Рабочая программа по математике 1 класс
рабочая программа (математика, 1 класс) по теме

Пояснительная записка

1.1. Рабочая программа составлена на основе программы учебного курса «Математика», авторами которой являются М.И. Моро, Ю.М. Колягин, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Программа рассчитана на 132 часа. Программа подкрепляется учебником «Математика» авторов М.И. Моро и др. для 1 класса (М.: Просвещение). Программа составлена для 1 класса общеобразовательной школы.

            1.2. Цели изучения предмета:

·         Развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач , продолжения образования;

·         освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

      Задачи изучения предмета:

·         сформировать у учащихся общие учебные умения, навыки и способы познавательной  деятельности;

·         научить школьников выделять признаки и свойства объектов, выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними; определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки;

·         научить учащихся использовать простейшие предметные, знаковые, графические модели, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи);

·         познакомить учащихся с математическим языком, сформировать у них речевые умения и навыки; научить детей высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания) помогающие понят его смысл; ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности или неверности выполненного  действия, обосновывать этапы решения;

·         развивать у учащихся  организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.

            Концепция, заложенная в содержании учебного материала. Ведущие принципы обучения математике в младших классах  - органическое соединение обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении. Изучение начального курса математики создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружать учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечивать необходимый уровень их общего и математического развития, а также формировать общеучебные умения (постановка учебной задачи; выполнение действий в соответствии с планом; проверка и оценка работы; умение работать с учебной книгой, справочным материалом и др.).

            Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа обеспечивает вместе с тем и доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе математических изучаемых фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями.

            Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.

            Концентрическое построение курса, связанное  последовательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.

            Курс обеспечивает доступность обучения, способствует пробуждению у учащихся интереса к занятиям математикой, накоплению опыта моделирования (объектов, связей, отношений) – важнейшего метода математики.

            1.3. Авторская программа рассчитана на 132 часов.

            1.4. Срок реализации программы 1 год.

            1.5. При обучении математике используется  системно-деятельностный подход.  Основная форма обучения  – урок. По характеру познавательной деятельности используются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый методы; по источнику получения знаний – наглядный, словесный, практический методы.

      1.6.  Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых письменных работ.

      Содержание материала, усвоение которого проверяется и оценивается, определяется программой по математике для четырехлетней школы. С помощью итоговых контрольных работ за год проверяется усвоение основных наиболее существенных вопросов программного материала каждого года обучения. При проверке выявляется не только осознанность знаний и сформированность навыков, но и умения применять их к решению учебных и практических задач.

Тематический план

 

Предмет: математика

Класс - первый

Количество часов

Всего 132 часа; в неделю 4 часа.

 

№ п/п

Наименование

 разделов и тем

Количество часов

В т.ч. на проверочных работ

 

1

Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления.

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества. Счет предметов. Сравнение групп предметов. Отношение «столько же», «меньше», «больше», «больше на», «меньше на»

 

1.6

1.7

1.8

Пространственные и временные представления.

Местоположение предметов, взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве.

 

2

Числа от 1 до 10. Число 0

Нумерация

28ч

 

Цифры и числа от 1-5

 

2.1

2.2

Определение закономерностей построения рядов, содержащих числа, геометрические фигуры.

 

2.3

Длина. Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».

 

2.4

2.5

2.6

2.7

Точка. Кривая линия. Прямая. Отрезок. Луч. Ломанная линия. Многоугольник.

 

2.8.

2.9

Понятия «равенство», «неравенство» . Состав чисел из двух слагаемых.

 

 

Цифры и числа 6-9. Число 0. Число10.

19ч

 

2.10-

2.20

Состав чисел от 2 – 10 из двух слагаемых. Названия, обозначение, последовательность чисел. Чтение запись и сравнение чисел.

11ч

 

2.21

2.22

Единицы длины сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. Вычерчивание отрезков заданной длины.

 

2.23

2.24

Понятия «увеличить на…», «уменьшить на…»

 

2.25

2.26

Определение закономерностей построения таблиц.

 

2.27

2.28

Повторение пройденного. «Что узнали, чему научились.

 

3

Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание

56ч

3.1-

3.7

Присчитывание и отсчитывание по 1, по 2.

 

3.8

3.9

3.10

Задача. Структура задачи (условие, вопрос). Анализ задачи. Запись решение и ответа задачи.

Задачи раскрывающие смысл арифметических действий +, - .

Составление задач на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, по решению, по схематическому рисунку.

 

3.11

3.12

3.13

Решение задач на увеличение, уменьшения числа на несколько единиц.

 

3.14

-3.16

Повторение пройденного

 

3.17-

3.21

Приёмы вычислений.

 

3.22

-3.25

Текстовая задача: дополнение условия недостающими данными или вопросом, решение задач.

Классификация объектов по заданному условию.

 

3.26

3.27

3.28

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

 

3.29

3.30

3.31

Повторение пройденного: вычисления вида □+1,2,3,□-1,2,3 решение текстовых задач.

 

3.32

-3.35

Сложение и вычитание вида □+4,□-4. Решение задач на разностное сравнение чисел.

 

3.36-

3.39

Переместительное св- во сложения для случаев вида □+5,□+6,□+7,□+8,□+9.

 

3.40

Построение геометрических фигур по заданным условиям. Логические задачи.

 

3.41

3.42

Повторение пройденного «Что узнали» «Чему научились».

 

3.43

3.44

Название чисел при вычитании.

 

3.45-

3.50

Вычитание в случаях вида 6-□,7-□,8-□,9-□,10-□. Состав чисел 6,7,8,9,10.

 

3.51

Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания – обобщение изученного.

 

3.52

Подготовка к решению задач в два действия – решение цепочки задач.

 

3.53

Единицы массы кг. Определение массы предметов с помощью весов, взвешиванием.

 

3.54

Единица вместимости литр.

 

3.55

3.56

Повторение пройденного «Что узнали» «Чему научились».

 

 

Числа от 1 до 20. Нумерация.

12ч

 

4

Нумерация

12ч

 

4.1

4.2

4.3

Числа от 1-20. Названия последовательность чисел. Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Запись и чтение чисел второго десятка.

 

4.4

Единицы длины дециметр. Соотношение между см и дм.

 

4.5

Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации: 10+7, 17-7, 17-10.

 

4.6

4.7

Текстовые задачи в 2 действия. План решения задачи. Запись решения.

 

4.8

Сравнение массы, длины объектов. Построение геометрических фигур по заданным условиям, простейшие задачи комбинаторного характера.

 

4.9

4.10

Повторение пройденного «Что узнали» «Чему научились».

 

4.11

4.12

Контроль и учёт знаний.

 

5

Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание.

(4 четверть)

22ч

 

 

Табличное сложение

11ч

 

5.1-

5.9

Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Состав чисел второго десятка. Таблица сложения.

 

5.10

Логические задачи.

 

5.11

Повторение пройденного «Что узнали» «Чему научились».

 

 

Табличное вычитание.

11ч

5.12-

5.19

Общие приёмы вычитания с переходом через десяток.

 

5.20

Определение закономерностей в составлении числового ряда, задачи с недостающими данными, логические задачи.

 

5.21

5.22

Повторение пройденного «Что узнали» «Чему научились».

 

6

Итоговое повторение

 

7

Проверка знаний

 

Перечень проектов.

 

1        полугодие.

                         1.Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках.

2 полугодие

1.      Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры орнаменты.

Содержание учебного материала

 

            1.Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления:Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества. Счет предметов. Сравнение групп предметов. Отношение «столько же», «меньше», «больше», «больше на», «меньше на». Пространственные и временные представления.

Местоположение предметов, взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве.

2. Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация:Определение закономерностей построения рядов, содержащих числа, геометрические фигуры. Длина. Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». Точка. Кривая линия. Прямая. Отрезок. Луч. Ломанная линия. Многоугольник. Понятия «равенство», «неравенство» . Состав чисел из двух слагаемых. Состав чисел от 2 – 10 из двух слагаемых. Названия, обозначение, последовательность чисел. Чтение запись и сравнение чисел. Единицы длины сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. Вычерчивание отрезков заданной длины. Понятия «увеличить на…», «уменьшить на…». Определение закономерностей построения таблиц.

Повторение пройденного. «Что узнали, чему научились.

3. Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание:Присчитывание и отсчитывание по 1, по 2. Задача. Структура задачи (условие, вопрос). Анализ задачи. Запись решение и ответа задачи. Задачи раскрывающие смысл арифметических действий +, - . Составление задач на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, по решению, по схематическому рисунку. Решение задач на увеличение, уменьшения числа на несколько единиц. Повторение пройденного. Приёмы вычислений. Текстовая задача: дополнение условия недостающими данными или вопросом, решение задач. Классификация объектов по заданному условию. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Повторение пройденного: вычисления вида □+1,2,3,□-1,2,3 решение текстовых задач. Сложение и вычитание вида □+4,□-4. Решение задач на разностное сравнение чисел. Переместительное св- во сложения для случаев вида □+5,□+6,□+7,□+8,□+9. Построение геометрических фигур по заданным условиям. Логические задачи. Повторение пройденного «Что узнали» «Чему научились». Название чисел при вычитании. Вычитание в случаях вида 6-□,7-□,8-□,9-□,10-□. Состав чисел 6,7,8,9,10. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания – обобщение изученного. Подготовка к решению задач в два действия – решение цепочки задач. Единицы массы кг. Определение массы предметов с помощью весов, взвешиванием. Единица вместимости литр. Повторение пройденного «Что узнали» «Чему научились».

4. Числа от 1 до 20. Нумерация:Числа от 1-20. Названия последовательность чисел. Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Запись и чтение чисел второго десятка. Единицы длины дециметр. Соотношение между см и дм.

Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации: 10+7, 17-7, 17-10. Текстовые задачи в 2 действия. План решения задачи. Запись решения. Сравнение массы, длины объектов. Построение геометрических фигур по заданным условиям, простейшие задачи комбинаторного характера. Повторение пройденного «Что узнали» «Чему научились». Контроль и учёт знаний.

            5. Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание: Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Состав чисел второго десятка. Таблица сложения. Логические задачи. Повторение пройденного «Что узнали» «Чему научились».

Общие приёмы вычитания с переходом через десяток. Определение закономерностей в составлении числового ряда, задачи с недостающими данными, логические задачи. Повторение пройденного «Что узнали» «Чему научились».

1.      Итоговое повторение.

2.      Проверка знаний

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Личностные результаты освоения курса «Математика»

1.      Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

2.      Осознание роли своей страны в мировом развитии; уважительное отношение к семейным ценностям, бережное обращение к окружающему миру;

3.      Целостное восприятие окружающего мира;

4.      Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; творческий подход к выполнению заданий;

5.      Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;

6.      Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

7.      Установка на здоровый  образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты освоения курса «Математика»

1.      Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления;

2.      Освоение способами выполнения заданий творческого и поискового характера;

3.      умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4.      использование знаково- символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

5.      активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

6.      использование различных способов поиска , сбора, обработки, анализа, организации передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Математика»;

7.      овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

8.      готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность  существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

9.      определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

10.  овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

11.  овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

12.  умение работать в материальной и информационной среде начальтного общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
 

Предметные результаты освоения курса «Математика»

1.      использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

2.      овладение основами логического и алгоритмического мышления , пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерений, прикидки результата и оценки, наглядного представления данных в разной форме, записи и выполнения алгоритмов;

3.      приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно- познавательных и учебно- практических задач;

4.      умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать и распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

5.      приобретение первоначальных   навыков работе на компьютере.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых письменных работ.

Содержание материала, усвоение которого проверяется и оценивается, определяется программой по математике для четырехлетней школы. С помощью итоговых контрольных работ за год проверяется усвоение основных наиболее существенных вопросов программного материала каждого года обучения. При проверке выявляется не только осознанность знаний и сформированность навыков, но и умения применять их к решению учебных и практических задач.

В I классе четырехлетней начальной школы, как известно, пятибалльная система оценок не используется. При обучении  детей их успехи определяются отношением ученика к учебе, его старательностью (прилежанием) при выполнении заданий учителя, продвижением (динамикой) в овладении формулируемыми знаниями, умениями и навыками и, наконец, уровнем усвоения учебного материала. Такая оценка деятельности ребенка в I классе дается в словесной форме и должна носить преимущественно характер поощрения, похвалы. Это не исключает возможности отметить те или иные негативные стороны в работе ученика. Однако во всех случаях оценка должна общаться доброжелательным тоном и нести положительные стимулы к дальнейшей работе ученика. Важно, чтобы все замечания и указания учителя были аргументированы на языке, доступном пониманию ребенка.

Большое значение имеет то, что в течение урока возможно большее число учащихся должны получать оценку своей работы, а также то, что, подводя итоги урока, учитель оценивает работу класса в целом.

Выбирая формы оценки, учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности ученика.

Письменную работу учащихся, выполняемую ими в тетрадях с печатной основой, необходимо проверять по ходу ее выполнения, исправляя допущенные ошибки и давая ее качественную оценку сразу же после выполнения.

В течение учебного года учитель ведет систематический учет усвоения основных вопросов курса математике каждым учеником, выбирая форму учета по своему усмотрению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Бантова М. А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Математика: Методическое пособие: 1 класс. – Москва: просвещение, 2011.

2.      Волкова С. И. Математика: Устные упражнения: 1 класс.

3.      Моро М. И., Волкова С. И. Математика: Рабочая тетрадь: 1 класса: В 2ч.  – Москва: Просвещение, 2011.

4.      Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В., Математика: Учебник: 1 класс: В 2 ч. – Москва: Просвещение, 2011.

5.      Моро М.И. и др. Математика: Рабочие программы: 1-4 классы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...