Развитие фонематического анализа и синтеза у младших школьников на материале пословиц.
учебно-методический материал по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)
Данная игра позволяет не только развивать фонематические функции, но и выстраивать базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов и синонимов, а также создает основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие фонематического анализа и синтеза у младших школьников
на материале пословиц.
Недостаточная сформированность фонематических функций в дошкольном возрасте приводит к стойким нарушениям чтения и письма, поэтому важно продолжить их развитие и в начальной школе.
При чтении наиболее типичны следующие ошибки:
- трудности слияния звуков в слоги и слова;
- взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, звонких – глухих);
- побуквенное чтение (р,ы,б,а);
- искажение слоговой структуры слов;
- слишком медленный темп чтения;
- нарушения понимания прочитанного.
К числу типичных недостатков письма относятся:
- замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам;
- пропуски гласных;
- пропуски согласных в их стечении;
- слияние слов на письме;
- раздельное написание частей одного слова;
- пропуски, перестановки слогов;
- орфографические ошибки.
С целью поддержания интереса детей к развитию фонематических функций целесообразно использовать игры и творческие задания. Представляю игру «Заколдованные пословицы».
Цель игры: развитие фонематического анализа и синтеза.
Данная игра позволяет не только развивать фонематические функции, но и выстраивать базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов и синонимов, а также создает основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение.
Задание.
Прочитайте пословицу. Найдите слово неподходящее по смыслу. Это слово заколдовано в анаграмму (т.е. после перестановки букв данного слова получается другое). Разгадайте ее и восстановите пословицу.
Варианты игры:
1-3 класс.
- используется касса букв, которые переставляются местами до получения нужного слова;
- предлагается список правильных слов, которые нужно подобрать к пословицам.
4 класс. Неподходящие слова в пословицах необходимо перевести в именительный падеж и только после этого решить анаграмму.
СПИСОК ПОСЛОВИЦ (в скобках даны отгадки-анаграммы)
Добрый волос и кошке приятен. (слово)
Пословицу сказал – города указал. (дорога)
Делу время – пехоте час. (потеха)
Что написано пером, не вырубишь ропотом. (топор)
В чужом глазу росинку видим, а в своем бревна не замечаем. (соринка)
Горе наше, что без смолы каша. (масло)
Навес красен цветами, а осень снопами. (весна)
У цоколя нет конца, а у глупца — начала. (кольцо)
От иной халвы хоть в землю уйти.(хвала)
Лапка нема, а даст ума. (палка)
Голова, что чан, а ума ни на капустную ночку. (кочан)
Каков конус, таковы и обрезки. (сукно)
Под ветром гнётся мышка, а не камень. (камыш)
Липу точат, чтобы стала острее, человека учат, чтобы стал умнее. (пила)
Лиса молчит – слабость кричит. (сила)
Ученье – свет, неученье – мать. (тьма)
Каждый продавец своего автора нахваливает. (товар)
Не в похвальбу сказать, не в урок помянуть. (укор)
Жить и служить — зарница. (разница)
Готовь летом анис, а зимой телегу. (сани)
Не хвались вратами, хвались сеном. (трава)
Зима без снега – тело без хлеба. (лето)
Береги сон в большой мороз. (нос)
Материнская скала конца не знает. (ласка)
На чужой рокот не накинешь платок. (роток)
Худой Рим лучше доброй ссоры. (мир)
Хороший мазок — надёжный друг. (замок)
Осенняя ночь на двенадцати водопадах едет. (подвода)
У каждой горы свой клоун, у каждого человека свой нрав. (уклон)
Во Владимире и шпалу топором крошат. (лапша)
С милым годок — покажется за сачок. (часок)
Кто родом кукла, тому не разогнуться в ладонь. (кулак)
И строг наш каприз, да не слушают нас. (приказ)
За мухой не с обухом, за кормой не с топором. (комар)
И мышь в свою крону тащит корку. (норка)
Когда нет солнца, то и улан светит. (луна)
В своём гнезде и ворона шнурку глаза выклюет. (коршун)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического анализа и синтеза на уроках обучения грамоте в 1 классе
Обобщение опыта работы в 1 классе по формированию фонематического анализа и синтеза на уроках обучения грамоте. Приведены самые удачные задания и упражнения....

Конспект логопедического занятия "Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Весна, весенние месяцы."
Конспект логопедического занятия для учащихся, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Лексическая тема: "Весна, весенние месяцы"....

Конспект логопедического занятия-игры "Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Дифференциация звуков [Р-Л]"
Конспект логопедического занятия-игры по коррекции дисграфии смешанного вида....
Логопедическое занятие. Развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры.
Тема: Правила дорожного движения, транспорт. Цели и задачи.- развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры;- развитие речеслуховой, зрительной...
Логопедическое занятие по развитию фонематического анализа и синтеза. Тема: "Фонематический анализ и синтез двусложных слов со стечением в начале и середине".
Тема: "Фонематический анализ и синтез двусложных слов со стечением в начале и середине".Лексическая тема: "Транспорт"....
Рекомендации для родителей. Профилактика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза.
Представленный материал адресован родителям младших школьников с целью профилактики и коррекции нарушений чтения и письма. Фонематический анализ и синтез – это умственные действия по анализу или...

Развитие фонематического анализа и синтеза у учащихся младших классов
До того, как ребенок начнет осваивать принципы русской грамоты, он должен понять разницу между буквой и, соответствующему ей звуком. В настоящее время каждый третий учащийся первых классов общеобразов...