Величины. Таблица единиц площади.
методическая разработка по математике (4 класс) по теме

Сергеева Светлана Александровна

 

Урок математики по теме «Таблица единиц площади» разработан и проведен в соответствии с программой по математике для 4 класса по УМК «Школа России» с использованием регионального компонента. Выстроен таким образом, что задания охватывают ранее изученный материал, основываясь на котором, ребята приобретают новые умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablica_edinic_ploshchadi.rar1.37 МБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

Урок математики по теме «Таблица единиц площади» разработан и проведен в соответствии с программой по математике для 4 класса по УМК «Школа России» с использованием регионального компонента. Выстроен таким образом, что задания охватывают ранее изученный материал, основываясь на котором, ребята приобретают новые умения.

На уроке были использованы  информационные технологии. Основная цель их применения состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем. Компьютерные технологии способствуют усилению интенсивности урока и повышают мотивацию учащихся для улучшения качества обучения. Предложены задания, в которых компьютерные анимации используются в качестве наглядного материала, повышая мотивацию учеников, дают им возможность делать самостоятельные выводы. Упражнения математической разминки подобраны с учетом разных способностей детей.  Задания геометрического характера направлены на развитие логического мышления и творческих способностей.  Особенностью разработки является использование материала и методического подхода, по формированию умений осуществлять перевод единиц площади из крупных в более мелкие и обратно. Эта тема является одной из сложных тем для усвоения учащимися начальной школы. При ее изучении не ставлю перед детьми задачи сухого запоминания таблицы единиц площади, считая такой способ обучения не особенно эффективным, а учу делать перевод, основываясь на зрительный ряд, а в дальнейшем на зрительный образ «цепочки» единиц площади.  Обучение строю так, чтобы ученики сами приходили к открытию знаний. На первом этапе прошу расположить единицы площади в порядке возрастания. Эту работу школьники выполняют с легкостью. Затем выясняем, что каждая последующая единица площади больше предыдущей в 100 раз и наоборот. Чтобы перевести крупные единицы площади в более мелкие,  считаем, сколько переходов между ними и умножаем число единиц площади на 100 столько раз, сколько переходов получилось. Например, узнаем,  сколько квадратных метров в семи квадратных километрах. По «цепочке» единиц площади ребята видят, что между ними два перехода, значит 7 нужно умножить на 100 два раза (7·100·100=70000). Получаем: 7 кв.км=70000кв.м Аналогично рассматриваем перевод мелких единиц площади в крупные и приходим к выводу, что для этого нужно число единиц площади делить на 100 столько раз, сколько между ними переходов. Первое время мои ученики пользуются опорными схемами (подобны слайду 17). Но заметила, что уже через 2-3 урока ребята перестают пользоваться опорными схемами, а работу выполняют на основе зрительной памяти.

На этапе практического применения выведенного алгоритма по переводу единиц площади предлагаю ребятам совершить математическую прогулку по Кавказскому биосферному заповеднику. В увлекательной форме ученики выполняют задания и знакомятся с достопримечательностями природы. Задания такого характера способствуют воспитанию нравственно-эмоциональных качеств, вызывают чувства восхищения прекрасным, развивают познавательную активность и повышают учебную мотивацию. Для чередования видов деятельности на уроке проводится самостоятельная работа по карточкам трех уровней сложности. Каждая карточка содержит два задания, причем обязательным является выполнение первого. Второе задание одинаковое во всех вариантах для тех, кто быстро справится с работой. Актуальность такой работы выражается в создании условий для самореализации личности учащегося, появлению чувства успешности. Проверка самостоятельной работы осуществляется   фронтально по слайдам, которые содержат все задания карточек. Ученики по очереди выходят к интерактивной доске и маркером выбирают правильные ответы. Ребята с увлечением решают такие задачи и очень хотят продемонстрировать свои достижения всему классу, проверить их правильность, сравнить свои решения с другими. Анимация этих заданий и демонстрация на интерактивной доске позволяет это сделать. Остальные ученики сверяют свою работу с правильными ответами, затем сами оценивают сою деятельность, выставляя простым карандашом оценку на полях тетради. Ввиду того, что карточки были трех уровней сложности, все ученики успешно справились с заданием. Самооценка после такого вида работы была направлена на формирование уверенности в своих способностях.  Выполняя задания в учебнике на сравнение единиц площади, ученики имеют возможность посовещаться при затруднении, провести взаимопроверку. При совместном выполнении задания, происходит взаимообучение, формируются навыки учебного делового общения.

 Для более эффективной работы, презентацию нужно запускать в режиме работы интерактивной доски.  Переход слайдов осуществляется по щелчку. На слайдах эффекты анимации настроены так, чтобы было удобно при монологе учителя и при обсуждении того или иного вопроса. Учитель не выдает готовые ответы, которые заготовлены на слайдах, а выводит их лишь в подтверждение ответов учеников.

Слайды 2-6 предназначены для математической разминки, содержат задания разного уровня сложности. Слайд 2 – повторение формул нахождения площади прямоугольника и квадрата. Слайд 3 – вычисление площади прямоугольника и квадрата. Слайд 4 – нахождение неизвестной стороны прямоугольника по его площади и другой стороне. Слайд 5 – нахождение площади многоугольника. Слайд 6 – нахождение площади треугольника. Слайды 7-9 предназначены для подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала. Слайд 10 содержит проблемный вопрос, который показывает школьникам необходимость составления таблицы единиц площади. По слайдам 11-16 ученики составляют таблицу единиц площади. Слайд 17 возвращает учеников к проблемному вопросу, где  они учатся выражать одни единицы площади в других, делают выводы, составляют опорные схемы.

Слайды 18-34 – математический тренажер: «Прогулка по кавказскому биосферному заповеднику»,  Слайды 19-27 – содержат тренировочные задания, которые помогают проверить уровень знаний и закрепить  навыки работы по теме урока. На слайде с заданием необходимо выбрать правильный ответ и произвести щелчок. В случае неверно выбранного ответа – надпись исчезает, при правильном ответе – появляется сообщение о правильности выполнения. Если презентация запущена в режиме работы интерактивной доски, то учащиеся могут выходить к доске и сами производить выбор правильного ответа, давая объяснение. Переход к следующему заданию осуществляется по щелчку. На некоторых слайдах имеются гиперссылки для получения дополнительной информации об объектах Кавказского биосферного заповедника. Слайды 28-34 – с дополнительными сведениями  учитель использует по своему усмотрению.  Может сам познакомить школьников с природными объектами,  либо предложить детям прочитать самостоятельно.

Данная презентация может использоваться учителями как на уроках математики, так и во внеклассной работе.  Вторая часть презентации «Прогулка по кавказскому биосферному заповеднику» также может использоваться на уроках окружающего мира. Запускать презентацию можно в режиме работы интерактивной доски или проецировать на экран.

 Использование интерактивной доски, повышает мотивацию ребят, а также обеспечивает лучшее восприятие материала, в данном случае решение занимательных задач. Это помогает воспитывать интерес детей к математике, способствует развитию математических способностей.

Таким образом, использование компьютерных технологий выступает не только средством, но и мощным стимулом к деятельности, которая будет иметь практическую направленность, позволяя перевести теоретические знания курса в социальную реальность. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики , 4 класс , "Таблица единиц площади"

Разработка урока для 4 класса по теме "Таблица единиц площади"...

Таблица единиц площади. Ар. Гектар

Цель урока: • знакомство с новыми единицами измерения площади и их практической значимостью. Задачи урока: • систематизировать знания учащихся о единицах измерения площади, установить с...

Карточка - помощница "Таблица единиц площади, длины, массы, времени"

Карточка - помощница для обучающихся 4 класса по теме "Таблица единиц площади, длины, массы, времени"...

Таблица единиц площади

Технологическая карта по математике...

Урок математики по теме: " Таблица единиц площади", 4 класс

Цель урока: закрепить знания учащихся об отношениях между изученными единицами площади, учить заменять крупные единицы- мелкими, а мелкие- крупными....

Презентация к уроку математики "Таблица единиц площади", 4 класс

В презентации представлены задания к уроку  " Таблица единиц площади", 4 класс....