урок математики в 4 классе
план-конспект урока (математика, 4 класс) по теме

Преловская Оксана Анатольевна

Решение уравнений. Ознакомление со способом решения задач с   помощью  уравнения. (математика, 4 класс)

УМК «Гармония, учебник  Н.Б.Истомина    (MsOffice 2007)

 

Цель:   Формировать у школьников умение решать уравнения, составлять  по данному условию и решать их.

Задачи:  развивать умение составлять уравнения, читать и решать их;  научить детей решать задачи способом составления уравнения; закреплять понятия «Уравнение», «корень уравнения», «решение уравнения»; воспитывать аккуратность, коллективизм и взаимопомощь среди ребят.

Оборудование:  индивидуальные карточки для вычислительных навыков по (вариантам), учебник математики, индивидуальная тетрадь на печатной основе, плакат – схема задачи, уравнения,  музыкальный центр, плакат «Гимнастика для глаз».   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki.doc720.5 КБ
Файл prilozhenie.pptx1.12 МБ

Предварительный просмотр:

Преловская Оксана Анатольевна.

Муниципальное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная

школа № 8 им. А.С. Пушкина»

учитель начальных классов  

 Решение уравнений. Ознакомление со способом решения задач с   помощью  уравнения. (математика, 4 класс)

УМК «Гармония, учебник  Н.Б.Истомина    (MsOffice 2007)

Цель:   Формировать у школьников умение решать уравнения, составлять  по данному условию и решать их.

Задачи:  развивать умение составлять уравнения, читать и решать их;  научить детей решать задачи способом составления уравнения; закреплять понятия «Уравнение», «корень уравнения», «решение уравнения»; воспитывать аккуратность, коллективизм и взаимопомощь среди ребят.

Оборудование:  индивидуальные карточки для вычислительных навыков по (вариантам), учебник математики, индивидуальная тетрадь на печатной основе, плакат – схема задачи, уравнения,  музыкальный центр, плакат «Гимнастика для глаз».    

Ход урока

  1.  Организационный момент

          -  Добрый день. Урок математики (Слайд №1)

  1. Целеполагание

- Сегодня, ребята, на уроке мы продолжим развивать умения при составлении уравнения, читать их и решать. И познакомимся со способом решения задач с помощью уравнения. (Слайд №2)

  1. Совершенствование вычислительных навыков

          Тема: Внетабличное умножение и деление

          Индивидуальные задания по группам.

А сейчас мы потренируемся в устных вычислениях, ведь они нам пригодятся в течение всего урока.

  1. Группа: (Слайд №3)

 

- Как  называются числа при умножении?

(множитель, множитель, значение произведения)

- Как найти неизвестный множитель?

(Чтобы найти неизвестный множитель, нужно значение произведения разделить на известный множитель, т.е. 60: 5 = 12)

- Смотрим на циферблат. 12 соответствует буква «в»

( Ваш ответ:  Всемирный  потоп)

Рассказ учителя: в мифологии ряда народов «божья кара», ниспосланная на человечество и на всё живое на земле. По библейскому мифу, во время всемирного потопа спаслись в ковчеге праведник Ной с семьёй и по паре «от всякой плоти»

II. группа. (Слайд №4)

- Смотрим на алгоритм первого ряда. Как найдено число 19?

(171 нужно разделить на 9, получится 19. Это число соответствует букве «А».

Справа находим данный ответ и подписываем нужную букву).

( Ваш ответ:  Пиррова победа)

Рассказ учителя: 302 – 307 года до н. э. царь Эпир воевал на стороне г. Тарента с Римом. Одержал победы при Геракле и Аускулуме, последнюю ценой огромных потерь. Все воины погибли - пиррова победа одержана.

(Дети работают самостоятельно, учитель оказывает индивидуальную помощь).

-- У кого получилось?

Для того, чтобы найти свою ошибку проверьте по данному алгоритму.

(Слайд №5)

               

(Слайд №5)   

                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                             

  1. Работа в рабочих тетрадях. Повторение об уравнении.

         

-- Я задумала число. Если увеличить его на 300, то получится наибольшее 3х значное число.

-- Какое число я задумала?

-- Запишите свои записи на доске.

(дети записывают свои варианты: х+300=999, х+300=999, х+300=999),

-- Что это? (уравнение)

-- Что значит решить уравнение?

( решить уравнение – значит найти такое число, которое нужно записать вместо буквы, чтобы получить верное числовое равенство)

-- Как называют это число?

( это число называют корнем уравнения)

-- Найдите корень уравнения. Чему он равен?

(корень уравнения равен 699)

  1. Работа с учебником

Прочитаем задание № 477 стр. 187

-- Можно ли утверждать, что значение х во всех уравнениях одинаково:

   Х   (35+4) = 234

  Х    (30+9) = 200+34

  Х    (34+5) = 210+24

-- Ваши суждения?

(я думаю, что можно утверждать, что значение х во всех уравнениях одинаков)

-- Чтобы ваши утверждения подтвердить мы, конечно же, уравнения решим. Наша задача: прочитать уравнение, правильно записать, найти корень уравнения.

1 ряд – первое уравнение, 2ряд – второе, 3ряд – третье уравнение.

Кто желает работать у доски?

( у доски работают три человека, затем они объясняют решение каждого уравнения. Ответ ученика с третьего ряда:

Чтобы решить данное уравнение, нужно его преобразовать

Х   (34 + 5) = 210 + 24

Х   39 = 234                                       получилось простое уравнение с  

Х = 234 : 39                                        неизвестным множителем. Чтобы

Х = 6                                                   найти неизвестный множитель,

6    (34+5) = 210+24                           нужно значение произведения

           234 = 234                                 разделить на известный множитель

 Корень уравнения равен шести. Теперь вместо х подставляем число шесть и делаем проверку).

-- Какой можно сделать вывод?

( утверждения подтвердились, значение х во всех уравнениях одинаково, оно равно шести).                                                          

  1. Работа с тетрадью на печатной основе.

    Т.с 21 № 58

    Прочитайте задание:  Подчеркни уравнения, которые имеют одинаковые корни. Реши любое из этих уравнений.

Первый вариант выполняет работу под буквой «б», второй вариант выполняет работу под буквой «а»,

а)  х: 27 = 120 + 29                                       б)  х    (47 – 35) = 312

    х : (3     9) = 130 + 270                                   х    (40 – 27) = 300 + 12

    х : (9     3) = 400                                              х     (43 – 30) = 290+22

    х : (54 :2) =200     2                                         х : 13 = 312

    Ваша задача: нужно найти уравнения, которые имеют одинаковые корни и одно из них решить.

  -- А может кто – то решит уравнение из другого варианта?

Самостоятельная работа

Учитель следит за выполнением задания каждого ученика. Оказывается соответствующая помощь.

Проверка задания первого варианта

(мы подчеркнули второе и третье уравнения, корень уравнения равен 24)

Проверка задания второго варианта

(мы подчеркнули второе, третье, четвертое уравнения, корень уравнения равен 10800)

Учитель проверяет несколько работ учащихся и выставляет отметки.

  1. Физминутка  (Слайд №6)

  1. Гимнастика  для глаз

                                                                                                                                       

  1. Ведем глазами по контуру красного круга вправо, затем влево
  2. Играем глазами (смотрим на красный круг, зеленый, синий и т. Д.)
  3. Выбрали для себя цвет.(звучит спокойная музыка, ученица читает стихотворение В. Жуковского «Песня»)

  1. Знакомство со способом решения задач с помощью уравнения.   

                                                                                   

Учебник с 187 № 479. Читаем задачу

Наша цель – научиться решать задачи способом составления уравнений.

Схема к задаче №479 (Слайд №7)

         

                    (Слайд №8)      Варианты уравнения.                                                                                                            

                                                                                                                                       

Ваша задача – рассмотри схему и выбери уравнения, которые   соответствуют данной задачи.

(дети дают разные варианты ответов)

- Перед нами встала проблема, какое же уравнение соответствует схеме?

- Из скольких частей состоит отрезок? (из двух частей).

- Чему равна (как обозначена) первая часть отрезка?  (х)

- Чему равна вторая часть отрезка? (12).

- Как обозначить весь отрезок? (х+12)

- А чему равен весь отрезок?  (34)

- Какое получится уравнение? (Х+12 = 34)

- Что такое х в этом уравнении? (дети изучающие немецкий язык)

- Что означает 12?  (дети изучающие английский язык)

- Что означает 34? (число учеников в классе)

Решение составленного уравнения (1 человек у доски с объяснением)

                                Х+12 = 34

                                Х = 34 – 12

                                Х = 22

                                22 + 12=34

                                34 = 34

Ответ: 34 человека изучают немецкий язык.

  1. Закрепление.   Т.с.21 №57

          Читаем задание. Выбери уравнения, которые соответствуют данной  схеме, и реши их.

         Задание усложняется – составить условие задачи к данным уравнениям.  Учитель контролирует решение задания.

          - Какие уравнения вы выбрали к данной схеме?

            (уравнения 1, 4; дети составляют условия задачи к данному уравнению, решение данных уравнений в тетради)

         Учитель и учащиеся выслушивают ответы детей по составлению и решению задач, выставляются отметки.  

X.   Рефлексия.

        - Чему учились на уроке?

         -Что помогает усваивать новый материал?

         -Какое задание вызвало у вас  наибольший интерес?

         -Какое задание вызвало у вас затруднение?

         - С какого задания вы бы хотели начать завтрашний день?

         - Вы очень хорошо работали на уроке. Спасибо. (Слайд №9)

       

     

                                                Список литературы

  1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развитие творческих способностей. 1, 2 части. Киров, 2004.
  2. Зак А.З. Как развивать логическое мышление? 800 занимательных задач для детей 6 – 15 лет.  2 – е изд., испр. И доп. М.: АРКТИ, 2003.
  3. Матвеева Н.А. Использование схем при обучении учащихся решению задач. – « Нач. школа». – 2001, №3.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики УМК «Гармония» 4 класс

Слайд 2

Решение уравнений. Ознакомление со способом решения задач с помощью уравнения. Формировать умение решать уравнения, составлять по данному условию и решать их. Тема: Цель:

Слайд 3

1, 3 группа

Слайд 4

1, 3 группа

Слайд 5

2, 4 группа

Слайд 6

2, 4 группа

Слайд 7

5 группа

Слайд 8

5 группа

Слайд 12

Спасибо за работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".

Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...