Развитие фонематического анализа и синтеза на уроках обучения грамоте в 1 классе
статья по русскому языку (1 класс) по теме

ПОНОМАРЕВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА

Обобщение опыта работы в 1 классе по формированию фонематического анализа и синтеза на уроках обучения грамоте. Приведены самые удачные задания и упражнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    В данной статье Пономарева  Н.А.  рассматривает  3 этапа формирования фонематического анализа и синтеза на уроках обучения грамоте в 1 классе.

    Приведены примеры самых удачных заданий и упражнений из личного опыта учителя, которые  помогают формировать у учащихся умения осуществлять фонематический анализ и синтез.



Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ.

Основой для обучения детей правописанию является учение о фонемном составе слова. Фонема — это минимальная единица языка, представленная в речи группой чередующихся звуков. Все программы графоорфографических действий, которые необходимо выполнять при написании (кодировании) слов, базируются на фонематическом анализе.                                         |

В одной из своих работ Д. Б. Эльконин писал, что от уровня осознания ребенком звуковой действительности языка и строения звуковой формы слова зависит усвоение не только грамоты, но и грамматики, и орфографии. 

Одной из важных предпосылок успешного формирования процессов чтения и письма является не только умение выделять и различать звуки в речи, но и производить более сложные операции с ними: определять звуковой состав слова, последовательность звуков в слове, место каждого звука по отношению к другим звукам. Написанное слово моделирует звуковую структуру слова, трансформируя временную последовательность звуков речи в последовательность букв в пространстве. Поэтому воспроизведение буквенной модели невозможно без четкого представления о звуковой структуре слова.

При  формировании фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования, основными из которых являются следующие: освоение действия с опорой на материализацию, в плане громкой речи, перенос его в умственный план ( по П.Я.Гальперину )  

      1 ЭТАП – формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на

вспомогательные средства и действия.    

      Первоначальную  работу провожу с опорой на вспомогательные средства: графическую схему слова и фишки ( квадратики красного, синего и зеленого цвета ) По мере выделения звуков ребенок заполняет схему фишками. Действие, которое осуществляет ученик, представляет собой практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове.

        2 ЭТАП – формирование действия звукового анализа в речевом плане. Исключается опора на материализацию действия, формирование фонематического анализа переводится в речевой план. Слово называется, определяются первый, второй, третий и т. д. звуки, уточняется их количество, определяется мягкость, твердость, звонкость, глухость звучания звуков.

       3 ЭТАП – формирование действия фонематического анализа в умственном плане.Ученики определяют количество и последовательность звуков, не называя слова и непосредственно на слух не воспринимая его, т. е. на основе представлений.

        На этом этапе я использую такие задания:

- придумать слова с 3, 4, 5 звуками;

- отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 ( или 6 ) звуков;

- поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки ( картинки не называются);

- придумать слово, чтоб первый ( второй, последний) звук был такой же, как первый ( второй,последний) звук в названии картинки;

- разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове или от последовательности звуков в слове.

      Принцип усложнения реализую через усложнение форм фонематического анализа и речевого материала. В процессе формирования звукового анализа обязательно учитываю фонетическую трудность слова. По закреплению фонематического анализа и синтеза широко использую письменные работы:

  1. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте ( шуба, уши, кошка ).
  2. Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки ( нос, рама, банка, стол, волк и др. )
  3. Вставить пропущенные буквы в слова.
  4. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.
  5. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово: па* ( пар ), па** (парк ), па*** ( паром ), па**** ( паруса )
  6. Подобрать слово с определенным количеством звуков.
  7. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на доске. К каждой букве подобрать слова, начинающиеся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3 букв, затем из 4 букв, 5, 6 букв.                                              

             Р      рот, роза, рукав

             У      уши, угол, улица                                                                                

             Ч       час, чаша, челка

             К       кот, каша, корка

               А       аул, аист, астра

     

  1. Преобразовать слова:

 

             - добавляя звук ( рот – крот, мех – смех, осы – косы ) ; - изменяя один звук слова ( цепочки слов  сом – сок – сук – суп – сух – сох – сор – сыр – сын – сон ) ; - переставляя звуки ( пила – липа, палка – лапка, кукла – кулак, волос – слово)

  1. Составить слова из букв одного слова. ( Например: ствол ( стол, вол ), крапива ( парк, ива, карп, пар, рак, Ира )
  2.  От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова ( дом – мак – кот – топор – рука )
  3.  Игра с кубиком. Ученики бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
  4.  Слово – загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных ставятся точки. Если слово не отгадывается, записывается вторая буква и т. д. ( п**********    - простокваша )
  5.  Составить графическую схему слога, слова, предложения.
  6.  Придумать слова к графической схеме.
  7.  Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке ( нос – сон, кот – ток, сор – рос, топ – пот )
  8.  Разгадать ребус и написать отгадку.
  9.  Какой звук убежал? ( крот – кот, лампа – лапа, рамка – рама )
  10.  Найти общий звук в словах: луна – стол, кино – игла, окна – дом и т. п.
  11.  Выбрать слова из предложения, которые соответствуют данной графической схеме.
  12.  Задания – ловушки. (Сколько звуков в слове два? Какое слово длиннее  час или минута? Мне кажется, что в слове вата все звуки мягкие, а вы как думаете?

       Умения осуществлять фонематический анализ формируются на трех уровнях: звуковом, фонемно-буквенном (графическом) и  орфографическом. В подготовительном (добукварном) периоде  ученики анализируют звуковой состав групп звуков или слов. При изучении букв работа переходит на фонемно-буквенный уровень, на соотнесение буквы с фонемой, которую она обозначает; дети знакомятся с мягкими согласными и способами их обозначения, с большой буквой и др. Орфографический уровень подключается, когда школьники изучают ударение, наблюдают в слове ударные и безударные гласные и констатируют факт обозначения одного и  того же безударного гласного звука двумя разными буквами ора, трава). Затем подобные наблюдения осуществляются на материале парных согласных (век бег).                                                                                                   

    Ежедневные занятия звуковым анализом способствуют развитию орфографической зоркости у учащихся. С точки зрения фонематической концепции русского правописания, орфографическая зоркость – это умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т. е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой в слабой и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании.        

                               Пономарева Н. А. ( учитель нач. классов )                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Весна, весенние месяцы."

Конспект  логопедического занятия для учащихся, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Лексическая тема: "Весна, весенние месяцы"....

Упражнения на развитие навыков зрительного анализа и синтеза на уроках обучения грамоте.

Задания могут использоваться не только на уроках обучения грамоте, но и как самостоятельные упражнения во внеурочное время, на этапах коррекционной работы....

Логопедическое занятие по развитию фонематического анализа и синтеза. Тема: "Фонематический анализ и синтез двусложных слов со стечением в начале и середине".

Тема: "Фонематический анализ и синтез двусложных слов со стечением в начале и середине".Лексическая тема: "Транспорт"....

Развитие фонематического анализа и синтеза у учащихся младших классов

До того, как ребенок начнет осваивать принципы русской грамоты, он должен понять разницу между буквой и, соответствующему ей звуком. В настоящее время каждый третий учащийся первых классов общеобразов...

Развитие фонематического анализа и синтеза(1 класс)

Основой для обучения детей правописанию является учение о фонемном составе слова. Фонема — это минимальная единица языка, представленная в речи группой чередующихся звуков. Все программы графоорфограф...