Рабочая программа по математике 1 класс
календарно-тематическое планирование по математике по теме

Гурьянова Ольга Юрьевна

В рабочей программе представленны: пояснительная записка; цели и задачи программы; содержание программы; требования к 1 и 2 уровню подготовки учащихся; учебно-тематический план; тематическое планирование. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_1klass.doc199.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  специальное (коррекционное)

общеобразовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) школа (VIII вида)  № 657

Приморского района Санкт – Петербурга

Утверждена решением

Педагогического  Совета

ГСКОУ школы (VIII вида) № 657

Приморского района  Санкт-Петербурга

Протокол № 1 от 30.08.2011г.

Рассмотрена на заседание методического объединения учителей начальной школы

Протокол №  1  от 30.08.2011г.

Рабочая программа по  предмету

«Математика»

1 класс

Составитель: учитель Гурьянова Ольга Юрьевна


Рабочая программа по математике  1 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса математики 1 класс составлена на основе  программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией В.В. Воронковой, издательство М., «Просвещение», 2009г.

Математика - важный общеобразовательный предмет, который готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально - трудовыми навыками. Содержание курса математики располагает необходимыми предпосылками для развития познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка, воспитания трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формирование умения планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.        

Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

 Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий (понятия числа, величины, геометрической фигуры).

Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.

В 1 классе необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.

Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.

Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.

        Процесс обучения опирается на наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, с помощью чего формируются элементы абстрактного мышления. Через математическое содержание формируются и коррегируются и такие формы мыслительной деятельности, как сравнение, анализ, синтез.

При отборе учебного материала учитываются разные возможности учащихся по усвоению математических пред ставлений, знаний, умений практически их применять в зависимости от степени выраженности и структуры де фекта. Поэтому в каждом классе предлагаемый учителем материал усваивается учащимися на различном уровне, т. е. программа предусматривает необходимость дифферен цированного подхода в обучении.

Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству учащихся, обучающихся во вспомогательной школе.

Однако есть в каждом классе часть учащихся, которые постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний и нуждаются в дифференцированной помощи со стороны учителя. Они могут участвовать во фронтальной работе со всем классом (решать более легкие примеры, повторять объяснения учителя или сильного ученика по наводящим вопросам, решать с помощью учителя арифметические задачи). Для самостоятельного выполнения этим ученикам требуется предлагать облегченные варианты примеров, задач, других заданий.

Учитывая указанные особенности этой группы школьников, настоящая программа определила два уровня требований к  знаниям и умениям учащихся.  Усвоение этих знаний и умений дает основание для перевода учащихся в следующий класс.

Понижать уровень требований нужен только тогда, ко гда учитель использовал все возможные коррекционно-развивающие меры воздействия.

        Цель рабочей программы: заложить основы элементарных  математических знаний и умений учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

        Образовательная задача: дать знания о элементарных математических представлениях.

        Коррекционно-развивающая задача: развитие основных мыслительных операций.

        Воспитательная задача: воспитывать интерес к математике, любознательность, настойчивость, терпеливость, трудолюбие.

         Методы обучения математике: словесный, наглядный, практический: работа с учебником, упражнение, самостоятельная  работа, экскурсия, наблюдение, демонстрация и т.д.

         Приёмы работы: дидактические игры; игровые приёмы; занимательные упражнения; создание увлекательных ситуаций; сравнение (один из важных приёмов обучения); материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлечённое понятие, использовать его в жизненной ситуации;

Требования к уровню подготовки учащихся

        Учащиеся должны знать (1-ый уровень): количественные, порядковые числительные в пределах 20; состав однозначных чисел из  двух слагаемых;   десятичный состав  двузначных чисел, место десятков и единиц в двузначном числе; линии — прямую, кривую, отрезок;                                                                                                                                                                       единицы (меры) стоимости, длины, массы. ёмкости: 1к., 1р., 1см, 1кг, 1л; название, порядок дней недели,  количество суток в неделе.

        Учащиеся должны уметь (1–ый уровень):читать, записывать, откладывать на счётах, сравнивать числа в пределах 20, присчитывать, отсчитывать по 1.2,3,4.5; выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10,20, опираясь на знание их состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения; решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заменителей, рисунков. Составлять задачи по образцу, готовому решению, краткой записи, предложенному сюжету, на заданное арифметическое действие; узнавать монеты, заменять одни монеты другими; чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок; чертить квадрат, прямоугольник, треугольник по заданным вершинам.                                

        Учащиеся должны знать ( 2-ой уровень): количественные, порядковые числительные в пределах 10; состав однозначных чисел из  двух слагаемых; линии — прямую, кривую, отрезок;                                                                                                                                                                       единицы (меры) стоимости, длины, массы. ёмкости: 1к., 1р., 1см, 1кг, 1л; название, порядок дней недели, количество суток в неделе.

        Учащиеся должны уметь (2-ой уровень): читать, записывать, откладывать на счётах, сравнивать числа в пределах 10 присчитывать, отсчитывать по 1,2,3,4,5; выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10, опираясь на знание  состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения; решать задачи на нахождение суммы,  остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заменителей, рисунков; узнавать монеты, заменять одни монеты другими; чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок; чертить квадрат, прямоугольник, треугольник по точкам,  поставленным учителем.

        Форма учебного занятия: вводный урок; урок формирования (сообщения) новых знаний; обобщающий урок; контрольный урок; урок формирования и закрепления умений и навыков; комбинированный урок

        Виды контроля: индивидуальный;  фронтальный; контрольная работа; проверочная работа; математический диктант

Учебно-тематический план

п.п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

1

 Пропедевтический период

14

7

 Числа и величины

111

16

Геометрические фигуры и формы.

7

 ИТОГО        

132

Содержание  программы «Математика» 1 класс

Пропедевтический период

        1.Свойства предметов: цвет, форма, величина, назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные ( оставшиеся), другие.                2.Сравнение предметов: 2-3-х предметов по величине, по размеру

(больше, меньше, равны, одинаковые); 3-4-х предметов по длиннее, по ширине, глубине, толщине ( шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше);  по массе, по весу ( тяжелее, легче).                                3.Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих: сравнение 2-3 предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного. Сравнение предметных совокупностей после изменения количества предметов, её составляющих. Установление взаимно-однозначного соответствия путём сравнения небольших предметных совокупностей путём установления взаимно-однозначного соответствия их элементов.                                4.Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ: сравнение объёмов жидкостей и сыпучих веществ, находящихся в одинаковых ёмкостях. Слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же. Сравнение объёмов жидкостей, сыпучего вещества в одной ёмкости до и после изменения объёма.                                                                                                5. Положение предметов в пространстве, на плоскости: относительно учащегося, по отношению друг к другу, впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, срава, слева, в середине (в центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; тоже для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы. Отношение порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом, следующий за.                                 6.Временные представления: сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро. Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.

Числа и величины

             7. Названия, обозначение чисел от 1 до 9. Счет по 1 и равными группами по 2, 3 (счет предметов и отвлеченный счет). Количественные, порядковые числительные. Число и цифра 0. Соответствие количества, числительного, цифры. Место каждого числа в числовом ряду (0—9). Сравнение чисел. Установление отношения больше, меньше, равно.

       8.Число 10. Число и цифра. Десять единиц — 1 десяток.

       Состав чисел первого десятка из двух слагаемых. Приемы сложения и вычитания. Таблицы состава чисел в пределах 10, ее использование при выполнении действия вычитания. Название компонентов и результатов сложения и вычитания (в речи учителя). Переместительное свойство сложения (практическое использование).

      9. Название, обозначение, десятичный состав чисел 11—20.  Числа однозначные, двузначные. Сопоставление чисел 1—10 с рядом чисел 11—20. Числовой ряд 1—20, сравнение чисел (больше, меньше, равно, лишние, недостающие единицы, десяток). Счет от заданного числа до заданного, присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5. Сложение десятка и единиц, соответствующие случаи вычитания.

      10. Единицы (меры) стоимости — копейка, рубль. Обозначение: 1 к., 1 р. Монеты: 1 к., 5 к., 10 к, 1 р., 2 р., 5 р. Размен и замена.

      11. Простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка.

      12.  Точка. Прямая и кривая линии. Вычерчивание прямой линии с помощью линейки в различном положении по отношению к краю листа бумаги. Прямая, отрезок. Длина отрезка. Черчение прямых, проходящих через 1—2 точки.

       13. Единицы (меры) длины — сантиметр. Обозначение: 1 см. Измерение отрезка, вычерчивание отрезка заданной длины.

       14. Единицы (меры) массы, емкости — килограмм, литр. Обозначение: 1 кг, 1 л.

       15. Единица времени — сутки. Обозначение: 1 сут. Неделя — семь суток, порядок дней недели.

Геометрические фигуры и формы

Вычерчивание прямоугольника, квадрата, треугольника по заданным вершинам.


Учебно-методический комплекс 

(Учебники, методические пособия)

        Учебники:

1. Хилько А.А. Математика: Учебник для 1 класса вспомогательной школы. – М.Просвещение, 1989.

Методические пособия:

Хилько А.А. Тетрадь по математике 1,2,3 части 1-ый класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Картотека дидактических игр и упражнений по математике для работы с детьми дошкольного  и младшего школьного возраста.

- Карточки для индивидуальной работы;

- Контрольные работы;

- Опорные таблицы, папки;

- Веер цифр, таблицы, плакаты.

Список литературы

Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 2003г.

Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного  и младшего школьного возраста. – М.: Просвещение, 1996г.

Программа под редакцией В.В. Воронковой , издательство М., «Просвещение», 2009г.


Тематическое планирование по предмету «Математика» в 1 классе

                

п.п

Тема и содержание

Кол.

час

Дата

Свойства предметов, обладающих цветом.

1

Выделение предметов, обладающих определенной формой. Круг.

1

Выделение предметов, обладающих определенным размером.

1

Предметы, обладающие определенным назначением. Четырехугольник.

1

Сравнение предметов по размерам: большой, маленький, равные.

1

Сравнение предметов: длинные, короче, равные.

1

Понятия: шире, уже, одинаковые.

1

Понятия: выше, ниже, равные ростом.

Понятия: глубже, мельчи.

1

Понятия: толще, тоньше, одинаковые.

1

Сравнение предметов по массе (тяжелей, легче, такой же)

1

Сравнение групп предметов (много, немного, мало) .

Понятия: больше, меньше, столько же

1

Изменение количества предметов. Уравнивание.

1

Сравнение количества жидких и сыпучих веществ.

1

Понятие много, один.

1

Положение предметов в пространстве (далеко, близко), вверху, внизу.

1

Понятия справа, слева.

1

Пространственные понятия: рядом, около, там, здесь.

1

Положение предметов в пространстве (на, в, внутри).

1

Положение предметов в пространстве (за, перед, над, под)

1

Положение предметов в пространстве (напротив, между, в центре, дальше, ближе, рядом)

1

Сравнение положения предметов. Уравнивание.

1

Изменение количества предметов. Было много, стало мало.

1

Отношение порядка следования (крайний, первый, последний).

1

Порядок следования: перед, после, за, следом, следующий.

1

Временные представления: утро, день, вечер, ночь — сутки.

1

Временные представления: сегодня, завтра, вчера, на следующий день.

1

Проверочная  работа.

1

Повторение изученного материала

1

Количество и счёт. Число и цифра 1.

1

Один — много. Круг.

1

Число и цифра 2. Образование.

1

Соотношение количества предметов и числа.

1

Сравнение предметных множеств (больше, меньше, равно)

1

Монеты: 1копейка, 1рубль, 2 рубля.

1

Простые арифметические задачи на сложение.

1

Простые арифметические задачи на вычитание.

1

Решение задач на сложение и вычитание.

1

Составление, чтение и запись примеров на сложение и вычитание. Точка. Прямая.

Сложение и вычитание в пределах 2. Закрепление. Пара.

1

Образование числа 3.

1

Сравнение предметных множеств в пределах3.

1

Числовой ряд 1-3. Сравнение чисел.

1

Свойство числового ряда. Порядковые и количественные числительные.

1

Состав числа 3. Решение примеров на сложение и вычитание.

1

Знаки действий. Запись примеров на сложение и вычитание.

1

Закрепление вычитания в пределах 3.

1

Задачи на нахождение суммы.

1

Повторение пройденного.

1

Число, цифра 4. Образование числа 4. Счёт до 4.

1

Сравнение предметных множеств. Счёт до 4 и обратно. Числовая лесенка 1-4.

1

Числовой ряд 1-4. Сравнение, запись и решение примеров в пределе 4.

1

Состав числа 4. Порядковые и количественные числительные.

1

Сложение и вычитание в пределах 4, сравнение. Прямоугольник.

1

Решение примеров с неизвестным числом.

1

Сравнение чисел. Решение примеров. Проверочная работа.

1

Число и цифра 5. Знакомство.

1

Сравнение предметных множеств.  Счёт до 5 и обратно.

1

Числовой ряд 1-5. Сравнение чисел. Квадрат.

1

Состав числа 5. Решение примеров. Квадрат.

1

Решение примеров на сложение и вычитание. Отрезок.

1

Проверочная работа.

1

Решение простых задач на нахождение суммы. Сантиметр.

1

Решение простых задач на нахождение остатка. Сантиметр.

1

Число и цифра 0.

1

Действия с 0. задачи на нахождение стоимости.

1

Цифра 6. Знакомство.

1

Чистовой ряд 1-6. Сравнение предметных множеств.

2

Состав числа 6. Сложение в пределах 6.

1

Сложение и вычитание в пределах 6. компоненты сложения.

1

Сравнение чисел. Решение примеров на сложение и вычитание.

1

Решение задач на нахождение суммы и остатка.

1

Проверочная работа.

1

Число и цифра 7. Знакомство.

1

Числовой ряд с 1-7. Сравнение предметных множеств.

1

Состав числа 7. Сложение в пределах 7.

1

Переместительный закон сложения.

1

Вычитание из 7. Компоненты при вычитании.

1

Сложение и вычитание в пределах 7.

1

Решение задач на нахождение суммы и остатка.

1

Проверочная работа.

1

Число и цифра 8. образование.

1

Числовой ряд в пределах 8. Сравнение чисел.

1

Состав числа 8. Способы образования числа 8. Сложение в пределах 8.

1

Вычитание в пределах 8. Повторение пройденного.

1

Повторение пройденного.

1

Число и цифра 9. Знакомство.

1

Числовой ряд от1 до 10. Порядковые числительные.

1

Дифференциация чисел от 6-9. Упражнение на обозначение количества множеств.

1

Сравнение чисел в пределах 9. Геометрические тела.

1

Сложение чисел в пределах 9. Дополнение до 9. Геометрические тела.

1

Состав числа 9. Компоненты при сложении.

1

Сложение в пределах 9. Решение задач.

1

Проверочная работа.

1

Вычитание из 9. Компоненты при сложении.

1

Задачи на нахождение остатка.

1

Составление и решение задач по названию действий.

1

Проверочная работа.

1

Число 10. Понятие  10единиц-десяток.

1

Числовой ряд от 1-10. Порядковые и количественные числительные.

1

Сравнение чисел в пределах 10. Состав числа 10. Свойства переместительного закона сложения.

1

Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10.

1

Геометрические фигуры.

1

Проверочная работа.

1

Нумерация чисел от1-10. Решение примеров всех видов.

1

Решение задач на сложение и вычитание.

1

Повторение знания геометрических фигур. Вычерчивание по образцу, по инструкции.

1

Решение простух задач на нахождение суммы, остатка.

1

Решение сложных примеров.

1

Подготовка к контрольной работе.

1

Контрольная работа. Работа над ошибками

2

Названия, обозначения. Десятичный состав чисел от 11-20.

1

Числовой ряд от 1-20.Сравнение

1

Сложение десятка и единиц.

1

Повторение пройденного.

1

ИТОГО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...