Усвоение слоговой структуры слова на логопедических занятиях в начальной школе: прием «Кошки - собаки»
консультация по логопедии

абдулина марина наильевна
Успешное овладение детьми процессами чтения и письма невозможно без полноценного усвоения слоговой структуры слова. Как показывает практика, большинство детей, страдающих дислексией и дисграфией, испытывают сложности при делении слов на слоги. Особые трудности у ребят вызывают двух и трехсложные слова с закрытым слогом. В подавляющем большинстве случаев стечение согласных дети переносят в один слог: ту-фли вместо туф-ли, ро-ма-шка вместо ро-маш-ка. Данная ошибка является очень стойкой и исправляется с большим трудом.
Для преодоления описанных трудностей мною был разработан прием под названием «Кошки - собаки», позволяющий детям легко избежать ошибок при работе со словами сложной слоговой структуры.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Усвоение слоговой структуры слова на логопедических занятиях в начальной школе: прием «Кошки - собаки»

Успешное овладение детьми процессами чтения и письма невозможно без полноценного усвоения слоговой структуры слова. Как показывает практика, большинство детей, страдающих дислексией и дисграфией, испытывают сложности при делении слов на слоги. Особые трудности у ребят вызывают двух и трехсложные слова с закрытым слогом. В подавляющем большинстве случаев стечение согласных дети переносят в один слог: ту-фли вместо туф-ли, ро-ма-шка вместо ро-маш-ка. Данная ошибка является очень стойкой и исправляется с большим трудом.

Для преодоления описанных трудностей мною был разработан прием под названием «Кошки - собаки», позволяющий детям легко избежать ошибок при работе со словами сложной слоговой структуры.

«КОШКИ - СОБАКИ»

Когда-то все буквы были кошками, собаками и людьми. Людьми были гласные. А согласные – собаками и кошками. Как-то раз решили буквы поиграть в слова и составить слово ЛОЖКА. Первой встала буква Л (Кем она у нас будет? Допустим, кошкой.) Следующая вышла буква О (Это у нас кто? Человек) ЛО- записывается на доске цветными мелками. Следующая буква Ж (Кем она будет? Давайте, собакой). Далее буква К (Это у нас будет кошка) и последним (Встал кто? Человек) А. Давайте посмотрим, что у нас получилось: ЛО-ЖКА. Кошка встала вместе с человеком, а дальше собака с кошкой оказались рядышком. Как вы думаете, что произошло? Конечно же они подрались (буквы ЖК перечеркиваются).

И что у нас осталось от слова? (ЛОА). Тогда решили буквы встать по-другому: первая вышла (кто? кошка) - Л, потом (кто? человек) - О, затем (кто? собака) - Ж, потом опять кошка – К. ЛОЖК- и последним встал (человек) – А. Посмотрим, что получилось теперь: ЛОЖК-А. Между кошкой и собакой оказался человек (ЛОЖ) и они не смогли подраться, а тут (ЖК) кошка и собака опять встали рядом и снова подрались (буквы перечеркиваются).

Что осталось от нашего слова? (ЛОА). Тогда буквы решили встать так: Л (кошка), О (человек), Ж (собака), потом К (кошка), А (человек): ЛОЖ – КА. Между кошкой и собакой оказался человек, а дальше кошка с человеком. Получилось слово: ЛОЖКА и никто не подрался!



С тех пор слова стали делиться только так, чтобы не подрались кошки с собаками. Исключения составляют лишь те ситуации, когда кошки с собаками оказываются в самом начале (СТО-ЛЫ) или конце слова (ТАНК). В этих случаях они стоят у всех на виду и драться стесняются.

Упражнения для закрепления материала

1. Выбери правильное

В каждой тройке записанных на доске слов необходимо выбрать то, которое правильно разделено на слоги и подчеркнуть. В неправильных словах найти те места, где подрались кошки с собаками.

Ба-бу-шкаба-буш-кабаб-уш-ка
Ко-шкакошк-акош-ка
Кар-точ-какар-то-чкака-рточ-ка
Ста-ру-шкастар-уш-каста-руш-ка
Мо-рков-камор-ков-каморк-ов-ка
У-точ-кауточ-кау-то-чка

2. Игра «Слоги по цепочке»

Логопед называет слово, дети по очереди отстукивают его по слогам.
Ракетка, танк, заяц, пятно, сугробы, картошка, картинка, утята, крот, листочки, крыжовник, банка, черепаха, яблоки, кроватка, стакан, тропинка, печка, велосипедист.

3. Записать слова по слогам, гласные выделить цветной пастой, проверить, чтобы не подрались кошки с собаками.

Молочко, улитка, огурчик, крем, рубашка, нежный, птица, теплоходы, подушка, земляничка, стол, бабушка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Черошникова Г.С.Логопедические занятия в начальной школе

Логопедические занятия в начальной школе. Конспекты занятий по 1 этапу...

презентация Применение технологии моделирования на логопедических занятиях в начальной школе.

Моделирование- это метод познания окружающего мира,состоящий в создании и исследований моделей. Обобщенные графические модели можно рассматривать и как учебную опору искусственно созданную наглядную п...

Логопедическое занятие в начальной школе. Сочинение «Зимний лес»

Логопедическое занятие в начальной школе. Сочинение «Зимний лес»...

Статья "Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях в начальной школе с детьми ОВЗ"

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. Известно, что младший ...

Развитие и коррекция устной и письменной речи на логопедических занятиях в начальной школе

     В практическом осуществлении учебно–воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе коррекционное развитие как специально организуемый и направляемый процесс...

Презентация интерактивной программы "Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе"

Материал кратко знакомит с интерактивной программой, которую эффективно  можно использовать на коррекционно-развивающих знятиях учителя-логопеда...

Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры у детей с ОНР в начальной школе в классах для обучающихся с ОВЗ

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе рабо...