Рабочая программа по математике
рабочая программа по математике (1 класс) по теме

Щёткина Елена Евгеньевна

 Рабочая    программа   учебного предмета  «Математика»  разработана:

-               в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;

-               примерной программы по предмету;

-       на основе  авторской программы В.Н.Рудницкой, «Математика»;

-       на основе ООП НОО МОУСОШ №24.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _rabochaya_programma_po_matem_1_kl.doc319 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по математике.

 УМК «Начальная школа 21 века»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая    программа   учебного предмета  «Математика»  разработана:

  1. в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
  2. примерной программы по предмету;
  3. на основе  авторской программы В.Н.Рудницкой, «Математика»;
  4. на основе ООП НОО МОУСОШ №24.

В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений. В начальной школе у обучающихся формируются представления о числах как результате счета и измерения, о принципе записи чисел. Они учатся: выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, находить неизвестный компонент арифметического действия по известным, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствии с правилами порядка выполнения действий; накапливают опыт решения арифметических задач. Обучающиеся на опытно-наглядной основе знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.

Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок. В процессе обучения математике школьник учится участвовать в совместной деятельности при решении математических задач (распределять поручения для поиска доказательств, выбора рационального способа, поиска и анализа информации), проявлять инициативу и самостоятельность.

Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств.

Дифференцированный подход к учащимся способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает их посильной работой и формирует у них положительное отношение к учебе.

ствий.

        Важнейшими целями обучения в этой образовательной области на начальной ступени являются:

  1. создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям;
  2. формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных ориентировок;
  3.  обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения.

        Для реализации  целей необходимо организовать работу по развитию мышления учащихся, способствовать формированию их творческой деятельности, овладению определённым объёмом математических знаний и умений, которые дадут им возможность успешно изучать математические дисциплины в старших классах.

         Своеобразие начальной ступени обучения состоит в том, что в этот период у учащихся формируются элементы учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребёнка возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности

 ( рефлексия, анализ, мысленное планирование); в этом возрасте у детей происходит также становление потребности и мотивов учения.

        В связи с этим в основу отбора содержания обучения положены следующие методические принципы:

анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе;

  1. возможность широкого применения изучаемого материала на практике;
  2. взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным;
  3. обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе;
  4. обогащение математического опыта младших школьников за счёт включения в курс новых вопросов, ранее не изучавшихся в начальной школе;
  5. развитие интереса к занятиям математикой.

Программа содержит сведения из различных математических дисциплин, образующих пять содержательных линий:

Для каждой из этих линий отобраны основные понятия ( число, отношение, величина, геометрическая фигура), вокруг которых и развёртывается всё содержание обучения.

Числа и величины

Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).

Арифметические действия

Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением, вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.

Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).

Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел.

Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидки результата, вычисление на калькуляторе).

Работа с текстовыми задачами

Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на», «больше (меньше) в». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли продажи и др. Скорость, время, путь; объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели).

Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.

Геометрические величины

Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (мм, см, дм, м, км). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.

Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2, дм2, м2). Точное и приближённое измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.

Работа с информацией

Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.

Построение простейших  выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если... то»; «верно/неверно, что»; «каждый»; «все»; «некоторые»); истинность утверждений.

Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.

Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка).

    Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа обеспечивает вместе с тем и доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе.
      Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий действий, задач сближено во времени.
      Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.                      
      Курс обеспечивает доступность обучения, способствует пробуждению у учащихся интереса к занятиям математикой, накоплению опыта моделирования (объектов, связей, отношений) — важнейшего метода математики. Курс является началом и органической частью школьного математического образования.                              
 
 Задачи курса:

  1. формирование  представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений;
  2. ознакомление с величинами и их измерением;
  3. формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами;
  4. формирование  общеучебных уменияй (постановка учебной задачи; выполнение действий в соответствии с планом; проверка и оценка работы; умение работать с учебной книгой, справочным материалом и др.);

      

Планируемые результаты изучения курса «Математика»:

Личностными результатами изучения курса «Математика» являются:

  1. готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета;
  2. способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
  3. познавательный интерес к математической науке.

Метапредметными результатами изучения курса «Математика» являются:

  1. способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач;
  2. умение моделировать – решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

Предметными результатами курса «Математика» являются:

  1. освоенные  знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах;
  2. умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приёмы решения задач;
  3. умения использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.

Материально – техническое обеспечение предмета «Математика».

Библиотечный фонд:

  1. УМК «Начальная школа 21 века» для 1 – 4 классов;

Печатные пособия:

  1. демонстрационный материал (предметные картинки, таблицы);
  2. карточки с заданиями по математике.

Технические средства обучения:

  1. мультимедийный проектор;

Демонстрационные пособия:

  1. объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10; от 1до 20; от 1 до 100;
  2. наглядные пособия для изучения состава чисел;
  3. демонстрационные измерительные инструменты и приспособления;
  4. демонстрационные пособия для изучения геометрических величин;
  5. демонстрационная таблица умножения, таблица Пифагора.

Оборудование класса:

  1. ученические столы с комплектом стульев;
  2. стол учительский;
  3. шкафы для хранения дидактических материалов, пособий;
  4. настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

                         

Содержание курса

Содержатель

ная линия

Учебный материал

Требования ФГОС

Планируемые результаты

Авторская линия (возможность углуб

ления)

Универсальные учебные действия

Предметные

Знать

Уметь

1. Первоначаль

ные представления  о  множествах  предметов

Сходство и различие предметов. Предметы, обладающие или не обладающие данным свойством. Понятия какой-нибудь, каждый, все, не все, некоторые. Форма предмета.

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, -развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,  -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

 -освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации

Понятия какой-нибудь, каждый, все, не все, некоторые.

Форма предмета.

 сравнивать:

- предметы  с  целью  выделения  в  них  сходства  и  различия;

- предметы  по  форме,  по  размерам  (больше,  меньше)

2. Отношения  между  предметами  и  между множествами  предметов

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. Соотношения размеров предметов. Понятия больше, меньше, таких же размеров, выше, ниже, длиннее, короче. Равночисленные множества.

Понятия больше, меньше, таких же размеров, выше, ниже, длиннее, короче. Равночисленные множества.

 Называть:

- предмет,  расположенный  левее  ( правее ),  выше  (ниже )  данного  предмета,  над (под,  за)  данным  предметом,  между  двумя  предметами.;

3.Число  и  счёт

Число и цифра. Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20. Шкала линейки, микрокалькулятор. Запись чисел от 1 до 20 цифрами. Число и цифра 0. Сравнение чисел.

Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20.

 Называть:

-числа  от  1  до 20  в  прямом  и обратном порядке;

  Различать:

-число  и  цифру,  знаки  арифметических  действий  (+ , - , ×, : ), шар  и  куб,  круг  и  квадрат;  многоугольники: треугольник,  квадрат,  пятиугольник

Использовать

микрокалькулятор и линейку для выполнения вычислительных операций

4.Арифметические  действия

Свойства  сложения  и  вычитания

Свойство сложения. Перестановка чисел при сложении. Сложение с нулем. Свойства вычитания.

Текстовая арифметическая задача. Условие и вопрос задачи. Запись решения и ответа.

Переместительное свойство сложения;

свойства вычитания.

Понятия:

Условие и вопрос задачи

 применять:

- свойства  сложения  и  вычитания  при  выполнении  вычислений;

- правило  порядка  выполнения  действий  в  выражениях  со  скобками

решать  

текстовые  арифметические  задачи;

- выполнять  табличное сложение  и   вычитание.

5. Таблица  сложения  в  пределах  10

Число и цифра. Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20. Шкала линейки, микрокалькулятор. Запись чисел от 1 до 20 цифрами. Число и цифра 0. Сравнение чисел.

Табличные случаи прибавления и вычитания 1, 2, 3 и 4. Приемы вычислений.

Алгоритм прибавления и вычитания однозначных чисел

Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20.

 Воспроизводить  по  памяти:

- результаты  табличного  сложения  двух  любых  однозначных  чисел;

-результаты  табличных  случаев  вычитания  в  пределах  10;

6. Таблица  сложения  однозначных  чисел  в  пределах  20

Прибавление однозначного числа к 10. Табличные случаи сложения и вычитания 2, 3, 4, 5 и 6.

Числовые выражения со скобками. Сравнение чисел. Графы отношений. Правило сравнения.

Решение текстовых задач на нахождение числа, большего или меньшего данного числа на несколько единиц. Запись решения задач в 2 действия.

Прибавление 7, 8 и 9.

Арифметическая операция, обратная данной.

Вычитание 7, 8 и 9.

Алгоритм прибавления и вычитания  однозначных чисел

Правило сравнения.

Понятие:

арифметическая операция, обратная данной

   Использовать  модели:

- выкладывать  или  изображать  фишки  для  выбора  необходимого  арифметического  действия  при  решении  задач;

   решать  учебные  и  практические  задачи:

- ориентироваться  в  окружающем  пространстве;

- выделять  из  множества  один  или  несколько  предметов;

- пересчитывать  предметы  и  выражать  результат  числом;

- читать,  записанные  цифрами  числа  в  пределах  20  и  записывать  эти  числа;

- сравнивать  множества  предметов;

- решать  текстовые  арифметические  задачи;

- выполнять  табличное  вычитание.

7.  Осевая  симметрия

Отображение фигур в зеркале. Ось симметрии. Пары симметричных точек, отрезков, многоугольников.

Понятия: осевая симметрия, ось симметрии

   решать  учебные  и  практические  задачи:

  1. ориентироваться  в  окружающем пространстве;

 использовать в практической деятельности:

- определение оси симметрии с помощью перегибания.

8.  Резерв

Тематическое планирование уроков математики на первое полугодие (63 ч)

Распределение учебного материала и время его изучения:

                                                               

                                                           Количество часов в год – 132 ч.
                                                Количество часов в неделю – 4 ч.

                                                 Количество часов на   I полугодие –  63 часа;
                                                Количество часов на II полугодие – 69 часов;
                                               

Дата

№ уроков

Тема урока

Кол-во часов

Основное содержание деятельности

Контроль

Сравниваем

1

Выявление сходства и различия в предметах .

Введение понятия "столько, сколько", обозначение каждого  персонажа (предмета) на рисунке фишкой .Классификация элементов множества. Выделение элементов множества .

Сравниваем

1

Составление предложений по рисункам с использованием слов выше, ниже, толще, тоньше .Сравнение предметов по длине, высоте, толщине

Сравнение геометрических фигур с использованием слов форма, цвет, размер .Обозначение фишкой каждого элемента множества (моделирование) .Классификация элементов множества. Выделение элементов множества

Слева направо. Справа налево

1

Различение понятий: слева направо, справа налево Выделение элементов множества, пересчёт предметов Классификация предметов Различение понятий: перед, за, между 

Знакомимся с таблицей

1

Различение понятий: строка, столбец, слева вверху, справа внизу Обозначение фишкой каждого элемента множества (моделирование) Проведение линии от точки в заданном направлении Уточнение пространственного расположения предметов

Сравниваем

1

Различение понятий внутри, вне. Расположение предметов внутри и вне «кольца»  Работа по различению понятий: "слева направо", "справа налево" Обозначение фишкой каждого элемента множества (моделирование) Проведение линии от точки в заданном направлении; моделирование состава числа. Изменение размера фигуры при сохранении цвета и формы: работа с дидактическим пособием "машина";  описание расположения кубиков в пространстве с помощью слов выше, ниже 

Числа и цифры

1

Знакомство с числами и цифрами от 1 до 5 .Установление соответствия: множество предметов (фишек) – число; число – множество предметов (фишек) .Написание цифры 1.Поиск чисел на шкале линейки. Различение понятий "левее", "правее".   Составление предложений по рисункам с использованием слов длиннее, короче 

Числа и цифры

1

Знакомство с числами и цифрами от 6  до 9. Установление соответствия: множество предметов – число .Поиск чисел на шкале линейки Установление  соответствия между множеством предметов и числом .Написание цифры 2 .Проведение линии от заданной точки по указанному маршруту .Счет в пределах 9 . Классификация фигур по цвету и форме Обозначение фишкой каждого элемента множества (моделирование)

Конструируем

1

Развитие геометрической наблюдательности: работа с деталями конструктора «Уголки» и «Танграм»

Расположение цифр "внутри" и "вне" замкнутой линии. Различение чисел и цифр от 1 до 9. Поиск чисел на шкале линейки .

Проведение линии от заданной точки по указанному маршруту

Написание цифр 1, 2 .Уточнение понятий внутри, вне «кольца»

Готовимся выполнять сложение

1

Объединение множеств. Составление записей, соответствующих схеме (устно):

и

это

 Состав каждого из чисел: 2, 3, 4, 5  

Дополнение записей вида:  и  это 4, в соответствии с рисунком. Построение модели: рисование фишек

Проведение линий от точки по образцу; по заданному алгоритму

Написание цифры 3

Расположение чисел на шкале линейки. Называние чисел в заданном порядке. Группировка (классификация)  по цвету, по размеру

Находим фигуры

1

Развитие геометрической наблюдательности: сравнение целого (четырёхугольника) и его частей (треугольников). Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации

Моделирование (с помощью фишек) ситуации сформулированной устно; установление соответствия между рисунком и моделью. Построение модели (рисование фишек)

Написание цифр 1, 2, 3. Проверка выполненной части задания. Установление закономерности и продолжение «узора»

Вправо. Влево

1

Использование шкалы линейки для порядкового счета. Переход от одного числа к другому при «движении» по линейке вправо (влево): «шаг» вправо (влево). Составление предложений по заданным образцам с использованием слов «вправо», «влево»

Моделирование (с помощью фишек)  состава числа 6. Построение модели (рисование фишек) и заполнение числами схемы:  и  это 6

Написание цифры 4

Описание расположения предметов в конструкции (с использованием слов выше/ниже по заданному плану).  Рассмотрение возможных вариантов построения «башен» из трёх кубиков по заданному условию. Перебор всех возможных вариантов построения «башен» из трёх кубиков разного цвета

Готовимся выполнять вычитание

1

Выделение из множества его подмножеств. Удаление части множества. Составление (устно) записей, соответствующих схеме:

без

это

Установление соответствия между рисунком и записью: 6 без 2 это 

Дополнение записей в соответствии с рисунком. Дополнение модели (зачеркивание фишек) в ситуации удаления части множества

 «Движение» по шкале линейки. Самостоятельное выкладывание результатов с использованием разрезного материала. Проверка правильности выполнения задания

Написание цифр 1, 2, 3, 4

Поиск   «треугольников»  в заданных фигурах

Сравниваем

1

Сравнение способом составления пар из элементов двух множеств. Ориентировка в понятиях: «больше», «меньше», «поровну»  

Выбор и составление модели (с помощью фишек) к данной сюжетной ситуации. Сравнение моделей

Написание цифры 5. Копирование заданного изображения (цифры 5) на клетчатой части листа

Расположение  геометрических фигур в таблице по заданному плану. Изменение  формы фигуры при сохранении размера и цвета (работа с «машиной»)

Выбор элемента множества, удовлетворяющего заданному условию

Сравниваем

1

Сравнение способом составления пар из элементов двух множеств и формулировка вывода «… на  больше, чем …»,  «…на  меньше, чем …» Составление вопросов со словами «на сколько»

 Построение моделей (рисование фишек) к ситуации увеличения (уменьшения) числа элементов множества. Сравнение  множеств. Дополнение записей результатов сравнения

Написание цифры 6

Обоснование выбора модели, соответствующей заданной ситуации

Моделирование (с помощью фишек)  состава числа 7

Готовимся решать задачи

1

Моделирование сюжетной ситуации. Установление соответствия между: рисунком и моделью; рисунком и схемой. Использование фишек при ответе на вопрос

 Соотнесение записей и рисунков

Установление закономерности записи цифр в каждой строке и написание цифр в соответствии с выявленной закономерностью

«Путешествие» от точки по заданной программе

Поиск треугольников в фигуре

Конструирование домиков по правилу

Готовимся решать задачи

1

Моделирование ситуации сформулированной устно. Установление соответствия между текстом и моделью. Выбор способа дополнения модели (раскрашивание, зачёркивание и др.) Моделирование (с помощью фишек)  состава числа 8. Заполнение числами схемы: 8 это  и 

Сравнение двух множеств и формулировка вывода «… на  больше (меньше), чем …»

«Движение» по шкале линейки . Написание цифры 7

Складываем числа

1

Сложение чисел. Запись вида

+

=

соответствующая схеме

и

это

Составление и дополнение записей в соответствии с рисунком и вопросом

 «Движение» по шкале линейки

Тренировка в написании изученных цифр. Установление закономерности в записи цифр и продолжение работы в соответствии с выявленной закономерностью

Расположение предметов и геометрических фигур внутри и вне «кольца»  

Работа с обратной «машиной»: обнаружение фигур, которые были введены в «машину» Продолжение узора  по заданной программе

Вычитаем числа

1

Вычитание чисел. Запись вида

=

соответствующая схеме

без

это

Составление и дополнение записей в соответствии с рисунком и вопросом. Установление соответствия между рисунком и схемой   -   = 

Написание цифры 8

Поиск таких же по форме и по расположению многоугольников

Составление вопроса со словами «На сколько…?» к предметной ситуации

Поиск треугольников в фигуре (развитие геометрической наблюдательности)

Числа и цифры

1

Число. Цифра. Различение числа и цифры

Написание цифры 9 и других цифр в соответствии с заданием

Моделирование (с помощью фишек)  состава числа 9.

Установление соответствия: рисунок – схема; рисунок – модель. Обоснование выбора арифметического действия и схемы:  –  =  или  +  =   

Составление предложений вида: «Если …, то …»

Анализ образца и расположение геометрических фигур  в прямоугольной таблице

Работа с обратной «машиной»: нахождение фигур, которые были введены в «машину».

Число и цифра 0

1

Знакомство с числом и цифрой 0. Сравнение изученных чисел с нулем (без оформления записи)

Написание цифры 0

Составление вопросов со словом «Сколько?»  по рисунку.  Работа с записями вида: 3 и 0 это 3.  

Сравнение способом составления пар из элементов двух множеств и формулировкой вывода « на  больше, чем …»,  «…на  меньше, чем …»

Соотнесение схемы и рисунка 

Поиск треугольников в фигуре

Установление закономерности в записи и написание цифр в соответствии с установленной закономерностью 

Измеряем длину в сантиметрах

1

Знакомство с единицей длины – сантиметром. План (алгоритм) измерения длины отрезка. Измерение длин предметов и отрезков с помощью линейки; запись результатов

Соединение точек с использованием линейки (вычерчивание отрезка)

Упорядочение чисел

Составление вопросов и записей к сюжетным ситуациям

Моделирование состава числа 7

Измеряем длину в сантиметрах

1

Проверка правильности выполнения измерения длины. Использование измерения для сравнения длин предметов (отрезков)

Вычерчивание отрезка заданной длины

Выполнение записей, соответствующих моделям

Движение по шкале линейки

Составление вопросов и записей к сюжетным ситуациям

Описание результата сравнения с помощью слов выше и ниже

Поиск   «треугольников»  в заданных фигурах

Поиск таких же по форме и по расположению многоугольников

Увеличение и уменьшение числа на 1

1

Различение понятий: «столько же…», «больше (меньше) на…». Уточнение смысла выражения: «больше (меньше) на 1»

Разные способы получения результата арифметического действия (составление модели; использование линейки)

Составление и чтение записей вида: «К шести прибавить один получится семь»; «Из шести вычесть один получится пять»

Моделирование (с помощью фишек) ситуации увеличения (уменьшения) числа на 1

Отработка результатов увеличения и уменьшения числа на 1

Поиск закономерности при заполнении таблицы

Составление  примера из деталей мозаики (трудное задание)

Применение моделирования для поиска ответов на вопросы

Увеличение и уменьшение числа на 2

1

Различение понятий: «столько же…», «больше (меньше) на …». Уточнение смысла выражения «больше (меньше) на 2»

Разные способы получения результата арифметического действия (составление модели; использование линейки)

Составление и чтение записей вида: «К пяти прибавить два получится семь»; «Из пяти вычесть два получится три»

Моделирование (с помощью фишек) ситуации увеличения (уменьшения) числа на 2

Прибавление и вычитание числа 2: выбор способа получения результата  (составление модели; использование линейки), запись действий

Обоснование выбора арифметического действия и схемы:  –  =  или  +  = , соответствующих рисунку.

Различение числа и цифры

Анализ записей вида: 3  2 = 5 и выбор знака + или –  

Число 10

1

Моделирование (с помощью фишек)  состава числа 10. Заполнение числами схемы:  и  это 10.

Расположение числа 10 на шкале линейки. Сравнение с числом 10. Поиск пропущенного числа на основе состава числа 10

Запись числа 10. Дополнение модели состава числа 10 (рисование фишек) и запись решения

Расположение предметов в таблице

Установление соответствия между арифметическим действием и набором объектов на рисунке

Прибавление и вычитание чисел 1, 2. Сравнение результатов

Ориентация на клетчатой части листа: выполнение задания по заданному плану

Измеряем длину в дециметрах

1

Единица длины – дециметр. Измерение длин отрезков в дециметрах. Сравнение длины отрезка с дециметром (больше (меньше), чем дециметр)

Сравнение длины предметов «на глаз», проверка с помощью измерения. Вычерчивание отрезка длиной 1 дм (по пунктирной линии и без неё)

Подготовка к работе с задачей (работа с моделями, составление вопросов и др.)

Использование разных способов для вычисления и проверки результатов.

Написание цифр. Поиск ответа на вопрос  с опорой на модель

Знакомимся с многоугольниками

1

Обобщение представлений о многоугольнике. Различение многоугольников (треугольник, четырехугольник, пятиугольник и пр.)

Работа с набором «Цветные фигуры» (Приложение к учебнику): классификация геометрических фигур

Анализ образца и выполнение задания по образцу: закрашивание углов фигуры и подсчёт числа углов. Определение (по рисунку) основания классификации  и продолжение классификации геометрических фигур

Подготовка к решению задач: поиск ситуации, соответствующей записи

Использование разных способов вычисления и проверки результатов

Дополнение записей с опорой на рисунки

Знакомимся с задачей

2

Рассмотрение условия и вопроса как обязательных элементов задачи Дополнение текста до задачи  

Поиск правила (закономерности) в составлении ряда чисел, в заполнении таблицы Работа по заданному правилу. Установление соответствия

Работа с моделями

Решаем задачи

1

Установление последовательности учебных действий для ответа на вопрос задачи

Обнаружение задачи по ее основным элементам. Решение задачи по алгоритму

Установление соответствия:

  1. между задачей и ее решением, записанным с помощью равенства
  2. между рисунком и вопросом к нему ;
  3. между предметом и его высотой, измеренной в сантиметрах

Нахождение результата сложения (вычитания). Проверка правильности выполнения действия

Сравнение длин отрезков «на глаз»; проверка результата сравнения измерением

  1.  

Решаем задачи

1

Решение задачи по алгоритму

Составление вопроса в соответствии с записью

Выбор задачи, соответствующей схеме решения. Решение задачи с опорой на рисунок

Сравнение чисел разными способами (с использованием шкалы линейки, на основе счета)

Различение геометрических фигур. Способ поиска числа треугольников в заданной фигуре. Описание порядка действий при подсчете треугольников, при рисовании второй половины фигуры (буквы)

Сравнение длин отрезков «на глаз»; проверка результата сравнения измерением

Составление записи равенства по правилу

  1.  

Числа от 11 до 20

1

Образование чисел от 11 до 20; их чтение и запись Десятичный состав каждого из чисел второго десятка.  Дополнение записи «10 и £ это £»  по рисунку)  

Упорядочивание чисел, упорядочивание записей числовых выражений

Описание порядка действий при подсчете треугольников

Составление вопросов по рисункам со словами «сколько», «на сколько». Составление  записей для ответов на вопросы «Сколько?», «На сколько ?»

Планирование решения задачи

Выполнение практической работы по измерению длин предметов, изображённых в учебнике и реальных предметов

Числа от 11 до 20

1

Счет в пределах 20. Поиск пропущенных чисел Работа по образцу. Составление чисел второго десятка

Составление и дополнение записей вида 10+5=15, 15–5=10 и 15–10=5

 Составление по рисункам задач с вопросами: «Сколько…?», «На сколько…?». Решение задач

Распределение (классификация) записей по результату

Измеряем длину в дециметрах и сантиметрах

1

Называние длины отрезка в сантиметрах, в дециметрах и сантиметрах по схеме:¨ см = ¨ дм ¨ см. Сравнение длин предметов «на глаз» и с помощью измерения

 Поиск ошибок в записи результатов измерения

Составление, чтение и запись чисел второго десятка; сложение и вычитание чисел

Установление соответствия: деталь из 3-5 клеток и её место на клетчатой части листа

Составляем задачи

1

Дополнение условия задачи по рисунку

Составление задачи с заданной сюжетной ситуацией (по рисунку, к схеме)

Упорядочивание чисел в пределах 20

Измерение длин. Формулирование задания, связанного с измерением (измерь, сравни)

Числа от 1 до 20.

1

Порядок чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел второго десятка

Действия с числами. Упорядочивание чисел и записей (числовых выражений)

Сравнение числа элементов двух множеств. Формулирование, выбор верной формулировки результата сравнения (… на £ больше (меньше), чем … )  

Составление плана выполнения задания. Работа по плану

Готовимся выполнять  умножение

1

Разные способы нахождения результата сложения равных чисел. Чтение записей (числовых равенств) по образцу

 Составление заданий и задач

 Анализ образца выполнения задания, чтение записи арифметического действия по образцу. Работа по инструкции при решении задачи

Готовимся выполнять умножение

1

Сложение равных чисел. Заполнение схемы «по ¨ взять ¨ раза – это ¨»

 Установление соответствия между рисунком и моделью, иллюстрирующей действие

 Закрепление десятичного состава чисел второго десятка. Действия с числами

Сравнение отрезков по длине

Составление вопросов со словами «Верно ли, что…»

Учет дополнительного условия при выполнении задания

Составляем и решаем задачи

1

Составление задачи по модели, схеме ее решения (с опорой на рисунок). Дополнение условия задачи подходящими числовыми данными

Решение текстовых задач

Арифметические действия с числами в пределах 10

 Поиск ошибок в вычислениях

 Классификация геометрических фигур разными способами

Установление закономерности расположения фигур в строках и столбцах таблицы

Числа от 1 до 20.

1

Моделирование состава чисел 9 и 10 с учетом дополнительного условия

Десятичный состав чисел от 11 до 19

Сравнение записей арифметических действий

Разные способы счета (в ситуации сложения равных чисел)

Разные варианты составления отрезка длиной 1 дм из двух других. Построение отрезка заданной длины

Умножаем числа

1

Знакомство с действием умножения. Последовательность учебных действий при выполнении умножения

Запись вида

 

=

соответствующая схеме

по

взять

раза

это

Чтение записи арифметического действия

Условие и вопрос задачи. Решение задач

Составление плана выполнения задания

Умножаем числа

1

Установление соответствия:

  1. между рисунком и записью арифметического действия (сложение, умножение);
  2. между предложением и записью арифметического действия.

Выполнение умножения   Решение задач

Упорядочивание записей (числовых выражений)

Классификация геометрических фигур разными способами

Решаем задачи.

1

Задачи на увеличение числа (на несколько единиц)

Решение задач

Сравнение и упорядочение чисел

Выполнение действий с числом 10

Проверка выполнения условия задачи на рисунке

Решаем задачи.

1

Задачи на уменьшение числа (на несколько единиц)

Решение задач  

Дополнение текста задачи

Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц

Последовательность действий при выполнении задания. Проверка правильности решения

Верно ли, что…?

1

Поиск ответа на вопрос «Верно ли, что…?». Объяснение ответа (разными способами)  Решение задач  

Проверка правильности выполнения задания. Поиск и объяснение ошибки

Составление задания на вычисление  

Классификация чисел разными способами

Готовимся выполнять деление

1

Разбиение множества на равновеликие множества. Комментирование процесса разложения числа предметов (фишек) на несколько равных частей

Комментирование практических ситуаций «деления»

Составление задачи по модели и схеме решения. Дополнение условия и вопроса задачи

Установление соответствия между предложением и арифметическим действием (сложение, вычитание). Дополнение числа до десяти

Составление плана выполнения задания. Решение по плану с комментированием

Делим числа

1

Знакомство с делением. Последовательность учебных действий при выполнении деления

Составление записи вида:

:

=

Решение задач

Установление соответствия: деталь неправильной формы и её место на куске ткани

Составление плана выполнения задания, связанного с рисованием фигур

Делим числа

1

Выполнение деления

 Установление соответствия между моделью действия деления и записью действия

Различение ситуаций, требующих выполнения действия умножения, действия деления

Решение задач   Разбиение фигуры на части

Сравниваем

1

Разные способы сравнения

Использование разных приемов записи результата сравнения

Составление и решение задач

Работа по предложенной и самостоятельно составленной инструкции

Выполнение действий с числами

Работаем с числами

1

Составление инструкции и работа по инструкции (с помощью «машины») в ситуации увеличения (уменьшения) числа на несколько единиц

Составление задачи по рисунку, решению и ответу

Выполнение сложения и вычитания чисел

Измерение длин (в сантиметрах, в дециметрах и сантиметрах). Поиск ошибки в измерении

Решение заданий и задач разными способами

Решаем задачи

1

Сравнение множеств. Ответ на вопрос «На сколько больше…?» («На сколько меньше…?»). Получение ответа с использованием моделирования ситуаций

 Составление и решение задач на разностное сравнение

Обнаружение ошибки в классификации цветных фигур, выполненной разными способами

 Планирование решения задачи

Нахождение на чертеже заданной геометрической фигуры

Складываем и вычитаем числа

1

Сложение и вычитание чисел в пределах 10

 Упорядочивание чисел в пределах 20

Обнаружение задач, которые решаются сложением (вычитанием). Обоснование выбора действия

 Установление соответствия между текстом задачи и рисунком. Дополнение текста до задачи

Классификация записей (числовых выражений и равенств)

Складываем и вычитаем числа

1

Сравнение и классификация записей (числовых выражений)

Сложение и вычитание в пределах 10, в пределах 20 на основе десятичного состава числа

Решение задач

 Измерение длин отрезков, Построение отрезков заданной длины

 Составление заданной фигуры из уголков

Умножаем и делим числа

1

Различение арифметических действий. Чтение и запись числовых выражений  Действия с числами

Установление соответствия между задачей и ее решением, между задачей и моделью. Составление и решение задач

Анализ образца выполнения задания. Поиск новых решений

Решаем задачи разными способами

1

Разные способы сравнения числовых выражений, вычислений

Разные способы решения задач

Обнаружение и исправление ошибки в вычислении

Проверка одновременного выполнения нескольких условий задания

56- 60

Закрепление изученного в

 1 полугодии

5

Решение примеров и задач изученных видов

Работа в печатных тетрадях

61

Контрольный урок

1

Проверочная работа

Рубежный контроль

62

Работа над ошибками

1

Коррекция знаний и умений учащихся

Работа в печатных тетрадях

63

Закрепление изученного

1

Решение примеров и задач изученных видов.

 Работа в печатных тетрадях

Тематическое планирование уроков математики на второе полугодие (69 ч)

Дата

Тема

Число уроков

Страницы учебника

Характеристика деятельности

Планируемые результаты

Корнтроль

1-2

Перестановка чисел при сложении

2

4–6

Свойство сложения (складывать числа можно в любом порядке).

Сложения и вычитание с нулем. Свойство вычитания: из меньшего числа нельзя вычесть большее; разность двух одинаковых чисел равна нулю.

должны знать и применять:

  1. свойства сложения и вычитания при выполнении вычислений.

Сам.работа

3-4

Шар. Куб

2

7–9

5-6

Сложение с числом 0

2

10–12

7-8

Свойства вычитания

2

13–16

9-10

Вычитание числа 0

2

17–18

11-12

Деление на группы по несколько предметов

2

19–21

13-14

Сложение с числом 10

2

22–24

Прибавление однозначного числа к 10.

Табличные случаи сложения и вычитания 2, 3, 4, 5 и 6.

Прием вычисления: прибавление числа по частям.

 должны воспроизводить по памяти:

  1. результаты табличного сложения двух любых однозначных чисел.
  2. результаты табличных случаев вычитания в пределах 10.

использовать в практической деятельности:

  1. выполнять табличное вычитание изученными приёмами.

Сам.работа

15-16

Прибавление и вычитание числа

2

25–29

17-18

Прибавление числа 2

2

29–33

19-20

Вычитание числа 2

2

34–39

21-22

Прибавление числа 3

2

40–44

23-24

Вычитание числа 3

2

45–49

25-27

Прибавление числа 4

3

50–53

28-30

Вычитание числа 4

3

54–58

31-33

Прибавление и вычитание числа 5

3

59–64

34-36

Прибавление и вычитание

 числа 6

3

65–73

37-38

Сравнение чисел

2

74–77

Сравнение чисел. Изображение результатов сравнения в виде графов с цветными стрелками. Графы отношений «больше», «меньше», «равно» на множестве целых неотрицательных чисел. Правило: «Чтобы узнать, на сколько единиц одно число больше или меньше другого, можно из большего числа вычесть меньшее».

сравнивать:

  1. два числа, характеризуя результат сравнения словами «больше», «меньше», «больше на», «меньше на»,

Сам.работа

39-40

Сравнение. Результат сравнения

2

78–83

41-43

На сколько больше или меньше

3

84–87

44-46

Увеличение числа на несколько единиц

3

88–90

Решение арифметических текстовых задач на нахождение числа, большего или меньшего данного числа на несколько единиц. Запись решения задач в два и более действий.

использовать модели (моделировать учебную ситуацию):

  1. выкладывать или изображать фишки для выбора необходимого арифметического действия при решении задач.

Сам.работа

47-49

Уменьшение числа на несколько единиц

3

91–93

50-52

Прибавление чисел 7, 8 и 9

3

94–98

Прибавление 7, 8 и 9.

Сложение и вычитание (умножение и деление) как взаимно обратные действия.

Вычитание 7, 8 и 9 с помощью таблицы сложения.

воспроизводить по памяти:

  1. результаты табличного сложения двух любых однозначных чисел,

Работа в печ. тетрадях

53-55

Вычитание чисел 7, 8 и 9

3

99–107

56-58

Сложение и вычитание. Скобки

3

108–112

Порядок выполнения действий в записях со скобками.

Использование при вычислениях микрокалькулятор.

знать и применять:

  1. Свойства сложения и вычитания при выполнении вычислений.
  2. Правило порядка выполнения действий в выражения со скобками.

Сам.работа

59-60

Зеркальное отражение предметов

2

113–117

Отображение фигур в зеркале. Ось симметрии. Пары симметричных точек, отрезков, многоугольников. Практические приемы построения фигуры, симметричной данной.

Фигуры, имеющие одну или несколько осей симметрии.

использовать в практической деятельности:

- определение оси симметрии с помощью перегибания.

Практическая работа

61-62

Симметрия

2

118–121

63-64

Оси симметрии фигуры

2

122–126

65-66

Закрепление изученного

2

Решение примеров изадач изученных видов

67

Контрольный урок

1

Проверочная работа. Тест.

Итоговый контроль

68

Работа над ошибками

1

Коррекция знаний, умений и навыков учащихся

69

Обощающий урок

1

Закрепление изученного. Работа в печатных тетрадях.

Планируемые результаты изучения курса «Математика» в 1 классе:

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:

Называть:

  1. предмет, расположенный леве (правее), выше (ниже) данного предмета, между двумя предметами;
  2. числа от 1 до 20 в прямом и обратном порядке;
  3. число, большее (меньшее) данного на несколько единиц;
  4. фигуру, изображённую на рисунке.

Воспроизводить по памяти:

  1. результаты табличного сложения двух любых однозначных чисел;
  2. результаты табличных случаев вычитания в пределах 10.

Различать (сопоставлять):

  1. число и цифру;
  2. знаки арифметических действий;
  3. шар и круг, куб и квадрат;
  4. многоугольники.

Сравнивать:

  1. предметы с целью выявления в них сходства и различия;
  2. предметы по форме, по размерам.

Использовать модели:

  1. изображать с помощью графов отношения между числами (величинами);

Применять:

  1. свойства сложения и вычитания;
  2. правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками.

Решать учебные и практические задачи:

  1. выделять из множества один или несколько предметов, обладающих указанным свойством;
  2. пересчитывать предметы и выражать результат числом;
  3. читать записанные цифрами числа в пределах двух десятков и записывать цифрами данные числа;
  4. решать текстовые арифметические задачи в одно действие, записывать решение задачи;
  5. выполнять табличное вычитание изученными приёмами;
  6. измерять длину предмета с помощью линейки;
  7. изображать отрезок заданной длины;
  8. определять ось симметрии фигуры.

                                                    Оценка достижений учащихся.

В 1 классе проводится педагогическая диагностика.

Педагогическая диагностика успешности обучения младших школьников разработана в рамках УМК «Начальная школа ХХI века». Авторы: Журова Л.Е., Евдокимова А.О.,Кузнецова М.И., Кочурова Е.Э.

Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:

        – определить особенности усвоения учащимися предметных знаний,        умений и                 навыков;

        – выявить характер трудностей ученика и установить их причины;

        – установить уровень овладения учебной деятельностью;

        – оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.

Каждая диагностическая работа включает в себя разные по форме задания: задания с выбором ответа (выбор одного из предложенных вариантов ответа имеет качественную характеристику, он определенно указывает, в чем ошибочность рассуждений ученика), задания с кратким ответом, задания на классификацию, задания на установление соответствия.

 Каждое задание оценивается от 0 до 3 баллов. Затем определяется соответствующий уровень.

Сроки проведения педагогической диагностики:

I этап – 2-я неделя сентября ( стартовая диагностика);

II этап – коней 2-ой четверти ; ( завершение букварного периода)

III этап – 4- я четверть, конец апреля- начало мая ( итоговая диагностика).

 Отметки в первом классе не ставятся. Оценка ответов, самостоятельных работ проводится только словесно. Учитель положительно оценивает любую удачу ученика, если даже она весьма незначительна. Тематические проверочные работы содержат несколько заданий по одной теме с целью выявления картины усвоения каждым учеником изученного материала;

Источники информации для оценивания:        

  1. деятельность учащихся (индивидуальная и совместная);
  2. статистические данные;
  3. работы учащихся;
  4. результаты тестирования.

Для реализации программного содержания используются:

Для учащихся:

Учебник

Математика: 1 класс (автор Рудницкая В.Н, М.: «Вентана – Граф», 2011).

Рабочая  тетрадь

Математика: 1 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений /

 Е. Э. Кочурова. - М.: Вентана-Граф, 2011.

Математика: 1 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений /

 Е. Э. Кочурова. - М.: Вентана-Граф, 2011.

Математика: 1 класс: рабочая тетрадь № 3 для учащихся общеобразовательных учреждений /

 Е. Э. Кочурова. - М.: Вентана-Граф, 2011.

Я  учусь считать: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений /

под ред. Н.Ф. Виноградовой. – 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2011.

 

Для учителя

Математика. Методика обучения. 1 – 4 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение  кругозора учащихся в различных облас...