Рабочая программа по математике.
рабочая программа по математике на тему

Гузаирова Расима Габдрашитовна

Рабочая программа по математике " Школа России",1-4 классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _rabochaya_programma_po_matematike.doc816.5 КБ

Предварительный просмотр:

kopiya_rabochaya_programma_po_matematike.doc

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

№33 города Челябинска

ПРИНЯТО

педагогическим советом школы

№______ от ______________

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы: МИЛОВАНОВА Н.Ю.


«_____»                     2010_ г.

                                                                                                             Рабочая программа

предмета «Математика»

для I ступени образования

на 2010-2014 учебный год

                                                                                             

                                       Составитель: Гузаирова Р.Г.

                                           

                                                                                                               учитель начальных классов

                                                                                                                                       высшей квалификационной категории

                                                                                                               Челябинск

2010        


   

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания, соответствующего  уровня образовательного стандарта по предмету и с учетом преемственности программы по математике основного общего образования, то есть  ее реализация,  позволит обеспечить преемственность с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения (в среднем звене), возможность широкого применения изучаемого материала на практике, развитие интереса к занятиям математикой.

Пояснительная записка к рабочей программе по математике составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон РФ «Об образовании».
  2. Приказ Министерства образования РФ  от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

 3     Программы по учебным предметам, рекомендованные (допущенные) МО и науки РФ (Приложения 1-2 к приказу МО и науки   РФ от 23.12.2009 № 922).

  1.      Приказ Министерства образования РФ  № 2080 от "24" декабря 2010 г.  « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»
  2. Методическое письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 1561/14-15 от 19.11.98. «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»
  3. - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  4. - Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 01 июля 2004 года № 02-678 «Об утверждении областного базисного учебного плана образовательных учреждений Челябинской области», с изменениями, внесенными приказами МОиН Челябинской области от 5 мая 2005 года № 01-571, от 10 мая 2006 года  № 02-510, от 29 мая 2007 года  № 02-567, от 5 мая 2008 года  № 04-387 и 6 мая 2009 года  № 01-269;
  5. - Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16 июня 2011 года № 04-997 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011-2012 учебный год»;

      9 .Школьный учебный план МОУ СОШ № _33__ на 2011/12 учебный год.

  1. .Положение о рабочей программе по предмету МОУ № __33_ г. Челябинска.

              На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего - 140 часов.                                                    По областному базисному плану 35 рабочих  недель  во 2-4 классах, поэтому общее количество уроков всего курса математики в начальной школе МОУ СОШ№33 420 часов.

во 2-ом классе – 35 учебных недели - 140 часов;

в  3 -ем классе – 35 учебных недели - 140 часов;

в 4-ом классе – 35 учебных недели - 140 часов.

Резервные часы по программе распределяются учителем в соответствии с особенностями каждого класса при изучении наиболее сложных для учащихся разделов программы: «Числа и операции над ними», «Текстовые задачи», «Величины и их измерение».

Для реализации программы используется учебник «Математика» авторского коллектива М.И..Моро и др.включенный в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО иН РФ к использованию в образовательном процессе (Приказ Минобрнауки России от 09 декабря 2008 г. N 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»). Кроме учебника УМК включает рабочую тетрадь «Математика» (М.И.Моро и др.)

Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:

•        развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

•        освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

•        воспитание интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни .

Целями обучения обусловлен ряд задач:

- создать благоприятные условия для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям;

- обеспечить необходимую и достаточную математическую подготовку ученика для дальнейшего обучения;

- сформировать умение учиться;

- сформировать представление о математике, как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;

- сформировать устойчивый интерес к математике;

- выявить и развить математические и творческие способности.

Цели и задачи рабочей программы поставлены с учетом целей и задач, образовательной школы– «… создание режима наибольшего благоприятствования для личного развития обучающихся и их успешной социализации на основе освоения общеобразовательных программ…».

В связи с этим в основу отбора содержания обучения положены следующие методические принципы:

- анализ конкретного учебного материала с точки зрения его образовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе;

- возможность применения изучаемого материала на практике;

 взаимосвязь вводимого  материала с ранее изученным;

- обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием

 следующей ступени обучения в средней школе;

- обогащение математического опыта младших школьников за счёт включения в программу

  новых вопросов, ранее не изучавшихся в начальной школе;

- развитие интереса к занятиям математикой.

В рабочей программе по математике выделено несколько разделов, которые соответствуют разделам обязательного минимума содержания образования по математике федерального компонента государственного стандарта начального общего образования:

Числа и операции над ними.

Целые неотрицательные числа

Арифметические действия с числами

Элементы алгебры.

Величины и их измерение.

Величины

Текстовые задачи.

Элементы геометрии.

Пространственные отношения

Геометрические фигуры. Измерение геометрических фигур

Содержание обучения математике в начальной школе направлено на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. Учащиеся изучают четыре арифметических действия, овладевают алгоритмами устных и письменных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. У детей формируются пространственные и геометрические представления. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.

           Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы, с такими как окружающий мир, информатика и обучение языку. Математическое содержание позволяет формировать логическое мышление, математическую речь, работа с текстами требует от учащихся умения высказать свое мнение, обосновать его, выстроить цепочку логических рассуждений. Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок. Такие умения в ГОС НОО 2004г. названы общеучебными умениями, навыками и способами деятельности и являются приоритетом начального общего образования.

   Особенностью структурирования программы является раннее ознакомление учащихся с общими способами выполнения арифметических действий. При этом приоритет отдаётся письменным вычислениям. Устные приёмы вычислений часто выступают как частные случаи общих правил.

 Обучение письменным приёмам сложения и вычитания начинается во 2 классе. Овладев этими приёмами с двузначными числами, учащиеся легко переносят полученные умения на трёхзначные числа (3 класс) и вообще на любые многозначные числа (4 класс).

  Письменные приёмы выполнения умножения и деления включены в программу 3 класса. Изучение письменного алгоритма деления проводится в два этапа. На первом этапе предлагаются лишь такие случаи деления, когда частное является однозначным числом.

   

   Изучение величин распределено по темам программы таким образом, что формирование соответствующих умений производится в течение продолжительных интервалов времени. С первой из величин (длиной) дети начинают знакомиться в 1 классе: они получают первые представления о длинах предметов и о практических способах сравнения длины – сантиметр и дециметр. Длина предмета измеряется с помощью шкалы обычной ученической линейки. Одновременно дети учатся чертить отрезки заданной длины (в сантиметрах, в дециметрах, в дециметрах и сантиметрах). Во втором классе вводится метр, а в третьем – километр и миллиметр и рассматриваются важнейшие соотношения между изученными единицами длины. Понятие площади фигуры более сложное. Однако его усвоение удаётся существенно облегчить и при этом добиться прочных знаний и умений благодаря организации подготовительной работы, начатой во 2 классе. Идея подхода заключается в том, чтобы научить учащихся, используя практические приёмы, находить площадь фигуры, пересчитывая клетки, на которые она разбита.

                                                                                       

                                                                                            ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

 Счет предметов Названия, последовательность и запись цифрами натуральных чисел от 0 до 1 000 000 в десятичной системе счисления. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете. Число 0. Его получение и обозначение. Числа однозначные, двузначные, трехзначные и т.д. Классы и разряды: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов; I, II, III разряды в классе единиц и в классе тысяч. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, их запись с помощью знаков «=» (равно), « >» (больше), «<» (меньше). Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете, с помощью вычитания, с помощью деления; сравнение многозначных чисел.

Арифметические действия с числами. Сложение и вычитание. Конкретный смысл и названия действий. Знаки «+» (плюс), «-» (минус). Названия компонентов и результата сложения и вычитания. Приемы вычислений: прибавление (вычитание) числа по частям, вычитание на основе знания соответствующего случая сложения. Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приемов вычислений. Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания. Отношения «больше на …», «меньше на …». Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.

Умножение и деление. Конкретный смысл и названия действий. Знаки «» (умножение) и «:» (деление). Названия компонентов и результата умножения и деления. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Умножение и деление

на 1. Отношения «больше в …», «меньше в …». Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного. Деление с остатком. Проверка деления с остатком.

Арифметические действия с нулем. Сложение и вычитание с числом 0. Умножение на нуль, умножение и деление нуля (невозможность деления на нуль).

Числовые выражения, содержащие 1-4 действия. Использование скобок для записи выражений. Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них.

Переместительное свойство сложения и умножения. Сочетательное свойство сложения и умножения. Группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении. Распределительное свойство умножения относительно сложения. Умножение суммы на число и числа на сумму. Деление суммы на число. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений.

Устные вычисления с натуральными числами. Устные вычисления в пределах 100: сложение двузначного числа с однозначным, вычитание из двузначного числа однозначного, сложение и вычитание двузначных чисел, умножение двузначного числа на однозначное (12  6, 30  3, и др.), деление двузначного числа на двузначное и однозначное (36 : 12, 63 : 3 и др.). Устные вычисления с числами большими 100, в случаях сводимых к известным детям устным вычислениям в пределах ста (300 + 56, 140 – 15, 700  3, 1200 : 300 и др.) Умножение и деление на 10, 100, 1000.

Письменные вычисления с натуральными числами. Алгоритмы сложения и вычитания чисел в пределах миллиона. Умножение двух-четырехзначного числа на однозначное, двузначное число; деление трех-шестизначного числа на однозначное, двузначное число.

Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания, умножения, деления). Нахождение неизвестного компонента арифметических действий. Способы проверки правильности вычислений.

Величины. Сравнение предметов по разным признакам: длине, массе, вместимости. Длина. Единицы длины: миллиметр (мм), сантиметр (см), дециметр (дм), метр (м), километр (км). Соотношения между ними. Масса. Единицы массы: грамм (г), килограмм (кг), центнер (ц), тонна (т). Соотношения между ними. Вместимость. Единица вместимости литр (л). Время. Единицы времени: секунда (с), минута (мин), час (ч), сутки (сут.), неделя, месяц (мес.), год, век. Соотношения между ними.

Зависимости между величинами, характеризующими процессы: движения, работы, «купли-продажи» и др. Скорость, время, пройденный путь при равномерном прямолинейном движении; объем всей работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость; и др. Построение простейших логических выражений типа «… и…», «…или …», «если…, то…», «не только…, но и…» и т.д.

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели).

Практические работы: Измерение длин сторон предметов, имеющих форму прямоугольников (параллелепипедов) с использованием линейки, рулетки, сантиметровой ленты. Взвешивание предметов. Сравнение вместимостей двух сосудов с использованием данной мерки. Определение времени по часам с точностью до часа; с точностью до минуты.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Измерение геометрических величин Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин.

Пространственные отношения. Установление пространственных отношений с помощью сравнения: выше - ниже, слева - справа, сверху - снизу, ближе - дальше, спереди - сзади, перед, после, между и др. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.

Сравнение предметов по размерам (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче и др.) и форме. Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, «больше на …», «меньше на…».

Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин. Распознавание и изображение геометрических фигур: точки, прямой, отрезка, угла (прямого угла), многоугольников – треугольника, прямоугольника (квадрата). Распознавание геометрических фигур: окружности и круга, куба и шара.

Сравнение длин отрезков на глаз, наложением, при помощи линейки с делениями. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины.

Многоугольник. Вершины, стороны и углы многоугольника. Вычисление периметра многоугольника.

Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр (см2), квадратный дециметр (дм2), квадратный метр (м2). Вычисление площади прямоугольника (квадрата).

Практические работы: Получение модели прямого угла. Построение прямого угла и прямоугольника на клетчатой бумаге. Нахождение прямого угла среди данных углов с помощью модели прямого угла. Нахождение прямоугольника среди данных четырехугольников с помощью модели прямого угла. Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки.

                                                ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

                                             ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

Требования к результатам обучения, представленные в рабочей программе, включают в себя требованиям стандарта к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и требования, выходящие за пределы стандарта.

Требованиям стандарта к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента:

знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;

уметь – владение конкретными умениями и навыками;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни – группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности.

В результате изучения математики ученик должен

знать/понимать

  1. последовательность чисел в пределах 100 000;
  2. таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;
  3. таблицу умножения и деления однозначных чисел;
  4. правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;

уметь

  1. читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000;
  2. представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
  3. пользоваться изученной математической терминологией;
  4. выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста;
  5. выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число);
  6. выполнять вычисления с нулем;
  7. вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками и без них);
  8. проверять правильность выполненных вычислений;
  9. решать текстовые задачи арифметическим способом (не более двух действий);
  10. чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка;
  11. распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);
  12. вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
  13. сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);
  2. сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;
  3. определения времени по часам (в часах и минутах);
  4. решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
  5. оценки величины предметов на глаз;
  6. самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур).

Требования к результатам обучения, представленные в рабочей программе, включают в себя требованиям стандарта к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и требования, выходящие за пределы стандарта.

Требованиям стандарта к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента:

знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;

уметь – владение конкретными умениями и навыками;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни – группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности.

В результате изучения математики ученик должен

знать/понимать

  1. последовательность чисел в пределах 100 000;
  2. таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;
  3. таблицу умножения и деления однозначных чисел;
  4. правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;

уметь

  1. читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000;
  2. представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
  3. пользоваться изученной математической терминологией;
  4. выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста;
  5. выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число);
  6. выполнять вычисления с нулем;
  7. вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками и без них);
  8. проверять правильность выполненных вычислений;
  9. решать текстовые задачи арифметическим способом (не более двух действий);
  10. чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка;
  11. распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);
  12. вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
  13. сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);
  2. сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;
  3. определения времени по часам (в часах и минутах);
  4. решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
  5. оценки величины предметов на глаз;
  6. самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур).

                                                 

                                                         

   

                                                    Основные разделы  содержания программы

                                                               

                                                                        2  класс

Наименование разделов и тем

Всего часов

Сроки изучения темы

Контрольные и диагностические работы

Сроки проведения

Примечания

1

Числа от 1 до 100. Нумерация.

21.

Контрольная работа №1,№2

2

Сложение и вычитание чисел от 1 до 100.

64

Контрольная работа №3,№4№5№6№7

4

Умножение и деление чисел от 1 до 100.

42

Контрольная работа №8

6

Повторение.

13

Контрольная работа №9

Итого:

140

                                                     

 

                                   Основные требования к уровню подготовки

                                               учащихся 2 класса

К концу обучения в 2 классе учащиеся должны:

                                                                   Знать/  понимать:

- компоненты и результаты  арифметических действий: слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, множитель,  произведение, делимое,  делитель, частное;

- число большее ( меньшее) данного в несколько раз;

- фигуру, изображённую на рисунке ( угол, окружность, многоугольник);

- соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1дм = 10 см, 1м = 10 дм;

                                                               уметь:

- читать и записывать цифрами любые двузначные числа;

- составлять простейшие числовые выражения ( сумму, разность, произведение, частное);

- выполнять несложные устные вычисления в пределах 100;

- выполнять письменно сложение и вычитание чисел, когда результат действия не превышает 100;

- применять свойства умножения и деления при выполнении вычислений;

- вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия;

- вычислять площадь прямоугольника ( квадрата);

- решать составные текстовые задачи в два действия ( в различных комбинациях), том числе задачи на   увеличение и уменьшение числа в несколько раз;

- строить окружность с помощью циркуля

- различать прямые и непрямые углы;

- различать периметр и площадь фигуры;

- различать элементы многоугольника: вершина, сторона, угол;

- сравнивать любые двузначные числа;

- сравнивать два числа, характеризуя результат сравнения словами « больше в …», « меньше в …»;

- воспроизводить по памяти результаты табличного умножения однозначных чисел; результаты табличных    случаев деления;

- воспроизводить по памяти соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1дм = 10 см, 1м = 10 дм);

- воспроизводить по памяти определение прямоугольника ( квадрата);

- приводить примеры числового выражения;

- использовать модели ( моделировать учебную ситуацию), составлять и решать задачу по данной схеме (модели);

                                                       Использовать приобретённые знания и умения

                                           в практической деятельности и     повседневной жизни для:

           - ориентировки в окружающем пространстве (планировании маршрута, выбор пути передвижения)

           - сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длина, масса. Вместимость.

           - решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями ( покупка, измерение и т.д.)

           - оценки размеров предметов «на глаз

                                                                                                       

                                                                            Основные разделы  содержания программы

                                                                                                3 класс

                                                                         

Наименование разделов и тем

Всего часов

Сроки изучения темы

Контрольные и диагностические работы

Сроки проведения

Примечания

1

Числа от 1 до 100. Нумерация.

9

Контрольная работа №1

2

Табличное умножение и деление

51

Контрольная работа №23,4

3

Внетабличное умножение и деление

28

Контрольная работа №5

4

Числа от 1 до 1000.

12

Контрольная работа №6,7

Арифметические действия

30

Контрольная работа №8

5

Итоговое повторение

10

Контрольная работа №9

                                                          Итого                 140

 

Элементы арифметики

Тысяча

Чтение и запись цифрами чисел от 100 до 1000.

Сведения из истории математики: как появились числа, чем занимается арифметика.

Сравнение чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков <  и   > .

Сложение и вычитание в пределах 1000.

Устные и письменные приёмы сложения и вычитания.

Сочетательное свойство сложения и умножения.

Упрощение выражений ( освобождение выражений от « лишних» скобок).

Порядок выполнения действий в выражениях, записанных без скобок, содержащих действия: а) только одной ступени; б) разных ступеней. Правило порядка выполнения действий в выражениях, содержащих одну или несколько пар скобок.

Числовые равенства и неравенства.

Чтение и запись числовых равенств и неравенств. Свойства числовых равенств.

Решение составных арифметических задач в три действия.

Умножение и деление на однозначное число в пределах 1000.

Умножение суммы на число ( распределительное свойство умножения относительно сложения).

Умножение и деление на 10, 100.

Умножение числа, запись которого оканчивается нулём, на однозначное число. Умножение двух- и трёхзначного числа на однозначное число.

Нахождение однозначного частного.

Деление с остатком.

Деление на однозначное число.

Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий.

Практическая работа. Выполнение деления с остатком с помощью фишек.

Умножение и деление на двузначное число в пределах 1000.

Умножение вида 23* 40.

Умножение и деление на двузначное число.

Величины

Единицы длины километр и миллиметр и их обозначения: км, мм.

Умножение и деление на двузначное число длины: 1 км = 1000м, 1 см = 10 мм.

Вычисление длины ломаной.

Масса и её единицы: килограмм, грамм. Обозначения: кг, г. Соотношения: 1 кг = 1000 г.

Вместимость и её единица литр. Обозначение: л.

Сведения из  истории математики: старинные русские единицы  величин: морская миля,  верста,  пуд, фунт, ведро, бочка.

Время и его единицы: час, минута, секунда, сутки, неделя, год, век. Обозначения: ч, мин., с.

Соотношения между единицами времени: 1 час = 60 мин, 1 мин = 60 с, 1 сутки =  24 ч, 1 век =  100 лет, 1 год = 12 месяцев.

Сведения из  истории математики: история возникновения месяцев года.

Решение арифметических задач, содержащие разнообразные зависимости между величинами.

Практические работы. Измерение длины, ширины и высоты предметов с использованием разных единиц длины. Снятие мерок с фигуры человека с помощью портновского метра. Взвешивание предметов на чашечных весах. Сравнение вместимостей двух сосудов с помощью данной мерки. Отмеривание с помощью литровой банки данного количества воды.

Элементы алгебры

Буквенные выражения.  Вычисление значений буквенных выражений при заданных значениях этих букв.

Логические понятия

Примеры верных и неверных высказываний.

Геометрические понятия.

Ломаная линия. Вершины и звенья ломаной. Замкнутая  и незамкнутая ломаная. Построение ломаной.

Деление окружности на 6 одинаковых частей с помощью циркуля.

Прямая. Принадлежность точки прямой. Проведение прямой через одну и через две точки.

Взаимное расположение на плоскости отрезков, лучей, прямых.

Практические работы. Способы деления круга ( окружности) на 2, 4, 8 равных частей с помощью перегибания круга по его осям симметрии. Построение симметричных прямых на клетчатой бумаге. Проверка с помощью угольника, какие из данных прямых пересекаются под прямым углом

 

                                                 Основные требования к уровню подготовки

                                                                     К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:

                                                                   Знать/  понимать:

- единицы длины, массы, вместимости, времени, площади;

-  соотношения между единицами длины: 1 км = 1000м, 1 см = 10 мм; массы  1 кг = 1000 г; времени : 1 час = 60 мин, 1 мин = 60 с, 1 сутки =  24 ч, 1 век =  100 лет, 1 год = 12 месяцев.

                                                               уметь:

- выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000;

- выполнять письменно сложение, вычитание, умножение, деление на однозначное и двузначное число, в случаях, когда результат действия не превышает 1000;

- решать арифметические текстовые задачи в три действия ( в различных комбинациях);

- применять правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок;

- различать знаки <  и   > ;

-  различать числовые равенства и неравенства;

-  различать прямую, луч, отрезок;

- сравнивать числа в пределах 1000;

- приводить примеры числовых равенств и неравенств;

- устанавливать связи и зависимости между компонентами и результатами арифметических действий ( суммой и слагаемыми, произведением и множествами и др.;

- устанавливать связи и зависимости между известными и неизвестными величинами при решении арифметических задач;

                                                       Использовать приобретённые знания и умения

                                           в практической деятельности и     повседневной жизни для:

           - ориентировки в окружающем пространстве (планировании маршрута, выбор пути передвижения)

           - сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длина, масса. Вместимость.

           - решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями ( покупка, измерение и т.д.)

           - оценки размеров предметов «на глаз»

                                                       Основные разделы  содержания программы

                                                                             4 класс

Наименование разделов и тем

Всего часов

Сроки изучения темы

Контрольные и диагностические работы

Примечания

1

Числа от 1 до 1000

13

Контрольная работа №1,2

2

Числа, которые больше 1000. Нумерация

10

Контрольная работа №3

3

 Величины  

18

Контрольная работа №4

4

Сложение и вычитание

8

Контрольная работа №5,6

5

Умножение и деление

73

Контрольная работа №7,8,9,10

6

6И    Итоговое повторение  

18

Контрольная работа №11,12

 

                                                 

                                               Основные требования к уровню подготовки

                                                                                 учащихся 4 класса

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

                                                                   Знать/  понимать:

- классы и разряды многозначных чисел;

- свойства арифметических действий ( переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительные свойства умножения относительно сложения и вычитания);

- соотношения между единицами массы: 1 т = 1000 кг, 1 ц = 100 кг, 1 т = 10 ц;

- зависимость между скоростью, путём и временем движения;

Уметь:

- читать и записывать многозначные числа в пределах миллиона;

- выполнять несложные устные вычисления в пределах сотни, вычислять с большими числами, легко сводимыми к действиям в пределах 100;

- выполнять четыре арифметических действия ( сложение вычитание, умножение , деление) с многозначными числами в пределах миллиона ( в том числе умножение и деление на однозначное, на двузначное число);

- решать арифметические текстовые задачи разных видов;

- сравнивать многозначные числа;

- применять правила порядка выполнения действий при вычислении значений выражений со скобками и без них, содержащих 3-4 арифметических действия;

- правила поразрядного сложения и вычитания, а также алгоритмы умножения и деления при выполнении письменных расчетов с многозначными числами;

- знание зависимости между скоростью, путём и временем движения для решения арифметических задач;

                                                       Использовать приобретённые знания и умения

                                           в практической деятельности и     повседневной жизни для:

           - ориентировки в окружающем пространстве (планировании маршрута, выбор пути передвижения)

           - сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длина, масса. Вместимость.

           - решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями ( покупка, измерение и т.д.)

           - оценки размеров предметов «на глаз»

                                                                                                                 

                                                                     

                                                                             

                                                                     

                                                               

                                                                           Календарно- тематическое планирование  2 класс

урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

план

Дата факт.

Стандарт начального общего образования по математике

Содержание программы

                        Числа от 1 до 100

                                 Нумерация- 21час.

1.

Числа от 1 до 20.

2.

Числа от 1 до 20.

Название, последовательность и запись чисел. Разряды.

Единицы длины.

Единицы длины.

Новая счетная единица – десяток. Счет десятками.

Образование и название чисел, их десятичный состав.

Запись и чтение чисел. Числа однозначные и двузначные.

Порядок следования чисел при счете. Сравнение чисел.

Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр. Соотношения между ними.

Монеты (набор и размен).

3.

Счет десятками. Образование и запись чисел от 20 до 100.

1ч.

4

Счет десятками. Образование и запись чисел от 20 до 100.

5.

Поместное значение цифр.

1 ч

6.

Однозначные и двузначные числа.

7.

Однозначные и двузначные числа.

8.

Однозначные и двузначные числа.

1 ч

9.

Миллиметр. Закрепление изученного

1ч.

10.

Миллиметр. Закрепление изученного.

1 ч

11

Стартовая (входная) контрольная работа. К/р.№1

1 ч

12.

Работа над ошибками.

Число 100.

1 ч

13

Метр. Таблица единиц длины.

1 ч

14

Сложение и вычитание вида: 35 + 5, 35 – 30, 35 – 5.

1 ч

15

Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых.

16

Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых.

1 ч

17

Рубль. Копейка. Закрепление изученного.

18

Рубль. Копейка. Закрепление изученного.

19

Повторение изученного.

20

Повторение изученного.

1 ч

21

Контрольная работа. К/р.№2

1 ч

                         Числа от 1 до 100

     Сложение и вычитание (устные приемы) – 39 часов

22

Работа над ошибками

Задачи, обратные данной.

1 ч

Решение текстовых задач арифметическим способом.

Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого.

Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание.

23

Сумма и разность отрезков.

1 ч

24

Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого.

25

Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого.

26

Час. Минута. Определение времени по часам.

1 ч

Единицы времени.

Определения порядка действий в числовых выражениях. Нахождение значения числовых выражений.

Вычисление периметра многоугольника.

Группировка слагаемых в сумме.

Решение текстовых задач арифметическим способом.

Числовое выражение и его значение. Порядок действий в выражениях, содержащих 2 действия.

Сочетательное свойство суммы. Использование переместительного и сочетательного свойства суммы для рационализации вычислений

27

Длина ломаной.

1 ч

28

Закрепление изученного.

1 ч

29

Порядок действий. Скобки.

1 ч

30

Числовое выражение.

1 ч

31

Сравнение числовых выражений.

1 ч

32

Периметр многоугольника.

1 ч

33

Свойства сложения.

1 ч

34

Закрепление изученного.

1 ч

35

Контрольная работа. К/р.№3

1 ч

36

Работа над ошибками

Повторение изученного.

1 ч

37

Подготовка к изучению устных приемов сложения и вычитания.

1 ч

Сложение и вычитание чисел с использованием соответствующих терминов.

Устные вычисления с натуральными числами.

Решение текстовых задач арифметическим способом.

Устные приемы сложения и вычитании в пределах 100.

Решение задач  в два действия на сложение и вычитание

Выражения с одной переменной вида

b + 28, 43 – b.

38

Приемы вычислений для случаев вида: 36 + 2, 36 + 20.

1 ч

39

Приемы вычислений для случаев вида: 36 – 2, 36 – 20.

1 ч

40

Случаи сложения вида: 26 + 4.

1 ч

41

Случаи вычитания вида: 30 – 7.

1 ч

42

Случаи вычитания вида: 60 – 24.

1 ч

43

Решение задач.

1 ч

44

Закрепление изученного. Решение задач.

45

Закрепление изученного. Решение задач.

46

Контрольная работа. К/р.№4

1 ч

47

Работа над ошибками.

Приемы вычислений для случаев вида: 26 + 7.

1 ч

48

Приемы вычислений для случаев вида: 35 – 7.

1 ч

49

Закрепление изученного.

50

Закрепление изученного.

51

Буквенное выражение.

1 ч

52

Закрепление изученного.

1 ч

53

Уравнение. Решение уравнений подбором неизвестного числа.

1 ч

Нахождение неизвестного компонента арифметических действий.

Уравнение. Решение уравнения. Решение уравнений вида: 12 + х = 12, 25 – х = 20, х – 2 = 8 способом подбора. Проверка сложения и вычитания.

Решение уравнений вида 58 – х = 27,

х – 36 = 23, х + 38 =70

54

Закрепление изученного.

1 ч

55

Проверка сложения и вычитания.

56

Проверка сложения и вычитания.

1 ч

57

Закрепление изученного.

1 ч

58

Контрольная работа. К/р.№5

1 ч

59

Работа над ошибками.

Повторение изученного.

60

Работа над ошибками.

Повторение изученного.

Числа от 1 до 100

Сложение и вычитание (письменные приемы)- 25 часов

60

Сложение вида 45 + 23.

1 ч

Письменные вычисления с натуральными числами.

Способы проверки правильности вычислений.

Решение текстовых задач арифметическим способом.

Распознавание и изображение геометрических фигур.

Решение задач в 1-2 действия на сложение и вычитание.

Углы прямые и непрямые.

Устные приемы сложения и вычитании в пределах 100.

Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника (квадрата). Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге.

61

Вычитание вида 57 – 26.

1 ч

62

Проверка сложения и вычитания.

1 ч

63

Закрепление изученного.

1 ч

64

Прямой угол.

1 ч

65

Закрепление изученного. Решение задач.

1 ч

66

Сложение вида: 37 + 48.

1 ч

67

Сложение вида: 37 + 53.

1 ч

68

Прямоугольник.

1 ч

69

Закрепление изученного.

1 ч

70

Сложение вида: 87 + 13.

1 ч

71

Закрепление изученного. Решение задач.

1 ч

72

Вычитание вида: 40 – 8, 32 - 8.

1 ч

73

Вычитание вида: 50 - 24.

1 ч

74

Закрепление изученного.

1 ч

75

Контрольная работа. К/р.№6

1 ч

76

Работа над ошибками.

Вычитание вида: 52 - 24.

1 ч

77

Закрепление изученного. Решение задач.

1 ч

78

Подготовка к умножению.

1 ч

79

Свойства противоположных сторон прямоугольника.

1 ч

80

Закрепление изученного. Подготовка к умножению.

1 ч

81.

Квадрат.

82

Квадрат.

83

Повторение изученного.

1 ч

84

Контрольная работа. К/р.№7

1 ч

Числа от 1 до 100

Умножение и деление -44часа

Работа над ошибками.

85

.

Конкретный смысл действия умножения.

Умножение чисел, использование соответствующих терминов.

Периметр многоугольника.

Арифметические действия с 0.

Перестановка множителей в произведении.

Деление чисел, использование соответствующих терминов.  Устные вычисления с натуральными числами.

Решение текстовых задач арифметическим способом.

Установление зависимости между величинами, характеризующими процесс «купли-продажи» (количество товара, его цена и стоимость). Решение текстовых задач арифметическим способом.

Таблица умножения и деления однозначных чисел.

Конкретный смысл и название действий умножения и деления. Знаки «·»(точка) и деления «:» (две точки).

Периметр прямоугольника (квадрата).

Названия компонентов и результата умножения (деления), их использование при чтении и записи выражений.

Переместительное свойство умножения.

Решение задач в 1-2 действия на сложение и вычитание, умножение и деление.

86.

Прием умножения с помощью сложения.

87.

Прием умножения с помощью сложения.

88.

Задачи на нахождение произведения.

89

Задачи на нахождение произведения.

90

Периметр прямоугольника.

1 ч

91

Приемы умножения единицы и нуля.

1 ч

92

Названия компонентов и результата умножения.

1 ч

93

Закрепление изученного.

94.

. Решение задач.

1ч.

95.

Переместительное свойство умножения.

1 ч

96

Закрепление изученного.

97

. Решение задач.

1ч ч

98.

Конкретный смысл действия деления.

99

Конкретный смысл действия деления.

100

Решение задач.

101

Решение задач.

102

Закрепление изученного.

103

Закрепление изученного.

104.

Названия компонентов и результата деления.

1 ч

105.

Закрепление изученного.

106

Закрепление изученного.

Взаимосвязи между компонентами и результатом действия умножения; их использование при рассмотрении деления с числом 10 и при составлении таблиц умножения и деления с числами 2, 3.

Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них).

107.

Взаимосвязь между компонентами и результатом умножения.

1 ч

108.

Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения.

1 ч

109.

Приемы умножения и деления на 10.

1 ч

110

Задачи с величинами: цена, количество, стоимость.

1 ч

111

Задачи на нахождение неизвестного 3 –го слагаемого.

1 ч

112

Закрепление изученного.

113

Контрольная работа. К/р.№8

1 ч

114.

Работа над ошибками

115.

.

Табличное умножение и деление. Умножение числа 2 и на 2.

116.

Прием умножения числа 2.

1 ч

117.

Деление на 2.

118.

 Закрепление изученного.

119

Повторение изученного.

1 ч

120.

Умножение числа 3 и на 3.

121

Умножение числа 3 и на 3.

122

Деление на 3.

123

Закрепление изученного.

124

Повторение изученного

1 ч

125.

Контрольная работа. К/р.№9

1 ч

126.

Работа над ошибками.

1 ч

127.

Повторение изученного.

1 ч

128.

Итоговое повторение

1 ч

129.

Итоговое повторение

1 ч

130

Итоговое повторение

1 ч

131.

Итоговое повторение

1 ч

132.

Итоговое повторение

1 ч

133.

Итоговое повторение

1 ч

134.

Итоговое повторение

1 ч

135

Итоговое повторение

1 ч

136

Итоговое повторение.

1 ч

137.

Итоговое повторение

1 ч

138.

Итоговое повторение

1 ч

139

Итоговое повторение

1 ч

140.

Итоговое повторение

1 ч

                                                                       

                                                               Календарно- тематическое планирование

                                                                                                            3 класс

урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

п

лап

Дата

факт.

Стандарт начального общего образования по математике

Содержание программы

                        Числа от 1 до 100- 9 часов

1

Повторение знаний о сложении и вычитании. Устные приемы сложения и вычитания.

1 ч

Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов.

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели).

Нахождение неизвестного компонента арифметических действий.

Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.

Выражения  с переменной.

Решение уравнений на основе взаимосвязей между компонентами и результатом сложения (вычитания). Обозначение геометрических фигур буквами.

Решение задач в 1-2 действия на сложение, вычитание.

2

Письменные приемы сложения и вычитания. Задачи в два действия.

1 ч

3

Выражения с переменной. Решение уравнений способом подбора.

1 ч

4

Решение уравнений вида

х + 20 = 36, 50 + х = 72 на основе знания связи чисел при сложении.

1 ч

5

Решение уравнений вида х – 20 = 31, 74 – х = 8 на основе знаний связи чисел при вычитании.

6

Решение уравнений вида х – 20 = 31, 74 – х = 8 на основе знаний связи чисел при вычитании.

1 ч

7

Обозначение геометрических фигур буквами.

1 ч

8

Повторение изученного.

1 ч

9

Контрольная работа. К/р.№1

1 ч

                 Табличное умножение и деление – 51 час

10

Работа над ошибками. Конкретный смысл умножения и деления.

1 ч

Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Таблица умножения.

Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях.

Нахождение значений числовых выражений со скобками и без.

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы «купли-продажи» (количество товара его цена и стоимость).

Устные вычисления с натуральными числами.

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели).

Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Решение задач. Взаимосвязь между такими величинами как цена, количество, стоимость.

Порядок действий в выражениях.

11.

Связь умножения и деления.

1 ч

12

Таблицы умножения и деления с числом 2. Четные и нечетные числа.

1 ч

13.

Таблицы умножения и деления с числом 3.

1 ч

14.

Связь между величинами: цена, количество, стоимость.

1 ч

15.

Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов.

1 ч

16.

Порядок выполнения действий в выражениях без скобок и со скобками

17.

Порядок выполнения действий в выражениях без скобок и со скобками

18.

Закрепление изученного.

19.

Закрепление изученного.

20

Контрольная работа. К/р.№2

1 ч

21.

Работа над ошибками.

Умножение четырех и на 4 и соответствующие случаи деления.

1 ч

Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов.

Таблица умножения.

Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

22.

Закрепление пройденного. Таблица умножения.

1 ч

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели).

Устные вычисления с натуральными числами.

Отношения «больше в …», «меньше в …».

Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Таблица умножения.

Устные вычисления с натуральными числами.

Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный метр). Вычисление площади прямоугольника.

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели).

Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного.

Сравнение чисел с помощью деления. Решение задач в 1-2 действия на сложение, вычитание, умножение и деление.

Решение подбором уравнений вида:

 х · 6 = 72, х : 4 = 9, 27 : х = 9.

23.

Задачи на увеличение числа в несколько раз.

24.

Задачи на увеличение числа в несколько раз.

25.

Решение задач на уменьшение числа в несколько раз.

1 ч

26

Умножение пяти, на 5 и соответствующие случаи деления.

1 ч

27.

Задачи на кратное сравнение

28.

Задачи на кратное сравнение.

29.

Решение задач. Закрепление изученного.

30.

Умножение шести, на 6, соответствующие случаи деления.

1 ч

31.

Решение задач

32.

Решение задач.

33.

Умножение 7 и на 7, соответствующие случаи деления.

1 ч

34.

Закрепление изученного.

1 ч

35.

Площадь. Единицы площади.

1 ч

Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, метр, соотношение между ними. Площадь прямоугольника (квадрата).

Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

36.

Квадратный сантиметр.

1 ч

37.

Площадь прямоугольника.

1 ч

38.

Умножение восьми и на 8, соответствующие случаи деления.

1 ч

39.

Решение задач.

1 ч

40.

Умножение 9 и на 9, соответствующие случаи деления.

1 ч

41.

Квадратный дециметр.

1 ч

42

Таблица умножения. Закрепление изученного.

1 ч

43.

Квадратный метр.

1 ч

44.

Решение задач.

1 ч

45.

Закрепление изученного.

1 ч

46

Контрольная работа. К/р.№3

1 ч

47.

Работа над ошибками.

Умножение на 1.

1 ч

Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Арифметические действия с 0.

Единицы времени: год, месяц, сутки.

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели).

Устные вычисления с натуральными числами.

Распознавание: окружность и круг.

Умножение числа 1 и на 1.

Умножение числа 0 и на 0, деление числа на 0, невозможность деления на 0.

Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей.

Круг, окружность. Центр, радиус, диаметр окружности.


Единицы времени: год, месяц, сутки.

Решение задач.

48.

Умножение на 0.

1 ч

49.

Случаи деления вида 6: 6, 6 : 1.

1 ч

50.

Деление нуля на число.

1 ч

51.

Решение задач.

1 ч

52.

Доли.

1 ч

53.

Круг. Окружность.

1 ч

54.

Диаметр окружности (круга).

1 ч

55.

Контрольная работа. К/р.№4

1 ч

56.

Работа над ошибками.

Единицы времени. Год, месяц.

1 ч

57.

Единицы времени. Сутки.

1 ч.

58.

Закрепление изученного.

60.

Решение задач.

61

Контрольная работа. К/р.№5

1 ч

              Внетабличное умножение и деление-28 ч

62.

Работа над ошибками.

Умножение и деление круглых чисел.

1 ч

Устные вычисления с натуральными числами.

Умножение суммы на число и числа на сумму. Деление суммы на число.

Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений.

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели).

Устные приемы внетабличного умножения и деления.

Умножение суммы на число. Деление суммы на число.

Проверка умножения и деления.

Уравнения вида:

х · 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.

63.

Случаи деления вида 80 : 20.

1 ч

64.

Умножение суммы на число.

1 ч

65.

Умножение двузначного числа на однозначное.

66.

Умножение двузначного числа на однозначное.

67.

Решение задач.

1 ч

68.

Повторение изученного.

1 ч

69.

Деление суммы на число.

1 ч

70.

Деление двузначного числа на однозначное.

1 ч

71.

Делимое, делитель.

1 ч

72.

Проверка деления.

1 ч

73

Деление вида 87 :  29

1 ч

74.

Проверка умножения.

1 ч

75.

Решение уравнений.

76.

Решение уравнений.

Нахождение неизвестного компонента арифметических действий.

77.

Повторение изученного. Решение задач.

1 ч

78.

Работа над ошибками

79.

Деление с остатком.

80.

Деление с остатком.

Деление с остатком.

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели).

Устные вычисления с натуральными числами.

Деление с остатком. Проверка деления с остатком.

Выражения с двумя видами переменных вида: а + в, а – в, а · в, а : в, нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв.

81

Деление с остатком методом подбора.

1 ч

82

Задачи на деление с остатком.

1 ч

83

Случаи деления, когда делитель больше делимого.

1 ч

84

Проверка деления с остатком.

1 ч

85.

Повторение изученного.

86.

Решение задач.

87

Решение задач.

1 ч

88

Контрольная работа. К/р.№6

1 ч

                 Числа от 1 до 1000 -12 ч.

                   

                            Нумерация

89.

Работа над ошибками.

90.

Устная нумерация в пределах 1000.

Название, последовательность и запись чисел от 0 до 1 000 000.

Классы и разряды.

Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, их запись с помощью знаков «>», «<», «=».

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели).

Устные вычисления с натуральными числами.

Единицы массы: грамм, килограмм.

Образование и названия трехзначных чисел.

Порядок следования чисел при счете.

Запись и чтение трехзначных чисел.

Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Сравнение чисел.

.

Единица длины – метр. Соотношения метра и миллиметра, сантиметра и дециметра.

Единицы массы – грамм, килограмм. Соотношение грамма и килограмма.

91.

Письменная нумерация в пределах 1000.

1 ч

92.

Увеличение, уменьшение чисел в 10, 100 раз.

1 ч

93

Письменная нумерация в пределах 1000.

1 ч

94.

Письменная нумерация в пределах 1000. Приемы устных вычислений.

1 ч

95.

Письменная нумерация в пределах 1000. Сравнение трехзначных чисел.

1 ч

96.

Письменная нумерация в пределах 1000.

1 ч

97

Римская нумерация.

1 ч

98.

Единицы массы. Грамм

1 ч

99.

Повторение изученного. Решение задач.

1 ч

100.

Контрольная работа. К/р.№7

1 ч

                Арифметические действия-36 ч

101.

Работа над ошибками.

Приемы устных вычислений.

102

Приемы устных вычислений.

Устные и письменные вычисления с натуральными числами.

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели).

Устные приемы сложения и вычитания, умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Письменные приемы сложения и вычитания.

Виды треугольников: равносторонние, равнобедренные (равносторонние).

103

Приемы устного сложения и вычитания в пределах 1000.

104

Приемы устного сложения и вычитания в пределах 1000.

105

Приемы письменных вычислений.

1 ч

106

Письменное сложение трехзначных чисел.

1 ч

107

Приемы письменного вычитания в пределах 1000.

1 ч

108

Виды треугольников.

1 ч

Повторение изученного.

109

Решение задач.

1 ч

110

Контрольная работа. К/р.№8

1 ч

111.

Работа над ошибками.

112.

Умножение и деление.

113.

Умножение и деление.

114.

Работа над ошибками.

Умножение и деление. Приемы устных вычислений.

Устные и письменные вычисления с натуральными числами.

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели).

Способы проверки правильности вычислений.

Письменные приемы умножения и деления на однозначное число.

Решение задач в 1-3 действия на сложение, вычитание, умножение и деление.

115.

Приемы письменного умножения в пределах 1000.

116.

Приемы письменного умножения в пределах 1000.

117.

Приемы письменного умножения в пределах 1000.

1 ч

118.

Повторение изученного.

1 ч

119.

Приемы письменного деления в пределах 1000.

120

Приемы письменного деления в пределах 1000.

1 ч

121

Проверка деления.

1 ч

122.

Повторение изученного.

123.

Повторение изученного.

124

Повторение изученного.

125.

Повторение изученного.

126.

Контрольная работа. К/р.№9

127

Работа над ошибками.

127.

Итоговое повторение.

128.

Итоговое повторение.

129.

Итоговое повторение.

130.

Итоговое повторение.

131.

Итоговое повторение.

132

Итоговое повторение.

133.

Итоговое повторение.

1 ч

134.

 Итоговая контрольная работа.

1чч

135.

Работа над ошибками.

1ч.

136

Итоговое повторение.

137.

Итоговое повторение.

138.

Итоговое повторение.

139.

Итоговое повторение.

140.

Итоговое повторение.

                                                                               

                                                                         

                                                                 Календарно- тематическое планирование

                                                                                                            4класс

урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

план.

Дата

факт.

Стандарт начального общего образования по математике

Содержание программы

Числа от 1 до 1000 (продолжение)

 Арифметические действия (13 часов)

Нумерация. Счёт предметов. Разряды.

1ч.

Счет предметов. Названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуются каждое следующее число в этом ряду);

Выражение и его значение. Порядок выполнения действий

1 ч.

Как образуется каждая следующая счётная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т.д.) сколько разрядов содержится в каждом классе.

Сложение и вычитание

1 ч.

Представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых

Нахождение суммы нескольких слагаемых

1 ч.

Определение порядка действий в числовых выражениях. Нахождение значений числовых выражений.

Вычитание трёхзначных чисел вида 804-467

1 ч.

Письменный приём умножения

1 ч.

натуральными числами.

Перестановка слагаемых в сумме.

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели).

Умножение на 0 и 1

1 ч.

Входная контрольная работа К./р.№1

1 ч.

Письменный приём деления

1 ч.

Письменный приём деления

1 ч.

Распознавание и изображение геометрических фигур.

Деление трёхзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль

1 ч.

Свойства диагоналей прямоугольника и квадрата

1 ч.

Контрольная работа по теме «Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление» К./р.№2

1 ч.

Числа, которые больше 1000.

Нумерация (10 часов)

Класс единиц и класс тысяч.

1 ч.

Название, последовательность и запись чисел от 0 до 1 000 000.Классы и

записи и другие модели).

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процесс работы (объем всей работы, время, производительность труда); «купли-продажи» (количество товара его цена и стоимость).

аспознавание и изображение геометрических фигур.

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели).

Чтение и запись чисел

1 ч.

Виды углов: прямой, острый, тупой

Разрядные слагаемые

1 ч.

Читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона;

Сравнение чисел

1 ч.

Записывать результат сравнения, используя знаки <, >, =

Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 100 раз

1 ч.

Определение общего числа тысяч, сотен, десятков в числе

1 ч.

Класс миллионов и класс миллиардов. Самостоятельная работа по теме «Нумерация»

1 ч.

Луч. Числовой луч

1 ч.

Распознавание и изображение геометрических фигур

Угол. Виды углов. Построение прямого угла.

1 ч.

Контрольная работа по теме «Нумерация чисел больше 1000» К./р.№3

1 ч.

Величины (18 часов)

Единицы длины. Километр.

1 ч.

Единицы названных величин, Сравнение и упорядочивание объектов по разным признакам (длине). Единицы длины.

Площадь геометрической фигуры. Единицы площади. Измерение площади прямоугольника.

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели).

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процесс работы (объем всей работы, время, производительность труда); «купли-продажи» (количество товара его цена и стоимость).

Сравнение и упорядочивание объектов по разным признакам (масса). Единицы массы.

Единицы времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век).

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели

Закрепление знаний о единицах длины

1 ч.

Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр

1 ч. ч.

Находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата

Ар. Гектар.

1 ч.

Узнавать время по часам;

Таблица единиц площади

1 ч.

Выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число)

Измерение площади фигуры с помощью палетки

1 ч.

Контрольная работа за 1 четверть К./р.№4

1 ч.

Нахождение нескольких долей целого

1 ч.

Нахождение целого по его части

1 ч.

Единицы массы. Тонна. Центнер.

1 ч.

Таблица единиц массы. Самостоятельная работа по теме «Величины»

1 ч.

Единицы времени. Год.

1 ч.

. Счёт времени в сутках

1 ч.

Решение задач

1 ч.

Единицы времени. Секунда.

1 ч.

Единицы времени. Век.

1 ч.

Таблица единиц времени

1 ч.

Контрольная работа по теме «Величины» К./р.№5

1 ч.

Сложение и вычитание (8 часов)

Письменные приёмы сложения и вычитания

1 ч.

Названия компонентов и результата действия сложения и вычитания;

Приём письменного вычитания для случаев вида 7000-456, 57001-18032

1 ч.

Связь между компонентами и результатом сложения и вычитания;

Нахождение неизвестного слагаемого

1 ч.

Правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их.

Нахождение неизвестных уменьшаемого и вычитаемого

1 ч.

Записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия (со скобками и без них);

Решение задач

1 ч.

Находить числовые значения буквенных выражений вида а+-3, а+-в при заданных числовых значениях входящих в них букв;

Сложение и вычитание величин

1 ч.

Выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;

Решение задач. Самостоятельная работа по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел»

1 ч.

Выполнять сложение и вычитание многозначных чисел, проверку вычислений;

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел» К./р.№6

1 ч.

Решать уравнения вида х+-60=320, 125+х=750, 2000-х=1450 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;

Решать задачи в 1-3 действия.

Умножение и деление (73 часа)

Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1.

1 ч.

Названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата умножения и деления;

Письменные приёмы умножения

1 ч.

Связь между компонентами и результатом действий умножения и деления;

Письменные приёмы умножения

1 ч.

Правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их.

Умножение чисел, оканчивающихся нулями

1 ч.

Записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия (со скобками и без них);

Нахождение неизвестного множителя

1 ч.

Находить числовые значения буквенных выражений вида к*8, в*2, с*д, к:п при заданных числовых значениях входящих в них букв;

Деление как арифметическое действие

1 ч.

Письменные приёмы деления

1 ч.

Выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа, проверку вычислений;

Письменные приёмы деления

1 ч.

Решение задач

1 ч.

Решать задачи в 1-3 действия

Нахождение неизвестных делимого и делителя

1 ч.

Решать уравнения вида х*12=2400, х:5=420, 600:х=25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действ

Контрольная работа за 1 полугодие К./р.№7

1 ч.

Решение задач

1 ч.

Письменные приёмы деления, содержащие в частном нули

1 ч.

знакомить с разными способами деления числа на произведение;

развивать письменное мышление;

отрабатывать письменные приемы

Закрепление письменных приёмов деления на однозначное число

1 ч.

закрепить навык письменного деления,

Закрепление письменных приёмов деления на однозначное число

1 ч.

Выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа, проверку вычислений;

Решение задач

1 ч.

познакомить с новым видом решения задач;

Определение «среднего» значения

1 ч.

Определение «среднего» значения

1 ч.

Скорость. Время. Расстояние

1 ч.

Приемы взаимосвязей между величинами (время, скорость, путь при равномерном движении и др.).

Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием

1 ч.

Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием

1 ч.

Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием

1 ч.

Решение задач

1 ч.

Виды треугольников

1 ч.

Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на нелинованной бумаге.

1 ч.

Контрольная работа по теме «Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число» К./р.№8

1 ч.

Умножение числа на произведение

1 ч.

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями

1 ч.

отрабатывать письменные приемы

Решение задач

1 ч.

Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями

1 ч.

ч.

Решение задач на движение

1 ч.

Перестановка и группировка множителей

1 ч.

Решение задач

1 ч.

Деление числа на произведение

1 ч.

познакомить с разными способами деления числа на произведение

Устные приёмы деления для случаев 600:20, 5600:800

1 ч.

познакомить с делением с остатком;

Деление с остатком на 10, 100, 100

1 ч.

Решение задач

1 ч.

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

1 ч.

познакомить с письменным делением;

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

1 ч.

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

1 ч.

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

1 ч.

Решение задач на движение в противоположных направлениях.

1 ч.

Решение задач на движение в противоположных направлениях.

1 ч.

Умножение числа на сумму

1 ч.

Устные приёмы умножения вида 12*15, 40*32

1 ч.

Письменное умножение на двузначное число

1 ч.

познакомить с различными способами умножения числа на сумму;

корректировка знаний детей;

Письменное умножение на двузначное число

1 ч.

формировать умение решать задачи;

Контрольная работа за 3 четверть К./р.№9

1 ч.

закрепить умение умножать на двузначное число;

Решение задач

1 ч.

отработка навыка решать задачи;

Решение задач

1 ч.

Закрепление письменных приёмов умножения на двузначное число

1 ч.

познакомить с письменным приемом умножения;

Закрепление письменных приёмов умножения на двузначное число

1 ч.

закрепление вычислительных навыков, умения решать задачи;

Письменное умножение на трёхзначное число

1 ч.

Письменное умножение на трёхзначное число

1 ч.

формирование вычислительного навыка, умения решать задачи;

Письменное деление на двузначное число

1 ч.

Письменное деление с остатком на двузначное число

1 ч.

Деление на двузначное число

1 ч.

Деление на двузначное число

1 ч.

Деление на двузначное число

1 ч.

Деление на двузначное число

1 ч.

Деление на двузначное число

1ч.

Деление и умножение на двузначное число

1ч.

Контрольная работа по теме «Умножение на двузначное и трёхзначное числа» К./р.№10

1ч.

Деление на трёхзначное число

1ч.

Деление на трёхзначное число

1ч.

Деление на трёхзначное число

1ч.

Деление на трёхзначное число

1ч.

Деление на трёхзначное число

1ч.

Деление с остатком

1ч.

Решение задач

1ч.

Проверкаумножения делением.

1ч.

Проверка деления умножением

1ч.

Контрольная работа по теме «Деление на двузначное и трёхзначное число» К./р.№11

1ч.

Итоговое повторение (14 часов)

Закрепление изученного материала

1ч.

Систематизация и закрепление материала, изученного в 4 классе;

проверка знаний;

развитие творческих способностей

развитие интереса к предмету

Закрепление изученного материала

1ч.

Закрепление изученного материала

1ч.

Контрольная работа за год К./р.№12

1ч.

Нумерация

1ч.

Уравнение

1ч.

Арифметические действия. Сложение и вычитание

1ч.

Арифметические действия. Умножение и деление

1ч.

Правила о порядке выполнения действий

1ч.

Величины

1ч.

Геометрические фигуры

1ч.

Решение задач

1ч.

Знакомство с микрокалькулятором

1ч.

Повторение изученного материала

1ч.

Повторение изученного материала

1ч.

Повторение изученного материала

1ч.

Повторение изученного материала

1ч.

Повторение изученного материала

1ч.

                                                             

                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение  кругозора учащихся в различных облас...