Проект урока
план-конспект урока (математика, 3 класс) по теме

Урок математики. 3 класс. Многозначные числа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka1.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образованием

Администрации Павловского района

ПРОЕКТ  УРОКА

Предмет:         математика

Класс:               3 класс

Тема:                «Многозначные числа»

Программа:     Л.Г .Петерсон. Математика,

                       М., «Просвещение», 2000г.

Учебник:         Математика. Учебник для  3 класса, часть 1,

                          Л.Г.Петерсон, М., «Ювента», 2008 г.

Тип урока:        Закрепление.

                                                             Аттестационная работа

                                                             учителя начальных классов

                                                             средней общеобразовательной

                                                             школы № 9 с углублённым

                                                             изучением отдельных предметов

                                                             Колосковой Надежды Львовны.

                                                             Образование – среднее-специальное.

                                                            Стаж работы по специальности -17 лет.

г.Павлово

2009г.

Тема:        «Многозначные числа».

                    (учебник Л.Г.Петерсон. «Математика» 3 класс, 1 часть.)

Цели:

  1. Формирование  познавательной мотивации на основе эмоциональной и социальной мотивации посредством содержания и вариативности заданий;
  2. Развитие логического мышления: мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения) при выполнении заданий разминки, решение задачи, повторении изученных приёмов сложения, вычитания и умножения, самостоятельной работы.
  3. Развитие  навыков самоконтроля на основе взаимоконтроля.
  4. Закрепление умения выполнять действия с многозначными числами, знания нумерации чисел, решать задачи.
  5. Развивать произвольное внимание  при работе с планом урока.
  6. Формирование умения общаться и работать в группах (коммуникативные навыки).


План урока с хронометражем:

  1. Орг.момент                                                                                  2 мин.
  2. Сообщение темы урока                                                              1 мин.
  3. Планирование работы                                                                1 мин.
  4. Разминка (актуализация знаний,умений,навыков):
  1. чистописание;                                                                    3 мин.
  2. дидактическая игра «Муха»                                             3 мин.
  3. фронтальная работа – решение примеров                      7 мин.

5.Самостоятельная работа – задания по выбору.                          6 мин.

6.Ф/к минутка с заданием.                                                               4 мин.

7.Работа в группах.                                                                          10 мин.

8.Итоги, самооценивание.                                                               2 мин.

9.Домашнее задание.                                                                        1 мин.


Описание исходного уровня знаний,

умений и навыков учащихся.

К моменту проведения данного урока:

  1. Учащиеся знают название компонентов и результатов арифметических действий и зависимости между ними.
  2. Знакомы с нумерацией многозначных чисел.
  3. Знают и умеют представлять многозначные числа в виде суммы разрядных слагаемых.
  4. Знают и умеют использовать приёмы сложения и вычитания многозначных чисел.
  5. Знают и умеют использовать приёмы умножения многозначных чисел на однозначное число, круглое число.
  6. Знают и умеют применять правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками, без скобок.
  7. Имеют определённые знания при решении простых и составных задач:
  1. навыки чтения;
  2. представления о смысле арифметических действий, их взаимосвязи;
  3. основные мыслительные операции ( анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);
  4. умение описывать предметные ситуации и переводить их на язык схем и математических символов.

Оборудование:

1.Учебник Л.Г.Петерсон «Математика» 3 класс (учитель, учащиеся).

2.Рабочая тетрадь по математике (учащиеся).

3.ТСО для показа компьютерной презентации (учитель).

4.Карточки для выполнения самостоятельной работы во время разминки (учащиеся).

5.Карточки для работы в группах (учащиеся).

6.Условные обозначения этапов урока (учитель).

7.Карточки с цифрами (учащиеся).


Список литературы:

1.Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей.- Ярославль «Академия развития», 1997.

2.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.,1995.

3.Педагогическаядиагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению трудностей//Начальная школа.1999. №8.С.5.

4.Петерсон Л.Г. Математика. 3 класс. – М., «Ювента», 2008г.

5.Петерсон Л.Г. Математика. 3 класс. Методические рекомендации. –

 М., «Ювента», 2004г.

6.Познавательные возможности использования числовых данных на уроках математики//начальная школа.2000. №5.С.69.


Место урока в разделе школьной программы

по математике.

№ урока

Тема урока

17

Как люди научились считать.

18

Контрольная работа.

19

Работа над ошибками.

20

Системы счисления.

21-27

Многозначные числа.

28-30

Повторение.

31

Контрольная работа.

32

Работа над ошибками.


Конспект урока с обоснованием

Содержание

урока

Психолого -

педагогическое обоснование деятельности учителя

Ожидаемые результаты со стороны ученика

1.Орг.момент.

У. – Прозвенел звонок, мы начинаем урок. Пусть наша совместная  работа порадует нас всех.

У. - Садитесь.Ребята, а с каким настроением вы пришли сегодня на урок? Давайте сложим в кулачок все отрицательные эмоции (обиду,грусть,злость…),

дунем на него,чтобы они исчезли.А себе оставим те положительные эмоции, которые хотите сами и желали бы подарить другим.

У. – Проверим готовность к уроку математики.Хозяин на уроке – учебник, его помощники – тетрадь, пенал.

2.Сообщение темы урока.

У. – Сегодня на уроке мы закрепим знания и умения, которые получили на предыдущих уроках.

3.Планирование работы.

У.- Познакомьтесь с планом урока.(На доске условные значки – названия этапов урока).

Этапы урока называют учащиеся.

План:

1.Чистописание (учимся писать красиво).

2.Разминка(играем и вспоминаем всё,что знаем).

3.Самостоятельная работа (применяем знания).

4.Ф/к минутка с заданием (отдыхаем с толком).

5.Работа в группах (придётся поломать голову).

6.Итог урока (внимание, это важно).

Самооценка.

7.Домашнее задание.

4.Разминка.

а)У. – Продолжаем наше путешествие в мир чисел.

(на экране появляются числа).Дети называют каждое число, записывают в тетрадь.

Числа:79.618

           23.410

           120.501

           2

У. – Какое число лишнее? Почему?

(2 – однозначное число;

23.410-круглое число;

120.501 – нечётное).

б)дидактическая игра «Муха»

(На экране появляются числа,на одном числе сидит «муха»,по мере продвижения «мухи» появляются числа).

У. – Облокотитесь на спинку стула и расслабтесь.Поиграем в «Муху». Закройте глаза.

У. – «Муха» движется вниз,а потом вправо – число…(Дети хором называют число).

У. – Откройте глаза, прочитайте число.Что обозначает цифра … в записи этого числа? Какая цифра стоит в классе … в разряде ….

(Эта работа проводится с каждым числом).

в) фронтальная работа

У. – Запишем в виде суммы разрядных слагаемых число, сумма цифр которого самая большая.Как найти это число не считая?

(79.618=70.000+9.000+ +600+10+8)

У. – Найти сумму 5-ти значных чисел.

   79.618

  23.410

103.028

У. – Прочитайте это выражение разными способами.

1способ:

Сумма чисел 79.618 и 23.410 равна 103.028

2 способ:

1 слагаемое – 79.618

2 слагаемое – 23.410

Сумма – 103.028

3 способ:

79.618 увеличить на 23.410 получится 103.028

У. – Найти разность     6-ти значного числа и  5-ти значного числа, у которого в классе тысяч в разряде десятков стоит цифра 2.

   120.501

    23.410

   97.091

У. – Прочитайте это выражение с названием компонентов.

У. – Выполните умножение в столбик  5-ти значного круглого числа на однозначное. Какое правило нужно помнить, чтобы записать этот пример? (под нулём не пишем)

  23.410

        2

 46.820

5.Самостоятельная работа.

У. – Ребята, какая работа по плану следует дальше?

Д.- Самостоятельная работа.

У. – Верно,сейчас вы выполните самостоятельно тест. Задания будут трёх уровней по степени сложности.

(наэкране появляются задания)

У. – Познакомтесь с заданиями.Какие задания вы выбрали? Обоснуйте свой выбор.

(У детей на партах лежат тесты, каждый выбирает свой уровень)

- Приступайте к работе, выполненные вами задания мы потом проверим. На выполнение задания вам даётся 5 минут.

Задания:

*

1.Обведи кружком

5-ти значное число:

а) 45.105

б) 3.576

в) 498

2.Обведи кружком правильную запись числа одна тысяча сто:

а) 100

б) 101

в) 1.100

3.Обведи кружком правильную запись числа 568 в виде суммы разрядных слагаемых:

а)500+600+8

б) 500+60+8

в)560+8

4.Найди закономерность и продолжи ряд на одно число:

123,345,567, …

**

1. Обведи кружком

7-ти значное число:

а) 5.105.600

б) 33.576

в) 415.134

2.Обведи кружком правильную запись числа двадцать одна тысяча сто:

а) 21.010

б) 2.101

в) 21.100

3.Обведи кружком правильную запись числа 9.503 в виде суммы разрядных слагаемых:

а)9.000+503

б) 9.000+500+3

в)900+500+3

4.Найди закономерность и продолжи ряд на одно число:

987,765,543,…

***

1. Обведи кружком

число,в котором цифра 5 стоит в разряде десятков:

а) 250

б) 905

в) 506

2.Обведи кружком правильную запись числа шесть тысяч девять:

а) 6.909

б) 6.090

в) 6.009

3.Обведи кружком правильную запись числа 96.210 в виде суммы разрядных слагаемых:

а)96.000+210

б) 90.000+600+200+10

в)9.000+500+3

4.Найди закономерность и продолжи ряд на одно число:

123,234,345,…

У.- Проверим правильность выполненного задания. Взаимопроверка.

(на экране появляются правильные ответы)

  1. а
  2. в
  3. б
  4. *  789

**321

***456

У.- Поменяйтесь тетрадями. Встаньте у кого всё верно. Молодцы!

6.Ф/к минутка  с заданием.

У.- У вас у каждого на парте лежит карточка с цифрой. Давайте составим  3 числа. У каждого ряда своё. У какого ряда число будет наибольшим? Почему? (у 2 ряда,т.к. там больше учеников, чем на 1 и 3 рядах).

У.- Выходят дети 1 ряда. Встаньте в порядке возрастания. Разбейтесь на классы. Прочитаем число. Я буду называть класс и разряд – этот ученик делает шаг вперёд. Остальные проверяют, если не согласны – исправляем.

12.345.678

- класс млн,разряд дес.;

-класс тыс.,разр. сот.;

-класс ед.,разр. ед.

У. – Выходят дети 3 ряда. Встаньте в порядке убывания. Разбейтесь на классы. Прочитаем число.

87.654.321

(Проводится аналогичная работа)

У.- У какого ряда число больше? Почему, ведь цифры одинаковые?

У.- Выходят  дети 2 ряда. Встаньте как хочется, но чтобы одинаковые цифры были рядом. Разбейтесь на классы. Прочитаем число. . повторяется?

1.223.456.789

У.- А теперь встаньте так, чтобы цифра 5 была в 1 классе, цифра 8 во 2 классе, а одинаковые цифры в 3 классе. Прочитаем число.

У.- Молодцы. Вы были внимательны и справились с заданиями.

8.Работа в группах.

У.- Давайте обратимся к нашему плану урока и определим следующий этап.Итак, мы будем работать в группах. У каждой группы есть карточка с заданием.    Внимательно прочитайте задание, после выполнения ответ вывешиваете на доску.

( У каждой группы одинаковая задача, но дополнительный вопрос у групп разный)

Задача.

В одной школе учатся 1390 учеников, во 2 школе на 82 ученика больше, чем в 1 школе, а в 3 школе на 472 ученика меньше, чем во 2 школе.Сколько всего учеников в трёх школах?

1 группа – В ответе подчеркните цифру, которая обозначает  2 класс разряд единиц.

3.862

2 группа – В ответе подчеркните цифру, которая обозначает  1класс разряд сотен.

3.862

3 группа – В ответе подчеркните цифру, которая обозначает  2 класс разряд десятков.

3.862-ловушка

4 группа – В ответе подчеркните цифру, которая обозначает  1класс разряд десятков.

3.862

5 группа – В ответе подчеркните цифру, которая обозначает  1 класс разряд единиц.

3.862

У.- Давайте проверим ваши работы и подведём итог. Что вы заметили? Послушаем каждую группу, проверяем.Если не согласны, исправляем ошибку.(На наборном полотне выставлены ответы каждой группы).

8.Итоги, самооценивание.

У.- Ребята, посмотрим на план работы. Чем мы сегодня занимались на уроке? Что для вас было легко? Что было ещё трудно? А что показалось самым интересным? Закрасьте свой круг .

Н -  настроение

А – активность

С – сложность

высокий

средний

низкий

        А        Н

С

9.Домашнее задание.

У.- Домашнее задание будет творческим. Придумайте 3 числа:

5-ти значное,

6-ти значное,

7-ми значное.

Каждое число представьте в виде суммы разрядных слагаемых. Затем запишите всевозможные  выражения с этими числами на сложение и вычитание, найдите результат.

У.- Урок окончен.

Я довольна вашей работой.

Психологическая установка на работу, эмоциональный настрой, снятие напряжения. Ситуация успеха на работу.

Акцентируем внимание, формирование самоконтроля.

Идёт работа по развитию операционного компонента учебной деятельности – формирование внутреннего плана действий с помощью планирования работы на уроке, формирование познавательной мотивации на основе эмоциональной мотивации при знакомстве с планом работы.

Актуализация знаний, умений и навыков.

Развитие операционного компонента учебной деятельности, а именно операций анализа,синтеза. Используется диалоговая форма работы.

Мотивационный компонент учебной деятельности: эмоциональная мотивация, применение метода дидактической игры способствует повышению познавательной активности детей. Развитие пространственного мышления детей. Смена видов деятельности. Предупреждение близорукости.

Задания подобраны таким образом, чтобы повторить все виды работы с многозначными числами.

Развитие операционной части учебной деятельности, а именно произвольного внимания, мыслительных операций. Развиваю математическую речь детей.Этап громкой внешней речи (по теории П.Я.Гальперина).

Выполнение заданий на отработку имеющихся знаний о многозначных числах. Развитие операционного компонента учебной деятельности – развитие плана действий с помощью планирования работы на уроке.Метод самостоятельной работы. Развитие мотивационного компонента учебной деятельности – познавательной мотивации на основе эмоциональной при выборе задания. Дифференциация по уровню сложности.

Развитие регулирующей части учебной деятельности – итогового самоконтроля на основе взаимопроверки. Используется работа в парах. Осуществление обратной связи через экран.

Мотивационный компонент учебной деятельности – эмоциональная мотивация.Смена вида деятельности, смена позы – релаксауия    (мышечное  расслабление ) формирование познавательной мотивации.

Перенос знаний в новые условия.

Дифференциации нет, т.к. материал должны повторить все. Работа в группах – развитие коммуникативных навыков.Дети самостоятельно анализируют учебный материал – исследовательский метод.

Развитие регулирующей части учебной деятельности – итогового самоконтроля.

Используется средство обратной связи – наборное полотно.

Работа по развитию регулирующего компонента учебной деятельности, а именно развитие рефлексии при подведении итогов; операционного компонента, а именно логического мышления – операции обобщения с помощью зрительной и слуховой опоры. Развитие регулирующего  компонента учебной деятельности – формирование адекватной самооценки.

Развитие творческих способностей детей. Мотивационный компонент учебной деятельности – познавательной мотивации на основе эмоциональной мотивации – выполнение задания творческого характера.

Положительный настрой для дальнейшей работы.

Ученики приветствуют учителя, принимают настрой учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Ученики настраиваются на работу на уроке.

Учащиеся включаются в процесс работы, внимательно слушают одноклассника, вырабатывая привычку слушать говорящего.

Ученики демонстрируют свои знания, внимательно слушая друг друга, исправляя ответы в случае ошибки.

Смена позы – релаксация (мышечное расслабление).

Дети развивают математическую речь.

Развитие логического мышления, вычислительных навыков.

Ученики слушают учителя, сосредотачивают своё внимание на заданиях.

Знакомятся с заданиями по выбору, оценивают свои возможности и делают выбор.

Выполняют самостоятельную работу.

Демонстрируют результаты, проверяют рабаты друг друга.

Снятие усталости. Дети демонстрируют свои знания в новых условиях.

Ученики работают в группах, обсуждают решение, выполняют задание.

Дети внимательно слушают ответы каждой группы, участвуют в дискуссии.

Учащиеся анализируют полученные знания на уроке, высказывают своё мнение.

Ученики оценивают урок, оценивают свою работу.

Учащиеся внимательно слушают домашнее задание, уточняют, задают вопросы, открывают дневники, записывают задания.

Ученики принимают похвалу.


Самоанализ проекта урока.

Я работаю в 3 «А» классе по программе  «Математика» Л.Г.Петерсон. Проект по теме «Многозначные числа».

В классе 26 человек: 17 девочек и 9 мальчиков. 34,6% (9человек) соответствует высокому уровню развития, 46,1% (12 человек) – среднему уровню и 19,2% (5 человек) – ниже среднего.

Наряду с эмоциональной мотивацией преобладающей становится учебно – познавательная мотивация, развита любознательность, высокий интерес к трудным заданиям. Ребята быстро включаются в работу, принимают учебную задачу и способны удержать её до конца. Все склонны к процессу сотрудничества, умеют работать в парах, группах.

Исходя из выше сказанного, я думаю, что используемые мною цели на уроке математики по теме «Многозначные числа» позволяют добиться:

  1. Формирования познавательной мотивации на основе эмоциональной и социальной мотивации посредством содержания и вариативности заданий–мотивационный компонент учебной деятельности-на этапах: планирования работы, разминки ( дидактическая игра»Муха»).
  2. Развития логического мышления: мыслительных операций ( анализа, синтеза, классификации, сравнения, обобщения) при выполен6ии заданий на этапах  разминки, ф/к минутки с заданием, самостоятельной работы.
  3. Развитие самоконтроля – регулирующего компонента учебной деятельности: итогового самоконтроля ( на этапах самостоятельной работы, работы в группах), пошагового самоконтроля  ( на этапах чистописания, фронтальной работы), прогностической самооценки   (на этапе самостоятельной работы – задания по выбору), адекватной самооценки ( подведение итогов урока).
  4. Обобщение знаний о многозначных числах, применять знания на практике (на этапах разминки, самостоятельной работы, работы в группах).
  5. Развитие математической речи происходит в течение всего урока.
  6. Формирование желания общаться, доброжелательного отношения друг к другу, умения принимать единое решение во время групповой формы работы (коммуникативные навыки).
  7. Создание условий для сохранения психического и физического здоровья учащихся на уроке посредством здоровьесберегающих технологий, форм и методов обучения.

Урок развивающий, т.к. идёт работа по развитию всех трёх компонентов учебной деятельности, а именно:

  1. Развитие познавательной мотивации
  2. Развитие операционного компонента
  3. Развитие рефлексии

Высокая работоспособность детей в течение всего урока обеспечивалась сменой форм обучения: фронтальной, самостоятельной, групповой.

Для снятия эмоционального напряжения, утомления учащихся применялись: дидактическая игра, физкультминутки, групповая форма работы, эмоциональная передача учебного материала.

Созданию благоприятного психологического климата способствовало: включение учеников в учебную дискуссию, доступность информации, использование НИТ как средства наглядности, доброжелательное отношение к ученикам за счёт тактичного, демократичного стиля общения учителя, похвала, одобрение, уважения к личности ребёнка.

На уроке осуществлялась и дифференцированная работа с целью лучшего усвоения  по уровню сложности – критерий: скорость мышления, уровень работоспособности ( работа в группах, задания по выбору)

Использовалась обратная связь (самоконтроль, самооценка).

Время на уроке распределялось рационально.

Применение на уроке технологий личностно-ориентированного, дифференцированного, ненасильственного, рефлексивного, диалогового обучения, использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу, чередование всех видов деятельности, создание благоприятного психологического фона на уроке способствует предупреждению гиподинамии, сохранению и укреплению здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по модулю "Основы православной культуры." Тема урока: "Христос и его крест"

Данная работа была защищена на курсах повышения квалификации . Смерть Иисуса Христа на кресте - центральный образ христианского искусства. Значение крестной казни Христа в том ,что « Он снизошел быть...

урок-проект урока математики 2 класс

урок-проект математика 2 класс . Тема: "Узоры и орнаменты на посуде"...

урок-проект урока математики 2 класс

урок-проект математика 2 класс . Тема: "Узоры и орнаменты на посуде"...

Педагогический проект «Урок-проект «Театр кукол»

Пояснительная запискапедагогического проекта «Урок-проект «Театр кукол».Данный проект разработан для проведения урока изобразительное искусство по программе «Изобразительное искусство и художественный...

Проект урока русского языка, 4 класс Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка

Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка...