Смотр знаний по математике
методическая разработка по математике (4 класс) по теме
Обобщение и проверка знаний по математике учащихся 4 класса в игровой форме. На уроке дети "пересчитывают" сказки, встречаются со сказочными героями...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 36.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Общественный смотр знаний по математике в 4-а классе
Цели и задачи:
- проверить знания учащихся по таким темам: «Нумерация многозначных чисел», «Порядок арифметических действий в выражениях со скобками и без скобок», «Решение уравнений», «Величины», «Геометрические фигуры и их свойства»;
- совершенствовать навыки устного счета;
- развивать познавательные интересы учащихся;
- воспитывать культуру учебного труда;
- способствовать развитию межпредметных связей.
Оборудование:
тесты и карточки с заданиями у каждого ученика, цветы разного цвета и сводная таблица с оценками по работам (у счетной комиссии), таблицы с числами и словами для оформления доски, костюмы Бабы Яги и Водяного, знаки действий и геометрические фигуры для сценок и стихов, «сюрпризы» под крышками парт, фонограммы песен, ПК и мультимедийный проектор.
ХОД УРОКА
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Вступительное слово учителя:
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука-
Это математика!
-Поэтому мы проводим необычный урок: Общественный смотр знаний. На нашем уроке гости: директор и завуч, учителя старшей школы и начальных классов, ваши родители. На родителей возлагается очень почетная ответственная обязанность. Они будут проверять и оценивать вашу работу. Каждый из вас покажет свои знания по математике.
- ВВЕДЕНИЕ В ИНТРИГУ
-Итак, начинаем урок.
О чем-то скрипит половица,
А спице опять не спится,
При сев на кровати, подушки
Уже навострили ушки ...
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски ...
Тихонько скрипит· половица,
По комнате ходят сказки.
- Не случайно урок начинаем с этого стихотворения. На некоторых уроках сказки перечитывают, а сегодня мы будем их пересчитывать.(Слайд ПЕРЕСЧИТЫВАЕМ СКАЗКИ)
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЧИСЛО», «ЦИФРА»
«Три девицы под окном пряли поздно вечерком.»
« ... Море вздуется бурливо, закипит, подымет вой, хлынет на берег пустой, расплеснется в скором беге, и останутся на бреге 33 богатыря, в чешуе как жар горя ... »
-Из какой сказки эти строки и кто автор?
-Какие числа прозвучали в отрывках?
-Что общее в числах 3 и 33?
-Что такое цифра? Сколько цифр?
-Сколько чисел? Можно дать ответ на этот вопрос?
-Какие числа знаете?
-Как называют число, в записи которого одна цифра? 2? 5? 7?
-Какие цифры используют для записи наибольших чисел? Наименьших?
-Назовите наименьшее натуральное число. Наименьшее 4-ехзначное натуральное число.
- Наибольшее трехзначное число…
- Какие классы многозначных чисел знаете?
- Сколько разрядов в каждом классе?
-А знаете ли вы, сколько лет Хоттабычу, сколько волосков в его волшебной бороде и сколько желаний ему довелось выполнить?
На слайде 8942,28827, 2733727
- По плану дайте характеристику каждого числа.
- Сколько знаков в записи числа
- Четное или нечетное
- Какие цифры использовались в записи числа
- Сколько единиц класса ЕДИНИЦ, класса ТЫСЯЧ, класса МИЛЛИОНОВ
- Какое число предшествует при счете данному числу
- Какое число следует при счете за данным числом
Вместе вы справились со всеми заданиями, но в сказках герои часто в одиночку справляются с трудностями. Вам предстоит пройти первое испытание.
Перед вами лист с первой работой. Она состоит из двух частей: 5 заданий, которые вы обязательно выполняете на оценку и дополнительная часть, к выполнению которой приступаете, если остается время. (10 минут)
ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕИЯ ДЕТИ УНОСЯТ РАБОТЫ СЧЕТНОЙ КОМИССИИ. Те, кто выполнил хоть одно задание из дополнительной части, получают оранжевый цветок-жетон. (Баба ЯГА остается в подсобке, переодевается. Дети, читающие стихи об арифметических действиях, надевают «костюмы»)
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
- ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ АРИФМЕТИЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В ВЫРАЖЕНИЯХ СО СКОБКАМИ И БЕЗ СКОБОК
У нас на уроке тоже появились сказочные персонажи.
Я-плюс, и этим я горжусь! Я для сложения гожусь. Я - добрый знак соединения, И в том мое предназначение. | Я-минус, Тоже добрый знак, Ведь не со зла я отнимаю, А роль свою лишь выполняю |
Я - знак умножения Для облегченья сложени | А я - знак деления. У меня свое предназначение Делим солнце! Чур, на всех! Делим дождик! Чур, на всех! Зиму белую на всех! Все - на всех! - 3 раза Каждому достанется. И на потом останется. |
Замечательные стихи о знаках арифметических действий. ЗВУЧИТ МУЗЫКА ИЗ МУЛЬТФИЛЬМА «ЛЕТУЧИЙ КОРАБЛЬ» и выскакивает Баба Яга со словами:
-Нет, не пройдете дальше вы, детки,
Если не получите хорошей отметки.
Всех посажу я в железные клетки,
А решить вы должны, без сомненья,
Все выраженья!
- НЕ хотим мы, Баба Яга сидеть в железных клетках. Лучше мы посидим на ВОЛШЕБНОМ СТУЛЬЧИКЕ. И ты давай-ка превращайся в какую-нибудь красивую девочку и присоединяйся к нам.
ВОЛШЕБНЫЙ стульчик – ДИНАМИЧЕСКАЯ МИНУТКА. (Игра заключается в том, что ответивший правильно на вопрос садится на СТУЛЬЧИК. Следующий ребенок, ответивший тоже верно, САДИТСЯ НА СТУЛЬЧИК, А ПРЕДЫДУЩИЙ РЕБЕНОК ПЕРЕХОДИТ НА ЕГО МЕСТО. Так до конца игры. Затем под счет ведущего все расходятся по своим местам.)
- Как называется выражение со знаком «+»? «-»? «х»? «:»?
- Как называют компоненты действия сложения? вычитания? умножения? деления?
- Какие действия относятся к действиям 1-ой ступени? 2-ой ступени?
- Почему их так называют?
-Если в выражении действия только 1-ой ступени, то сложение или вычитание выполняют первым действием?
- Если - только 2-ой ступени, то деление или умножение?
- Если в выражении без скобок действия и первой, и второй ступени, то действия какой ступени выполните сначала?
- Если в выражении со скобками есть действия и первой и второй ступени, то в каком порядке их надо выполнять?
НА ДОСКЕ ВЫРАЖЕНИЕ: а – b : с х (k-d) + o
- Какое действие выполните первым? последним? - вторым? третьим? четвертым?
1, 2, 3, …10 – все проходят на свои места.
- После динамической минутки повторения переходим к контрольной десятиминутке.
Дети при ступают к самостоятельной работе по карточкам.
- РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ
Перед следующим испытанием проведем небольшую шуточную разминку: (КЛУБОК НИТОК для игры)
Расскажу я сказку вам Не длинную - короткую. Лишь скажу я слово «3» Приз немедленно бери. | Однажды щуку мы поймали, Распотрошили, а внутри .... Рыбешек мелких увидали И не одну, а целых ... 2. | Мечтает мальчик закаленный Стать олимпийским чемпионом Смотри, на старте не хитри, А жди команду: «Раз, два ... марш!» |
Когда стихи запомнить хочешь, Их не зубри до поздней ночи, А про себя их повтори Разок, другой, а лучше ... пять ! | Недавно поезд на вокзале Мне три часа пришлось прождать Но что ж вы приз, друзья, не брали, Когда была возможность брать?! |
- Как вы думаете, причем здесь клубочек?
В волшебных сказках клубочек, как «джипиэр» - навигатор в современном телефоне или компьютере, указывает герою верный путь. А вспомните, как называют путешествие с целью изучения чего-либо? (ЭКСПЕДИЦИЯ) МЫ сейчас отправимся исследовать ваши знания, но наша экспедиция будет не ЭКСПЕДИЦИЕЙ, а ИКСпедицией .
- Итак, ИКСпедицию надо провести.
И в этой ИКСпедиции
На вас я буду полагаться,
На ваши знания в дороге опираться.
От решенья быстрого зависит общий наш успех.
- Кто догадался, что обозначает это новое слово?
Игра «КРЕСТИКИ/НОЛИКИ» (Если согласен с моим предложением – х, если не согласен – 0)
- Уравнение - это равенство с неизвестным числом. Х
- Чтобы найти первый множитель, надо значение произведения умножить на второй множитель 0
- Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из значения суммы вычесть известное слагаемое. Х
- Чтобы найти неизвестный множитель, надо значение произведения разделить на известный множитель Х
- Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо из разности вычесть вычитаемое О
- Чтобы найти делимое, надо значение частного разделить на делитель О
- Чтобы найти делитель, надо делимое разделить на значение частного Х - Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть значение разности. Х
- Чтобы найти делимое, надо делитель умножить на значение частного Х
САМОПРОВЕРКА – СЛАЙД
(После того, как дети уносят тесты счетной комиссии, Водяной переодевается)
- РАБОТ А С ВЕЛИЧИНАМИ.
Звучит музыка из мультфильма «Летучий корабль». Выходит Водяной
Я Водяной, я Водяной,
Никто не водится со мной.
По кочкам вас я не пущу,
В болоте величин вас утоплю
- Почему ты решил нас утопить в этом болоте величин? Мы тебе сейчас докажем, что не утонем в величинах.
На любом болоте надо быть очень осторожным, и в одиночку не справиться. Будем работать группами. Дети каждого ряда подойдите к той парте, под которой найдете сюрприз. Раскройте сюрприз и разгадайте анаграмму. О том, что разгадаете, составьте рассказ. (под крышками парт заранее прикреплены баночки из-под киндер-сюрпризов с листком внутри: ервям – время, алдин – длина, самса – масса)
Математические рассказы о данных величинах.
Вы слушали друг друга внимательно, повторили соотношение некоторых величин, а теперь соревнование по группам. На первой парте каждого ряда лист с заданиями эстафеты. Преобразования выполняете «цепочкой».
22 т = _________кг 7ц85 кг = _____г 680см=____ М _____ ДМ 430кв.м= _______ кв.дм 50л= _________ куб.дм 3сут.= __ _______ч. 36лет= _______мес 30т= _______ ц | 33 т = ________ кг 6ц 85Кг= _____г 970см= _____М___ __ ДМ 76кв.дм.= ______кв.см 70куб.дм= __ ___л 180мин= _______ч. 4года= _______ мес. 700т= ________ ц | 44 т = _____ц _____кг 5ц86Кг= г 350см= ____М______ДМ 90кв.см= _____кв.мм 60л= __ _______куб.дм 10мин= ______сек 48мес= _______года 50т= ____ц |
- ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
После ИКСпедиции пришла пора отдохнуть. И посмотреть очередную сказку про двух братьев.
Жили-были 2 брата:
Треугольник с Квадратом.
Старший - квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший - треугольный,
Вечно недовольный.
Стал спрашивать Квадрат:
«Почему ты злишься, брат?»
Тот кричит ему:
«Смотри,
Ты полней меня и шире,
у меня углов лишь три,
у тебя же их 4!»
Но Квадрат ответил:
«Брат! Я же старше, я - Квадрат!»
И сказал еще нежней:
«Неизвестно, кто нужней!»
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
срезать старшему углы.
Уходя, сказал: «Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился ты квадратным,
А проснешься без углов!»
Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он, нет Квадрата,
Онемел, стоял без слов ...
Вот так месть! Теперь у брата
8 новеньких углов!
-Назовите героев сказки.
-Как одним словом можно назвать треугольник, квадрат, восьмиугольник?
- Что вам известно о геометрических фигурах и их свойствах выясните, работая в парах.
ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАНИЯ НА ЛИСТАХ
- Oн давно знакомый твой,
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны одинаковой длины. _____________________
- Как называют отрезки, соединяющие противоположные углы многоугольников?_________________________
- Все в нашем городе - друзья,
Дружней не отыскать.
Мы - треугольников семья,
Нас каждый должен знать!
По углам ____________________________________________________________________________________
По сторонам____________________________________________________________________________
- У круга есть одна подруга
знакома всем ее наружность.
Она идет по краю круга
И называется…
- Что надо знать, чтобы начертить окружность? ___
- Что вычисляют по формулам:
а х а - ______
(a + b) x 2 -____
a x b –
a x 4 - ______________
- КОНТРОЛЬНЫЙ ОБОБЩАЮЩИЙ ТЕСТ (Щеглова И.В. Математика: итоговая аттестация за курс начальной школы. – М.: «Экзамен», 2010.
Пускай кому-то сказки нравятся,
Кому-то музыка важна,
Без математики же всем нам
Ну ни туда и ни сюда.
-Мы очень много повторили и проверили, а сейчас вам предстоит выполнить контрольную тестовую работу. ВЫПОЛНЕНИЕ теста 30 минут
- ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
-Вот и подходят к концу наши сказочные и не сказочные испытания. Кто помнит, что в начале урока мы собирались делать со сказками? ПЕРЕСЧИТЫВАТЬ.
- Сколько сказок пересчитали?
СКАЗКИ можно долго пересчитывать, а еще лучше - перечитывать! ВЕДЬ сказка - ложь, но в ней намек - добрым молодцам урок. И, конечно же, кто много читает, тот много знает. Скоро у вас, добрые молодцы и красные девицы, будет много времени и для чтения и для счета. Это яркое время КАНИКУЛ. Такое же яркое как убранство класса и цветочки, которые вы получили. Сейчас все цветы мы постараемся быстро, но ненадолго приклеить к доске. Как мы это делали в 1 классе - на воду. ДЕТИ прикрепляют на мокрую доску цветы. Что еще напоминает доска? ПОЛЯНУ, РАДУГУ.
Вместе с РАДУГОЙ мы учились 4 года (Класс все 4 года обучения назывался «РАДУГОЙ»). Следовали нашему девизу: «БУДЕМ СТРЕМИТЬСЯ КАК РАДУГА ВВЫСЬ! БЫТЬ МНОГОЦВЕТНЫМ И ЯРКИМ СТРЕМИСЬ»
Но 4 года очень быстро пролетели, и пришла пора подводить итоги. Предоставляем слово вашим родителям. Родители знакомят с результатами Смотра знаний.
Звенит звонок все громче,
Все слышней.
Какая трель над школой разливается!
Вы думаете, это соловей?
А вот и нет - экзамен наш кончается.
СПАСИБО ЗА УРОК
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок смотр знаний по математике 2 класс УМК " Начальная школа 21 века"
Нетрадиционный урок – импровизированное учебное занятие со свободной структурой. По своему назначению он может быть и уроком изучения нового, и уроком повторения, и обобщающим, и уроком комбинированно...
Презентация к уроку математики "Общественный смотр знаний" 2 класс
Нетрадиционный урок – импровизированное учебное занятие со свободной структурой. По своему назначению он может быть и уроком изучения нового, и уроком повторения, и обобщающим, и уроком комбинированно...
Урок-смотр знаний по математике 2 класс программа Н.Б. Истоминой
Урок-смотр знаний по математике для 2 класса (итоговый урок), программа Н. Б. Истоминой....
Смотр знаний по математике.
Тема: Смотр знаний по математике. Запись и чтение чисел в пределах 1000.Цели: - закреплять и совершенствовать умение решать задачи изу...
Теоретические вопросы к смотру знаний по математике 4 класс
1. Сколько знаете цифр? (10)2. Сколько знаете чисел? Можем ли ответить на этот вопрос? (их бесконечное множество)3....
Урок математики на тему: "Общественный смотр знаний"
Задания для учащихся 4 класса по математике...
Общественный смотр знаний по математике. 2 класс
Общественный смотр знаний – это нестандартная форма проверки знаний учащихся. Такие уроки провожу 1-2 раза в год. Подготовка ведётся за неделю-полторы до начала смотра. Детям объявляется т...