Урок математики в 1 классе по теме "Литр"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Разработан с использованием проблемно-диалоговой технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemnyy_urok.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Южно-Подольская СОШ»

Учитель: Нейфельд Лидия Теодоровна

Урок : Математика 1класс  (М.И Моро и др. Математика. Учебник для 1класса. Часть 2 с.38)

Тема: Литр

Планируемые результаты:

-  учащиеся познакомятся с новой величиной – ёмкостью и единицей её измерения – литром;

-  закрепят понятие «килограмм»;

- отработают вычислительный навык в пределах 10.

Технология: проблемно-диалоговая

Сценарий урока:

І. Организационный момент.

   Учитель: Вот звенит для нас звонок – начинается урок.

                   Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

          Тихо сели. Настраиваемся на урок. Давайте вспомним  с вами правила поведения на уроке.

         -Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?

ІІ. Актуализация знаний

       Ну, а теперь, соблюдая правила, будем активно работать.

      Вспомните и  ответьте на вопросы:

      -Как определить массу предметов?  (взвесить)

      -Каким прибором измеряют массу предметов? (весами)

     - С какой единицей измерения массы, мы познакомились на прошлом уроке? (килограмм)

    - Подумайте и ответьте: что легче килограмм вишни или килограмм картофеля? (масса одинаковая)

ІІІ. Постановка учебной проблемы

        Массу тел взвешивали вчера.

       Как же быть, если жидкость -  вода? (выслушиваются всевозможные ответы детей)

       -Что вызвало затруднение?

      -Чего мы ещё не знаем?

       -Так какая же цель у нашего урока? Что нового мы должны узнать? ( Как измерить               жидкость? Узнать её количество?)

      -Вот это мы сейчас и исследуем.

ІΥ. Поиск решения проблемы

       1. Учитель берёт в руки стакан с водой.

      - Что у меня в стакане? (вода)

      - Какая она?(жидкая)

     Учитель выливает часть воды на стол или на пол и спрашивает, что произошло с водой?

        (Она растеклась, потому что жидкая.)

    -  Как вы думаете, что необходимо для жидкости, чтобы она не растекалась? (Ёмкости)

     -  Приведите примеры ёмкостей. (стакан, банка, кастрюля, ведро, бочка и пр.)

       

     2.Учитель предлагает определить: куда больше вместится воды – в кастрюлю или в банку?

           (ёмкости одинаковой вместимости)  Ответы учеников могут быть разные.

      -  А как узнать кто прав? Может нам измерить вместимость кастрюли и банки?

       К доске выходят два ученика с литровыми банками и заполняют кастрюлю и банку водой.

   -  Сделайте вывод? (Эти ёмкости вмещают одинаковое количество воды)

       3.Далее учитель снова вызывает учеников и просит одного наполнить кастрюлю литровой

    банкой, а другой ученик наполняет банку водой из стакана.

      Разрешение проблемной ситуации:

   - Сколько банок вместилось в кастрюлю?

  -  Сколько стаканов вместилось в банку?

   -  Что же получается: кастрюля и банка вмещали одинаковое количество воды, и вдруг стало, что  в  банку с кастрюлей вмещают разное количество воды. (выслушать разные мнения учащихся)

     Подвести учеников к тому, что вместимость надо определять одинаковой меркой, а не разными.

  - Измеряют вместимость сосудов литрами. Показать  различные сосуды литровой ёмкости – стеклянную банку, мензурку, кружку).

     - Сколько литровых банок воды вмещалось в кастрюлю и в банку? ( по 3)

    - Значит, они вмещают по 3литра. Слово «литр» сокращённо пишут так: л., 3л., 7л.

   -  Так мы узнали, какой величиной измеряют вместимость сосудов, куда наливают жидкость? (литр)

    - Как узнать количество жидкости? Сделаем вывод: чтобы узнать количество жидкости  нужно её наливать  в ёмкость литрами

    - Сформулируем тему нашего урока. (Литр )

Υ Воспроизведение нового знания

   1. Учитель предлагает вспомнить правила работы в группах и создать три группы.

    Каждая группа получает карточку с заданием:

1 группа

    Как с помощью двух кастрюль, одна из которых ёмкостью 4литра, а другая – 6 литров, налить из крана 2литра воды в ведро?

2группа

    Как с помощью 5-лтрового и 7-литрового ведер налить 2литра воды?

3группа

   Как с помощью 3-литровой и 5-литровой кастрюль налить из водопроводного крана 4литра воды в ведро?

(важно обратить внимание детей на свойства чисел 6 и 4, отметить, что литры никак не связаны с числовыми параметрами).

2.Учащиеся в группе приходят к единому мнению и выдвигают свои версии.

                      (ф  и   з   м   и   н   у   т   к   а)

 3.Самостоятельная работа по вариантам

    І вариант: задача 3 с.38, первая строчка примеров №5 с.38

    ІІ вариант: задача 4 с.38, вторая строчка примеров №5 с.38

 Ученики сверяют работу с образцом на доске и оценивают себя при помощи цветовых сигналов:

Красный- всё сделал верно

Зелёный – есть неточности

Синий – сделал всё неверно

ΥІ Рефлексия

 - Что сегодня на уроке мы нового узнали? (как измерить количество жидкости)

 - Почему это необходимо знать? Где в жизни применяется эта величина?

- Что такое ёмкость? (сосуд, куда наливают жидкость)

- А в природе существуют «ёмкости» для воды? (водоёмы)

- А можно измерить, например, в реке, в озере количество воды в литрах? (нет) Почему?

- Ребята, а вы слышали, что к воде надо относиться бережно? Это  как?

 Домашнее задание:

Предлагаю дома вам побыть в роли младших научных сотрудников и заняться исследованием. Необходимо измерить, сколько стаканов в литровой банке, в бидоне, в кастрюле.

Посмотрите, какие у вас получатся результаты, это очень интересно. И выполнить задания на с.16 в тетради на печатной основе.

А теперь, возьмите модель бумажного кораблика, который лежит у вас на парте, приклейте к нему флажок: красный – если вам на уроке было всё понятно и вы работали с удовольствием,

                                 зелёный -  если было немного трудно и не всё понятно,

                                синий – было очень трудно и всё непонятно.

   -Приклеили? Пустим кораблики на воду, в наши ёмкости с водой, пусть поплавают, а мы полюбуемся.

Анализ урока.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Орг. момент

Цель: активизация учащихся

Настраивает детей на работу.

Формулируют правила поведения на уроке и аргументируют их

Коммуникативные УУД

-уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроках и следовать им.

Актуализация знаний

Цель: закрепить единицу измерения массы - килограмм.

Задаёт вопросы

Отвечают на вопросы, вспоминая знания, полученные на предыдущем уроке

Познавательные УУД

-обобщение

Постановка учебной проблемы

Цель: организовать постановку цели урока

Создаёт условия для формирования цели урока.

Подводит к вопросу: какой единицей измеряют жидкость?

Дают всевозможные неожиданные ответы.

Личностные УУД

- проявить учебно-познавательный интерес к новому материалу.

Регулятивные УУД

-уметь высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД

-участие в коллективном обсуждении проблемы;

-умение оформлять свои мысли в устной форме.

Поиск решения проблемы

Цель: ознакомить с новой величиной – ёмкостью и её измерением  с помощью литра

Проводит практическую работу с использованием наглядности.

Помогает учащимся сформулировать тему и цель урока.

Активно участвуют в практической работе, поддерживая диалог с учителем.

Под руководством учителя формулируют тему и цель урока.

Познавательные УУД

- анализировать, синтезировать, сравнивать информацию.

Регулятивные УУД

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Воспроизведение нового знания

Цель: включение нового знания в систему знаний.

1.Организует работу в группах.

   Помогает  учащимся выбрать верное  решение.

2. Организует самостоятельную работу с самопроверкой и самооценкой.

Работают в группах. Каждая группа получает карточку с заданием, выдвигают своё решение, приходят к  единому мнению. Представители групп озвучивают свой вариант решения.

Самостоятельно решают задачи по вариантам, сверяют решение с образцом на доске, оценивают себя при помощи цветовых сигналов

Познавательные УУД

-самостоятельное создание способов решения проблемных задач.

Регулятивные УУД

- саморегуляция

Коммуникативные УУД

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД

-контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений с последующей коррекцией

Рефлексия деятельности.

Цель: подвести     итог

Организует обсуждение результатов проделанной работы и самооценку учащихся.

Отвечают на вопросы и проводят самооценку.

Познавательные УУД

-контроль и оценка результатов деятельности: способность к самооценке на основе критерия  успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".

Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...