Занятие спецкурса _ Вникни, вдумайся, реши_1 класс
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

В ходе занятия использованы задания на развитие логического мышления, математических способностей первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_speckursa._vnikni....doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Тема: Логические задачи.

Цели: - продолжать работу по формированию умений решать

              логические задачи; совершенствовать мыслительные  

              операции;

            - развивать логическое мышление, сообразительность;

            - воспитывать интерес к математике, умение работать в коллективе.

        

  1. Орг. этап.
  2. Мотив. этап.

- Сегодня мы проводим очередное занятие спецкурса «Вникни, вдумайся, реши».

                  Тема занятия: «Логические задачи».

                

                - Что вы знаете о логических задачах?

                                                    (1) для их решения не всегда надо выполнять

вычисления;

                                           2) многие логические задачи решаются

              методом рассуждения)

        - Исходя из сказанного, определите цели занятия.

                                          (1) продолжать учиться решать логические

        задачи;

                                          2) развивать смекалку и сообразительность)

- Сегодня у нас в гостях девочка. Как зовут девочку, вы узнаете, разгадав ребус.

плакат:                  Ла 3 са 

- Как же зовут нашу гостью?

- Как узнали?

- У Ларисы есть верный и надежный друг. Прочитайте его имя.

                плакат:                  шмыал                              (Малыш)

  1. Операц. этап.

1. - Лариса любит Малыша. А Малыш очень любит питательный напиток. Отгадайте, что это за напиток.

Белая водица

Всем нам пригодится.

Из водицы белой

Все, что хочешь делай:

Сливки, простоквашу,

Масло в кашу нашу.

- Что же любит Малыш?

                                               (молоко)

- Как определили, что это молоко?

- На карточках прочитайте 1-ю задачу про молоко.

Задача №1.

Куда войдет больше молока: в трехлитровый кувшин или трехлитровый бидон?

В парах: - Обсудите в парах.

Проверка: (объясняют решение задачи)

Вывод: - В чем сложность этой задачи? (Что разное, а что одинаковое?)

(форма сосудов разная, а  объем равный)

               - Мы сравнивали два предмета по 2-м признакам: один признак у них был одинаковый, а другой – различный.

2.  – Сравните эти 2 предмета (показать учебник «Математика» Петерсона и общую толстую тетрадь).

        - Назовите признак, по которому они различаются.

                                                (по размеру)

        - А по какому признаку они могут быть одинаковыми?

                                           (по массе, по толщине, по материалу, из    

              которого они сделаны)

( - Значит, по каким признакам можно сравнивать предметы?

                                                (по форме, цвету, размеру, объему и т.д.)

3. – Лариса принесла с собой 2 предмета: в этом мешке лежит пух, а во 2-м – камни.

В парах:  - Попробуйте составить логическую задачу, используя 2 признака: один из которых одинаковый, а другой – различный.

Проверка:  - Какую задачу составили?

                 - Кто составил такую же задачу?

                 - Кто может дать ответ на вопрос этой задачи? Объясни, как решал.

                - Кто составил другую задачу?

4.  – Во время каникул Лариса с Малышом ездили на поезде в деревню навестить бабушку.

В группах:          - Узнайте номер вагона, в котором путешествовали наши герои, установив закономерность.

( - Мне Малыш сейчас подсказал, что эти числа

надо связать каким-нибудь математическим

действием.)

Проверка: - В каком вагоне ехали Лариса и Малыш?

                                      (в вагоне №19)

                - Какую закономерность использовали?

                                      (подписать под вагонами примеры:

                                        1) 1+3+5+7=16

                                        2)  6+2+8+3=19)

5.  – Бабушка угощала внучку и Малыша румяными пирожками, наливала им душистый чай, свежее молоко, сок,  вкусный чай.

                - Прочитайте задачу №2.

Задача 2.

        В стакан, чашку и кувшин бабушка налила молоко, сок и чай. В стакане не молоко, в кувшине не чай и не сок. В чашке не сок.. В какой посуде что налито?

(по ходу объяснения и решения задачи на доску прикрепляются предметные картинки и карточки со словами):

 

        - Решение таких задач лучше оформлять в таблице. Расположим в столбик предметы, в которые наливали напитки.

Какие это предметы?  

                                (прикрепить предметные картинки)

        - В строчку поместим названия напитков. Какие были напитки?

                                (прикрепить карточки со словами)

- Перечитайте задачу.

В парах: - Посовещайтесь в парах, с какого предложения надо начать рассуждения? Почему?

В группах: -  Обсудите ваши выводы в группе.

Проверка: -  С какого предложения надо начать рассуждения? Почему?

                - У кого другое мнение?

        -  Зафиксируем наши рассуждения в таблице. Знаком «-» будем показывать отсутствие напитка, а знаком «+» - его наличие.

        - Перечитайте ещё раз предложение, с которого начали рассуждения.

                                                 (один ученик у доски обозначает «+» и «-» наличие и отсутствие напитка:

- Чего не может быть в кувшине?

Ставим «-».

- Значит, что будет в кувшине?

Поставим «+».)

        - Каким предложением продолжим рассуждения?

                                        (2-й ученик показывает на доске:

                                        - Чего ещё не может быть в чашке?

                                        - Что же налито в чашку?)

        ( - Вернемся к 1-й фразе. Что же налито в стакан?)

Вывод: - В какой посуде что налито?

                                        (в кувшине – молоко; в чашке – чай;  

        в стакане – сок)

            - Эту задачу мы решили методом исключения (прикрепить плакат над решением задачи).

            - А для того, чтобы было удобно фиксировать рассуждения при решении таких задач, пользуются такой таблицей.

6.   – А теперь прочитайте 3-ю задачу.

Задача 3.

На кухне у бабушки стояли стулья и табуретки с тремя ножками. Всего 4 предмета. Лариса насчитала 13 ножек. Сколько было стульев и сколько было табуреток на кухне у бабушки?

В группах:   -  Подумайте в группах.

Проверка:                (3 табуретки и 1 стул, т.к. 3+3+3+4=13)

7. – Уезжая от бабушки, Лариса, Малыш и бабушка решили сфотографироваться. Сели они на скамеечку перед домом.

В парах: - В каком порядке они могут сесть. Подумайте в парах.

Проверка: - Как могли сесть на скамеечку бабушка, Лариса и Малыш? Сколько различных вариантов вы нашли?

                  (на доску: 6:  БЛМ; БМЛ;      МЛБ; МБЛ;

                        ЛБМ; ЛМБ)

  1. Рефлексия.

- Ларисе и Малышу понравилось работать с вами, и они хотят еще прийти к вам на занятие. Пригласим их еще?

- А наше занятие заканчивается.

- Кто запомнил, какой теме оно было посвящено?

        («Логические задачи»)

- Какие цели вы перед собой ставили?

(1) продолжать учиться решать логические задачи;

                 2) развивать смекалку и сообразительность)

- Кто считает, что достиг поставленных целей?

- Какое задание было для вас самым интересным?

- А какое задание было самым трудным?

- С какими  заданиями вы бы хотели поработать на следующем занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа спецкурса "Речь" (1 - 4 класс)

Данная  рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь», составленного преподавателями Пензенского государ...

Программа спецкурса "Литература Ставрополья" 2 класс

Спецкурс «Литература Ставрополья» является составной частью учебной программы общеобразовательных учреждений. Спецкурс предполагает изучение произведений ставропольских писателей и поэтов. Курс рассчи...

Учебно-тематическое планирование по спецкурсу « Литературные странички» 2 класс

Учебно-тематическое планирование по спецкурсу « Литературные странички» 2 класс...

Индивидуально-групповое занятие по математике в 3 классе.Тема: Решай. Смекай. Отгадывай.

Занятие проводится в форме игры.Целью мероприятия является создание необходимых условий, содействующих развитию мотивации к решению задач.Участвуют 5 пар учащихся. Каждая пара "путешествует" по заданн...

Занятие спецкурса «Сочини сказку»

Занятие «Работа над сочинением сказки по готовой схеме урока» - это второе занятие изучения темы «Волшебные сказки». Занятие подготовлено предшествующим материалом: знакомством с волшебными сказками, ...

Программа спецкурса "Думаем, считаем, решаем"

Рабочая программа направлена на профилактику трудностей учебной деятельности третьеклассников и позволяет вовлечь учащихся в процесс математической подготовки....

Коррекционно-развивающее занятие по экологии «Думаем, решаем, благодарим»

Цель: повышение уровня толерантности у воспитанников через совершенствование эмоциональной и поведенческой сфер;  коррекция отношения воспитанников к миру природы.        ...