Статья " Дисграфия у детей с ЗПР"
статья по логопедии
Статья "Дисграфия у детей с ЗПР" - ЗПР представляет собой отставания в развитии психики или ее отдельных функций, носящие не постоянный, а временный характер. Она предстваляет собой одну из наиболее распространенных форм нарушения психоонтогенеза, такие дети по ряду особенностей не готовы к школе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АДАПТИВНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС» ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЯКУТСК»
Юридический адрес: г. Якутск, шоссе Отдых, д. 100
Тел. 8 (4112) 40-58-04 , e-mail: web –сайт
Статья : « Дисграфия у детей с ЗПР»
Выполнила: Горохова Надежда Гермогеновна,
Учитель-логопед МОКУ «АОК» ГО «город Якутск»
Тема статьи: « Дисграфия у детей с ЗПР»
«Письмо необходимое дополнение языка, сильнейший рычаг знания»
Грот Я. К.
Актуальность. Профилактика и коррекция письма у детей с ЗПР включает комплексные меры направленные на развитие фонематического слуха ( различение близких звуков), зрительно – пространственного восприятия ( ориентация и узнавание букв, даже зеркальных) и мелкой моторики ( рисование и лепка по образцу). Важно использовать игровые методики, давать время на ответы, избегать негатива, поощрять усилия, и работать над развитием речи, памяти, мышления с привлечением логопедов, дефектологов и психологов.
Индивидуальная тема самообразования: «Профилактика и коррекция дисграфии у обучающихся начальных классов».
Предполагаемые сроки над темой: Работа начата 2023 уч. году и ведется по сей день.
Цель логопедической работы: своевременная обработка технологии речи и коррекции нарушений письменной речи. Для достижения выбранной цели по самообразованию были поставлены следующие задачи:
- проведения логопедического обследования учащихся 1 – 4 классов;
- преодоление нарушения звукопроизношения;
- коррекция нарушений письменной речи;
- развития фонематического восприятия, фонематического слуха звукового анализа и синтеза; - развитие лексико – грамматического строя речи
- обогащение словарного запаса;
- развитие связной речи.
Помимо непосредственной коррекции речевого дефекта, необходимо развитие психологической базы речи. Данная работа ведется по следующим направлениям:
- развитие пространственных представлений;
- формирование зрительного гнозиса;
- формирование психических процессов: памяти, внимания, логического мышления. Основные работы над темой
В начале исследования дисграфии мы рассматриваем данное
Профилактические меры (до школы и начальных классах):
Развитие речи: Раннее обращение к логопеду, развитие фонематического слуха (различение (С) и (Ш), например).
Зрительное восприятие: Упражнение на определение предметов (справа\ слева), узнавание букв в разных положениях, «фотографирование» фигур, конструирование букв.
Мелкая моторика: Графические диктанты, рисование по образцу и пунктиру, лепка букв, игры с клубочками с ниток \ веревочек, штриховка.
Пространственные представления: Работа с предлогами, определение частей тела (правая рука / левый глаз), написание букв в разных частях листа.
Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своего поведения.
В отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть ее механизмы складываются в период обучения к грамоте и совершенствуется в ходе всего дальнейшего обучения.
За последние годы среди обучающихся, поступающих в начальные классы, значительно увеличилось число детей с различными отклонениями в речевом развитии. С началом обучения грамоте у таких детей обнаруживается стойкое нарушение формирования письменной речи, проявляющееся в виде дисграфии. При обследовании речевых нарушений у детей отмечается смешанная дисграфия, в структуру которой в ходят недостатки письма, как нарушение звукового анализа и синтеза акустическая и артикуляторно- акустическая элементы аграмматической и оптической дисграфии. При смешанной дисграфии ошибки множественны и разнообразны. Диагностические исследования показывают, что смешанная дисграфия почти всегда обусловлена общим недоразвитием ребенка. Такие дети, как правило, испытывают затруднения в усвоении программы по русскому языку, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них словарный запас, страдает лексическая сторона речи. Это сложный комплекс нарушений, проявляющийся не только в нарушениях письменной речи, в большинстве случаев выявляется недостаточная сформированность таких высших психических функций, как внимание , память различной модальности, а также нарушения в эмоционально- волевой сфере.
В начале исследования дисграфии я рассмотрела данное нарушение как специфическое проявление задержки или отклонения в психическом развитии младшего школьника. Происходит это потому, что при дисграфии нарушается функционирование сложно организованной структуры процесса письма, а в дальнейшем и письменной речи. Дисграфия у детей с ЗПР является одним из наиболее характерных как речевых расстройств, так и нарушений усвоения образовательных школьных программ.
Проблему нарушения письма у детей исследовало большое количество ученых, которые посвятили этой теме множество публикаций и трудов.
Актуальность проблемы на сегодняшний день не исчезла и все еще вызывает повышенный интерес специалистов разных категорий.
Исследователи придерживаются разных взглядов на природу и генез возникновения дисграфии, в связи с этим, на сегодняшний день мы имеем немало различных классификаций данного вида нарушения.
Дифференциацией видов дисграфии занимались: М.Е. Хватцев, О.А. Токарев, Р. И. Лалаева, А.Н. Корнев и. т. д.
Изучив специальную литературу, становится поняла, что понимание характера и причин нарушений письма у учащихся с ЗПР неоднозначно. Дисграфию связывают так с нарушениями устной речи ( звукопроизношение, лексико – грамматический строй речи, фонематическая система), так и с недостаточностью познавательной сферы детей психического развития. Нарушения выражаются в виде сниженной продуктивности различных видов психической деятельности: процессы восприятия, внимания и мышления.
В своих исследованиях Т.А. Власова указала на специфические ошибки письма у школьников – пропуски, вставки, замены букв, искажение структуры слова.
Наибольшую трудность у детей с задержкой психического развития представляет звуковой анализ и выделением фонем, данный раздел действительно считается одной из сложнейших операций процесса письма.
Для того, чтобы графически изобразить слово правильно, ребенку необходимо проанализировать его звуковую структуру, определить последовательность звуков, но так как у детей с данным нарушением затруднен фонематический анализ, процесс письма для них так же затруднен.
У детей с ЗПР отмечается позднее развитие словообразовательных процессов, отмечается так же затруднения в образовании новых слов с помощью суффиксов и приставок. Это происходит из – за слаборазвитого усвоения словообразовательных моделей и значений словообразовательных морфем. Вследствие вышеперечисленных нарушений возникает трудность в дифференциации существительных, образованных префиксальных способом. Согласно данным исследователей, дети с задержкой психического развития демонстрируют низкий уровень понимания морфемы, это обусловлено нарушением соотношения значения корневой морфемы и словообразующих аффиксов. Еще одной особенностью детей с ЗПР является специфичность их связной речи. Для них характерна неосознанность и непроизвольность в построении. Как фразы, так высказывания в целом. Такие дети не могут сформулировать ответ на вопрос, довольно часто их основная мысль прерывается сторонними мыслями.
Советы родителям детей с проблемами письменной речи:
- Своевременно заметить, что ребенок имеет проблемы в написании букв и текстов, и вместе с учителем проанализировать причины такого явления – плохой почерк, невнимательность ученика, медленный темп письма, неправильное написание букв и слов и тому подобное.
- Обратиться к школьному психологу и логопеду.
- Получив советы от логопеда, выполнять их не менее 15 – 20 минут ежедневно.
Иногда бывает что в начале, усвоение навыков письма дети не всегда быстро запоминают написание некоторых букв. Но это еще не свидетельствует о наличии дисграфии. Такое явление может быть при замедленном усвоении навыков письма вследствие:
- медлительности
- недостаточности двигательных навыков;
- рассеянности;
- быстрой истощаемости;
- отсутствие интереса к учебе в принципе;
- неусидчивости.
Однако если школьник в конце 1 класса не может усвоить навыки письма, путает отдельные буквы, нужно обязательно посоветоваться специалистом.
Вывод:
Не надо экспериментировать навязывая ребенку свои «тренинги письма». Любая работа требует профессиональной подготовки и знаний, поэтому лучше обратиться к специалисту – логопеду. В том случае, если у ребенка оказывается тяжелая форма дисграфии, особенно в сочетании с другими речевыми расстройствами, целесообразно обучать ребенка в специализированной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию «Режим дня – как средство формирования у детей основ здорового образа жизни» для детей дошкольного возраста 5-6 лет
Материал предназначен для организации и проведения НОД по ЗОЖ. Направлен на привитие детям умения самостоятельно мыслить, находить правильные ответы, формировать мотивацию к здоровому образу жизни....

«Остров дружбы» - программа формирования толерантного сознания у детей и подростков в условиях лагеря с дневным пребыванием детей в период школьных каникул.
Программа организации оздоровительного отдыха детей в лагере с дневным пребыванием детей в период школьных каникул на базе общеобразовательной школы...
Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте
беседы для детей...
А.Барто Катя.Б. Заходер . Перемена.Стихи для детей и про детей.
Урок литературного чтения во 2 классе по программе "начальная школа 21в"...
Тест для детей и родителей “Насколько мы знаем своих детей”.
Этот тест позволит родителям определить насколько они знают своих детей....
Программа организации отдыха детей и подростков осеннего лагеря с дневным пребыванием детей «Дети Югры»
Каникулы - это разрядка накопившейся за время обучения в школе напряжённости, восстановление здоровья...