Развитие фонематического анализа и синтеза у младших школьников на материале пословиц.
учебно-методический материал по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Данная игра позволяет не только развивать фонематические функции, но и выстраивать базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов и синонимов, а также создает основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие фонематического анализа и синтеза у младших школьников

 на материале пословиц.

Недостаточная сформированность фонематических функций в дошкольном возрасте приводит к стойким нарушениям чтения и письма, поэтому важно продолжить их развитие и в начальной школе.

       При чтении наиболее типичны следующие ошибки:

  • трудности слияния звуков в слоги и слова;
  • взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, звонких – глухих);
  • побуквенное чтение (р,ы,б,а);
  • искажение слоговой структуры слов;
  • слишком медленный темп чтения;
  • нарушения понимания прочитанного.

       

К числу типичных недостатков письма относятся:

  • замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам;
  • пропуски гласных;
  • пропуски согласных в их стечении;
  • слияние слов на письме;
  • раздельное написание частей одного слова;
  • пропуски, перестановки слогов;
  • орфографические ошибки.

С целью поддержания интереса детей к развитию фонематических функций целесообразно использовать игры и творческие задания. Представляю игру «Заколдованные пословицы».

Цель игры: развитие фонематического анализа и синтеза.

Данная игра позволяет не только развивать фонематические функции, но и выстраивать базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов и синонимов, а также создает основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение.

Задание.

Прочитайте пословицу. Найдите слово неподходящее по смыслу. Это слово заколдовано в анаграмму (т.е. после перестановки букв данного слова получается другое). Разгадайте ее и восстановите пословицу.

Варианты игры:

1-3 класс.

  1. используется касса букв, которые переставляются местами до получения нужного слова;
  2. предлагается список правильных слов, которые нужно подобрать к пословицам.

4 класс. Неподходящие слова в пословицах необходимо перевести в именительный падеж и только после этого решить анаграмму.

СПИСОК ПОСЛОВИЦ (в скобках даны отгадки-анаграммы)

Добрый волос и кошке приятен. (слово)

Пословицу сказал – города указал. (дорога)

Делу время – пехоте час. (потеха)

Что написано пером, не вырубишь ропотом. (топор)

В чужом глазу росинку видим, а в своем бревна не замечаем. (соринка)

Горе наше, что без смолы каша. (масло)

Навес красен цветами, а осень снопами. (весна)

У цоколя нет конца, а у глупца — начала. (кольцо)

От иной халвы хоть в землю уйти.(хвала)

Лапка нема, а даст ума. (палка)

Голова, что чан, а ума ни на капустную ночку. (кочан)

Каков конус, таковы и обрезки. (сукно)

Под ветром гнётся мышка, а не камень. (камыш)

Липу точат, чтобы стала острее, человека учат, чтобы стал умнее. (пила)

Лиса молчит – слабость кричит. (сила)

Ученье – свет, неученье – мать. (тьма)

Каждый продавец своего автора нахваливает. (товар)

Не в похвальбу сказать, не в урок помянуть. (укор)

Жить и служить — зарница. (разница)

Готовь летом анис, а зимой телегу. (сани)

Не хвались вратами, хвались сеном. (трава)

Зима без снега – тело без хлеба. (лето)

Береги сон в большой мороз. (нос)

Материнская скала конца не знает. (ласка)

На чужой рокот не накинешь платок. (роток)

Худой Рим лучше доброй ссоры. (мир)

Хороший мазок  — надёжный друг. (замок)

Осенняя ночь на двенадцати водопадах едет. (подвода)

У каждой горы свой клоун, у каждого человека свой нрав. (уклон)

Во Владимире и шпалу топором крошат. (лапша)

С милым годок — покажется за сачок. (часок)

Кто родом кукла, тому не разогнуться в ладонь. (кулак)

И строг наш каприз, да не слушают нас. (приказ)

За мухой не с обухом, за кормой не с топором. (комар)

И мышь в свою крону тащит корку. (норка)

Когда нет солнца, то и улан светит. (луна)

В своём гнезде и ворона шнурку глаза выклюет. (коршун)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического анализа и синтеза на уроках обучения грамоте в 1 классе

Обобщение опыта работы в 1 классе по формированию фонематического анализа и синтеза на уроках обучения грамоте. Приведены самые удачные задания и упражнения....

Конспект логопедического занятия "Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Весна, весенние месяцы."

Конспект  логопедического занятия для учащихся, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Лексическая тема: "Весна, весенние месяцы"....

Логопедическое занятие. Развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры.

Тема: Правила дорожного движения, транспорт. Цели и задачи.- развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры;- развитие речеслуховой, зрительной...

Логопедическое занятие по развитию фонематического анализа и синтеза. Тема: "Фонематический анализ и синтез двусложных слов со стечением в начале и середине".

Тема: "Фонематический анализ и синтез двусложных слов со стечением в начале и середине".Лексическая тема: "Транспорт"....

Рекомендации для родителей. Профилактика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза.

Представленный материал адресован родителям младших школьников с целью профилактики и коррекции нарушений чтения и письма. Фонематический анализ и синтез – это умственные действия по анализу или...

Развитие фонематического анализа и синтеза у учащихся младших классов

До того, как ребенок начнет осваивать принципы русской грамоты, он должен понять разницу между буквой и, соответствующему ей звуком. В настоящее время каждый третий учащийся первых классов общеобразов...