Смотр знаний по математике
методическая разработка по математике (4 класс) по теме

Обобщение и проверка знаний по математике   учащихся 4 класса в игровой форме. На уроке дети "пересчитывают" сказки, встречаются со сказочными героями...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx36.19 КБ

Предварительный просмотр:

Общественный смотр знаний по математике в 4-а классе

Цели и задачи:

  • проверить знания  учащихся по таким темам: «Нумерация многозначных чисел», «Порядок арифметических действий в выражениях со скобками и без скобок», «Решение уравнений», «Величины», «Геометрические фигуры и их свойства»;
  • совершенствовать навыки устного счета;
  • развивать познавательные интересы учащихся;
  • воспитывать культуру учебного труда;
  • способствовать развитию межпредметных связей.

Оборудование:

тесты и карточки с заданиями у каждого ученика, цветы разного цвета и сводная таблица с оценками по работам (у счетной комиссии), таблицы с числами и словами для оформления доски, костюмы Бабы Яги и Водяного, знаки действий и геометрические фигуры для сценок и стихов, «сюрпризы» под крышками парт, фонограммы песен, ПК и мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Вступительное слово учителя:

Математику, друзья,

Не любить никак нельзя.

Очень строгая наука,

Очень точная наука,

Интересная наука-

Это математика!

-Поэтому мы проводим необычный урок: Общественный смотр знаний. На нашем уроке гости: директор и завуч, учителя старшей школы и начальных классов, ваши родители. На родителей возлагается очень почетная  ответственная обязанность. Они будут проверять и оценивать вашу работу. Каждый из вас покажет свои знания по математике.

  1. ВВЕДЕНИЕ В ИНТРИГУ

 -Итак, начинаем урок.

О чем-то скрипит половица,

А спице опять не спится,

При сев на кровати, подушки

Уже навострили ушки ...  

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски ...

Тихонько скрипит· половица,

По комнате ходят сказки.

- Не случайно урок начинаем с этого стихотворения. На некоторых уроках сказки перечитывают, а сегодня мы будем их пересчитывать.(Слайд ПЕРЕСЧИТЫВАЕМ СКАЗКИ)  

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЧИСЛО», «ЦИФРА»

«Три девицы под окном пряли поздно вечерком.»

« ... Море вздуется бурливо, закипит, подымет вой, хлынет на берег пустой, расплеснется в скором беге, и останутся на бреге 33 богатыря, в чешуе как жар горя ... »

-Из какой сказки эти строки и кто автор?

-Какие числа прозвучали в отрывках?

-Что общее в числах 3 и 33?

-Что такое цифра? Сколько цифр?

-Сколько чисел? Можно дать ответ на этот вопрос?

-Какие числа знаете?

-Как называют число, в записи которого одна цифра? 2? 5? 7?

-Какие цифры используют для записи наибольших чисел? Наименьших?

-Назовите наименьшее натуральное число. Наименьшее 4-ехзначное натуральное число.

- Наибольшее трехзначное число…

- Какие классы многозначных чисел знаете?

- Сколько разрядов в каждом классе?

-А знаете ли вы, сколько лет Хоттабычу, сколько волосков в его волшебной бороде и сколько желаний ему довелось выполнить?

На слайде 8942,28827, 2733727

  1. По плану дайте характеристику каждого числа.
  1. Сколько знаков в записи числа
  2. Четное или нечетное
  3. Какие цифры использовались в записи числа
  4. Сколько единиц класса ЕДИНИЦ, класса ТЫСЯЧ, класса МИЛЛИОНОВ
  5. Какое число предшествует при счете данному числу
  6. Какое число следует при счете за данным числом

Вместе вы справились со всеми заданиями, но в сказках герои часто в одиночку справляются с трудностями. Вам предстоит пройти первое испытание.

Перед вами лист с первой работой. Она состоит из двух частей: 5 заданий, которые вы обязательно выполняете на оценку и дополнительная часть, к выполнению которой приступаете, если остается время. (10 минут)

ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕИЯ ДЕТИ УНОСЯТ РАБОТЫ СЧЕТНОЙ КОМИССИИ. Те, кто выполнил хоть одно задание из дополнительной части, получают оранжевый цветок-жетон. (Баба ЯГА остается в подсобке, переодевается. Дети, читающие стихи об арифметических действиях, надевают «костюмы»)

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

  1. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ АРИФМЕТИЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В ВЫРАЖЕНИЯХ СО СКОБКАМИ И БЕЗ СКОБОК

У нас на уроке тоже появились сказочные персонажи.

Я-плюс, и этим я горжусь!

Я для сложения гожусь.

Я - добрый знак соединения,

И в том мое предназначение.

Я-минус,

Тоже добрый знак,

Ведь не со зла я отнимаю,

А роль свою лишь выполняю

Я - знак умножения

Для облегченья сложени

А я - знак деления.

У меня свое предназначение

Делим солнце! Чур, на всех!

Делим дождик! Чур, на всех!

Зиму белую на всех! Все - на всех! - 3 раза

Каждому достанется. И на потом останется.

Замечательные стихи о знаках арифметических действий. ЗВУЧИТ МУЗЫКА ИЗ МУЛЬТФИЛЬМА «ЛЕТУЧИЙ КОРАБЛЬ» и выскакивает Баба Яга со словами:

-Нет, не пройдете дальше вы, детки,

Если не получите хорошей отметки.

Всех посажу я в железные клетки,

А решить вы должны, без сомненья,

 Все выраженья!

- НЕ хотим мы, Баба Яга сидеть в железных клетках. Лучше мы посидим на ВОЛШЕБНОМ СТУЛЬЧИКЕ. И ты давай-ка превращайся в какую-нибудь красивую девочку и присоединяйся к нам.

ВОЛШЕБНЫЙ стульчик – ДИНАМИЧЕСКАЯ МИНУТКА. (Игра заключается в том, что ответивший правильно на вопрос садится на СТУЛЬЧИК. Следующий ребенок, ответивший тоже верно, САДИТСЯ НА СТУЛЬЧИК, А ПРЕДЫДУЩИЙ РЕБЕНОК ПЕРЕХОДИТ НА ЕГО МЕСТО. Так до конца игры. Затем под счет ведущего все расходятся по своим местам.)

- Как называется выражение со знаком  «+»? «-»? «х»? «:»?

- Как называют компоненты действия сложения? вычитания? умножения? деления?

- Какие действия относятся к действиям 1-ой ступени? 2-ой ступени?

- Почему их так называют?

-Если в выражении действия только 1-ой ступени, то сложение или вычитание выполняют первым действием?

- Если - только 2-ой ступени, то деление или умножение?

- Если в выражении без скобок действия и первой, и второй ступени, то действия какой ступени выполните сначала?

- Если в выражении со скобками есть действия и первой и второй ступени, то в каком порядке их надо выполнять?

НА ДОСКЕ ВЫРАЖЕНИЕ: а – b : с х (k-d) + o

  • Какое действие выполните первым? последним? - вторым? третьим? четвертым?

1, 2, 3, …10 – все проходят на свои места.

- После динамической минутки повторения переходим к контрольной десятиминутке.

Дети при ступают к самостоятельной работе по карточкам.

  1. РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ  

Перед следующим испытанием проведем небольшую шуточную разминку: (КЛУБОК НИТОК для игры)

Расскажу я сказку вам

Не длинную - короткую.

Лишь скажу я слово «3»

Приз немедленно бери.

Однажды щуку мы поймали,

Распотрошили, а внутри ....

Рыбешек мелких увидали

И не одну, а целых ... 2.

Мечтает мальчик закаленный

Стать олимпийским чемпионом

Смотри, на старте не хитри,

А жди команду: «Раз, два ... марш!»

Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри до поздней ночи,

А про себя их повтори

Разок, другой, а лучше ... пять !

Недавно поезд на вокзале

Мне три часа пришлось прождать

Но что ж вы приз, друзья, не брали,

Когда была возможность брать?!

- Как вы думаете, причем здесь клубочек?

В волшебных сказках клубочек, как «джипиэр» - навигатор в современном телефоне или компьютере, указывает герою верный путь. А вспомните, как называют путешествие с целью изучения чего-либо? (ЭКСПЕДИЦИЯ) МЫ сейчас отправимся исследовать ваши знания, но наша экспедиция будет не ЭКСПЕДИЦИЕЙ, а ИКСпедицией .

- Итак, ИКСпедицию надо провести.

И в этой ИКСпедиции

На вас я буду полагаться,

На ваши знания в дороге опираться.

От решенья быстрого зависит общий наш успех.

- Кто догадался, что обозначает это новое слово?

Игра «КРЕСТИКИ/НОЛИКИ» (Если согласен с моим предложением – х, если не согласен – 0)

- Уравнение - это равенство с неизвестным числом.                                                                     Х

- Чтобы найти первый множитель, надо значение произведения умножить на второй множитель                                                                                                              0

- Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из значения суммы вычесть известное слагаемое.                                                                                                              Х

- Чтобы найти неизвестный множитель, надо значение произведения разделить на известный множитель                                                                                              Х

- Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо из разности вычесть вычитаемое         О      

- Чтобы найти делимое, надо значение частного разделить на делитель                         О                                                  

- Чтобы найти делитель, надо делимое разделить на значение частного                                Х - Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть значение разности.            Х

- Чтобы найти делимое, надо делитель умножить на значение частного                       Х                        

САМОПРОВЕРКА – СЛАЙД

(После того, как дети уносят тесты счетной комиссии, Водяной переодевается)

  1. РАБОТ А С ВЕЛИЧИНАМИ.

Звучит музыка из мультфильма «Летучий корабль». Выходит Водяной

Я Водяной, я Водяной,

Никто не водится со мной.

По кочкам вас я не пущу,

В болоте величин вас утоплю

- Почему ты решил нас утопить в этом болоте величин? Мы тебе сейчас докажем, что не утонем в величинах.

На любом болоте надо быть очень осторожным, и в одиночку не справиться. Будем работать группами. Дети каждого ряда подойдите к той парте, под которой найдете сюрприз. Раскройте сюрприз и разгадайте анаграмму. О том, что разгадаете, составьте рассказ. (под крышками парт заранее прикреплены баночки из-под киндер-сюрпризов с листком внутри: ервям – время, алдин – длина, самса – масса)

Математические рассказы о данных величинах.

Вы слушали друг друга внимательно, повторили соотношение некоторых величин, а теперь соревнование по группам. На первой парте каждого ряда лист с заданиями эстафеты. Преобразования выполняете «цепочкой».

22 т = _________кг

7ц85 кг = _____г

680см=____          М _____  ДМ

430кв.м= _______ кв.дм

50л= _________ куб.дм

3сут.= __ _______ч.

36лет= _______мес

30т= _______ ц

33 т = ________        кг

6ц 85Кг= _____г

970см= _____М___ __ ДМ

76кв.дм.= ______кв.см

70куб.дм= __ ___л

180мин= _______ч.

4года= _______ мес.

700т= ________ ц

44 т = _____ц _____кг

5ц86Кг=         г

350см= ____М______ДМ

90кв.см= _____кв.мм

60л= __ _______куб.дм

10мин= ______сек

48мес= _______года

50т=         ____ц         

  1. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

После ИКСпедиции пришла пора отдохнуть. И посмотреть очередную сказку про двух братьев.

Жили-были 2 брата:

Треугольник с Квадратом.

Старший - квадратный,

Добродушный, приятный.

Младший - треугольный,

Вечно недовольный.

Стал спрашивать Квадрат:

«Почему ты злишься, брат?»

 Тот кричит ему:

«Смотри,

Ты полней меня и шире,

у меня углов лишь три,

у тебя же их 4!»

 Но Квадрат ответил:

«Брат! Я же старше, я - Квадрат!»

И сказал еще нежней:

«Неизвестно, кто нужней!»

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на столы,

 Младший лезет воровато

срезать старшему углы.

Уходя, сказал: «Приятных

Я тебе желаю снов!

Спать ложился ты квадратным,

А проснешься без углов!»

Но на утро младший брат

Страшной мести был не рад.

Поглядел он, нет Квадрата,

Онемел, стоял без слов ...

Вот так месть! Теперь у брата

8 новеньких углов!

-Назовите героев сказки.

-Как одним словом можно назвать треугольник, квадрат, восьмиугольник?

- Что вам известно о геометрических фигурах и их свойствах выясните,  работая в парах.

ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАНИЯ НА ЛИСТАХ

  1. Oн давно знакомый твой,

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны одинаковой длины. _____________________

  1. Как называют отрезки, соединяющие противоположные углы многоугольников?_________________________
  2. Все в нашем городе - друзья,

Дружней не отыскать.

      Мы - треугольников семья,

      Нас каждый должен знать!

По углам ____________________________________________________________________________________

По сторонам____________________________________________________________________________

  1. У круга есть одна подруга

знакома всем ее наружность.

Она идет по краю круга

И называется…

  1.  Что надо знать, чтобы начертить окружность? ___
  2. Что вычисляют по формулам:

а х а - ______

(a + b) x 2 -____

a x b –

a x 4 - ______________

  1. КОНТРОЛЬНЫЙ ОБОБЩАЮЩИЙ ТЕСТ  (Щеглова И.В. Математика: итоговая аттестация за курс начальной школы. – М.: «Экзамен», 2010.

Пускай кому-то сказки нравятся,

Кому-то музыка важна,

Без математики же всем нам

Ну ни туда и ни сюда.

-Мы очень много повторили и проверили, а сейчас вам предстоит выполнить контрольную тестовую работу. ВЫПОЛНЕНИЕ теста 30 минут

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

-Вот и подходят к концу наши сказочные и не сказочные испытания. Кто помнит, что в начале урока мы собирались делать со сказками? ПЕРЕСЧИТЫВАТЬ.

- Сколько сказок пересчитали?

СКАЗКИ можно долго пересчитывать, а еще лучше - перечитывать! ВЕДЬ сказка - ложь, но в ней намек - добрым молодцам урок. И, конечно же, кто много читает, тот много знает. Скоро у вас, добрые молодцы и красные девицы, будет много времени и для чтения и для счета. Это яркое время КАНИКУЛ. Такое же яркое как убранство класса и цветочки, которые вы получили. Сейчас все цветы мы постараемся быстро, но ненадолго приклеить к доске. Как мы это делали в 1 классе - на воду. ДЕТИ прикрепляют на мокрую доску  цветы. Что еще напоминает доска?  ПОЛЯНУ, РАДУГУ.

Вместе с РАДУГОЙ мы учились 4 года (Класс все 4 года обучения назывался «РАДУГОЙ»). Следовали нашему девизу: «БУДЕМ СТРЕМИТЬСЯ КАК РАДУГА ВВЫСЬ! БЫТЬ МНОГОЦВЕТНЫМ И ЯРКИМ СТРЕМИСЬ»

Но 4 года очень быстро пролетели, и пришла пора подводить итоги. Предоставляем слово вашим родителям. Родители знакомят с результатами Смотра знаний.

Звенит звонок все громче,

Все слышней.

Какая трель над школой разливается!

Вы думаете, это соловей?

А вот и нет - экзамен наш кончается.

СПАСИБО ЗА УРОК

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок смотр знаний по математике 2 класс УМК " Начальная школа 21 века"

Нетрадиционный урок – импровизированное учебное занятие со свободной структурой. По своему назначению он может быть и уроком изучения нового, и уроком повторения, и обобщающим, и уроком комбинированно...

Презентация к уроку математики "Общественный смотр знаний" 2 класс

Нетрадиционный урок – импровизированное учебное занятие со свободной структурой. По своему назначению он может быть и уроком изучения нового, и уроком повторения, и обобщающим, и уроком комбинированно...

Урок-смотр знаний по математике 2 класс программа Н.Б. Истоминой

Урок-смотр знаний по математике для 2 класса (итоговый урок), программа Н. Б. Истоминой....

Смотр знаний по математике.

Тема:  Смотр знаний по математике. Запись и чтение чисел в пределах 1000.Цели:           - закреплять и совершенствовать умение решать задачи изу...

Теоретические вопросы к смотру знаний по математике 4 класс

1.      Сколько знаете цифр? (10)2.      Сколько знаете чисел?  Можем ли ответить на этот вопрос? (их бесконечное множество)3....

Урок математики на тему: "Общественный смотр знаний"

Задания для учащихся 4 класса по математике...

Общественный смотр знаний по математике. 2 класс

Общественный смотр знаний – это нестандартная форма проверки знаний учащихся. Такие уроки провожу 1-2 раза в год. Подготовка  ведётся за неделю-полторы до начала смотра. Детям объявляется т...