Главные вкладки

    Урок математики в 1 классе по теме " Задачи на увеличение числа на несколько единиц"
    методическая разработка по математике (1 класс) по теме

    ЦЕЛЬ:  - Создание условий для развития представлений о сложении и

                   вычитании  в пределах 10.

     

    ЗАДАЧИ: - познакомить с задачами на увеличение числа на несколько

                        единиц;

                        -развивать навыки устного счета, умение по-разному читать

                        одно и то же математическое  выражение, умение раскладывать

                        числа на слагаемые, умение составлять и решать задачи.

                       -воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к природе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Razrabotka_uroka.doc49.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выпускная  работа

    по курсам « Базовая ИКТ – компетентность»

    ( 21.01 – 25.02.2008)

    Тема: «Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц»

    (одно множество предметов),

    урок в 1 классе

    Выполнила:

    Борисова Татьяна Сергеевна,

    учитель начальных классов

    МОУ «Невидимковская ООШ»

    Преподаватель: Бабикова Светлана Александровна

    Пермский край

    г. Лысьва, 2008

    ТЕМА  УРОКА: « Задачи на увеличение числа на несколько единиц.»

                                    (одно  множество предметов).

    ЦЕЛЬ:  - Создание условий для развития представлений о сложении и

                   вычитании  в пределах 10.

     

    ЗАДАЧИ: - познакомить с задачами на увеличение числа на несколько

                        единиц;

                        -развивать навыки устного счета, умение по-разному читать

                        одно и то же математическое  выражение, умение раскладывать

                        числа на слагаемые, умение составлять и решать задачи.

                       -воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к природе.

    ОБОРУДОВАНИЕ:

    1. Грамзапись песни В. Шаинского и М.Пляцковского « Улыбка».
    2. Иллюстрации к сказке К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха». (муха, бабочка, паучок, комарик.)
    3. Опоры для задач.
    4. Примеры на карточках.
    5. Слова-опоры.
    6. Опора «Состав числа 10».

    ХОД УРОКА.

    1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

       

      « Вот звонок нам дал сигнал:

        Поработать час настал.

        Так что время не теряем

        И работать начинаем».

    2. АКТУАЛИЗАЦИЯ  ЗНАНИЙ.

    Ребята, сегодня на урок к нам пришли сказочные герои!

    - Вспомните, героиня какой сказки К.И.Чуковского  нашла в поле денежку?

    Она пришла к нам не одна, а вместе со своими гостями.

    ( на доске  картинки мухи – цокотухи и ее гостей)

            УСТНЫЙ СЧЕТ.

    Давайте вспомним первые строчки этой  сказки:

                            « Муха, муха – цокотуха.

                              Позолоченное брюхо.

            Муха по полю пошла,

            Муха денежку нашла»

    - Посмотрите  на самовар.

    - Какую денежку нашла  Муха? (10руб.)

    Муха просит вас помочь ей разложить число 10 на слагаемые.

    ( опора « состав числа 10.)

    ( учитель снимает полосочки, которыми закрыты цифры)

    Муха благодарит вас за помощь.  Вы справились с поставленной задачей.

    ( на опоре расправить слово  «задача», но не читать его с детьми.)

    А теперь Муха предлагает вам поиграть с ней в игру «Молчанка».

    - Откроем тетради. Запишем число.

    - Я буду диктовать выражения, а вы устно считаете и записываете только ответы.  -  Готовы?   - Начали!

     3 минус 2                         к 4 прибавить 2

     5 плюс 2        8 без 1

     Из 7 вычесть 2                6 да 2

    - Проверим ответы.  – Читай….вслух. ( 1, 7, 5, 6, 7, 8.)

    ( учитель пишет ответы за учеником на доске.)

    - Все согласны?  Все правильно?

    - У кого не было ошибок, просигнальте мне красным кружочком, а кто ошибся – зеленым.  – МОЛОДЦЫ!

    Муха очень рада за вас и предлагает последнее задание.

    ( на доске, на карточках примеры на + и на -  вразброс)

    5 – 2 =        8 – 2 =        3 + 2 =        5 + 2 =

    8 + 2 =        6 + 2 =        7 – 2 =      4 – 2 =         3 – 2=        2 + 2 =

    - Посмотрите на примеры внимательно.

    - Распределите  их в две группы.

    ( дети выходят к доске и распределяют примеры.)

    - Почему у вас получились такие группы?  ( одни на +  другие на -)

    - А как по – другому в математике  называют эти действия?

    ( выслушать сначала + а потом - )

            ( плюс                          минус)

            (прибавить        отнять)

            ( сложение                 вычитание)

            ( увеличение             уменьшение)

    (как только назовут  « увеличение» и «уменьшение» сразу на доску закрепить опоры с этими словами)

    Молодцы, муха вами очень довольна!

    ФИЗКУЛЬТПАУЗА.

                    « Вы работали отлично, отдохнуть пора сейчас.

                      И зарядка  к вам привычно на урок приходит в класс»

           

                      «Утром  бабочка  проснулась, улыбнулась, потянулась!

                      Раз – росой она умылась, два – изящно покружилась,

               Три – нагнулась и присела, на четыре улетела».

    ( на доске прикрепляется рисунок с изображением бабочки)

    3.ПОСТАНОВКА  УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.

    Вот  и бабочка – красавица к нам прилетела.  И уж очень ей  интересно, чему  мы сегодня на уроке научимся, что новое узнаем…

    - Давайте все вместе прочитаем  слова на доске (задача, уменьшение, увеличение).

    -Подумайте и скажите, чему мы научимся  на уроке?

    -Правильно! С сегодняшнего дня мы начнем изучать тему « Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц». Но на сегодняшнем уроке мы научимся решать задачи на увеличение числа.

                     

            «Бабочка – красавица варенье кушала и нас внимательно  слушала».

             И решила она нам задание дать.

    ( опора с божьими коровками на доску.)

      - Рассмотрите. - Прочитаем  слово.(столько же)

    - Составьте условие задачи по картинке (выслушать детей)

     « На  одном листочке сидело 2 божьих коровки, а на другом столько же»

    -Какой вопрос можно поставить к задаче?

    ( Сколько было на двух листочках?)

    - Как решить задачу?      (2+2=4)

    -Почему вы прибавили 2?    ( потому что «столько же». Столько же, значит 2)

    -Сколько же божьих коровок на двух листочках?  (4)   МОЛОДЦЫ!

    4.ИЗУЧЕНИЕ  НОВОГО  МАТЕРИАЛА.

    А теперь внимательно посмотрите на эту картинку.

    (опора про бабочек)

    -Рассмотрите  картинку.

    - Прочитаем хором  слова, которые на ней написаны.

    -Составим условие задачи по этой картинке.

           На букете  цветов сидело 4 бабочки. К ним прилетели еще бабочки, и их стало на 2 больше.

    - Поставим вопрос к задаче. ( Сколько бабочек стало?)

    -Что известно в задаче? (Было 4 бабочки, стало на 2 больше)

    - Что нужно узнать? (Сколько бабочек стало?)

    - Как поняли выражение «стало на 2 больше»? (столько же и еще 2).

    - Как вы думаете, каким действием нужно выполнить решение?

    -Почему вы так думаете? (стало больше, значит +)

    - Скажите решение задачи.(4+2)

    -Сколько получим? (6 бабочек)

    -Запишем решение задачи.

    (учитель пишет на доске вместе с детьми: 4+2=6(б)).

    - Ребята, посмотрите еще раз на картинку.

    -Прочитаем слова: стало на 2 больше.

    -Каким действием мы решали задачу? (сложением)

    -Сделаем вывод: Если в задаче говорится: « стало больше на», то надо прибавить.   МОЛОДЦЫ! БАБОЧКА РАДА ЗА ВАС.

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

                   « Поработали, ребятки, а теперь все на зарядку!

             Тихо встаньте, улыбнитесь, в паучка все превратитесь.

            Паучок под лавку упал, ненароком лапку сломал.

                      В городскую лавку сходил и другую лапку купил».

    ( иллюстрация паучка на доску.) ( учитель обводит паучка по контуру указкой, а дети глазами)

    5.ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ.

    Только мы про паучка вспомнили, а он тут как тут, и задание нам приготовил.

    (опора с муравьями на доску)

    -Рассмотрите. Прочитаем слова. – Составим условие задачи.

    Около муравейника было 5 муравьев. К ним пришли еще муравьи, и их стало на 2 больше.

    -Какой вопрос? (обратить внимание на опору)

    - Вспомним, если в задаче говорится: « стало на …больше», то надо +.

    -Запишите решение задачи самостоятельно в тетрадь.

    -Проверим решение задачи.

    (дети говорят, а учитель пишет на доске: 5+2=7(м))

    -Почему прибавили? (потому что стало больше)

    -Проверьте еще раз задачу.

    -У кого она была решена так же, просигнальте  мне красным кружочком, если нет- зеленым. МОЛОДЦЫ! ПАУЧОК ДОВОЛЕН ВАШЕЙ РАБОТОЙ!

    (вывешивается иллюстрация  комарика)

    6.ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ.

    Комарик пролетал, на урок к нам опоздал. Ничего он не узнал.

    -Давайте, ребята попытаемся передать Комарику то, чему мы научились сегодня на уроке.

    -Ну что, поучим Комарика?

    (приготовить вееры)  - Покажите веером.

    -Число, которое на 1 больше, чем 8. (9)

    -Число, которое на 2 больше, чем 4. (6)

    -Число, которое на 1 больше, чем 7.(8)

    -Число, которое на 2 больше, чем 5.(7)

    -Число, которое на 1 больше, чем 2.(3)

    -Число, которое на 2 больше, чем 3.(5)

    МОЛОДЦЫ!

    Подскажите Комарику, каким действием вы находили числа?(+)

    -Объясните, почему сложением? (больше на, значит +)

    - Используя картинки с доски или предметы в классе, составьте  похожую задачу по изученной сегодня теме.

     У насекомых  6 лапок, а у паучка на 2 лапки больше. Сколько лапок у паучка.

    -Как вы думаете, Комарик понял наше объяснение?

    - Давайте подведем итог и расскажем нашим героям,  чему мы научились.

    7.РЕФЛЕКСИЯ.  ИТОГ.

    -Над какой темой мы начали сегодня работать?

    («Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц»)

    -Какие задачи научились решать сегодня?

    ( «Задачи на увеличение числа на несколько единиц»)

    -Каким действием решается задача, если в ней говорится «больше на..»?

    -Какие задачи нам надо научиться решать завтра? (на уменьшение числа)

    -Подумайте и скажите, как назвать одним словом животных, которые были у нас на уроке? (насекомые, слово на доску)

    - А все ли животные относятся к  насекомым? (паук не относится)

    -Почему? (у паука 8 лапок, а у насекомых по 6)

    ( если учителю позволит время, то можно использовать дополнительный материал о пауках из рубрики «Это интересно»)

    -Как вы себя чувствовали на уроке?

    -Нарисуйте улыбку бабочке.

    -Покажите всем свою улыбку и улыбку бабочки!

    СПАСИБО ВАМ, ДЕТИ ЗА УРОК!  АПЛОДИСМЕНТЫ!!!

    «Есть о математике молва, что она в порядок ум приводит.

    Потому, хорошие слова часто говорят о ней в народе.

    Ты нам, математика даешь для победы трудностей закалку,

    Учится с тобою молодежь развивать и волю и смекалку.

    И за то, что в творческом труде выручаешь в трудные моменты,

    Мы сегодня искренне тебе посылаем гром аплодисментов!»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок математики в 3 классе по теме "Задачи на увеличение числа в несколько раз"

    Урок изучения нового  разработан по программе "Школа России".  Цель урока: раскрыть смысл слов "больше в 2 ... раза", и познакомиться с решением задач на увеличение числа в несколько раз....

    Урок по математике в 1 классе по теме "Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц." Путешествие.

    В ходе практической части дети знакомятся с принципом решения задач на увеличение (уменьшение) на несколько единиц....

    Технологическая карта урока по математике (1 класс) по теме "Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами)".

    В материале представлена технологическая карта урока по математике для 1 класса УМК "Школа России" из пособия "УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ"....

    Урок математики в 1 классе по теме «Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с множествами предметов).» (УМК «Школа России»)

    Тема: Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с множеством предметов).Цели:Образовательные: закреплять умение решать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Способствовать...

    Урок математики 1 класс Тема: Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов)

    Цель урока: организовать совместную самостоятельную деятельность детей с целью научится решать задачи с двумя множествами предметов, схематически оформлять такие задачи, выявлять различия с ранее реша...

    Презентация к уроку математики в 1 классе. Тема: Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов)

    Урок разработан с учётом возрастных особенностей учащихся, в который включены элементы современных педагогических технологий:  здоровьесберегающей, личностно-ориентированной, ИКТ, а именно: полож...

    УМК "Школа России".Технологическая карта к уроку математики для 3 класса на тему "Задачи на увеличение числа в несколько раз"

    Цели деятельности учителя: Закрепление умений решать задачи на увеличение в несколько раз, создать условия для  развития умений выполнять краткую запись задачи разными способами, з...