Сложение и вычитание чисел в пределах 100
методическая разработка по математике (2 класс) по теме

Урок построен на основе материалов русской культуры, а именно праздновании Масленицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Slozhenie_i_vychitanie_chisel_v_predelah_100.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Они хранили в жизни мирной
Привычки мирной старины;
У них на Масленице жирной
Водились русские блины.
                                     А.С. Пушкин.

Тема: Сложение и вычитание чисел в пределах 100.

Программное содержание:

  1. Закреплять сложение и вычитание чисел в пределах 100.
  2. Повторить названия компонентов.
  3. Развивать логическое мышление, речь
  4. Познакомить с русским традиционным праздником «Масленица»
  5. Воспитывать учащихся в духе народных традиций; воспитывать национальное самосознание и гордость за русский народ и его культуру.

Оборудование : желтые круги с примерами, рисунок домов и ломаные дорожки к нему, теннисные мячики с написанными на них примерами, сундучки с числами, внутри двух лежат желтые кружки с написанными пятёрками.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Все заботы бросьте,
Пришли к нам  гости,
Прямо к нашему крыльцу
К нам на Масленицу.
Угостим блинами,
На сметане пышками,
Пирогами пышными,
Февралю - помашем,
Марту - "здравствуй" скажем.

  1. Чистописание.

Сегодня у нас первый день Масленицы. А кто-нибудь знает, что это за праздник? (Проводы зимы и встреча весны) «Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже есть не положено, зато на рыбные блюда и молочные продукты запрета нет – вот и пекут все блины масленые и едят их с медом, сыром, икрой, вареньем».)

Ой, да Масленица на двор въезжает,

Широкая на двор въезжает.

Ой, да Масленица, погостюй недельку,

Широкая, погостюй, недельку.

Сегодня у нас первый день Масленицы. Какой цифрой обозначим? (1) А всего сколько дней длится ? (7)

На чистописании мы и будем писать эти две цифры. Сколько двузначных чисел можно составить, используя эти цифры? (цифры в числе могут повторяться)  (4 числа)

Какие?  (11, 17, 71, 77)

Пропишите эти числа в порядке возрастания их значений.

  1. Устный счет.

Блин он не каша,
В нем тайна и жизнь наша.
Он солнце собой означает!
Какие блины у хозяйки –
Такой урожай у хозяина.

На доске прикреплены круги желтого цвета, на которых записаны примеры. Надо расположить примеры в порядке убывания ответов на них.

Как назывался второй день, мы узнаем, если все блины расположим в порядке убывания ответов на них.

27-19   Ш                 39-19  Р             53-41        Ы

60-12   Г                   56+37  З             45+35     А          27+35    И

              ЗАИГРЫШ

В этот второй день Масленицы, начинались походы ряженых по домам с пожеланиями и последующими угощениями.

А мы Масленицу встречали, 

Сыром гору поливали, 

На широкий двор зазывали 

Да блинами заедали. 

  1. Решение задач.

Кто знает как назывался третий день Масленицы? (Лакомка)

Чем знаменит этот день? (Обычно в этот день тёща угощала своего зятя блинами)

Русский народ говорил : «Зять на двор – пирог на стол»

Вот и наша теща приготовила для зятя  28 блинов, а блинчиков на 9

больше. Съесть зять смог только 15 угощений. Сколько штук ещё осталось?

Что нам известно в этой задаче?

Что надо найти?

Как будем решать?

Сколько действий в задаче?

Что узнаем первым действием?

Что узнаем во втором действии?

Как выглядит выражение?

Продиктуйте полный ответ.

V.Физкультминутка 

- А сейчас проведём физкультминутку:

Солнце спит, небо спит, (Голову кладут на руки)
Даже ветер не шумит,
Рано утром солнце встало,
(Встают из-за стола)
Всем лучи свои послало. (Руки поднимают вверх, пальцы растопырены)
Вдруг повеял ветерок, (Волнообразные движения руками)
Небо тучей заволок (Круговые движения руками)
И деревья раскачал, (Движения руками над головой)
Град по крышам застучал.
Барабанит град по крышам
(Стучат по крышке стола пальцами)
Солнце клонится всё ниже,
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик.
(
Исходное положение)

  1. Игра – соревнование.

Как называется  четвертый день Масленицы?  (Разгуляй)

В этот день, чтобы помочь солнцу набрать полную силу, устраивались игры, катание на лошадях по кругу, т.е «по солнышку» вокруг деревни.

Главное занятие в этот день – взятие снежного городка. Из снега строили городок с башнями и двумя воротами. Участники делились на две команды. Первая команда атаковала городок, а вторая защищала.

Вот и у нас пройдет состязание. Две команды: по вариантам. Выходят к доске по участнику из каждой команды. Один из участников читает пример, записанный на снежке (шарик), а противник  участник его записывает и решает. Потом выходят вторая пара.

78-19+24                         (76+14)-(85-17)

46+25-38                         91-(45+18)+29

81-52+47                         100-19+(46-39)

  1. Закрепление именованных величин.

Пятый  день масленицы назывался «Тещины вечера». В этот день зятья угощали  тещ блинами. У одной тещи три зятя. Три разные дороги ведут к ним. Какой зять живет ближе всего.

7м + 52м + 31м

32м + 56м

74м + 12м

  1. Самостоятельная  работа.

Шестой день Масленицы – «Золовкины посиделки» Кто такая «золовка»? (сестра мужа)  Молодая невестка дарила своим золовкам подарки. Получите ли вы подарок, мы узнаем, когда вы решите уравнения. (по вариантам)

(25+27) – Х =14               а + 28 = 94 -17      

Проверка. Подарок спрятан в сундуке с правильным решением. Открываете сундук с получившимся ответом  и берёте себе подарок.

  1. Итог урока.

 Вот и подошел  к концу наш урок, подошла к концу и масленица. Седьмой день Масленицы – «прощеный день»- проводы Масленицы.

Прощаю всех, кого простить нельзя..

Кто клеветой мостил дороги.

Господь учил:»Не будьте к ближним строги.

Вас все равно всех помирит земля.

Мы говорим ей «Масленица, прощай, а на следующий год приезжай»

И мы сегодня с вами прощаемся до следующего урока. Всем большое спасибо за работу. Запишите домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математике 2 класс на тему "Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Закрепление"

Интегрированный урок математике во 2 классе на тему: "Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Закрепление."Тип урока: Игра - путешествие....

Урок математики по теме "Сложение и вычитание чисел в пределах 20 и 100" 2 класс

Данный урок содержит занимательный материал, который поможет в интересной форме закрепить пройденный материал....

УРОК математики в 3 классе .Тема: Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через разряд. Прибавление чисел 2,3,4.

Урок математике по теме сложение и вычитание чисел в пределах 20 для детей коррекционной школы 3 класса. Разработан и посвящен теме зимней Олимпиады в городе Сочи.На уроке дети знакомятся с символами ...

Конспект урока по математике во 2 классе "Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Решение примеров и задач на сложение и вычитание. Закрепление материала" коррекционная школа

Конспект урока по математике во 2 классе "Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Решение примеров и задач на сложение и вычитание. Закрепление материала" коррекционная школа...

Урок математики «Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Прибавление и вычитание числа 4».

Пров            Урок математики в 1 А классе относится к разделу «Числа от 1 до 10.  Сложение и вычитание в пределах 10. Тема урока: «Прибавить и вычесть...