Тестовая диагностика процесса обучения как одно из направлений повышения качества образования по математике
методическая разработка (математика, 1 класс) по теме

Научно-методическая разработка  по  математике . Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. Аттестационная работа учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon testovaya_diagnostika_processa_obucheniya_matematike.doc756.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сахалинская область

департамент образования Сахалинской области

институт переподготовки и повышения квалификации кадров

кафедра дошкольного и начального общего образования

Научно-методическая разработка

по теме:

«Тестовая диагностика

процесса обучения как одно из направлений повышения качества образования по математике»

                                                                        Выполнила: учитель начальных

                                                                        классов  МОУ СОШ № 22

                                                                        Прощенко Наталья Анатольевна,

                                                                        Почетный работник общего

                                                                        образования  РФ.

                                                                       

                                                                     

                                                 2007 год

                                       г. Южно-Сахалинск

                                               Введение

         В период с 1993 учебного года по настоящее время  я работаю

 в   классах, обучающихся  по  системе  развивающего  обучения

Эльконина Д.Б.-Давыдова В.В.

      Понятие « Развивающее обучение» рассказывает о том, что основной системообразующей целью является развитие ребенка как субъекта учебной деятельности. Для достижения этой цели необходимо, чтобы все компоненты деятельности     ребенка были действительно учебными, начиная с мотивации

Его действий, и, заканчивая самоконтролем и самооценкой (оценкой собственных знаний и того, как эти знания помогут получить новые знания и умения).

     Таким образом, сама система не отрицает необходимости формирования знаний, умений и навыков, но предполагает, что ребенок сам хочет обучиться, то есть приобрести их.

     Учителя, начинающего работать в системе развивающего обучения, подстерегают две опасности. Первая из них – всецело углубиться с детьми в исследовательский процесс, эмоционально переживать с ними учебный предмет, заразить учеников логикой предмета, но при этом не учитывать существенную разницу между понятиями знаний и умений, с одной стороны, и навыков с другой стороны. Если учитель при всей своей приверженности целям и идеям развивающего обучения упускает навыковую сторону, в дальнейшем это грозит потерей базы для продвижения вперед.

     Другая опасность для учителей, имеющих опыт работы в традиционном обучении – плотно заняться навыками, выдвигать их во главу угла, тем самым, подменяя цели развивающего обучения и, возвращаясь, по сути к традиционному обучению с использованием других учебников.

     Как же должен действовать учитель, чтобы не отклониться от курса, заданного системой и, в то же время, быть уверенным в соответствии знаний своих учеников Государственному Стандарту?

     Одна из причин выбора данной темы – не разработанность методики диагностики и недостаток материала, на котором следует проводить данную работу.

Цель исследования:       разработать систему тестовых диагностических заданий, позволяющих отслеживать уровень усвоения математических понятий, для выполнения своевременной коррекции знаний учащихся и, как следствие, повышение качества образования по математике.

Задачи исследования:

1. Познакомиться с критериями составления тестовых заданий.

2. Выявить основы и принципы методики формирования математических понятий через содержание материала.

                                                          1

3. Обосновать значимость тестовых заданий.

        Объект исследования:    мониторинг учебного процесса в системе

развивающего обучения.

Предмет исследования:        тесты, позволяющие диагностировать процесс овладения системой математических понятий.

Методы исследования:

1.Анализ методической и психолого-педагогической литературы по данной теме.

2. Наблюдение за учебной деятельностью учащихся начальных классов и отслеживание собственной методической работы.

3. Отслеживание предметного материала на понятийном уровне.

                                                     

Гипотеза:      если  применять систему тестовых заданий, охватывающую все содержание учебного предмета, то это позволит отслеживать процесс овладения системой понятий, своевременно проводить коррекционную работу с учащимися  и тем самым повысить качество образования.

                                                

                                                     2

Глава 1.     Проблема диагностики процесса обучения.

1.1 Понятие мониторинга.

 Проблема диагностики на современном этапе развития образования является неотъемлемой частью педагогической деятельности в любой системе образования.

      Отсутствия правильного и вовремя поставленного диагноза приводит к тому, что мы не можем провести коррекцию своих действий, а, следовательно, полно реализовать программу развивающего обучения.

      Для наиболее эффективной организации обучения следует постоянно отслеживать происходящие процессы и явления, чтобы результаты включались в деятельность при принятии решений о последующих шагах.

      Понятие мониторинга близко таким понятиям, как обратная связь, рефлексия, контроль, текущая аттестация. Однако мониторинг представляет собой более общее, более развитое явление, чем перечисленные понятия, которые являются лишь отдельными его аспектами, звеньями.

  Основными объектами мониторинга могут выступать:

1. Учебная деятельность ребенка  (ее характеристики, структура, течение).

2. Психическое развитие ребенка и формирование новообразований.

3. Развитие общения и коллектива детей.

4. Деятельность учителя и развитие его личности.

5. Структура учебных действий, которые описывают какой-то способ (условия, в которых действует открытый способ, умение пользоваться данным способом, умение контролировать по способу, осуществлять контрол собственных действий).

1.2 Задачи мониторинга

 В процессе осуществления учебной деятельности у учащихся развивается теоретическое мышление, способность к рефлексии, улучшается саморегуляция процесса запоминания и сохранения материала в памяти. На лицо наиболее выраженный эффект по широкому кругу различных показателей.

    При проведении мониторинга внимание обращено на процессуальные характеристики, на особенности течения самой деятельности (ее трудности, препятствия, искажения, средства достижения цели). Такая информация более оперативна по сравнению со сведениями о результатах.

    Включение мониторинга позволяет наиболее эффективно использовать учебную деятельность при построении зоны ближайшего развития ребенка:

тот круг действий ребенка, которые он не может осуществить под руководством или в сотрудничестве с взрослым.

                                                        3

                                                   

    Для более продуктивного сотрудничества следует точно знать процессуальные характеристики деятельности ребенка на данный момент, их сильные и слабые звенья и определить, какая конкретно помощь взрослого (или сверстника) может быть оказана ребенку.

     Введение мониторинга позволит тщательно фиксировать все многообразие индивидуальных путей обучения, обеспечивая синтез процесса обучения с особенностями каждого ученика.

     Исследования показывают, что от 10% до 40% младших школьников по разным причинам не включается в полноценную учебную деятельность, и у них отсутствуют показатели усвоения умений и психического развития. Вероятно, это происходит потому, что на ранних этапах развития учебной деятельности у них возникали пробелы, дефекты в ее строении, которые не были вовремя отслежены и скорректированы. Введение мониторинга позволит не допустить выпадение учеников из учебной деятельности.

Вывод:    использование мониторинга позволит ставить задачу достигнуть не только положительного, а и максимально возможного эффекта развития. Однако, как было уже отмечено, мониторинг представляет широкое понятие, и пока лишь сделаны первые отдельные шаги в создании системы мониторинга. Объектом моего внимания является его составная часть - контроль за способом, лежащим в основании понятия.

                                                      4

                                                 

    Глава 2. Тесты, их виды. История создания. Назначение.

         Проблема диагностики развития и обучения являлась и является одной из важнейших в психологии и педагогике. Первые объективные методы диагностики психического развития детей появились в начале 20 века. До этого для исследования психики детей применялись только наблюдения и анкеты. Недостатком этих методов является их субъективность. Новые методы, получившие названия тестов, отличались абсолютной объективностью и возможностью использования для работы с детьми любого возраста.

       Первыми были разработаны интеллектуальные тесты. Их появление связано с именем французского психолога Альфреда Бене. Он разработал серию вопросов разной степени сложности и на основании ответов детей определял уровень их интеллекта. Эти методы, позволяющие быстро и достоверно определить уровень развития интеллекта детей, и получили названия тестов.

       Для каждого возраста им были сформированы определенные задания разной степени сложности и исследующие разные стороны интеллектуального развития: на проверку словарного запаса, умение читать, памяти, общей эрудиции, пространственной ориентировки, логического мышления и других.

      Позже немецкий психолог Штерн предложил для более точной диагностики ввести понятие «коэффициента интеллекта». Позднее были разработаны ныне популярные тесты Векслера. Однако эти тесты были направлены преимущественно на количественную интерпретацию результатов, т.е. определялись только ошибки ребенка, но оставались неизвестными причины, по которым эти ошибки были допущены. Однако, диагностика важна не только сама по себе, она должна стать первым шагом в коррекции психического развития ребенка. В середине века появились тесты для исследования творческого мышления детей. Они были разработаны американскими психологами Гилфордом и Торренсом.

         Существуют такие тесты для изучения индивидуальных особенностей человека, структуры его личности. Первые тесты этого типа были разработаны в русле психоанализа. Они получили название проективных тестов, в связи с тем, что использовали  один из методов психологической защиты, открытый Фрейдом. Таким образом, в мировой практике сложилась система диагностики умственных способностей, по сути общая для нормы и патологии. В ее основе лежит метод тестов, предусматривающий количественную оценку интеллекта.

        В нашей стране сложилась система диагностики умственных способностей, исключающая использование методов количественной оценки.

Долгие годы официально культивировалось критическое отношение к тестам

                                                       5

интеллекта, которое лишь в последние несколько лет подвергается пересмотру. В этой ситуации мнения о возможности использования тестов крайне противоречивы. Это диктует необходимость объективного анализа тестовых методик и приемлемых способов их использования.

      Слово «тест» заимствовано  из английского языка, в котором оно с давних пор бытует в традиционном значении: как «испытание», «проба». Для обозначения психодиагностических методов это слово было употреблено в конце 19 века. Метод тестов в его современном виде существует сравнительно недавно.

       Тесты школьной успеваемости в качестве объективных методов диагностики успеваемости противопоставляются субъективным (традиционным) методам, представленным устной и письменной формами проверки знаний. Тесты подобного рода появились уже в период возникновения методики тестирования: «skale books» англичанина  Дж. Фишера (1864г.), таблицы для проверки знаний орфографии американца Дж. М. Райса (1894г.), тесты с пропусками немца Г. Эббинггауза (1897г.).

      В первые три десятилетия этого столетия тесты школьной успеваемости создавались и в Германии и активно развивающейся системе образования США. Эти тесты благодаря научным исследованиям получили широкое распространение и интенсивное развитие. Сегодня тесты успеваемости  играют значительную роль  не только в школах США, но и в школах Великобритании и ее бывших колоний, в школах Скандинавии и Нидерландов.

     Тесты школьной успеваемости являются методом педагогической диагностики, с помощью которого результаты учебного процесса могут быть максимально объективно, надежно и валидно измерены, обработаны и интерпретированы, подготовлены к использованию в педагогической практике учителями.

      На протяжении многих лет тесты школьной успеваемости создавались по правилам классической теории теста. Результаты тестирования сообщались таким образом, чтобы их можно было сравнить с результатами тестирования всей соотносительной группы ( чаще всего всех классов того или иного выпуска). Это были социальные соотносительные нормы, поэтому этот вид тестов чаще всего назывался « ориентированным на норму или стандартизованным»

         В англоязычных странах неформальные тесты называются « тестами созданными учителями». Важнейшим признаком отличающим их от формальных школьных тестов является то, что их создатели – сами учителя. Методические затраты, сопровождающие конструирование этих тестов определяются профессиональной подготовкой преподавателя, имеющимися в его распоряжении техническими средствами, а также наличием времени.

                                                      6

Эти факторы приводя к значительному сокращению совокупности заданий и

затрат при конструировании заданий, к уменьшению интенсивности эмпирического анализа заданий, точности определения надежности и точности вычисления измерительных ошибок, а также к сокращению объема соотносительных групп и определяемого с их помощью измерительного уровня норм.

        Другим важным признаком, отличающим неформальные тесты от формальных, является ориентация этих тестов на педагогические потребности одного класса или немногих классов. Направление в котором проводится конструирование тестов, определяется только целями и потребностью в информации, которую испытывает один или несколько преподавателей.

       Неформальные тесты отличаются от традиционных субъективных методов проверки уровнем объективности. Для неформальных тестов используются те же самые типы заданий, что  и для формальных тестов, с той лишь разницей, что в неформальных тестах преобладают альтернативные и краткие формы ответа, так как их легче конструировать. Как и в формальных тестах, сама проверка, постановка заданий и обработка данных стандартизована, что обеспечивает достаточно объективное измерение.

      Неформальные тесты школьной успеваемости являются методом педагогической диагностики; они конструируются преподавателями с целью максимально объективно зафиксировать результаты планируемого ими процесса обучения в своем классе и использовать и в своей педагогической практике. В тщательно разработанном неформальном тесте можно предположить наличие валидности и надежности, однако это предположение не проверялось с помощью статистических методов.

      В нашей системе образования неформальные тесты используются лишь в экспериментальных школах. Это объясняется тем, что учителей отпугивают затраты связанные с их созданием. При этом они не замечают того, что более высокие затраты при конструировании тестов окупаются значительной экономией времени при обработке данных. Если преподаватель собирает апробированные им задания, и если несколько преподавателей пользуются подобными наборами заданий, тогда возникает существенная экономия времени не говоря уже о выигрыше в объективности и точности измерения. Неформальный тест, будучи методом, мог бы заменить многочисленные письменные работы и устные задания.

        Тест должен создаваться в том случае, если он может зафиксировать поведение ученика более корректно, чем это позволяли делать другие методы, если проверка успеваемости действительно необходима и если с появлением теста она не приобретет неоправданно большого значения, если создание тестов может быть приведено в соответствие с дидактическими задачами.

                                                     7

 

      Тестирование как научный диагностический инструмент является продуктом конца 19 столетия. В педагогической диагностике под тестированием понимают исследовательские методы, с помощью которых выборка поведения, репрезентирующая условия или результаты учебного процесса может быть измерена (максимально сопоставимо, объективно, надежно и валидно), обработана и интерпретирована (учителем или воспитателем) с целью   использовать результаты измерений в педагогической практике.

    В педагогике применяются главным образом тесты школьной успеваемости, тесты определяющие готовность к школе, тесты интеллекта, тесты, проверяющие пригодность к профессиональному обучению, тесты на внимательность и умение сосредоточиться, а также социальные тесты.

    В настоящее время групповое тестирование проводится чаще чем индивидуальное, однако, технический прогресс может изменить ситуацию в пользу индивидуального тестирования.

     С точки зрения формы различают тесты предполагающие свободные ответы (тестируемый должен сам  сформулировать ответ или предложить решение задачи), и тесты, предполагающие выбор ( тестируемый должен выбрать правильный ответ из предложенных ему вариантов).

     Тестами называют стандартизированные методики, позволяющие получать сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств. Под стандартизированностью таких методик имеется в виду то, что они всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемым, кончая способами вычисления и интерпретации получаемых показателей.

     Сопоставимость означает, что оценки, получаемые при помощи теста, можно сравнивать друг с другом не зависимо от того, где, когда, как и кем они были получены. Из всех возможных диагностических методик к тестам предъявляются самые строгие требования, касающиеся валидности, надежности, однозначности. Термин валидность буквально означает:  «полноценный», «пригодный», « соответствующий». Характеристика методики как валидной свидетельствует о ее пригодности для оценивания того параметра, для которого она предназначалась по замыслу.

     Надежность методики характеризует возможность получения с ее помощью устойчивых показателей ( имеется ввиду та степень  устойчивости, которая зависит от измерительного инструмента, а не от испытуемого). Надежность методики     можно установить двумя способами: путем сравнения результатов, получаемых при применении одной и той же методики в идентичных условиях.

     Точность методики отражает ее способность реагировать на изменения оцениваемого параметра, происходящие в ходе эксперимента.

     Однозначность методики характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают тот параметр для оценивания  которого данная методика применяется.

                                                        8

     Существует много разновидностей тестов, которые разделяются на группы по разным основаниям: по предмету тестирования; по особенностям используемых в тесте задач; по материалу предлагаемому испытуемому и по объекту оценивания.

       Как к методам диагностики к тестам предъявляются особые требования: простота формулировок и однозначность тестовых заданий ( в заданиях теста не должно быть таких моментов, которые могут по разному восприниматься и пониматься учащимися); ограниченное время выполнения тестовых заданий ( так как в течение большого времени ученику трудно сохранить работоспособность на высоком уровне); наличие тестовых норм для данного теста ( под нормами понимаются средние показатели по данному тесту, т.е. показатели представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида).

       Кроме того существуют правила проведения тестирования, обработка и интерпретации его результатов:

1. Прежде чем применять тест, необходимо познакомиться с ним и попробовать его на малой группе лиц. Это позволит избежать возможных ошибок, связанных с проведением тестирования.

2. Важно заранее позаботиться о том, чтобы перед началом выполнения тестовых заданий испытуемые поняли их и сопровождающую тест инструкцию.

3. Во время проведения тестирования необходимо следить за тем, чтобы все испытуемые работали самостоятельно, независимо друг от друга.

4. Для каждого теста должна существовать обоснованная выверена процедура обработки и интерпретации результатов, позволяющая избежать ошибок.

                                                        9

Глава 3. Тестовые диагностические работы в системе РО.    

3.1.Характеристики сформированности теоретического понятия.    

        Решая задачи формирования  учебной деятельности, мы должны формировать инструмент - предметные знания и умения, которые являются средствами для решения более значимых для нас задач. А, следовательно, необходимо отслеживать (контролировать и оценивать) сами знания и умения, но механизм оценки и контроля должен быть иной, чем в классах традиционного обучения.

        Особенность предметного содержания заключается в том, что, начиная с первого класса, оно выстраивается через систему научно-теоретических понятий, усвоение которых каждым ребенком служит главным условием формирования   основ научного мышления.

         Теоретическое понятие характеризуется следующими особенностями: предметностью, системностью и обобщенностью.

        Предметность знаний предполагает возможность выделения генетически исходной сущности объекта, умение ученика выделять существенные связи и отношения объекта, отвлекать  от внешних признаков его проявления, умение фиксировать уже известное содержание в знаковой форме и, наоборот, реализовать знаковую форму в виде предметных действий. Таким образом, предметность может служить одним из критериев сформированности понятия.

         Умение преобразовывать заданные условия, сводя их к всеобщей основе - показатель обобщенности знаний.

          Под системностью понимается умение преобразовывать исходную абстракцию    с целью построения частной формы. Системность проявляется в умении ученика работать со знаковой системой, в которой отражено предметное содержание, без обращения к внешнему плану действий.

         Чтобы ответить на вопрос оперирует    ли ученик понятиями или остается на уровне общих представлений, необходимо специально продиагностировать   - присущи ли его знанию предметность, обобщенность и системность. Наличие всех трех характеристик будет свидетельствовать об уровне формирования понятия и будет служить показателем уровня сформированности теоретических знаний.

         Таким образом, в контроле за знаниями необходимо делать упор не на совокупность отдельных сведений и умений, а на осознанное применение обобщенных понятий для решения большого круга частных задач. Это возможно отследить через систему тестовых диагностических заданий.

3.2 Тестовые диагностические работы как одна из форм контроля.

     Как правило, вся система проверочных работ в традиционном обучении носит не диагностический, а констатирующий характер. Значит, система

                                                         10

 проверочных работ в РО должна ставить перед собой другие цели, а, следовательно, должны меняться формы осуществления контроля.

      Одной из таких форм контроля являются тестовые диагностические работы.

      На предшествующих тестовой работе уроках, дети конструируют новый способ действия, учатся его применять  и оценивать данный способ. Теперь возможно будет определить уровень первичного усвоения данного способа, выявить слабые звенья для каждого ученика.

     Тестовые диагностические работы направлены на выявление освоения отдельных предметных операций с, целью дальнейшей их коррекции, как со стороны самих учащихся, так и учителем.

    Такие работы возможны на входе, т.е. на этапе решения частных задач и на выходе, т.е. перед созданием ситуации успеха- открывающей следующий этап.

    Система таких диагностических работ от темы к теме, от класса к классу позволит учителю и администрации видеть у каждого ребенка проблемы в освоении знаний для коррекции его действий, выявить случайна ли ошибка или это устойчивый пробел в данном действии.

    Работы проводятся после освоения учащимися определенных способов действий.

    Особенность работ заключается в том, что учителю или ученику приходится определять этапы своих действий для пооперационной диагностики затруднений.

     Например: при определении уровня овладения способом выполнения арифметических действий необходимо выполнить четыре операции:

1. Правильно записать разряд под разрядом.

2. Определить переполнение (разбиение) разрядов.

3. Определить количество знаков в результате.

4. Определить цифру в каждом разряде.

 

    При такой работе видно, где у ребенка возникает трудность, и тогда необходимо подобрать задания на корректировку данных операций.

    Таким образом, возможно в классе осуществить индивидуальный подход, сгруппировав детей по типам ошибок в малые группы, решать конкретные задачи с каждым учеником.

    После освоения способа через серию частных задач можно дать повторную работу, где отслеживается уровень освоения способа в целом.

     Всякий способ действия усваивается сначала при полной развернутости всех операций, входящих в его состав, лишь затем осуществляется переход к реализации освоенного способа в развернутой форме.

                                                        11

3.3.Форма фиксации результатов тестовых диагностических работ.

                                                     

  Для фиксации результатов диагностической работы используется таблица:

      Фамилия, имя

.

         Дата

Тема тестовой диагностической работы:

1.

             Уровень освоения способа

              арифметических действий

2.

3.

    Операции

Правильная запись разрядов

Определение переполнения

Количество разрядов в результате

Определение цифр в каждом разряде

         

Каждым учеником составляется индивидуальная карта учета знаний и умений по теме.

Номер

             Название знаний и умений

         Дата

1.

Умение правильно записывать разряд под разрядом

2.

Умение правильно определять переполнение

3.

Умение определять количество разрядов

4.

Умение выполнять арифметические действия в каждом разряде

    Фиксация  данных диагностических работ позволит судить о динамике освоения данного способа, а ребенку видеть свои успехи в продвижении по данной теме.

                                                      12

    Уроки, связанные с диагностикой способов действия учащихся, являются необходимым звеном в совместной деятельности учащихся и учителя. Учащиеся оценивают совместную работу и заносят результат в карты знаний                                                      

и умений. Таким образом, у учащихся формируются два основных действия- контроль и оценка, без которых невозможно формирование учебной деятельности.

Вывод:  тестовые диагностические работы имеют своей целью определение уровня владения понятием (способом) на разных этапах решения учебной задачи; позволяют выявить уровень освоения учащимися пооперационного состава способа действия.

    Учитель разрабатывает систему заданий, в которой заложен весь пооперационный состав действия, оценивает выполнение каждой операции.

С учетом полученных результатов разрабатывает откорректированный план дальнейшей работы в малых группах на дифференцированной основе.

     Ученик выполняет работу, оценивает уровень собственного освоения способа, планирует вместе с учителем работу по коррекции.

     Результаты фиксируются в журнале по каждой отдельной операции и в карте учета знаний и умений ученика.

Глава 4. Методика составления и работы с тестом.

          Цель данного теста заключается в определении уровня усвоения учащимися понятия «система мер».

Работа включает 3 задания:

1. Определить, являются ли данные мерки системой  (т.е. установить отношение между мерами).

2. Измерить величину системой мер (предварительно ее построив).

3. Построить величину по заданной мерке и числу.

       Задача учащихся, решив предложенные задания, выбрать      из вариантов ответов правильный в 1 и 2 задании, и выполнить построение величины ( соблюдая структуру действий) в 3 задании.

      Эта работа дает возможность проконтролировать не только получение правильного результата, но и отследить способ решения и структуру действий.

                                                13

       Так, например, выполняя 2 задание ученик должен выполнить следующие операционные действия:

       1.Определить систему мер, в которой построена величина.

       2. Измерить данную величину этой системой мер.                                  

       3. Зафиксировать результат измерения величины.

       4. Сравнить полученный результат с готовыми ответами.

       5. Выбрать индекс правильного ответа.

При выполнении данного задания возможны ошибки:

     1. Ученик не развернул все операции, входящие в состав действия.

     2. У ребенка не сформировано понятие системы мер.

     3. Не сформировано действие контроля за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действия.

     4. Ошибка при выборе правильного ответа, связанная с пониманием принципа устройства позиционного числа.

При проверке работы учитель фиксирует:

   1. Умение строить систему мер, измерять величину этой системой.

   2. умение фиксировать результат измерения.

   3. Умение строить величину по системе мер и числу.

      Правильное выполнение этих операций говорят о том, что ребенок, овладевает понятием «система мер».

      Учитель анализирует допущенные ошибки, намечает работу по корректировке отдельных операций или способа в целом.

                                  Тема: Система мер.

1. Являются ли эти  мерки системой:

 

 

              а) нет;                                                           б) да

                                             

                                               14

Если да, то укажите чему равно отношение между мерками

а)  3;                                б)  4;                                  в) 6.

                                                   

2. Выберите число, которое является результатом измерения данной величины.

            а) 413 6  ;                          б) 463 6   ;                           в) 641 6.

3. Построй величину по числу 312 5     и мерке    е1

Глава 5. Тестовые диагностические задания по программе математики.

Автор программы и учебников Э.И.Александрова.

Тема: Выделение свойств предметов. Сравнение по выделенным признакам.

1. Среди фигур найдите одинаковые по форме. Раскрасьте их одинаковым

цветом.

2. Сравните две полоски по длине. Выберете схему, которая описывает данное отношение.

                                              15

а)           _______________                            б)       ________________

______________________                                      _________________

     

3. Даны две фигуры: квадрат и треугольник  (одинаковые по цвету).

    Какая схема рассказывает о:

        цвете                                   форме                          количестве углов                                                  

а) _________                а) ____________                      а) ___________

    _________                    ____________                          ___________

б)  _______               б)  _________                             б) ____________

     __________              _____________                          _________

             Тема:  Свойства равенства и неравенства.

1. Выберите знак, который рассказывает про длины отрезков.

____________                                              _____________________

____________                                              ___________________________

а)                                                                   а)

б)                                                                  б)

в)                                                                  в)

2. Поставь нужный знак:                                     , если

а) Р=Ф                                                       __________________

     Ф=К                                                      __________________

     Р   К                                                      __________________

 б) К=М                                                     М . К

      М=Е                                                    Е .М

                                                                  К . Е

                                               16

в) С   Е                                                        ______________________

    М   Е                                                       _________________

    С    М                                                      ___________

3. Начерти отрезки по формулам:

а) А   В;                                                  Т   С

В каком отношении находятся величины?

В   А;                                                       С   Т

4. Найдите подходящую к формуле схему, расставьте на ней буквы.

   К =Д;                            А   В;                                С   Н.

а) ________                  __________                          __________

    ________                  __________                          __________

б)

   _________                ___________                         ___________

   ___________            ______________                   ______________

5. По формулам расставь на схеме буквы.

А   С                                   ________________

С   Д                                   _____________________

А   Д                                   ____________________________

6. На схеме обозначь отрезки буквами, запишите формулы.

__________                  __________             ___________                 ___________

__________                  __________             _____________             ___________

                                      _____________                                              ___________

7. Поставь знак

Если необходимо начерти схему.

а) Р   Е;                   Е = К;               Р   К

                                              17

б) Ф = Б;                 Б   У;               Ф   У

Тема: Переход от неравенства к равенству.

1. Дети сравнивали величины А и В. Вот, что у них получилось:

а) А = В

б) А   В                             __________________

в) А   В                             _______________

Затем ребята решили уравнять величины А и В разными способами.

Допиши формулы.

А = В……                               __________________

                                                 __________ _ _ _ _ _

В = А……                              ___________ _ _ _ _ _

                                                __________

А …..= В …..                          ___________________

                                                 ________ _ _ _ _

2. По формулам начерти схему.

а) Т= Р+К;                       б) Д=Ф-С.

3. Подумай, что происходит с исходными величинами.

Поставь знак

                                Н=Л

Н-Е….Л+Е                        Н-Е…Л-Е

Н+Е…Л+К                        Н+Е…Л-Б

                                               18

Тема: Отношение в парах величин.

1. Поставь знак

а)  Ф   К                                        б)  Т   Д

     Р   К                                              Т   А

     Ф   Р                                              Д   А

Тема: Части и целое. Соотношение частей и целого.

1. Найди целое и части. Закончи формулу.

____________                                 а)                                             . = . + .

_______                                            а)                                           . = . + .

__________

           ____

2. Восстанови схему по формуле.

         Ц + Г + Н = Е

______________ _ _ _ _ _ _ _

Определи соотношение  между величинами:

Ц . Е               Е . Г            Н . Е

3. По схеме определи отношения между величинами.

Ф . П                        Ф . Б                 П . Б

                                                  19

Тема: Нахождение целого по частям и неизвестной части, по целому и другой части.

1. Выбери формулу, подходящую к данной схеме:

             1)                                                               2)

______________                                                ________________

а) Х = В – А                                                        а) Х = К – Р

   Х = А + В                                                             Х = К + Р

   Х = А – В                                                             Х = Р – К

2. Уравнение решили так: Х = А + Б

                      Какая была схема?

А)      ___________________________

Б)    ______________________________

В)  __________________________________

3. Уравнение решили так: Х = Н – А.

                            Какое было уравнение?

а)  Х – Н = А          б) Н + Х = А                 в) А + Х = Н

Если необходимо начерти схему.

                                                20

Тема: Решение задач.

1. Прочитайте задачу. Выберите подходящую к ней схему. Начерти ее.

В вазе было А груш. В груш съели. Сколько груш осталось в вазе?

______________

_______                                                      ___________________

_______________                                     ______________

                                                                   ______________________

2. Выбери задачу, подходящую к данной схеме.

_________________________

___________

а) У Лики С рисунков, а у Юли  Р рисунков. Сколько рисунков у них вместе?

б) У Лики и Юли Р рисунков. На выставку взяли С рисунков. Сколько рисунков у них осталось?

в) У Лики С рисунков, а у Юли Р рисунков С Р. На сколько рисунков у Лики больше , чем у Юли?

3. Соответствует ли данная схема условию задачи?

Петя поймал К окуней, а Костя на М меньше. Сколько окуней поймал Костя?

                                                     21

______________________________________

_______________________

Как изменится схема, если изменить условие задачи?

Петя поймал К окуней, а Костя на М меньше. Сколько всего окуней поймали ребята?

Начерти новую схему.

Тема: Решение уравнений.

1. Выберите схему, подходящую к данному уравнению.

а + х = в

                                                        а) _____________________

                                                      б) _________________________

                       

                                                    в) ___________________________

2. Выбери  уравнение подходящее к данной схеме.

________________                                 а) Х = Р + Н

                                                                 б) Р – Н = Х

                                                                 в) Х – Н = Р

                                                                 г) Х – Р = Н

                                                   22

3. К какому уравнению построена схема.

а)  4 + Х – 3 = 2

б) 2 + 4 = 3 + Х                                     ________________________

в) 4 + 3 – Х = 2

                                                 

                                                  23

                                  Заключение.

      Таким образом, мониторинг носит диагностические, корректирующие и развивающие функции.

     Осуществление мониторинга предполагает существенные изменения в работе учителя, сделает его субъектом более высокого уровня развития, за счет повышения рефлексивных моментов деятельности.

    Он  приводит к существенным изменениям в ребенке-субъекте.

    Мониторинг направлен на коррекцию неудач конкретного ученика или целого процесса обучения, предполагает изменение деятельности учителя.

   Информация, полученная в ходе мониторинга, является пригодной для текущих решений, данные накапливаются, систематизируются, получается уникальный материал по развитию каждого ученика.

     Полноценное осуществление мониторинга возможно школьной психологической службой при активной роли учителя. Необходима разработка конкретных задач  и методов его осуществления.

     Разработаны некоторые специальные методики, направленные на выявление уровня сформированности компонентов учебной деятельности. Возможно, есть и другие методики.

В данной работе составлены задания для диагностики отдельных тем учебного предмета математики.

     Данные тесты были опробованы на учащихся первого класса «а» с целью проверки гипотезы: дает ли применение системы тестовых заданий, охватывающих все содержание учебного предмета, отслеживание процесса овладения системой понятий, своевременно проведенная коррекционная работа с учащимися, повышение качества образования по математике.

 На основании подробного анализа тестовых работ, представленных в предыдущей главе, можно сделать вывод, что гипотеза выдвинутая мною, подтвердилась. Результаты повторно проведенных тестовых заданий показали, что учащиеся справляются с заданиями после планомерной и систематической коррекционной работы, на основе подробного анализа тестовых работ.

Таким образом можно сделать вывод:

если  применять систему тестовых заданий, охватывающую все содержание учебного предмета, то это позволит отслеживать процесс овладения системой понятий, своевременно проводить коррекционную работу с учащимися  и тем самым повысить качество образования.

     Задача на ближайшее время – подготовить, апробировать, отрефлексировать систему диагностических работ для учащихся 2,3,4,классов

                                 Литература.

1. Александрова Э.И. Программа Развивающего обучения. Математика 1-4 классы. Москва 2004 .

2. Воронцов А.Б. Практика Развивающего обучения. Москва, Русская энциклопедия, 1998.

3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. Москва, 2006.

4.Давыдов В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности. Вопросы психологии, 1992 № 3-4.

5. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. Москва. Педагогика, 2002

6 Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. Москва, Дом педагогики, 2004

7. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение, теория и практика. Томск, 2000

8. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, Пеленг,   2003

9. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Возрастные особенности усвоения знаний. Москва, Просвещение, 2002

   

                                                       

                                                       

                                                 

Содержание

Введение…………………………………………………………..1

Глава I    Теоретические аспекты тестовой диагностики

1.1   Проблема диагностики процесса обучения…………         .3

1.2  Понятие мониторинга…………………………………          3

1.3  Задачи мониторинга………………………………….          ..3

1.4   Тесты, их виды. История создания.

Назначение…………………………………………….                 .5

1.5   Тестовые диагностические работы

в системе РО……………………………………………               10

1.6 Характеристики сформированности

теоретического понятия……………………………….               10.

1.7 Тестовые диагностические работы

как одна из форм контроля…………………………….              10

1.8  Форма фиксации результатов

тестовых диагностических работ…………………….               .11

1.9   Методика составления и работы

с тестом…………………………………………………              13

1.10    Тестовые диагностические задания по

программе математики  первого класса………………             15

(из опыта работы)

Глава II    Применение  тестовых заданий в 1 классе

( Из опыта работы)                                                                      24

Заключение……………………………………………………   31

Приложение…………………………………………………  

Литература……………………………………………………

Анализ тестовой работы по математике в 1 классе  «а»

Тема: Выделение свойств предметов. Сравнение по выделенным признакам.

   Ф.И.учащегося

Сравнение по форме

Сравнение по длине

Изображение результата сравнения в виде схемы

1

Абдуллина Лиля

+

+

+

2

Бак Саша

+

+

+

3

Гринев Илья

+

+

+

4

Гуринова Лиза

+

+

+

5

Дворчук Андрей

+

+

?

6

Ефименко Надя

+

+

?

7

Зыкова Аня

+

+

+

8

Ильин Коля

+

+

+

9

Костина Аня

+

+

+

10

Кравцова Катя

+

+

+

11

Лаврушко Никита

+

+

+

12

Матаев Миша

+

+

+

13

Никитин Слава

+

+

+

14

Олексеенко Рита

+

+

-

15

Перелыгина Настя

+

+

+

16

Попова Даша

+

+

+

17

Путий Полина

+

+

-

18

Романенко Олеся

+

+

+

19

Со Роман

+

+

+

20

Тен Милена

+

+

+

21

Терешко Вика

+

+

+

22

Хе Ден Хи (Алина)

+

+

+

23

Че Алина

+

+

+

24

Че Арина

+

+

+

25

Яковлева Юля

+

+

+

   Всего:

25

25

21

                                                     

Анализ тестовой работы по математике в 1 классе  «а»

Тема: Свойства равенства и неравенства

Ф.И.учащегося

Сравни отрезки, выбери знак

Поставь нужный знак

Начерти отрезки по формулам

Изобрахение результата сравнения виде схемы

(повторение)

1

Абдуллина Лиля

+

+

+

2

Бак Саша

+

+

+

3

Гринев Илья

+

+

+

4

Гуринова Лиза

+

+

+

5

Дворчук Андрей

?

?

+

+

6

Ефименко Надя

+

+

+

+

7

Зыкова Аня

+

+

+

8

Ильин Коля

+

+

+

9

Костина Аня

?

?

+

10

Кравцова Катя

+

+

+

11

Лаврушко Никита

+

+

+

12

Матаев Миша

+

+

+

13

Никитин Слава

+

+

+

14

Олексенко Рита

?

?

+

?

15

Перелыгина Настя

?

+

+

16

Попова Даша

+

+

+

17

Путий Полина

?

+

+

+

18

Романенко Олеся

+

+

+

19

Со Роман

?

+

+

20

Тен Милена

+

+

+

21

Терешко Вика

+

+

+

22

Хе Ден Хи (Алина)

+

+

+

23

Че Алина

+

+

+

24

Че Арина

+

+

+

25

Яковлева Юля

+

+

+

   Всего:

19

22

25

Анализ тестовой работы по математике в 1 классе  «а»

Тема: Переход от неравенства к равенству

Ф.И.учащегося

Допиши формулы

По формулам начерти схему

Поставь знак

>, <, =

Сравни отрезки и поставь нужный знак

(повторение)

1

Абдуллина Лиля

+

+

+

2

Бак Саша

+

+

+

3

Гринев Илья

+

+

+

4

Гуринова Лиза выбыла

5

Дворчук Андрей

-

?

+

+

6

Ефименко Надя

-

?

+

7

Зыкова Аня

+

+

+

8

Ильин Коля

+

+

+

9

Костина Аня

?

+

+

+

10

Кравцова Катя

?

+

+

11

Лаврушко Никита

+

?

+

12

Матаев Миша

+

+

+

13

Никитин Слава

+

+

+

14

Олексенко Рита

?

?

+

?

15

Перелыгина Настя

?

?

+

+

16

Попова Даша

+

+

+

17

Путий Полина

?

?

+

+

18

Романенко Олеся

+

+

+

19

Со Роман

?

+

+

+

20

Тен Милена

+

+

+

21

Терешко Вика

+

+

+

22

Хе Ден Хи (Алина)

+

+

+

23

Че Алина

+

+

+

24

Че Арина

+

+

+

25

Яковлева Юля

?

?

+

   Всего:

15

17

24

Анализ тестовой работы по математике в 1 классе  «а»

Тема: Части и целое. Соотношение частей и целого.

Ф.И.учащегося

Найди целое и части

Восстанови схему по формуле

По схеме определи отношения между величинами

По формулам начерти схему

(повторение)

1

Абдуллина Лиля

+

+

+

2

Бак Саша

+

+

+

3

Гринев Илья

+

+

+

4

Гуринова Лиза выбыла

5

Дворчук Андрей

+

?

?

?

6

Ефименко Надя

+

+

+

+

7

Зыкова Аня

+

+

+

8

Ильин Коля

+

+

+

9

Костина Аня

+

+

+

+

10

Кравцова Катя

+

+

+

+

11

Лаврушко Никита

+

+

+

+

12

Матаев Миша

+

+

+

13

Никитин Слава

+

+

+

14

Олексенко Рита

+

+

+

?

15

Перелыгина Настя

+

+

+

+

16

Попова Даша

+

+

+

17

Путий Полина

+

+

+

+

18

Романенко Олеся

19

Со Роман

+

+

+

+

20

Тен Милена

+

+

+

21

Терешко Вика

+

+

+

22

Хе Ден Хи (Алина)

+

+

+

23

Че Алина

+

+

+

24

Че Арина

+

+

+

25

Яковлева Юля

+

   Всего:

22

21

21

Анализ тестовой работы по математике в 1 классе  «а»

Тема: Нахождение целого по частям и неизвестной части, по целому и другой части.

Ф.И.учащегося

Выбери формулу, подходящую к данной схеме

К решению уравнения подбери схему

Восстанови схему по формуле

(повторение)

1

Абдуллина Лиля

+

+

2

Бак Саша

+

+

3

Гринев Илья

?

?

4

Гуринова Лиза выбыла

5

Дворчук Андрей

-

-

+

6

Ефименко Надя

-

-

7

Зыкова Аня

+

+

8

Ильин Коля

+

+

9

Костина Аня

?

?

10

Кравцова Катя

?

?

11

Лаврушко Никита

?

?

12

Матаев Миша

+

+

13

Никитин Слава

+

+

14

Олексенко Рита

-

-

15

Перелыгина Настя

?

?

16

Попова Даша

+

+

17

Путий Полина

-

-

18

Романенко Олеся

+

+

19

Со Роман

?

?

20

Тен Милена

+

+

21

Терешко Вика

+

+

22

Хе Ден Хи (Алина)

+

+

23

Че Алина

?

?

24

Че Арина

?

?

25

Яковлева Юля

+

+

   Всего:

12

12

Анализ тестовой работы по математике в 1 классе  «а»

Тема:  Решение задач

Ф.И.учащегося

Построй схему к задаче

Выбери задачу подходящую к данной схеме

Реши уравнение, предварительно построив схему

(повторение)

1

Абдуллина Лиля

+

+

2

Бак Саша

+

3

Гринев Илья

+

+

+

4

Гуринова Лиза выбыла

5

Дворчук Андрей

-

-

?

6

Ефименко Надя

?

+

?

7

Зыкова Аня

+

+

8

Ильин Коля

+

+

9

Костина Аня

+

+

+

10

Кравцова Катя

+

+

+

11

Лаврушко Никита

+

+

+

12

Матаев Миша

+

+

13

Никитин Слава

+

+

14

Олексенко Рита

?

?

?

15

Перелыгина Настя

?

?

+

16

Попова Даша

+

+

17

Путий Полина

?

?

?

18

Романенко Олеся

+

+

19

Со Роман

+

+

+

20

Тен Милена

+

+

21

Терешко Вика

+

+

22

Хе Ден Хи (Алина)

+

+

23

Че Алина

+

+

+

24

Че Арина

+

+

+

25

Яковлева Юля

+

+

   Всего:

19

19

Анализ тестовой работы по математике в 1 классе  «а»

Тема: Решение уравнений

Ф.И.учащегося

Выбери схему, подходящую к данному уравнению

Выбери уравнение, подходящее к данной схеме

Построй схему к задаче

(повторение)

1

Абдуллина Лиля

+

+

2

Бак Саша

+

+

3

Гринев Илья

+

+

4

Гуринова Лиза выбыла

5

Дворчук Андрей

-

-

?

6

Ефименко Надя

?

?

+

7

Зыкова Аня

+

+

8

Ильин Коля

+

+

9

Костина Аня

+

+

10

Кравцова Катя

+

+

11

Лаврушко Никита

?

+

12

Матаев Миша

+

+

13

Никитин Слава

?

+

14

Олексенко Рита

-

-

?

15

Перелыгина Настя

?

?

+

16

Попова Даша

+

+

17

Путий Полина

?

?

+

18

Романенко Олеся

+

+

19

Со Роман

?

?

20

Тен Милена

?

?

21

Терешко Вика

+

+

22

Хе Ден Хи (Алина)

+

+

23

Че Алина

?

?

24

Че Арина

?

?

25

Яковлева Юля

+

+

   Всего:

12

12

Анализ итоговой  работы по математике в 1 классе  «а»

Ф.И.учащегося

Построй схему, реши уравнение

Построй схему к задаче, реши задачу

По формулам начерти схемы, обозначь части и целое

Уровень

1

Абдуллина Лиля

+

+

+

высокий

2

Бак Саша

+

+

+

высокий

3

Гринев Илья

+

+

+

высокий

4

Гуринова Лиза выбыла

+

5

Дворчук Андрей

?

?

+

средний

6

Ефименко Надя

+

?

+

средний

7

Зыкова Аня

+

+

+

высокий

8

Ильин Коля

+

+

+

высокий

9

Костина Аня

+

?

+

средний

10

Кравцова Катя

+

+

+

высокий

11

Лаврушко Никита

+

+

+

высокий

12

Матаев Миша

+

+

+

высокий

13

Никитин Слава

+

+

+

высокий

14

Олексенко Рита

?

?

+

средний

15

Перелыгина Настя

+

?

+

средний

16

Попова Даша

+

+

+

высокий

17

Путий Полина

?

?

+

средний

18

Романенко Олеся

+

+

+

высокий

19

Со Роман

?

?

+

средний

20

Тен Милена

+

?

+

средний

21

Терешко Вика

+

+

+

высокий

22

Хе Ден Хи (Алина)

+

+

+

высокий

23

Че Алина

?

+

+

средний

24

Че Арина

?

?

+

средний

25

Яковлева Юля

?

+

+

средний

   Всего:

17

14

24

Глава II  Применение тестовых заданий в 1 классе

( из опыта работы)

Тестовые задания по математике для учащихся 1 класса, обучающихся по системе Эльконина Д.Б.-Давыдова В.В. представленные в данной работе частично были составлены мною, т.е. задания собраны из различных источников, адаптированы для учебника, автор  которого Э.И.Александрова.

Данные тесты были опробованы на учащихся 1 класса а. Цель апробации: использование данных тестов для диагностики пройденных тем. Полученные данные анализировались, т.е. по каждой работе составлен анализ, в результате которого можно проследить продвижение каждого учащегося в усвоении учебного материала. Затем обязательное проведение коррекционной работы с учащимися, которые не справились, либо частично справились с заданиями для достижения преследуемой цели: повышение качества образования.

Формы работы, используемые мною для коррекции знаний учащихся 1 класса, не допуская при этом перегрузки учащихся:

1. Работа с родителями.

Уже много лет я практикую консультации для родителей как на родительских собраниях, так и групповые и индивидуальные (по необходимости), где рассказываю и показываю родителям, как работать с детьми дома.

2. Осуществление дифференцированного подхода на уроках: подбираю дифференцированные задания разной степени трудности, дифференцированные домашние задания.

3.Использование на уроке заданий:

Проверь, верно ли это задание выполнили ребята из другого класса, т.е. учу искать ошибки на доске.

4. Составление справочника ошибок: предположить, какие ошибки можно допустить в данном задании.

5. Выполнение заданий с «ловушками» ( заданиями, которые не имеют решений или имеют несколько решений)

6. Взаимопроверка в парах: соседи по парте меняются тетрадями  и проверяют выполнение задания по заранее оговоренному алгоритму проверки.

7. Самопроверка: учащийся проверяет сам себя, опираясь на алгоритм  проверки.

После проведенных мероприятий, в следующую тестовую работу обязательно включаю задание, которое вызвало трудности в предыдущей тестовой работе. По результатам анализа тестовой работы можно проследить продвижение каждого учащегося в усвоении программного материала.

Например: в курсе 1 класса были проведены 8 тестовых работ. В тестовой работе по теме: «Выделение признаков предметов. Сравнение по выделенным признакам» учащимся нужно было выполнить задания:

Сравнить предметы по форме, по длине и изобразить результат сравнения в виде схемы.

Тема: Выделение свойств предметов. Сравнение по выделенным признакам.

1. Среди фигур найдите одинаковые по форме. Раскрасьте их одинаковым

цветом.

2. Сравните две полоски по длине. Выберете схему, которая описывает данное отношение.

                                             

а)           _______________                            б)       ________________

______________________                                      _________________

     

3. Даны две фигуры: квадрат и треугольник  (одинаковые по цвету).

    Какая схема рассказывает о:

        цвете                                   форме                          количестве углов                                                  

а) _________                а) ____________                      а) ___________

    _________                    ____________                          ___________

б)  _______               б)  _________                             б) ____________

     __________              _____________                          _________

Проведенный анализ работы показал следующие результаты:

Анализ тестовой работы по математике в 1 классе  «а»

Тема: Выделение свойств предметов. Сравнение по выделенным признакам.

   Ф.И.учащегося

Сравнение по форме

Сравнение по длине

Изображение результата сравнения в виде схемы

1

Абдуллина Лиля

+

+

+

2

Бак Саша

+

+

+

3

Гринев Илья

+

+

+

4

Гуринова Лиза

+

+

+

5

Дворчук Андрей

+

+

?

6

Ефименко Надя

+

+

?

7

Зыкова Аня

+

+

+

8

Ильин Коля

+

+

+

9

Костина Аня

+

+

+

10

Кравцова Катя

+

+

+

11

Лаврушко Никита

+

+

+

12

Матаев Миша

+

+

+

13

Никитин Слава

+

+

+

14

Олексеенко Рита

+

+

-

15

Перелыгина Настя

+

+

+

16

Попова Даша

+

+

+

17

Путий Полина

+

+

-

18

Романенко Олеся

+

+

+

19

Со Роман

+

+

+

20

Тен Милена

+

+

+

21

Терешко Вика

+

+

+

22

Хе Ден Хи (Алина)

+

+

+

23

Че Алина

+

+

+

24

Че Арина

+

+

+

25

Яковлева Юля

+

+

+

   Всего:

25

25

21

Вывод: с заданием «изобразить результат сравнения в виде схемы» не справились, либо допустили ошибки не все учащиеся класса: Дворчук Андрей, Ефименко Надя, Олексеенко Рита, Путий Полина. После проведенной коррекционной работы, в следующей тестовой работе

по теме «Свойства равенства и неравенства» было предложено задание «изобразить результат сравнения в виде схемы». Анализ  работы показал следующие результаты:

Анализ тестовой работы по математике в 1 классе  «а»

Тема: Свойства равенства и неравенства

Ф.И.учащегося

Сравни отрезки, выбери знак

Поставь нужный знак

Начерти отрезки по формулам

Изобрахение результата сравнения виде схемы

(повторение)

1

Абдуллина Лиля

+

+

+

2

Бак Саша

+

+

+

3

Гринев Илья

+

+

+

4

Гуринова Лиза

+

+

+

5

Дворчук Андрей

?

?

+

+

6

Ефименко Надя

+

+

+

+

7

Зыкова Аня

+

+

+

8

Ильин Коля

+

+

+

9

Костина Аня

?

?

+

10

Кравцова Катя

+

+

+

11

Лаврушко Никита

+

+

+

12

Матаев Миша

+

+

+

13

Никитин Слава

+

+

+

14

Олексенко Рита

?

?

+

?

15

Перелыгина Настя

?

+

+

16

Попова Даша

+

+

+

17

Путий Полина

?

+

+

+

18

Романенко Олеся

+

+

+

19

Со Роман

?

+

+

20

Тен Милена

+

+

+

21

Терешко Вика

+

+

+

22

Хе Ден Хи (Алина)

+

+

+

23

Че Алина

+

+

+

24

Че Арина

+

+

+

25

Яковлева Юля

+

+

+

   Всего:

19

22

25

Вывод: допустила ошибку в данном задании только одна ученица Олексеенко Рита, а остальные ребята с заданиями справились.

В этой же работе с заданиями «сравни отрезки и поставь нужный знак» допустили ошибки следующие ребята : Дворчук Андрей, Олексеенко Рита, Путий Полина, Со Роман. После проведенной коррекционной работы в следующей тестовой работе эти ребята показали следующие результаты:

Анализ тестовой работы по математике в 1 классе  «а»

Тема: Переход от неравенства к равенству

Ф.И.учащегося

Допиши формулы

По формулам начерти схему

Поставь знак

>, <, =

Сравни отрезки и поставь нужный знак

(повторение)

1

Абдуллина Лиля

+

+

+

2

Бак Саша

+

+

+

3

Гринев Илья

+

+

+

4

Гуринова Лиза выбыла

5

Дворчук Андрей

-

?

+

+

6

Ефименко Надя

-

?

+

7

Зыкова Аня

+

+

+

8

Ильин Коля

+

+

+

9

Костина Аня

?

+

+

+

10

Кравцова Катя

?

+

+

11

Лаврушко Никита

+

?

+

12

Матаев Миша

+

+

+

13

Никитин Слава

+

+

+

14

Олексенко Рита

?

?

+

?

15

Перелыгина Настя

?

?

+

+

16

Попова Даша

+

+

+

17

Путий Полина

?

?

+

+

18

Романенко Олеся

+

+

+

19

Со Роман

?

+

+

+

20

Тен Милена

+

+

+

21

Терешко Вика

+

+

+

22

Хе Ден Хи (Алина)

+

+

+

23

Че Алина

+

+

+

24

Че Арина

+

+

+

25

Яковлева Юля

?

?

+

   Всего:

15

17

24

Вывод: допустила ошибку только одна ученица Олексеенко Рита, а остальные учащиеся с заданиями справились.

Таким образом, используя анализ тестовых работ, выполненных в течение учебного года, можно проследить продвижение каждого учащегося в усвоении учебного материала и на основании этих материалов сделать вывод о том, позволяет ли применение тестовых заданий, охватывающих все содержание учебного материала, отслеживание процесса овладения системой понятий, проведение своевременной коррекционной работы с учащимися повысить качество образования.

На примере  нескольких учащихся  своего класса я проанализирую полученные результаты тестовых работ, проведенных в течение учебного года, и сделаю вывод по теме данной работы.

Для исследования я выбрала следующих учащихся:

1. Дворчук Андрей

2. Ефименко Надя

3. Олексеенко Рита

4. Путий Полина

5.Со Роман

6. Перелыгина Настя

Чтобы проследить результаты, использую следующую таблицу:

Ф.И.учащегося

Изображение результата сравнения в виде схемы

Сравни, поставь нужный знак

По формулам начерти схему

Восстанови схему по формуле

Подбери к уравнению схему

Реше

ние задач

Решение уравнений

1

повт

1

повт

1

повт

1

повт

1

повт

1

повт

1

повт

Дворчук Андрей

?

+

?

+

?

?

?

+

-

?

-

?

-

?

Ефименко Надя

?

+

+

?

?

+

-

?

?

+

?

+

Олексенко Рита

-

?

?

+

?

?

-

?

?

+

?

+

Путий Полина

-

+

?

+

?

+

-

?

?

+

?

+

Со Роман

+

?

+

+

?

+

+

?

+

Перелыгина Настя

+

?

+

?

?

?

+

?

+

?

+

Вывод: у всех учащихся в повторной тестовой работе результаты улучшились.

А из анализа  результатов итоговой контрольной работы ( в которую были включены почти все задания) видно, что эти ребята с работой справились и достигли среднего уровня.

Анализ итоговой  работы по математике в 1 классе  «а»

Ф.И.учащегося

Построй схему, реши уравнение

Построй схему к задаче, реши задачу

По формулам начерти схемы, обозначь части и целое

Уровень

1

Абдуллина Лиля

+

+

+

высокий

2

Бак Саша

+

+

+

высокий

3

Гринев Илья

+

+

+

высокий

4

Гуринова Лиза выбыла

+

5

Дворчук Андрей

?

?

+

средний

6

Ефименко Надя

+

?

+

средний

7

Зыкова Аня

+

+

+

высокий

8

Ильин Коля

+

+

+

высокий

9

Костина Аня

+

?

+

средний

10

Кравцова Катя

+

+

+

высокий

11

Лаврушко Никита

+

+

+

высокий

12

Матаев Миша

+

+

+

высокий

13

Никитин Слава

+

+

+

высокий

14

Олексенко Рита

?

?

+

средний

15

Перелыгина Настя

+

?

+

средний

16

Попова Даша

+

+

+

высокий

17

Путий Полина

?

?

+

средний

18

Романенко Олеся

+

+

+

высокий

19

Со Роман

?

?

+

средний

20

Тен Милена

+

?

+

средний

21

Терешко Вика

+

+

+

высокий

22

Хе Ден Хи (Алина)

+

+

+

высокий

23

Че Алина

?

+

+

средний

24

Че Арина

?

?

+

средний

25

Яковлева Юля

?

+

+

средний

   Всего:

17

14

24

Таким образом можно сделать вывод, что применение тестовых заданий, отслеживание процесса овладения системой понятий, своевременно проведенная коррекционная работа дает положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие дополнительного образования как одного из условий повышения качества образования в свете новых стандартов.

В статье отражена точка зрения на существующие трудности и проблемы взаимодействия образовательных учреждений разных типов в условиях внедрения ФГОСов. ...

Ценностный смысл формирования и развития культуры здоровья как достижения учащихся и одного из условий повышения качества образования

Здоровье ребёнка, его физическое и психологическое  состояние  в значительной степени определяется условиями  его жизни, и прежде всего условиями жизни в школе...... В каждой школе созд...

Доклад на тему: Основные образовательные технологии в урочной деятельности, как одно из условий повышения качества образования

В данной работе представлен краткий перечень образовательных технологий с примерами из практики. ...

Взаимодействие классного руководителя с родителями как одно из условий повышения качества образования

Выступление на заседании МО учителей начальных классов "Взаимодействие классного руководителя с родителями как одно из условий повышения качества образования»...

ФГОС второго поколения. Основные образовательные технологии в урочной деятельности, как одно из условий повышения качества образования.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Основные образовательные технологии. Список используемой литературы и интернет-ресурсов....

Эффективность урока как одно из условий повышения качества образования в начальной школе.

Урок - это одна из главных составляющих качества образовательного процесса. Реальная эффективность урока - это результат, степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффективными приёмами н...

Методы и приёмы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения качества образования.

За последние полтора десятка лет словосочетание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало привычным в педагогической практике. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные э...