Фрагменты уроков по ФГОС с использованием УУД.
методическая разработка по математике (1 класс) по теме

Соловьева Наталья Борисовна

Предлагаю разработки фрагментов уроков, которые были создани мною в пилотной школе по освоению ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fragmenty_urokov_solovevoy_n.b..docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока по математике в 1-м классе. Тема: «Прибавление числа 3». Урок – путешествие.

Соловьева Наталья Борисовна, учитель начальных классов, 1 класс «А».

Цель урока: научиться приемам прибавления числа три.

Задачи:

Обучающие: сформировать умения прибавлять число 3; работать над вычислительными навыками.

Развивающие: формировать математический кругозор, развивать память, внимание, воображение, логическое мышление.

Воспитывающие: воспитывать  интерес к учебе; воспитывать сотрудничество ученик-учитель, ученик-ученик.

Оборудование: проектор, картинка Винни Пуха, надувные шарики, карта путешествия, сигнальные карточки, карточки с маркером.

Структура урока решения учебной задачи:

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация опорных знаний учащихся. Проверка, воспроизведение и коррекция знаний учащихся.
  3. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
  4. Обобщение и систематизация знаний.
  5. Подведение итогов урока.

      Ход урока.

Этап урока

Дидактическая задача этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика. Формы работы.

Формирование УУД

Фрагмент 1

Актуализация опорных знаний учащихся, проверка, воспроизведение и коррекция знаний учащихся.

  1. «Мозговая атака»

  1. Хитрая задачка

Подготовка учащихся к тому виду деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока. Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов.

-Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на воздушных шариках с нашим сказочным героем Винни Пухом. Нам надо пройти задания на всех станциях и добраться до финиша. Первая станция «Считалочка».

-Какое число находится между числами 2 и 4?

-Какое число при счете следует за числом 5?

-Какое число предшествует числу 4?

-Назови соседей числа 7?

-Чему равна сумма чисел 2 и 1?

- Я задумала число, прибавила к нему 2 и получила 5. Какое число я задумала?

-Какое число находится между числами 7 и 7? (ловушка)

На ветке сидели 5 птиц. Две птицы перелетели на соседнюю ветку этого же дерева. Сколько птиц осталось на дереве?

Индивидуальная форма работы. Ученики пишут ответ на вопрос учителя на карточках маркером и показывают ответ (поднимают карточку). На вопрос «ловушка» дети поднимают сигнальную карточку с соответствующим знаком.

Регулятивные:

-контроль;

-коррекция;

-оценка

Познавательные:

-анализ;

-синтез;

-построение логической цепи рассуждений;

-выдвижение гипотез и их обоснование

Фрагмент 2

Восприятие и первичное осознание нового материала. Осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Создать условия для усвоения учащимися новых знаний, умений, навыков, способов деятельности. Выделение главного в изучаемом материале.

На доске написано 3 столбика примеров. Задача учеников найти закономерность и добавить нужный пример.

1+0    2+0    3+0

1+1    2+1    3+1

1+2    2+2    3+2

-Проследите изменения. Определите закономерность и назовите следующее выражение и опираясь на последние выражения определите тему нашего сегодняшнего урока.

-Мы сегодня путешествуем с Винни Пухом на воздушных шарах. Сколько воздушных шаров у него?

-Что вы можете сказать об этих шарах?

-Давайте с вами вспомним компоненты сложения.

-А как же получается число 3?

-Ваня, выйди к доске и продемонстрируй это нам на шариках.

-Кто хочет записать математическое равенство, состоящее из 3 одинаковых слагаемых и соответствующее теме нашего урока.

-А еще как можно прибавить число 3?

-Антон, выйди к доске и запиши равенство.

-Какой еще вариант прибавления числа 3?

-Давайте повторим, как можно прибавить число 3.

Индивидуальная форма работы. Дети определяют закономерность и добавляют нужные выражения в столбики. Отсюда выводят тему урока.

-Следующее выражение в первом столбике 1+3. Во втором столбике 2+3. В третьем столбике 3+3.

-В каждом выражении, которое мы добавили прибавляется число 3. Отсюда следует, что тема нашего сегодняшнего урока «Прибавление числа три».

-У Винни Пуха 3 воздушных шара.

-Они все разного цвета. Круглой формы.

-1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма.

-К 1 прибавить 1 и прибавить 1.

-Ваня выходит и по одному прибавляет шарики.

-Ученик выходит и записывает: 1+1+1=3

-Сначала один, а потом еще два.

Ученик выходит и записывает: 1+2=3.

2+1=3

Регулятивные:

-целеполагание;

-планирование

Познавательные:

-общеучебные;

-логические

Урок окружающего мира.

Тема: Вода в природе.

Уели урока:

-учащиеся должны узнать, почему вода необходима для жизни на земле; о составе воды, водоемов;

-уметь определять признаки воды;

-уметь проводить несложные исследования.

Этап урока

Дидактическая задача этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

Фрагмент 1

Актуализация опорных знаний учащихся

Подготовка учащихся к тому виду деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока. Актуализация опорных знаний и умений.

-Вспомните, на какие части делят природу?

-Что относится к живой природе?

-Что относится к неживой природе?

-Скажите, без какого вещества трудно представить нашу жизнь?

Учитель демонстрирует запись: «Мать –водица, всему царица».

-О каком веществе эта пословица?

-Конечно речь идет о воде. А зачем человеку вода?

-Что же такое вода?

-Живая и неживая природа.

Приводят примеры.

Предположения детей.

-О воде.

Ответы детей.

Дети отвечают, но затрудняются в полном ответе на вопрос.

Регулятивные:

-целеполагание;

Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации

Фрагмент 2

«Открытие» учащимися нового знания.

Построение проекта выхода из затруднения .Решение учебной задачи, обсуждение.

Учитель предлагает работать по плану, записанному на доске.

  1. Состояние воды.
  2. Свойства воды.
  3. Вода в природе.

1)Состояние воды.

-Давайте заполним таблицу-схему, которая поможет вам вспомнить о том, в каких состояниях бывает вода. Чтобы заполнить схему, вам нужно будет отгадать загадки

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост, как синее стекло,-

Скользко, весело, светло.

Посмотрите в окошко:

Идет Антошка.

Найдите лишнее слово: лед, пар,град, снег.

-Какой вывод мы можем сделать?

2)Свойства воды.

Вопросы

Предполагаемые ответы

Ответы после опытов

Какую форму имеет вода?

Какого цвета вода?

Имеет ли вода запах?

Есть ли в воде воздух?

-А как проверить, правильно ли мы ответили на вопросы?

-Я предлагаю вам поработать в группах. У вас на столах лежат конверты с заданиями и необходимые приборы для проведения опыта.

-Что вам поможет провести правильно опыты и сделать выводы.

-Изменилась ли форма шарика? А вода изменила свою форму? Какой вывод сделаем?

-Можно ли воду назвать голубой, желтой, белой, красной? Какого же цвета вода?

-Можно ли назвать воду соленой, сладкой, горькой? А чем пазнет вода?

-Опустите грушу (медицинскую) в воду и нажмите. Что наблюдаете?

После самостоятельной работы учащихся, учитель организует обсуждение ее результатов.

Дети  отгадывают загадки и заполняют все вместе таблицу.

-Лед.

-Дождь.

-Пар.

-Вода может находиться в трех состояниях.

Дети дают варианты ответов и заполняют графу «предполагаемые ответы».

-Нужно провести опыты с водой.

-Читать внимательно задания и четко следовать инструкции.

Опыт №1.Какова форма воды?  В два стакана наливается вода, в один кладется шарик.

Опыт№2.Какого цвета вода? Взять по очереди полоски, которые лежат в конверте, и сравнить цвет полоски )белая, красная, голубая) с цветом воды (вода в стакане).

Опыт №3.Каков вкус и запах воды? (Пробуют воду на вкус).

Опыт№4.Есть ли в воде воздух?

Регулятивные:

-планирование;

-прогнозирование

Познавательные, логические:

-установление причинно-следственных связей;

-построение логической цепи рассуждений;

-выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные-работа в группах.

Урок русского языка.

Тема: «Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных».

Цель: На практическом материале подвести учеников к понятию «имена собственные», к их написанию с большой буквы.

Задачи: Создать ситуации для выяснения существенных признаков имен собственных.

Этап урока

Дидактическая задача этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

Фрагмент 1

Постановка проблемы, ее решение.

Фрагмент 2

Использование нового материала в письменной речи.

Подготовка учащихся к тому виду деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока.

Создать условия для усвоения учащимися новых знаний, умений и навыков. Выделение главного в изучаемом материале.

-Девочка, сотри, пожалуйста, с доски!

-Извини, я не к тебе обратилась с просьбой, а к тебе.

-Нет, я не тебя звала. Почему не подошла та, кого я звала?

-Дети, а что я должна назвать?

-Да, в вашем главном документе – свидетельстве о рождении – записано ваше имя. Это имя – ваше собственное. Зачем нужны имена?

На доске записаны слова: собака, дежурный, Петя, столовая, Шарик, котик, Пушок, Мурзик.

-Какую работу вы можете предложить с этими словами?

-А почему одни слова написаны с большой буквы, а другие с маленькой?

-Ребята, а какое задание вы выбираете?

-Обратите внимание на слова Шарик и Пушок.

Я предлагаю вам составить предложения, в которых эти слова будут выступать в разной роли.

-Прочитайте предложение, в котором слово шарик написано с маленькой буквы.

-Прочитайте предложение, в котором слово Шарик написано с большой буквы.

-Замечательно. Запишите эти предложения на доске.

Ученица подходит к доске.

Ученица садится на свое место. Затем выходит другая ученица.

-Потому что вы не сказали кого звали.

-Имя или фамилию. Имя обязательно, а если девочек с одинаковыми именами много, то нужно назвать и фамилию.

-Чтобы обратиться к человеку.

-Имя нужно, чтобы написать записку и т.д.

-Распределить слова в два столбика: например, в первый столбик-двусложные, а во второй-трехсложные.

-Можно записать слова, разделив на две группы: с большой буквы и с маленькой.

-Имена собственные пишутся с большой буквы, а несобственные-с маленькой.

-Второе. Оно больше подходит к нашему уроку.

Саша. А я заметил, что слова Шарик и Пушок можно написать и с маленькой, и с большой буквы.

Вика. Я считаю, что это клички животных, имя собственное и пишутся с большой буквы.

Саша. Я не согласен. Шарик может быть воздушный, а пушок-у маленького цыпленка: у него еще нет перьев.

-По небу летел красивый шарик.

-У меня есть щенок Шарик.

Коммуникативные:

-постановка вопросов;

-разрешение проблемы

Познавательные:

-общеучебные: поиск и выделение информации;

-логические: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения,построение логической цепи рассуждений;

-действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы.

Урок обучения грамоте. Чтение.

Тема урока: Знакомство с буквой О,о.

Цели: познакомить с буквой О.о; учить выполнять звукобуквенный анализ слов; развивать речь, мышление, память.

Этап урока

Дидактическая задача этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

Введение в тему урока.

Подготовка учащихся к тому виду деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока.

-Ребята, рассмотрите иллюстрацию. (Учитель показывает иллюстрацию кролика с морковкой).

-Что на ней изображено?

-«Кролик собрался перекусить, вдруг в дверь к нему постучали.

-интересно, кто бы это мог быть?-подумал Кролик.

-Наверняка опять этот сладкоежка со своим другом.

Кролик приоткрыл дверь и посмотрел. Но увидел только большое серое ухо.

-Это определенно не медвежонок!-решил Кролик.-Большие серые уши могут быть только у…Кролика. Но если там, за дверью, стоит Кролик, то кто же тогда я?

Кролик широко распахнул дверь и увидел…»

-Ребята, подумайте, кто пришел в гости к Кролику?

-Ослик принес Кролику и нам с вами новую букву.

-Как вы думаете, какую букву любит Ослик?

-Произнесите слово «ослик», интонационно выделяя первый звук.

-Определите его место в слове?

-Какой это звук?

-Почему?

Звук [о] обозначается буквой О,о.

Ответы детей.

-Ослик.

Предположения детей.

О-о-ослик.

-В начале слова.

-Гласный.

-Звук тянется, воздух не встречает преград.

Познавательные:общеучебные

-поиск и выделение информации;

Логические:

-построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока обучения грамоте с использованием технологии продуктивного чтения

фрагмент урока разработан с этапами технологии продуктивного чтения...

Технологическая карта к фрагментам урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения УМК «Планета Знаний»

Технологическая карта к фрагментам урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтенияУМК «Планета Знаний» Класс: 1БТема: Ребятам о зверятах. Е. Чарушин «...

Фрагмент урока (предметный, метапредметный) с использованием различных доступных образовательных ресурсов

Фрагмент урока по русскому языку по теме: "Что такое однозначные и многозначные слова?" (предметный, метапредметный) с использованием различных доступных образовательных ресурсов:...

Фрагмент урока русского языка с использованием приёма "Мозговой штурм"

Описание приёма «Мозговой штурм»Мозговой штурм является одним из приёмов развития креативного мышления, направленного на активацию умственной деятельности и творческой активности учащихся....