целей занятия;
- передаваемость – возможность использовать в работе с другими картинками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование интонационной выразительности речи в работе с младшими школьниками с общим недоразвитием речи.
В статье представлены этапы формирования интонационной выразительности речи у младших школьников с общим недоразвитием речи. Данная статья актуальна для учителей начальных классов и учителей-логопедов...

«Использование современных инновационных технологий в работе с детьми с общим недоразвитием речи как средство формирования положительной мотивации к учебной деятельности».
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, нет...

Работа по формированию фонематического восприятия у первоклассников с общим недоразвитием речи III – IV уровня.
Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у обучающихся 1 класса с ОНР III-IV уровня...

Особенности формирования лексического строя речи обучающихся с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня
В методической разработке предлагаются направления работы по развитию лексики с обучающимися 1 класса и перспективное планирование логопедических занятий с обучающимися 3 класса....

Формирование психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, через тренинговые занятия, в условиях ФГОС ДО
В материале представлена программа "Учимся быть вместе", направленная на профилактику и коррекцию психологических изменений личности ребёнка, оказание помощи в преодоление барьеров в общении. Материал...
Педагогический проект "Формирование универсальных учебных действий у детей с общим недоразвитием речи III уровня в условиях внедрения Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования"
Мы живём в мире, который с каждым днём становится всё более зависимым от информационных технологий. Знания устаревают настолько быстро, что порой нет смысла зазубривать те или иные параграфы учебника....

Доклад на МО классных руководителей "Формирование грамматической стороны речи учащихся с общим недоразвитием речи на основе применения наглядно-игровых средств".
Ппроблема формирования грамматических средств речи у детей с речевыми нарушениями занимает важное место в современной коррекционной педагогике, вопрос о методике их развития и коррекции является одним...