юный мыслитель
календарно-тематическое планирование по математике (1 класс) по теме

Содержит пояснительную записку и планирование работы кружка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл YuNYY_MYSLITEL.odt14.5 КБ

Предварительный просмотр:


Программа внеурочной деятельности                                 «Юный мыслитель»                                                        

2011 – 2012 учебный год

Пояснительная записка

Развитие личности, ее творческой индивидуальности становится главной задачей системы образования. Младший школьный возраст – благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе её творческого отношения к действительности.

Ещё недостаточно изучен педагогический аспект творческого потенциала учащихся начальной школы. Существует противоречие между резервом имеющихся теоретических и методических возможностей и недостаточностью использования этих возможностей как средств активизации и развития творческого потенциала младших школьников.

Всё более актуализируется проблема устранения противоречий, между возрастающими потребностями личности и сложившимися условиями, препятствующими творческому росту личности младшего школьника в процессе образования, а также необходимостью использования педагогических технологий развития творческого потенциала младших школьников. Исходя из этого, чётко вырисовывается тенденция к поиску средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью ребёнка.

 Одно из направлений решения этой задачи связано с проведением кружковых занятий, олимпиад, конкурсов. Каждый учитель начальных классов хочет, чтобы по окончании начальной школы у детей было развито логическое, алгоритмическое, пространственное мышление.

Достичь этого в начальном курсе можно путем включения задач связанных с понятиями, которые выходят за рамки учебного программного материала. Для логических задач характерно зачастую неожиданное решение. Сюда следует отнести задачи с необычной формулировкой, порой с довольно простым решением, но требующие значительных умственных усилий для того, чтобы понять их условия. При решении таких задач применяются, кроме известных средств, понятия и методы, которые не входят в программу. Понятно, что детей необходимо учить решать такие задачи, вооружать их "инструментом", с помощью которого они с задачей справятся. К таким "инструментам" можно отнести, например, логические таблицы, графы или свойства, облегчающие разгадывание числовых ребусов.

Формированию творческой личности способствуют задачи, предполагающие как различные способы решений, так и дающие возможность на основе анализа имеющихся данных выдвигать гипотезы и в дальнейшем подвергать их проверке. Задачи с недостающими данными способствуют формированию критичности мышления и умению проводить мини-исследование. Выполнение заданий позволит совершенствовать младшим школьникам свои знания и умения.

Материал кружковых занятий имеет широкий тематический диапазон, позволяющий учащимся расширять свои знания о закономерностях родного языка и представления по математике, литературе. Рассматриваемый материал выходит за рамки традиционной программы и вносит элемент неожиданности в сочетании с различными "заковыристыми" формулировками. Задания могут носить комплексный характер, и их решение предполагает использование материала нескольких тем. Задания подобраны так, чтобы максимально охватить основные разделы школьного курса, причём среди них обязательно есть такие, которые доступны для всех учащихся.

Программа реализует деятельностный метод обучения, включающий детей в самостоятельный поиск, помогающий обеспечить высокий уровень подготовки по предметам, сформировать общеучебные и общекультурные умения и способности, необходимые для успешного обучения в средней школе, а затем в жизни. Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвития ученика в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.

Цель.

  1. Развитие логического мышления и смекалки у детей младшего школьного возраста, то есть умения мыслить самостоятельно.
  2. Сформировать индивидуальные творческие способности личности.

Задачи.

  1. развитие познавательных способностей и мыслительных операций у школьников,
  2. формирование активного мышления,
  3. корректировать личностное и интеллектуальное развитие учащихся;
  4. совершенствовать учебные умения и навыки;
  5. активизировать познавательный интерес;
  6. воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции.

Формы подведения итогов.

  1. Участие в классных, школьных, городских, районных,международных  конкурсах интеллектуалов, олимпиадах, марафонах.

Занятие проводится 1 раз внеделю. На изучение курса предложено 33 часа.

 Тематический план. Программа на учебный год 

Темы кружковых занятий

Количество часов

1,2

Взаимное расположение предметов.

2

3

Игры с числами и предметами.

(«Весёлый счёт», «Составим поезд», «Математическая рыбалка» и другие)

1

4

Математические ребусы.

Головоломки.

1

5

Геометрические задачи.

Угадайки весёлого Карандаша.

1

6

Стихи, задачи – смекалки, занимательные задания.

1

6,8

Задачи, развивающие кругозор.

2

9

Математические сказки и загадки.

1

10,11,12

Математическое соревнование. КВН

3

13,14

Думай, считай, отгадывай.

Логические задачи.

2

15,16

Текстовые задачи – (математические игры, выигрышные ситуации).

2

17

Задачи в стихах (Задачи –шутки, задачи – игры, шарады)

1

18

Из истории математики.

1

19,2

Математическое соревнование (математическая карусель).

2

21,22,23

Текстовые задачи.

3

24,25

Геометрические задачи.

Учимся чертить.

2

27,28

Задания развивающего характера.

Развитие памяти и внимания.

Кроссворды.

2

29,3

Задачи  на развитие памяти, мышления, логики, внимания. ·

2

31

Графические диктанты

1

32

Интеллектуальный турнир

1

33

Конкурс ЭРУДИТОВ

1

Тематическое планирование составлено на основе следующей литературы.

1. Дробышев Ю.А.Олимпиады по математике:1-4 классы - М.: Первое сентября,2006.

2. Керова Г.В.Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. - М.:ВАКО,-2008.

3. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 1 классе. - М.:Илекса,-2005.

4. Пупышева О.Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу "Окружающий мир". - М.:ВАКО,-2008.

5. Сухин И.Г.Занимательные материалы: Начальная школа. - М.: ВАКО,2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математический конкурс "Мы мыслители".

В  разработке математического конкурса представлены математические ребусы,  занимательные головоломки, логические задачки, шифровки....

Образовательная программа "Юный мыслитель"

На протяжении многих лет педагогии, методисты, ученые, психологи ищут пути решения проблемы преемственности дошкольного и начального образования. Однако и в наши дни она не утратила остроты. Создание ...

Писатели и мыслители

Презентация по литературному чтению...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Я – МЫСЛИТЕЛЬ»

Рабочая программа курса «Я – мыслитель» составлена на основе программы «Развитие познавательных способностей», автор: О.А. Холодова.Предлагаемый курс имеет цель: развитие...

О современных технологиях развития творческого мыслителя

Современные технологии, помогающие воспитать творческого мыслителя...

Литературно-музыкальная гостиная "Л.Н. Толстой - человек, мыслитель, писатель"

Задачи:закрепить сведения о жизни и творчестве писателя;познакомиться с мировоззрением Л.Н. Толстого, его духовными исканиями;прививать интерес к искусству слова, музыке, живописи;формировать умения о...

Воститательная работа "Юный мыслитель"

Воститательная работа "Юный мыслитель"...