Рабочая программа по математике. 3 класс
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс) на тему

Номоконова Ирина Геннадьевна

Рабочая программа по математике. ОС "Школа 2100", 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Новоорловская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена 

на заседании МО

Протокол №___  от «____» _______200____г.

 

руководитель МО _________

                              (Кривицкая В.Н.)

                                                                               

Утверждена

Приказ по школе № _____

от «___» _________200___г.


Директор ________(Тудунова Ц.И.)

Согласована

«___» __________________200___ г.


Замдиректора по УВР__________

                                   (Старицына Т.И.)

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

Математика

Класс: 4«б»

Вид программы: базовая

УМК:  «Школа 2000»

Автор программы: Петерсон  Л. Г.  

Обеспеченность УМК:  100%

Автор-составитель: Номоконова И.Г.,

учитель первой квалификационной

категории МОУ НСОШ

Стаж:  29 лет

2012  / 2013  уч. год


Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Курс разработан в соответствии с базисным учебным (образовательным) планом общеобразовательных учреждений РФ.

На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю, всего 540 ч: в  4 классе — по 136 ч. В том числе:  на проведение контрольных работ – 13 часов.

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

1. Петерсон,  Л. Г.  Математика. 4 класс: учебник / Л. Г. Петерсон. – М.: Ювента, 2010.

2. Петерсон, Л. Г. Математика. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы. 4 класс. Вып. 4: в 2 ч. / Л. Г. Петерсон, Т. С. Горячева, Т. В. Зубавичене, А. А. Невретдинова. – М.: Ювента, 2010.

Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся по математике осуществляется согласно Уставу общеобразовательного учреждения и Положению об аттестации обучающихся начальной школы.

Основными целями курса математики для 1—4 классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО являются:

  1. формирование у учащихся основ умения учиться;
  2. развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике;
  3. создание для каждого ребёнка возможности достижения высокого уровня математической подготовки.

Соответственно задачами данного курса являются:

1) формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;

2) приобретение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;

3) формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе, и, в частности, логического, алгоритмического и эвристического мышления;

4) духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее с учётом специфики начального этапа обучения математике принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;

5) формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;

6) реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учётом возрастных особенностей учащихся;

7) овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;

8) создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.

Содержание курса математики строится на основе:

  1. системно-деятельностного подхода, методологическим основанием которого является общая теория деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Г. П. Щедровицкий, О. С. Анисимов и др.);
  2. системного подхода к отбору содержания и последовательности изучения математических понятий, где в качестве теоретического основания выбрана система начальных математических понятий (Н. Я. Виленкин);
  3. дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000...» (Л. Г. Петерсон).

Общая характеристика учебного предмета

Содержание курса математики строится на основе:

  1. системно-деятельностного подхода;
  2. системного подхода к отбору содержания;

Педагогическим инструментом реализации поставленных целей в курсе математики является дидактическая система деятельностного метода.

Суть ее заключается в том, что учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебной деятельности. В результате школьники приобретают личный опыт математической деятельности и осваивают систему знаний по математике. Но, главное, они осваивают весь комплекс универсальных учебных действий (УУД), определенных ФГОС, и умение учиться в целом.

Основой организации образовательного процесса является технология деятельностного метода (ТДМ), которая помогает учителю включить учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Структура уроков по ТДМ, на которых учащиеся открывают новое знание, имеет вид:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью организуется их мотивирование на основе механизма « надо» − « хочу» − « могу» .

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения. Завершение этапа связано с организацией обдумывания учащимися возникшей проблемной ситуации.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины возникшего затруднения на основе анализа проблемной ситуации.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, формулируют тему, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства. Этим процессом руководит учитель.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в парах, в группах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется рефлексия хода реализации построенного проекта и контрольных процедур.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Создание информационно-образовательной среды осуществляется на основе системы дидактических принципов деятельностного метода обучения:

1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, не получая знания в готовом виде, а добывая их сам, осознаёт при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему её норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учётом возрастных психологических особенностей развития детей.

3. Принцип целостности предполагает формирование у учащихся обобщённого системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ).

4. Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (федерального государственного образовательного стандарта).

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6. Принцип вариативности предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7. Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимися собственного опыта творческой деятельности.

Основу курса математики 4 класса составляют:

  1. представления о таких алгебраических понятиях, как неравенство, координаты точки;
  2. ознакомление с долями числа, дробью, смешанными числами и процентами;
  3. усвоение приемов сравнения, сложения и вычитания, преобразования дробей;
  4. осознание и прочное усвоение письменных приемов вычислений четырех арифметических действий над многозначными числами;
  5. ознакомление с видами задач на нахождение доли числа и числа по его доле, задач на все случаи одновременного движения двух тел;
  6. ознакомление с различными видами диаграмм;
  7. расширение представлений об именованных величинах (длине, площади, массы, объема, времени), переводе единиц измерения величин, арифметических действий над именованными числами.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Содержание, методики и дидактические основы курса математики «Учусь учиться» (технология деятельностного метода, система дидактических принципов) создают условия, механизмы и конкретные педагогические инструменты для практической реализации в ходе изучения курса расширенного набора ценностных ориентиров, важнейшими из которых являются познание поиск истины, правды, справедливости, стремление к пониманию объективных законов мироздания и бытия, созидание – труд, направленность на создание позитивного результата и готовность брать на себя ответственность за результат, гуманизм – осознание ценности каждого человека как личности, готовность слышать и понимать других, сопереживать, при необходимости – помогать другим. Освоение математического языка и системы математических знаний в контексте исторического процесса их создания, понимание роли и места математики в системе наук создаёт у учащихся целостное представление о мире. Содержание курса целенаправленно формирует информационную грамотность, умение самостоятельно получать информацию из наблюдений, бесед, справочников, энциклопедий, Интернета и работать с полученной информацией.

Включение учащихся в полноценную математическую деятельность на основе метода рефлексивной самоорганизации обеспечивает поэтапное формирование у них готовности к саморазвитию и самовоспитанию. Систематическое использование групповых форм работы, освоение культурных норм общения и коммуникативного взаимодействия формирует навыки сотрудничества – умения работать в команде, способность следовать согласованным правилам, аргументировать свою позицию, воспринимать и учитывать разные точки зрения, находить выходы из спорных ситуаций.

Совместная деятельность помогает каждому учащемуся осознать себя частью коллектива класса, школы, страны, вырабатывает ответственность за происходящее и стремление внести свой максимальный вклад в общий результат.

Таким образом, данный курс становится площадкой, на которой у учащихся в процессе изучения математики формируются адаптационные механизмы продуктивного действия и поведения в любых жизненных ситуациях, в том числе и тех, которые требуют изменения себя и окружающей

действительности.

Результаты изучения курса

Содержание курса математики обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты

1. Становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье и другим людям, своему Отечеству, развитие морально-этических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности.

2. Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний.

3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации.

4. Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.

5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.

6. Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.

7. Мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и в творческой деятельности.

8. Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как рабочей ситуации, требующей коррекции; вера в себя.

Метапредметные результаты

1. Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать своё затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.

2. Освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта.

3. Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

4. Опыт использования методов решения проблем творческого и поискового характера.

5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

6. Способность к использованию знаково-символических средств математического языка и средств ИКТ для описания и исследования окружающего мира (представление информации, создание моделей изучаемых объектов и процессов, решение коммуникативных и познавательных задач и др.) и как базы компьютерной грамотности.

7. Овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных интернет-ресурсах), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, умение готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

8. Формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления.

9. Овладение навыками смыслового чтения текстов.

10. Освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях «автор», «критик», «понимающий», готовность вести диалог, признавать возможность и право каждого иметь своё мнение, способность аргументировать свою точку зрения.

11. Умение работать в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении — готовность конструктивно их разрешать.

12. Начальные представления о сущности и особенностях математического знания, истории его развития, его обобщённого характера и роли в системе знаний.

13. Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами различных предметных областей знания.

14. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные результаты

1. Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

2. Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.

3. Овладение устной и письменной математической речью, основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, счёта и измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов (схемы, таблицы, диаграммы, графики), исполнения и построения алгоритмов.

4. Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые и буквенные выражения, находить их значения, решать текстовые задачи, простейшие уравнения и неравенства, исполнять и строить алгоритмы, составлять и исследовать простейшие формулы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, диаграммами и графиками, множествами и цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

5. Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

6. Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

7. Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

 к началу  четвёртого года обучения:

  1. Уметь на автоматизированном уровне складывать и вычитать числа в пределах 20, выполнять табличное умножение и сложение.
  2. Уметь читать, записывать и сравнивать многозначные числа, знать их десятичный состав и порядок следования в натуральном ряду.
  3. Уметь выполнять письменное сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначного числа на однозначное.
  4. Уметь устно складывать, вычитать, умножать и делить числа в пределах 100 и выполнять действия с многозначными числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
  5. Уметь применять правило порядка действий в выражениях, содержащих 4-5 действий (со скобками и без них).
  6. Уметь использовать переместительное, сочетательное и распределительное свойство сложения и умножения для упрощения вычислений.
  7. Знать название компонентов действий.
  8. Уметь читать числовые и буквенные выражения, содержащие 1-2 действия, с использованием терминов: сумма, разность, произведение, частное.
  9. Знать формулу пути, стоимости, работы, площади и периметра прямоугольника, уметь их использовать для решения текстовых задач.
  10. Знать единицы измерения длины, площади, объёма, массы и времени. Уметь выполнять перевод из одних единиц измерения в другие, действия с именованными числами. Знать названия месяцев и дней недели. Уметь определять время по часам.
  11. Уметь решать задачи в 2-3 действия всех изученных видов и проводить их самостоятельный анализ.
  12. Уметь решать простые уравнения с комментированием по компонентам действий.
  13. Уметь устанавливать принадлежность множеству его элементов, включение  множеств. Уметь обозначать элементы множеств на диаграмме Венна, находить объединение и пересечение множеств.
  14. Уметь чертить с помощью циркуля и линейки отрезок, прямую, луч, окружность, находить их пересечение.
  15. Уметь измерять длину отрезка и строить отрезок по его длине. Уметь находить периметр многоугольника по заданным длинам его сторон и с помощью измерений.
  16. Уметь строить на клетчатой бумаге квадрат и прямоугольник, вычислять площадь прямоугольника и  площадь фигур, составленных из прямоугольников.
  17. Уметь выполнять простейшие преобразования фигур на клетчатой бумаге.


Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

к концу четвёртого года обучения.

Знать:

  1. таблицу сложения однозначных чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания (на уровне автоматизированного навыка);
  2. таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления (на уровне автоматизированного навыка);
  3. свойства арифметических действий:
  4. а) сложения (переместительное и сочетательное);
  5. б) умножения (переместительное, сочетательное, распределительное);
  6. в) деления суммы на число;
  7. г) деление числа на произведение;
  8. разрядный состав многозначных чисел (названия разрядов, классов, соотношение разрядных единиц);
  9. алгоритм письменного сложения и вычитания;
  10. алгоритм письменного умножения;
  11. алгоритм письменного деления;
  12. название компонентов и результатов действий; правил нахождения: слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого, делителя;
  13. единицы величин (длина, масса, площадь, время) и их соотношения;
  14. способ вычисления площади и периметра прямоугольника;
  15. правила порядка выполнения действий в выражениях;
  16. формулу для нахождения объема прямоугольного параллелепипеда или одного из его измерений по другим известным величинам;
  17. правила сложения и вычитания дробей и смешанных чисел;
  18. правила нахождения доли числа, числа по его доле, процентного отношения;
  19. формулу площади прямоугольного треугольника;
  20. названия геометрических фигур: точка, прямая, кривая, отрезок, ломаная, угол (прямой, тупой, острый), многоугольник, квадрат, треугольник, окружность, круг;
  21. взаимосвязь величин: цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.;

Уметь:

  1. устно складывать, вычитать, умножать и делить числа в пределах 100, используя свойства арифметических действий, разрядный состав двузначных чисел, смысл сложения, вычитания, умножения, деления и различные вычислительные приемы;
  2. читать и записывать многозначные числа, выделять в них число десятков, сотен, тысяч, использовать знание разрядного состава многозначных чисел для вычислений;
  3. складывать и вычитать многозначные числа в «столбик»;
  4. умножать в «столбик» многозначное число на однозначное, двузначное, трехзначное;
  5. делить многозначное число на однозначное, двузначное, трехзначное «уголком» (в том числе и деление с остатком);
  6. решать уравнения на основе правил нахождения неизвестного компонента;
  7. сравнивать величины, измерять их; складывать и вычитать величины; умножать и делить величину на число; выражать данные величины в других однородных единицах;
  8. использовать эти знания для решения различных задач;
  9. использовать эти правила для вычисления значений выражений;
  10. использовать эти знания для решения задач;
  11. применять данные правила при решении задач, уравнений и выражений;
  12. использовать эти знания для решения задач;
  13. использовать данную формулу при решении различных задач;
  14. узнавать и изображать эти фигуры, выделять в них существенные признаки;
  15. читать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом, уметь переводить понятия «увеличить (уменьшить) в…», разностного и кратного сравнения на язык арифметических действий;
  16. решать задачи на пропорциональную зависимость величин.

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки

Промежуточная и итоговая аттестация по математике осуществляется согласно Уставу образовательного учреждения и Положению об аттестации обучающихся начальной школы.

Оценка письменных работ по математике

Работа, состоящая из примеров:

«5» - без ошибок.

«4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки.

«3» - 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.

«2» - 4 и более грубых ошибки.

Контрольный устный счёт, состоящий из 10-12 заданий:

«5» - без ошибок. «4» - 1-2 ошибки. «3» - 3-4 ошибки. «2» - 5 и более ошибок.



Работа, состоящая из задач:

«5» - без ошибок.

«4» - 1-2 негрубых ошибки.

«3» -1 грубая и 3-4 негрубые ошибки.

«2» - 2 и более грубых ошибки.

Грубые ошибки:

1. Вычислительные ошибки в примерах и задачах.

2. Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий

3. Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действия, лишние действия).

4. Нерешённая до конца задача или пример.

5. Невыполненное задание.

Комбинированная работа:

«5» - без ошибок.

«4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.

«3» - 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным.

«2» - 4 грубые ошибки.


Негрубые ошибки:

1. Нерациональный приём вычислений.

2. Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи.

3. Неверно сформулированный ответ задачи.

4. Неправильное списывание данных (чисел, знаков).

5. Недоведение до конца преобразований.

Примечание. За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.

За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на 1 балл, но не ниже «3».


Материально-техническое обеспечение образовательного

процесса, осуществляемого по курсу «Математика»

  1. Программа Л.Г. Петерсон. Математика: программа начальной школы 1–4  «Учусь учиться» по  образовательной системе деятельностного метода обучения « Школа 2000…»
  2. Л.Г. Петерсон. Математика    Учебник: 4 класс.   В 3 частях
  3. Л.Г. Петерсон и др. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы: 4 класс. В 2 частях.
  4. Л.Г. Петерсон. Деятельностный метод обучения: образовательная система « Школа 2000...» .
  5. Л.Г. Петерсон. Математика: 4 класс. Методические рекомендации.
  6. Математика: 4 класс. Сценарии уроков по технологии деятельностного метода « Школа 2000...» . Под ред. Л.Г. Петерсон.

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках математики, относятся:

  1. проектор;
  2. компьютер.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Математика»

Дата

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Планируемые

 результаты

(предметные)

Планируемые результаты. Характеристика личности.

Личностные

УУД

Регулятивные

УУД

Познавательные   УУД

Коммуникативные  УУД

1ЧЕТВЕРТЬ (17 часов)                                          неравенства (7 часов)

1

Решение

неравенства

Урок открытия новых знаний

Нумерация многозначных чисел

Текущий: устный опрос

Иметь представление о решении неравенств, множестве решений неравенств, знаках

, , двойном неравенстве.

Решать неравенства на множестве целых  неотрицательных чисел на наглядной основе (числовой  луч), находить множество решений неравенства.

Читать и записывать неравенства − строгие, нестрогие, двойные и др.

Строить высказывания, используя логические связки « и», « или», обосновывать и опровергать высказывания (частные, общие, о существовании).

Упорядочивать информацию по заданному основанию.

Повторять основной материал, изученный в 3 классе: нумерацию, действия с многозначными числами, решение задач и уравнений изученных видов, множества и операции над ними и др.



Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

2

Множество решений.

Урок открытия новых знаний

Порядок действий в выражениях


Текущий: устный опрос

3

Знаки больше или равно и меньше

или равно.

Урок открытия новых знаний

Текущий контроль

Мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и в творческой деятельности.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать своё затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.

Освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях «автор», «критик», «понимающий», готовность вести диалог, признавать возможность и право каждого иметь своё мнение, способность аргументировать свою точку зрения.

4-5

Двойное неравенство.

Урок открытия новых знаний

Текущий: устный опрос

6

Закрепление изученного по теме «Неравенства».

Урок повторения изученного материала

Текущий: самостоятельная работа, с. 56

Раздел 3. оценка результатов арифметических действий (8 часов)

7

Оценка суммы.

Текущий: самостоятельная работа, с. 7–8, № 1 (а), 4, 5

Урок открытия новых знаний

Компоненты сложения

Иметь представление об оценке суммы

Мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и в творческой деятельности.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

Осуществлять анализ и синтез

Слушать  и слышать других, пытаться  принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения

8

Оценка разности.

Текущий: самостоятельная работа, с. 7–8, № 1 (б)

Урок открытия новых знаний

Компоненты разности. Понятия цена, количество, стоимость

Иметь представление об оценке разности

Мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и в творческой деятельности.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами различных предметных областей знания

Взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.

9

Оценка произведения.  

Текущий: самостоятельная работа, с. 7–8, № 2

Урок открытия новых знаний

Компоненты произведения

Иметь представление об оценке произведения

Мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и в творческой деятельности.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

10

Оценка частного. Текущий: самостоятельная работа, с. 7, № 3

Урок открытия новых знаний

Компоненты деления. Свойства сложения и умножения

Иметь представление об оценке частного

11

Административная входная контрольная работа

(40 минут)

Урок контроля

Итоговый контроль

Уметь выполнять прикидку действий с многозначными числами

Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью,  корректировать  свою деятельность;

Осуществлять  анализ и синтез;

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция

12

Прикидка результатов арифметических действий

 Текущий:

работа по карточкам

Урок открытия новых знаний

Сравнение числовых выражений

13

Закрепление по теме «Прикидка арифметических действий». Подготовка к контрольной работе

Урок рефлексии

Текущий:

фронтальный опрос

Уметь оценивать результаты арифметических действий

Дата

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Планируемые

 результаты

(предметные)

Планируемые результаты. Характеристика личности.

Личностные

УУД

Регулятивные

УУД

Познавательные   УУД

Коммуникативные  УУД

14

Комбинированная контрольная работа № 2 по теме «Неравенства» (40 минут)

Урок контроля

Итоговый контроль: контрольная работа к урокам

1–10

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция

Раздел 4. деление на двузначное и трехзначное число (6 часов)

14

Деление с однозначным частным.


Текущий контроль

Урок обучения умениям и навыкам

Деление на двузначное и трехзначное число. Общий случай деления многозначных чисел



Знать таблицу умножения и деления многозначных чисел на однозначное.

Уметь выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число

Наблюдать  зависимости между  компонентами и результатами арифметических действий, фиксировать их в речи и с помощью эталона.

Исследовать ситуации, требующие предварительной оценки, прогнозирования.

Прогнозировать результат вычисления, выполнять оценку и прикидку арифметических действий.

Сравнивать значения выражений на основе взаимосвязи между компонентами и результатами арифметических действий, находить значения числовых и буквенных выражений при заданных значениях букв, исполнять вычислительные алгоритмы.

Различать прямую, луч и отрезок, находить точки их пересечения, определять принадлежность точки и прямой, виды углов, многоугольников.


Уметь работать с правилом, проверять правильность выполнения действий с помощью прикидки, алгоритма, вычислений на калькуляторе.

Преобразовывать единицы длины, площади, выполнять с ними арифметические действия. Упрощать выражения, заполнять таблицы, анализировать данные таблиц.

Мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и в творческой деятельности.

Формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления.

Освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта.

Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.

15

Деление с однозначным частным.

Текущий: фронтальный опрос, индивидуальные задания

Урок рефлексии

Деление методом прикидки результата

16

Деление с однозначным частным (с остатком)

17

Деление на двузначное и трехзначное число.

Текущий: фронтальный и индивидуальный опрос.

Самостоятельная работа, с. 13–14

Урок открытия нового знания

Деление методом прикидки результата

Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний

18

Деление на двузначное и трехзначное число.

Текущий: самостоятельная работа, с. 15–16

Урок рефлексии

Деление методом прикидки резуль-тата

19

Деление на двузначное и трехзначное число.

Текущий: самостоятельная работа, с. 17–18, № 1, 2

Урок рефлексии

Деление методом прикидки результата

Осуществлять анализ и синтез;

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция

20

Деление на двузначное и трехзначное число, c 46-48

Комбинированный урок

Деление методом прикидки результата

21

Проверочная работа «Деление на двузначное и трёхзначное число»

Итоговый контроль.

Строить и применять алгоритмы деления многозначных чисел (с остатком и без остатка),

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция

Раздел 5. площадь фигуры (5 часов)

22

Оценка площади.

Текущий: самостоятельная работа, с. 17–18, № 2, 3, 4

Урок изучения нового материала

Границы площади любой фигуры

Знать название любой геометрической фигуры. Уметь находить границы площади любой фигуры,

Делать оценку площади, строить и применять алгоритм вычисления площади фигуры неправильной формы с помощью палетки.

Уметь Строить графические модели прямолинейного равномерного движения объектов, заполнять таблицы соответствующих значений величин, анализировать данные таблиц, выводить формулы зависимостей между величинами.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации.

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

создание моделей изучаемых объектов и процессов, решение коммуникативных и познавательных задач и др

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

23-24

Приближенное вычисление площади.

Текущий: самостоятельная работа, с. 19–20, № 1

Урок изучения нового материала

Деление с остатком на 10, 100, 1000

25

Деление многозначных чисел. Приближенное вычисление площадей

Закрепление пройденного материала

Соотношение между величинами

26

Контрольная работа №3. 

Итоговый контроль.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция

Раздел 6. дроби (37 часов)

27

Измерения и дроби.

Текущий: самостоятельная работа, с. 23, № 7

Изучение нового материала

Анализ и решение текстовой задачи

Уметь проводить анализ задачи по данному тексту

Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний

Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать своё затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.

Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

28

Из истории дробей.

Урок-путешествие

Общие понятия



Знать отличия правильной дроби от неправильной. 






Уметь: 

– читать и записывать дроби, наглядно изображать дроби с помощью геометрических фигур и точками числового луча;

– сравнивать, складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями;

– находить часть от числа, выраженную дробью,

29

Доли.

Текущий: фронтальный и индивидуальный опрос.

Самостоятельная работа, с. 23–24, № 1, 2, 3

Урок изучения нового материала

Доли. Операции над числами и функциональная зависимость величин. Доли. Сравнение долей

30

Сравнение долей.

Текущий: самостоятельная работа, с. 23–24, № 4, 5, 6

Урок изучения нового материала

Нахождение доли числа и числа по его доле. Процент. Общие понятия. Проценты. Дроби. Операции над числами и функциональная зависимость величин.

Мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и в творческой деятельности.

Формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления.

Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами различных предметных областей знания.

Умение работать в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении — готовность конструктивно их разрешать.

31

Нахождение доли числа.

Урок изучения нового материала

32

Проценты.

Текущий: самостоятельная работа, с. 25–26, № 4, 5

Урок изучения нового материала

33

Нахождение числа по доле.

Урок изучения нового материала

34

Нахождение числа по доле. Решение задач.

Текущий контроль

Урок закрепления пройденного материала

35

Итоговая контрольная работа за 1 четверть

спокойное отношение к ошибке как рабочей ситуации, требующей коррекции; вера в себя.

Опыт использования методов решения проблем творческого и поискового характера.

Осуществлять анализ и синтез;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

36

Нахождение числа по доле. Решение задач.

Текущий контроль

Урок закрепления пройденного материала

II четверть (28 часов)

37

Дроби.

Текущий:

работа по карточкам

Сравнивать доли и дроби (с одинаковыми знаменателями, одинаковыми числителями), записывать результаты сравнения с помощью знаков >, <, =.

Решать задачи на нахождение доли (процента) числа и числа по его доле (проценту), моделировать решение задач на доли с помощью схем.



Строить графические модели прямолинейного равномерного движения объектов, заполнять таблицы соответствующих значений величин, анализировать данные таблиц, выводить формулы зависимостей между величинами.

Находить часть (процент) числа и число по его части (проценту), моделировать решение задач на части с помощью схем.

Строить общую формулу площади прямоугольного треугольника: S = (a · b) : 2, использовать ее для решения геометрических задач.  

Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний

Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать своё затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и устранять причины затруднения.

Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

38

Сравнение дробей.

Текущий контроль

Комбинированный урок

Наглядное изображение дробей с помощью геометрических фигур и на числовом луче.

 Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями

и числителями. 

39

Дроби. Сравнение дробей (С–11)

Урок изучения нового материала

40

Нахождение части числа.

Текущий: устный опрос

Урок изучения нового материала

Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью,  корректировать свою деятельность;

Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать своё затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

41

Нахождение числа по его части.

Текущий контроль

Урок изучения нового материала

Свойства сложения и вычитания

42

Закрепление по теме «Дроби».    

Текущий: самостоятельная работа, с. 29–30

Урок закрепления пройденного материала

43

Площадь прямоугольного треугольника.

Урок изучения нового материала

Геометрические фигуры и величины. Прямоугольный треугольник, его стороны и площадь

Уметь 

Строить общую формулу площади прямоугольного треугольника: S = (a · b) : 2, использовать ее для решения геометрических задач.  

Мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и в творческой деятельности.

Формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления.

Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами различных предметных областей знания.

Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.

44

Деление и дроби.

 (II часть)

Урок изучения нового материала

Единицы времени, соотношения между ними

Строить графические модели прямолинейного равномерного движения объектов, заполнять таблицы соответствующих значений величин, анализировать данные таблиц, выводить формулы зависимостей между величинами.

45

Нахождение части, которую одно число составляет от другого.

Урок изучения нового материала

Зависимость между величинами: количество товара, цена, стоимость

Уметь решать задачи на установление зависимости между количеством товара, ценой и стоимостью

46

Нахождение части, которую одно число составляет от другого.

Контроль и учет знаний

Строить на наглядной основе и применять правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

47

Задачи на дроби

Урок закрепления пройденного материала

Находить часть (процент) числа и число по его части (проценту), моделировать решение задач на части с помощью схем.

48

Комбинированная контрольная работа № 4 по теме «Дроби» (40 минут)


Контроль и учет знаний

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция

Дата

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Планируемые

 результаты

(предметные)

Планируемые результаты. Характеристика личности.

Личностные

УУД

Регулятивные

УУД

Познавательные   УУД

Коммуникативные  УУД

49

Сложение дробей.

Урок изучения нового материала

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями Порядок действий в выражении

Различать правильные и неправильные дроби, иллюстрировать их с помощью геометрических фигур.

Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний

Формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления.

Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать своё затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

50

Вычитание дробей.

Комбинированный урок

Анализ и решение задач

Систематизировать решение задач на части (три типа), распространить их на случай, когда части неправильные.

51

Закрепление изученного по теме

«Сложение и вычитание дробей»

Урок закрепления пройденного материала

52

Правильные и неправильные дроби.

Текущий:

фронтальный опрос

Урок изучения нового материала

Анализ и решение задач

Изображать дроби и смешанные числа с помощью геометрических фигур и на числовом луче, записывать их, объяснять смысл числителя и знаменателя дроби, смысл целой и дробной части смешанного числа.

Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.

53

Правильные и неправильные части величин.

Текущий контроль

Урок изучения нового материала

Правильные

и неправильные дроби

Преобразовывать неправильную дробь в смешанное число, и обратно.

54

Задачи на части.

Текущий контроль

Урок изучения нового материала

Правильные

и неправильные дроби

Строить на наглядной основе и применять для вычислений алгоритмы сложения и вычитания смешанных чисел с одинаковыми знаменателями в дробной части, обосновывать с помощью алгоритма правильность действий, осуществлять пошаговый самоконтроль, коррекцию своих ошибок.

Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью,  корректировать свою деятельность

Осуществлять анализ и синтез;

55

Задачи на части.

Текущий: самостоятельная работа, с. 37–38

Урок закрепления пройденного материала

Три типа задач

на дроби

56

Смешанные числа.

Текущий:

работа по карточкам

Урок изучения нового материала

Смешанные числа

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

57

Выделение целой части из неправильной дроби.

Текущий контроль

Урок изучения нового материала

Деление с остатком

Уметь выделять целую часть из неправильной дроби. Представлять смешанное число в виде неправильной дроби


Уметь выделять целую часть из неправильной дроби. Представлять смешанное число в виде неправильной дроби

58

Закрепление изученного по теме «Выделение целой части из неправильной дроби»

Текущий: самостоятельная работа, с. 39–40

Урок закрепления пройденного материала

Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью,  корректировать свою деятельность

Осуществлять анализ и синтез;

Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.

59

Запись смешанного числа в виде неправильной дроби.

Текущий: самостоятельная работа, с. 41–42

Урок изучения нового материала

Представление смешанного числа в виде неправильной дроби

Уметь изображать дроби и смешанные числа с помощью геометрических фигур и на числовом луче, записывать их, объяснять смысл числителя и знаменателя дроби, смысл целой и дробной части смешанного числа.

60

Административная контрольная работа №5  за 1 полугодие (40 минут)

Итоговый контроль

Решать вычислительные примеры, текстовые задачи, уравнения и неравенства с использованием новых случаев действий с числами.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция

61

Сложение и вычитание смешанных чисел.

Текущий контроль

Урок изучения нового материала

Умножение и деление многозначных чисел

Преобразовывать неправильную дробь в смешанное число, и обратно.

Строить на наглядной основе и применять для вычислений алгоритмы сложения и вычитания смешанных чисел с одинаковыми знаменателями в дробной части, обосновывать с помощью алгоритма правильность действий, осуществлять пошаговый самоконтроль, коррекцию своих ошибок.

Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью,  корректировать свою деятельность;

Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать своё затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.

Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.

62

Сложение и вычитание смешанных чисел.

Текущий контроль

Урок закрепления пройденного материала

63

Сложение и вычитание смешанных чисел.

Текущий контроль

Урок закрепления пройденного материала

Правила действий

с 0 и 1

64

Сложение и вычитание смешанных чисел.

Текущий контроль:

самостоятельная работа, с. 45–46





Урок закрепления пройденного материала

Свойства сложения и вычитания

Дата

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Планируемые

 результаты

(предметные)

Планируемые результаты. Характеристика личности.

Личностные

УУД

Регулятивные

УУД

Познавательные   УУД

Коммуникативные  УУД

III четверть (44 часа)

65

Закрепление по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»

Текущий контроль

Урок закрепления пройденного материала

Порядок действий в выражениях

Решать вычислительные примеры, текстовые задачи, уравнения и неравенства с использованием новых случаев действий с числами.

Решать составные уравнения с комментированием по компонентам действий.

Составлять задачи по заданным способам действий, схемам, таблицам, выражениям

Осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью,  корректировать свою деятельность

Осуществлять анализ и синтез;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

66

Сложение и вычитание смешанных чисел.

Текущий контроль

Урок закрепления пройденного материала

Анализ и решение задач разного вида

Мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и в творческой деятельности.


Самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами различных предметных областей знания.

Умение работать в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении — готовность конструктивно их разрешать.

67

Сложение и вычитание смешанных чисел.

Текущий контроль 

Комбинированный урок

68

Комбинированная контрольная работа № 6 по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» (40 мин)

Контроль и учет знаний

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция

Раздел 7.  координатный луч (4 часа)

69

Шкалы.

Текущий контроль

Урок изучения нового материала

Координаты на луче и плоскости. Диаграммы. Графики

Анализ и решение задач разного вида. Величины. Единицы измерения

Определять цену деления шкалы, строить шкалы по заданной цене деления, находить число, соответствующее заданной точке на шкале.

осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.

работать по плану, сверяя свои действия с целью,  корректировать свою деятельность

Осуществлять анализ и синтез;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

70

Числовой луч.

Текущий контроль

Урок изучения нового материала

71

Координаты на луче.

Текущий контроль

Изображать на числовом луче натуральные числа, дроби, сложение и вычитание чисел.

Определять координаты точек координатного луча, находить расстояние между ними.

72

Расстояние между точками координатного луча.

Текущий. Самост. раб, с. 49–50, № 1, 2

Урок изучения нового материала

Расстояние между точками координатного луча. Движение точек по координатному лучу

73

Движение по координатному лучу

Текущий контроль

Урок изучения нового материала

Решение задач на движение

Строить модели движения точек на координатном луче по формулам и таблицам.

осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.

работать по плану, сверяя свои действия с целью,  корректировать свою деятельность

Осуществлять анализ и синтез;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

74

Движение по координатному лучу.

Текущий. Самостоятельная работа,

с. 51-52, № 1, 2

Урок закрепления пройденного материала

Раздел 8. задачи на движение (20 часов)

75

Одновременное движение по числовому лучу.

Текущий контроль

Урок открытия новых знаний

Движение точек по координатному лучу Действия с именованными числами

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом

Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний

Самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

решение коммуникативных и познавательных задач и др

Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

76

Скорость сближения и скорость удаления.

Текущий контроль

Урок открытия новых знаний

Определение начала движения, расстояния между движущимися объектами

Систематизировать виды одновременного равномерного движения двух объектов: навстречу друг другу, в противоположных направлениях, вдогонку,  с отставанием.

Осуществлять анализ и синтез;

77

Скорость сближения и скорость удаления.

Текущий.

Самостоятельная работа, с. 53–54

Урок повторения изученного материала

Зависимость между величинами, характеризующими движение

Исследовать зависимости между величинами при одновременном равномерном движении объектов по координатному лучу, заполнять таблицы, строить формулы скорости сближения и скорости удаления объектов (v сбл. ×  = v1 +  v2  и vуд. ×  = v1 −  v2.), применять их для решения задач на одновременное движение.

работать по плану, сверяя свои действия с целью,  корректировать свою деятельность

Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать своё затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты

78

Закрепление. Проверочная работа.

Урок повторения изученного материала

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция

79

Встречное движение.

Урок введения новых знаний

Зависимость между величинами, характеризующими движение

Формулы одновременного движения

Исследовать изменение расстояния между одновременно движущимися объектами для всех 4 выделенных случаев одновременного движения, заполнять таблицы, выводить соответствующие формулы, применять их для решения составных задач на одновременное движение.

Мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и в творческой деятельности.

работать по плану, сверяя свои действия с целью,  корректировать свою деятельность

Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать своё затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты

Дата

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Планируемые

 результаты

(предметные)

Планируемые результаты. Характеристика личности.

Личностные

УУД

Регулятивные

УУД

Познавательные   УУД

Коммуникативные  УУД

80

Движение в противоположных направлениях.

Текущий: самостоятельная работа, с. 57–58

Урок введения новых знаний

Формулы одновременного движения

Строить формулу одновременного движения (s = vсбл. × tвстр.), применять ее для решения задач на движение.

Мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и в творческой деятельности.


Самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами различных предметных областей знания.

Умение работать в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении — готовность конструктивно их разрешать.

81

Движение вдогонку.

Текущий контроль

Урок открытия новых знаний

Формулы одновременного движения

Решение задач

с опорой на схемы

82-83

Движение с отставанием.

Урок открытия новых знаний

Анализ и решение задач разного вида

Решать вычислительные примеры, текстовые задачи,

уравнения и неравенства изученных типов.


Строить формулы зависимостей между величинами на основе анализа данных таблиц.


Выполнять задания поискового и творческого характера.

84

Формула одновременного движения.

Текущий:

самостоятельная работа, с. 59–60

Урок открытия новых знаний

Формулы Р и S прямоугольника.  Распознавание геометрических фигур (луч, прямая, отрезок)

Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.

работать по плану, сверяя свои действия с целью,  корректировать свою деятельность

Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать своё затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты

85-86

Закрепление изученного по теме «Задачи на встречное движение»,

Текущий контроль

Урок повторения

Единицы длины. Соотношения между ними

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;


Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами различных предметных областей знания.


Умение работать в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих разрешать.

87-88

Задачи на движение.

Текущий: самостоятельная работа, с. 61–62

Урок повторения изученного

Масса. Единицы массы

Формулы площади и периметра прямоугольника

89-90

Задачи на движение.

Урок повторения изученного

Нумерация многозначных чисел

91

Комбинированная контрольная работа №7 по теме «Задачи на одновременное движение» (40 минут)

Урок контроля

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция

92

Действия над составными именованными величинами.

Урок введения новых знаний

Именованные

числа

Знать: соотношения между изученными единицами длины, площади, массы

Уметь: 

– сравнивать величины по их числовым значениям;

– выражать данные величины в различных единицах

Уметь: преобразовывать, сравнивать, складывать, вычитать, умножать и делить на число значения величин.

Исследовать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения площади к другим.

Упорядочивать единицы площади и устанавливать

соотношения между ними.

Мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и в творческой деятельности.

работать по плану, сверяя свои действия с целью,  корректировать свою деятельность

Осуществлять анализ и синтез;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

93

Новые единицы площади.

Урок введения новых знаний

Единицы измерения величин

94

Закрепление изученного. Проверочная работа  по теме: «Действия над составными именованными числами»

Урок обобщения изученного

Нумерация многозначных чисел

Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.

работать по плану, сверяя свои действия с целью,  корректировать свою деятельность

Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать своё затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты

Раздел 9. углы. построение. измерение (11 часов)

95

Сравнение углов.

Текущий: фронтальный и индивидуальный опрос

Урок введения новых знаний

Действия с именованными числами

Уметь использовать приобретенные знания и навыки при выполнении практических работ, преобразовывать, сравнивать, складывать, вычитать, умножать и делить на число значения величин.

Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний

Самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;


Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами различных предметных областей знания.


Умение работать в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих разрешать.

96

Развернутый угол. Смежные углы.

Текущий контроль

Урок введения новых знаний

Нумерация многозначных чисел

Моделировать разнообразные ситуации расположения углов в пространстве и на плоскости, описывать их, сравнивать углы на глаз, непосредственным наложением и с помощью различных мерок.

97

Измерение углов.

Текущий контроль

Урок введения новых знаний

Величины. Единицы измерения

98

Угловой градус.

Текущий: фронтальный опрос

Урок введения новых знаний

Порядок действий в выражении

99

Транспортир.

Текущий контроль

Урок введения новых знаний

Измерять углы и строить с помощью транспортира.

100

Закрепление изученного по теме «Измерение углов», с. 22–25

Текущий контроль

Урок повторения изученного

Анализ и решение задач разных видов


Распознавать и изображать развернутый угол, смежные и вертикальные углы, центральные и вписанные в окружность углы.


Исследовать свойства фигур с помощью простейших построений и измерений (свойство суммы углов треугольника, центрального угла окружности и т.д.),

 выдвигать гипотезы, делать вывод об отсутствии у нас пока метода их обоснования.  

Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как рабочей ситуации, требующей коррекции; вера в себя.

Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами различных предметных областей знания.

Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.

101

Закрепление изученного по теме «Измерение углов», с. 26–29

Текущий: самостоятельная работа, с. 69–70

Урок повторения изученного

Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них

102-

103

Построение углов с помощью транспортира, с. 30–33

Текущий контроль

Урок введения новых знаний

104-

105

Построение углов с помощью транспортира, с. 34–36

Текущий: самостоятельная работа, с. 71–72

Урок повторения изученного

Анализ и решение задач

106

Итоговая контрольная работа

Урок контроля знаний

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция

107

Закрепление

 изученного

Урок повторения изученного

Мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и в творческой деятельности.

работать по плану, сверяя свои действия с целью,  корректировать свою деятельность

Осуществлять анализ и синтез;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

IV четверть (28 часов)  Раздел 10. диаграммы (6 часов)

108

Круговые диаграммы.

Текущий контроль

Урок введения новых знаний

Круговые диаграммы Нумерация многозначных чисел


Читать, строить, анализировать и интерпретировать данные круговых, столбчатых и линейных диаграмм.


Находить необходимую информацию в учебной и справочной литературе.




Строить формулы зависимостей между величинами на основе анализа данных таблиц.

Систематизировать изученные формулы зависимостей между величинами.

Выполнять задания поискового и творческого характера.

Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью,  корректировать свою деятельность

Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать своё затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.

Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты

109

Столбчатые и линейные диаграммы. Текущий контроль

Урок введения новых знаний

Столбчатые и линейные диаграммы


Анализ и решение задач разного вида

Порядок действий в выражениях

110

Закрепление изученного по теме «Виды диаграмм»

Текущий: самост. работа, с. 73–74

Урок рефлексии

111

Закрепление по теме «Виды диаграмм».

Координатный угол. Игра «Морской бой».

Текущий контроль

Урок повторения изученного

Мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и в творческой деятельности.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью,  корректировать свою деятельность

Осуществлять анализ и синтез;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

112

Комбинированная контрольная работа №8 по теме «Диаграммы», с. 75 (40 минут) 

Урок контроля

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция

Раздел 11. графики (13 часов)

113

Передача изображений.

Текущий:

самостоятельная работа, с. 77–78

Урок введения новых знаний

Анализ и решение задач. Действия с именованными числами. Порядок действий в выражении

Уметь: строить координатный угол, обозначать начало координат, ось абсцисс, ось ординат, координаты точек внутри угла и на осях, определять координаты точек, строить точки по их координатам.

Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как рабочей ситуации, требующей коррекции; вера в себя.

Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами различных предметных областей знания.

Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.

114

Координаты на плоскости.

Текущий контроль

Урок введения новых знаний

Решение задач на движение

115

Построение точек по их координатам.

Текущий контроль

Урок введения новых знаний

Единицы измерения величин. Площадь фигуры

116

Точки на осях координат.

Текущий контроль

Урок введения новых знаний

117

Построение фигур по координатам

Текущий контроль

Урок введения новых знаний

Программа действий в выражении

Уметь: кодировать и передавать изображения, составленные из одной или нескольких ломаных линий.

Строить графики движения по словесному описанию, формулам, таблицам.

Читать, анализировать, интерпретировать графики движения, составлять по ним рассказы.

Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать своё затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты

118

Построение фигур по координатам

Текущий:

самостоятельная работа, с. 79–80

Урок повторения изученного

119

График движения.

Текущий контроль

Урок открытия новых знаний

120

График движения.

Текущий контроль

Урок повторения изученного

Свойства сложения и вычитания


Решать вычислительные примеры, текстовые задачи, уравнения и неравенства изученных типов, сравнивать и находить значения выражения на основе свойств чисел и взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий, вычислять площадь фигур и объем прямоугольного параллелепипеда.

121

График движения.

Текущий: работа по карточкам

Урок повторения изученного

Сравнение выражений

122

Закрепление изученного по теме «График движения».

Текущий контроль

Урок повторения изученного

Анализ и решение задач разных видов

Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью,  корректировать свою деятельность

Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать своё затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.

Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты

123

Закрепление изученного по теме «График движения»

Текущий: самостоятельная работа, с. 81-82

Урок обобщения изученного

Формулы площади и периметра прямоугольника

124

Закрепление изученного по теме «График движения»

Текущий:

самостоятельная работа, с. 81-82

Урок

контроля

Формулы площади и периметра прямоугольника

Мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и в творческой деятельности.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью,  корректировать свою деятельность

Осуществлять анализ и синтез;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

125

Комбинированная контрольная работа №9 по теме «Графики движения», с. 83–84 (40 минут)

Урок

 контроля

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция

Раздел 12. повторение изученного за 4 класс (16 часов)

126

Повторение по теме «Нумерация многозначных чисел».

Текущий контроль

Урок повторения изученного

Последовательность чисел в пределах 100000, читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000000

Уметь: 

– вычислять периметр, площадь прямоугольника

(квадрата),

Мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и в творческой деятельности.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью,  корректировать свою деятельность

Осуществлять анализ и синтез;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

127

Повторение по теме «Письменные приемы сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел»

Текущий: самостоятельная работа, с. 85 (15 минут)

Урок повторения изученного

Письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление на однозначное и двузначное число)

Уметь: 

– вычислять периметр, площадь прямоугольника

(квадрата),

Знать правила порядка выполнения действий.

Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью,  корректировать свою деятельность

Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать своё затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.

Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты

128

Повторение по теме «Свойства сложения и умножения»

Текущий контроль

Урок повторения изученного

Свойства арифметических действий

Знать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях

Дата

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Планируемые

 результаты

(предметные)

Планируемые результаты. Характеристика личности.

Личностные

УУД

Регулятивные

УУД

Познавательные   УУД

Коммуникативные  УУД

129

Повторение по теме «Свойства сложения и умножения»

Урок повторения изученного

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом

Мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и в творческой деятельности.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью,  корректировать свою деятельность

Осуществлять анализ и синтез;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

130

Повторение по теме «Формулы движения»

Урок повторения изученного

131

Повторение по теме «Задачи на нахождение части числа и числа по его части»

Текущий:

самостоятельная работа с. 87(15 мин)

Урок повторения изученного

Уметь находить часть от числа и число по его части, выраженной дробью

Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью,  корректировать свою деятельность

Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать своё затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.

Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты

132

Повторение по теме «Формулы нахождения Р, S, V»

Урок повторения изученного

Повторять и систематизировать изученные знания.

133

Повторение по теме «Действия с именованными числами»

Текущий:

самостоятельная работа с. 88, (15 мин)

Урок повторения изученного

Уметь:

– выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число)

Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью,  корректировать свою деятельность

Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать своё затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.

Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты

134

Повторение по теме. Умножение и деление многозначных чисел»

Урок повторения изученного

Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях.

135

Переводная контрольная работа

(40 минут)

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция

136

Работа над ошибками

Урок повторения изученного

Мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и в творческой деятельности.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью,  корректировать свою деятельность

Осуществлять анализ и синтез;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...