Число и цифра 0 (конспект с презентацией)
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Закрепление понятий о числе и цифре 0 определять понятие о числе «0» как о пустом множестве;писать цифры самостоятельно и соотносить их с количеством пальцев и предметов; называть числовой ряд, выкладывать цифру «0» в начале числового ряда; решать задачи - драматизации;

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon chislo_i_cifra_0_konspekt_uroka_s_prezentaciey.zip1.81 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида  «Надежда»

г.Коломна, Московской области

                                                                                           

                Конспект   урока

   математики    во    2   классе

(для детей со сложной структурой дефекта)

ТЕМА: Закрепление понятий о числе и цифре 0.

                                                             

Разработала

учитель начальных классов

высшей категории

Таланова Наталья  Ивановна

                                                 

                                             2011         

                           

                           

ЦЕЛИ УРОКА:  

1. Обучающие:

-осуществление действий со множеством предметов  (совместно с педагогом, по подражанию, по образцу и по словесной инструкции);

-выделять 1 или несколько предметов из множества;

-определять понятие о числе «0» как о пустом множестве;

-писать цифры самостоятельно  и соотносить их с количеством пальцев и предметов;

-называть числовой ряд, выкладывать цифру «0» в начале числового ряда;

-решать задачи - драматизации;

-выделять по подобию геометрические фигуры - круг и овал;

- решать примеры с помощью пальцев;

-проверять – с помощью калькулятора (при необходимости).

2. Коррекционно-развивающие:

-охрана жизни и здоровья ребёнка, коррекция нарушений физического здоровья;

- повышение познавательной активности, интеллектуальных и коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми;

-коррекция высших психических  функций, речедвигательного и речезвукового анализаторов;

-формирование социально- бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;

- формирование целостного восприятия учебного материала, способности эмоционального выражения собственного отношения к нему, развитие воображения.                            

 3. Воспитывающие:

- воспитание положительной мотивации к уроку математики;

- осуществление нравственного  воспитания посредством привития любви к учебной деятельности.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

- учебные вещи;

-иллюстрация к задаче «3 медведя» в конверте;

-геометрические фигуры: овалы и  круги разного цвета,  с обратной стороны которого нарисованы осенние листья.

- кукла, изготовленная из большой  стёрки (носовой платок в клетку - платок, кнопка гвоздиком- нос, глаза и рот нарисованы чёрным маркером);

-маркерные доски с маркером;

-опорная таблица к задаче;

-карточки с примерами, на обратной стороне которых написаны буквы;

-компьютер со слайдами.

 Ход урока:

1.Организационный момент.

Приветствие.

-Добрый день! Начинаем наш урок.  

-Какой у нас урок? (У нас урок математики.)  

-Чему мы учимся? ( Мы  учимся  считать, сравнивать числа,  решать примеры и задачи).

2. Объявление темы урока.                                             

3.Проверка домашнего задания.

-Какое домашнее задание выполняли?  (Мы решали примеры на карточках).

-Откройте тетради.  Как вы справились с заданием?  (Мгновенный просмотр).

- Молодцы! Вы постарались и хорошо справились. Дарю вам за это вот эту милую улыбку.  

                                           2 слайд.

4. Психологическая установка.

-А теперь улыбнитесь и вы, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.

5. Пальчиковая гимнастика.

- На  уроке мы будем  записывать числа, примеры и задачи в тетрадь. Для этого приготовим пальчики. Выполним упражнения со словами, в которых вы  рассказываете  о своей семье. Сегодня рассказывает Коля. (Мальчик  стоит перед учащимися. Показывает действия с пальцами, остальные повторяют за ним).

-1, 2, 3, 4!  (Хлопает в ладоши)

-Кто живет у нас в квартире? (выставляет ладошки вперед, растопырив пальцы).

-Папа, мама, сестра и я,  

Тут и бабушка моя.  (Загибает пальцы)

-Сколько всего человек в твоей семье?  (В моей семье 5 человек).

- На следующем уроке о своей семье расскажет Женя.

6. Аутотренинг.

- Чтобы сильным и здоровым быть, чтобы нам легче работалось, выполняй со  мной следующие упражнения.

-Сделаем вдох! Положим голову на стол. Выдох!

Повторяй за мной то, что я буду говорить.

- Я на уроке математики.

-Я радуюсь этому!

-Я хочу считать!

-Я хочу писать!

-Я хочу быстрей задания выполнять!

7.Повторение понятия «Школьные вещи».

Учитель говорит:

-Проверь, дружок!

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке?

( Дети  перечисляют учебные вещи, аккуратно раскладывают их на столе)

-Назовите эти предметы одним выражением.  (Это учебные вещи).

-Как надо обращаться с ними?  (Их надо беречь, не рвать, не мять, не рисовать на них, пользоваться закладкой)

8. Работа с геометрическим материалом.

- А какую учебную вещь вы забыли приготовить?  (помочь, если затрудняются)                        

-Правильно. Геометрический пенал. Значит, геометрических фигур сегодня нет.

-Если ничего нет, то какой цифрой это можно  обозначить? (Это цифра 0).

-Напиши маркером цифру «0»   (Дети упражняются в написании цифры «0»).

-Молодцы!  Хорошо написали. Теперь вспомним стихотворение про цифру 0.

(Читаем хором)

Цифра вроде буквы О-

Это ноль, иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

А не значит ничегошеньки.

(Раздаётся стук).

-Кто стучится?                                                

Говорит учитель, прикрыв рот.

-Здравствуйте, ребята!  Я  «Почтальон Печкин». Я вам посылку принёс.                                                                      3 слайд.

-Ребята, поблагодарите  Почтальона Печкина  (спасибо, Почтальон Печкин).

-Посмотрите, что я вам принёс.  

4 слайд.

 -Что это?  (Это геометрические фигуры).

-На какую цифру они похожи?  (Они похожи на цифру 0).

-  Сколько геометрических фигур? (Четыре)

-Запишем этот числовой ряд на маркерной доске. (1 2 3 4)

-А где место 0? (Перед единицей).  (Вставляют).

-Запишите в тетрадь. (Аналогичная работа с числами в обратном порядке).

-Проверяем.

0 1 2 3 4

4 3 2 1 0                                                  

-Назови фигуры (это 2круга и 2 овала).    

5 слайд.

-Сравни их количество  (их поровну, одинаковое количество, кругов столько же, сколько и овалов).

-Проверяем.  

6 слайд.

-Запиши  в тетради (записывает 2=2).

-Почтальон Печкин уходит,  хвалит детей, оставляет по 1 геометрической фигуре каждому ребёнку.

7 слайд.

-Спасибо.  (Говорят дети).

(Экран без картинки, символизирующий 0, как пустое множество)                                                                             8 слайд.

- Назови свою фигуру, переверни на другую сторону и посчитай, сколько листьев нарисовано, сравни с цифрой 0.

( У меня овал зелёного цвета. На нём нарисовано 2 листочка.  2 больше, чем 0. Пишем 2>0). Аналогичные ответы дают другие ученики.

В тетради появляется запись:

2>0                 0<3              1>0                  0<4

 -Какого цвета листья?  В какое время года листья бывают разноцветными?  (Осенью).

9.Физминутка.

(Раздаётся стук)

-Кто это?  

9 слайд.

-Это я. Почтальон Печкин. Принёс вам письмо от друзей.

(Посмотрим, что в конверте.  Любуемся рисунком).

-Ребята, непросто так друзья  нарисовали для вас трёх медведей. О чём они нам напомнили?

(Мы знаем физминутку про трёх медведей).

(Выполняем упражнения)

Три медведя шли домой (ходьба):

Папа был большой-большой (руки вверх),

Мама с ним поменьше ростом (руки перед грудью),

А сынок- малютка просто (приседают),

Очень маленький он был,

С погремушкою ходил, (имитируют- держат погремушку)

Дзинь, дзинь, дзинь (кружатся).

(Пока дети кружатся, учитель незаметно убирает с экрана картинку с медведями).

9 слайд.

10.Составление и решение задачи.

-Вот так горе! Вот беда! Пока мы отдыхали, пропали все медведи с картинки. Что же случилось? Не знаете? Я вам сейчас расскажу. Я   добрая волшебница.

Пока вы отдыхали пришла Стёрка - злая колдунья и всё стёрла. (Показывает «Стёрку- колдунью»). Я подскажу как вернуть на рисунок трёх медведей. Надо составить и решить задачу про эту историю. (Выставляется опорная таблица).

Условие

           ?

Решение +, -

Ответ:

Задача. Друзья нарисовали 3 медведей. Злая колдунья стёрла 3 медведей. Сколько медведей осталось на рисунке?

-Рассуждаем:

(Если нам известно, что друзья нарисовали 3 медведей, а злая колдунья стёрла 3 медведей, то мы будем отнимать).

-Записываем в тетрадях:

1)3-3=0 (м.)

Ответ: 0 м.

- Что обозначает число 0?  (0- это когда  нет ничего).

(Когда все дети запишут задачу, появляется подарок от друзей). Рисунок

по щелчку появляется вновь на экране.

9 слайд.

-Стёрку мы спрячем в пенал. Постараемся ею никогда не пользоваться. Тогда ваши письменные работы всегда будут аккуратными.

10. Речедвигательная разминка.

Ветер осенью кружил, (кружатся)

Ветер листики крутил, (круговые движения кистями рук)

Красный, жёлтый и зелёный (загибают пальцы)

На дорожку положил (присесть).

11.Самостоятельная работа.

-Последнее задание. Решите примеры с карточки.

(Каждому по 1 столбику)

3-3=                   4-4=           2-2=                1-1=

1+1=                   2-1=          2+1=                3+1=

3-1=                   2 +2=         4-1=                 4-3=

4-2=                   1+2=          3-2=                 1+3=

(Учитель ходит, проверяет, при необходимости считаем вместе, используя счётный материал, пальцы или калькулятор).

11.Прверка самостоятельной работы.

-Переверните карточку. Найдите карточку с буквой «У», затем «М», «Н», «И». ( Буквы выставляются).

-Догадайтесь, каких букв не хватает, чтобы получилось приятное слово. ( Не хватает буквы «К». Читаем. А чтобы всех ребят похвалить, добавляем букву «И»).

-Читаем хором. (Умники).

12.Домашнее задание.

-Поменяйтесь карточками.

13.Итог урока.

-С каким числом и цифрой работали?

-Что обозначает 0?

-На какие геометрические фигуры похож?

10слайд.

14.Читаем последний слайд.                                      

 -Молодцы! Спасибо за урок.

Литература:

  1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. Воронковой В.В. - М.: Школа-Преcc;
  2. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта : программно-методические материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
  3. Щипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. - СПБ,: Изд-во Союз, 2004.                                                                                                      

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе по теме " Родительный падеж множественного числа имен существительных" (конспект с презентацией)

Урок русского языка в 4 классе по теме " Родительный падеж множественного числа имен существительных" (конспект с презентацией). Программа "Школа России"...

Конспект урока по теме "Число и цифра 9" и презентация.

Данный урок проходил в 1 классе при изучении чисел первого десятка.На уроке отрабатывался метод изучения числа по алгоритму:1.определить количественно число 9;2.научиться писать число;3. определить ме...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок математики в 1 классе на тему "Число и цифра 9" (с презентацией)

Класс:1Тема урока: « Число и цифра 9»Тип урока: урок изучения нового материала;Цели урока:формировать навыки счета в пределах 10, научиться обозначать количество из девяти предметов цифрой...

конспект урока математики для детей с ОВЗ по теме: «Число и цифра 7. Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа»,

laquo;Число и цифра 7. Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа. Познакомить обучающихся с числом и цифрой 7, с получением и составом числа 7.Научить писать цифру 7 в соответстви...