Предметная неделя как одна из форм внеклассной работы.
методическая разработка по математике (1,2,3,4 класс) на тему

Щербакова Светлана Петровна

В данной работе представлен материал об организации и проведении предметной недели в начальной школе на примере Недели математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetnaya_nedelya_kak_odna_iz_form_vneklassnoy_raboty.docx64.12 КБ

Предварительный просмотр:

Предметная неделя

как одна из форм

внеклассной работы

                                                                              Автор: Щербакова С.П.

                                                                                     учитель начальных классов

                                                                     МБОУ «СОШ №12»

Абакан, 2012

Введение

Внеклассная работа по предмету является важной частью учебно-воспитательной работы в начальной школе. Главной движущей силой внеклассной деятельности выступает интерес. Если работа на уроке, регламентированная единой и обязательной для всех программой, направлена на формирование системы знаний, умений и навыков, то внеклассная работа импонирует ученику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора способов творческого самовыражения – возможностью делать то, что можешь и хочешь: попробовать себя в разных ролях. Цели и задачи внеклассных мероприятий существенно отличаются от целей и задач уроков и дополнительных занятий. Внеклассная работа по предмету имеет свое собственное содержание, свою специфику в организации и проведении, свои формы и методы и преследует: пробудить интерес к учебному предмету; выявить одаренных школьников, а также воспитать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, возможности; углубить и расширить знания, полученные на уроках.

От умения учителя правильно организовать внеклассную работу и грамотно выбрать ее форму зависит во многом эффективность учебно-воспитательного процесса.

  1. Формы организации внеклассной работы

В настоящее время существует разнообразные формы внеклассной работы по предмету: олимпиады,  КВНы, викторины, устные журналы, выпуск стенгазет, конкурсы, утренники, интеллектуальные марафоны, кружки и др.  Данные формы внеклассной работы, как правило, охватывают обучающихся  имеющих хорошие способности в той или иной образовательной области, а, следовательно, не позволяют вовлечь большое число учеников, что может привезти к потере интереса к предмету обучающихся, не вовлеченных в мероприятие.  

Наиболее эффективной формой  внеклассной работы по предмету является предметная неделя, которая позволяет привлечь большое количество обучающихся с разными способностями и интересами в разнообразные виды деятельности.

  1. Особенности организации и  проведения предметной недели на примере Недели математики в начальной школе

Одной из форм организации внеклассной работы в нашем ОУ является проведение Недели математики. Предметная неделя по математике проводится в соответствии с планом работы научного объединения младших школьников «Росток».

Целью её проведения является развитие личностных качеств обучающихся и активизация их мыслительной деятельности, поддержка и развитие творческих способностей и интереса к предмету, формирование осознанного понимания значимости математических знаний в повседневной жизни.

Задачи проведения Недели математики в школе:

1. Развивать у обучающихся интерес к занятиям математикой.

2. Выявлять учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углублению своих знаний по математике.

3. Развивать речь, память, воображение и интерес через применение творческих задач и заданий творческого характера.

4. Воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.

5.Воспитание умений применять имеющиеся знания в практических ситуациях.

Принципы организации Недели математики:

1. Принцип массовости (работа организуется таким образом, что в творческую деятельность вовлекается как можно больше обучающихся).

2. Принцип доступности (подбираются разноуровневые задания).

3. Принцип заинтересованности (задания должны быть интересно оформлены, чтобы привлечь внимание визуально и по содержанию).

4. Принцип соревновательности (ученикам предоставляется возможность сравнивать свои достижения с результатами учащихся разных классов).

Неделя математики открывается и проводится каждый год по-разному. В течение уже нескольких лет темы не повторяются. Это дает возможность ученикам, переходящим из класса в класс, расширять свое мировоззрение и развивать больший интерес к предмету.

План подготовки и проведения предметной недели утверждается директором школы не позднее, чем за две недели до начала ее проведения.

Организатором предметной недели является школьное методическое объединение учителей начальной школы.

Участники предметной недели:
• учителя, ответственные за проведение предметной недели;
• ученики 1 – 4 классов.

Проведение предметной недели  сопровождается разнообразной наглядной информацией, которая располагается в различных помещениях школы.

В рамках предметной недели  проводятся разнообразные конкурсы и мероприятия:
- интеллектуальные конкурсы по предмету;
- нетрадиционные уроки по предмету;
- внеклассные мероприятия на параллели учебных классов и между параллелями;
- общешкольные мероприятия.

По итогам предметной недели наиболее активные ее участники (как учителя, так и обучающиеся) награждаются памятными призами или грамотами.

По итогам предметной недели определяется  состав команды школы для участия в городских интеллектуальных конкурсах, проводится набор в школьное научное общество учащихся.

По окончании предметной недели на заседании методического объединения  начальной школы проводится анализ мероприятий, организованных в ходе недели.

По итогам предметной недели руководителю НОУ сдаются следующие документы:
- план предметной недели;
- тексты заданий для интеллектуальных конкурсов и протоколы с их результатами;
- планы или сценарии открытых мероприятий;
- анализ итогов предметной недели.

  1. Методическая разработка предметной недели по математике «Математика – царица всех наук»

В данной разработке представлен план недели математики, а также приведен сценарий первого дня Недели математики.

Предметная неделя по математике

Цель:  создание условий для развития интереса учащихся к математике. 

Задачи:

  1. Активизация познавательной деятельности обучающихся.
  2. Развитие интеллектуальных и творческих способностей, остроты мышления и наблюдательности.
  3. Воспитание самостоятельности, чувства ответственности, культуры коллективного общения.

План

проведения предметной недели по математике.

(Сроки: с 22.11 по 26.11)

Дата

Время

Классы

Мероприятия

Ответственные

22.11

1 день

9 ч 15мин

14ч15мин

1 смена

2 смена

Оформление стенда. Открытие недели. Линейка.

Рей Е.Г.

Лукьяненко Е.П.

На перемене

Математическая лотерея

11ч10мин

15ч15мин

1-2 классы

Игра «Занимательный квадрат»

Рей Е.Г.

Шорохова О.П.

В течение дня

3классы

Математическая олимпиада (отборочный тур)

Классные руководители

11ч30мин

4 классы

Игра по станциям «Математический базар»

Кл. рук. 4 классов

23.11

2день

1,2 смена

1,2,4 классы

Математическая олимпиада (отборочный тур)

Классные руководители

15ч 25мин

3 классы

Игра по станциям «Математический базар»

Кл. рук. 3 классов

24.11

3 день

В течение дня

1 классы

Конкурс рисунков «Волшебные цифры»

(на конкурс 5 лучших работ от класса; формат А4, указать Ф.И., класс)

Члены жюри

.

2 классы

Конкурс рисованных пословиц, где встречаются числа

(на конкурс 3 лучшие работы от класса; формат А3, указать Ф.И., класс)

Члены жюри

3,4 классы

Конкурс стенгазет, ребусов, кроссвордов

(на конкурс 3 лучшие работы от класса)

Члены жюри

25.11

4 день

11ч 30мин

12 ч 30 мин

1,4 классы

2,3 классы

Математическая олимпиада (школьный тур)

Ефремова Ю.С.,

Беляева М.В.

Сяткина Л.П.

Анисимова Н.Ю.

26.11

5 день

9ч15 мин

1,4 классы  

Закрытие предметной недели.

Награждение победителей.

Рей Е.Г.

14ч15мин

2,3 классы

Лукьяненко Е.П.

1день.

Открытие Недели математики происходит на общешкольной линейке, где зачитывается весь план мероприятий. Затем этот же план помещается на информационный стенд.

Ведущий.

- Ребята, у нас начинается математическая неделя. Вы познакомитесь с загадочным и интересным миром  математики. Увидите, как разнообразен и увлекателен этот мир. Математика – одна из важнейших наук.

- В путешествие по этой стране мы берем с собой самых смелых, дружных, сообразительных и находчивых математиков. В пути вам потребуются: смекалка, сообразительность, внимание.

- А есть ли среди вас такие?

Ученики читают стихи.

  1. Почему торжественно вокруг?

Слышите, как смолкла быстро речь?

Это о царице всех наук

Поведем сегодня с вами речь.

  1. Не случайно ей такой почет,

Это ей дано давать советы,

Как хороший выполнить расчет

Для постройки здания, ракеты.

  1. Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит.

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

  1. Ты нам математика, даешь

Для победы трудностей закалку.

Учится с тобою молодежь

Развивать и волю и смекалку.

  1. И за то, что в творческом труде

Выручаешь в трудные моменты,

Мы сегодня искренне тебе

Посылаем гром аплодисментов.

Ведущий.

 - И так, готовы? В путь!  (Каждый класс получает маршрутный лист)

«Математическая лотерея»

На одной из больших перемен проводится математическая лотерея. Игра состоит в решение простых шуточных задач, простейших ребусов, загадочных картинок. Каждый вопрос записан на небольшом листке бумаги и имеет свой номер. Листочки свертываются трубочкой и складываются в глубокую коробку. Коробка стоит на столе, за которым сидит дежурный и выдает билеты. Другой дежурный имеет контрольный листок с ответами и выдает призы (игру составляют и проводят старшеклассники).

Примеры заданий:

1) Предлог стоит в моём начале,

     В конце же - загородный дом.

     А целое мы все решали

     И у доски, и за столом. (За + дача = задача)

2) Он грызун не очень мелкий,

     Ибо чуть побольше белки.

     А заменишь «У» на «О» -

     Будет круглое число. (Сурок - сорок)

3) С «К» - фигура без углов,

     С «Д» - дружить с тобой готов. (Круг - друг)

4) Изобрази число 37 шестью цифрами 1

 

5) Изобрази число 10 двумя цифрами 1

 6)Замени словесную запись числовой                           

Число богатырей в «Сказке о мертвой царевне»

Число богатырей, братьев царевны - Лебедь

Число разбойников, врагов Али - Бабы

                                                         

 7) Гном Забывалка записал такой пример: 12345=6, и не расставил в подходящих местах знаки сложения и вычитания. Исправь ошибки.

 8) Великий математик предлагает тебе отгадать  числа:

Это число от 1 до 8, но не 5; кроме того, оно нечетное и не делится на 3.

Это число от 1 до 28, в его написании не входят цифры 1, 5 и 7; кроме того, оно нечетное и не делится на 3.

Игра «Занимательный квадрат»

Цель: развитие логического мышления, воображения, фантазии, пространственного представления, умение работать в группе.

Игра «Занимательный квадрат» проводится для обучающихся 1 -2 классов. Каждому классу предлагается отгадать загадку, а отгадку выполнить в виде аппликации из геометрических фигур «Танграмма». (1 класс выполняет аппликацию по образцу, 2 класс – проявляет свою фантазию).

Для 1 класса

Сизый – в луже сидит,

Глуп да сердит,

Житель городской,

Пернатый да босой.

А белый его брат –

Миру в мире рад,

Символ чистоты,

Любви и красоты.

(Голубь)

Это самый верный друг,

Пищу он берет из рук,

Позволяет гладить ушко,

И ему хозяин нужен,

Защищать его он будет,

Закрывать своею грудью

От опасности любой.

И конечно, ценят люди

Эту верную любовь.

(Пес)

Усатый и хвостатый,

Упругий и мохнатый,

С подушечками лапы,

Как, тигр полосатый.

А по ночам на крыше,

Чтоб каждый в доме слышал,

Поет он песни громко,

Протяжно, долго, звонко.

(Кот)

Рано встает, песни поет

Малый рост

Да пышный хвост

На плетне сидит

Свысока глядит.

(петух)

Он скрывается умело,

Он зимой в наряде белом,

Летом в сереньком он выйдет –

И его никто не видит.

Незаметного шпиона

Даже ветер не догонит.

(заяц)

Для 2 класса

Усатый и хвостатый,

Упругий и мохнатый,

С подушечками лапы,

Как, тигр полосатый.

А по ночам на крыше,

Чтоб каждый в доме слышал,

Поет он песни громко,

Протяжно, долго, звонко.

Рано встает, песни поет

Малый рост

Да пышный хвост

На плетне сидит

Свысока глядит.

Он скрывается умело,

Он зимой в наряде белом,

Летом в сереньком он выйдет –

И его никто не видит.

Незаметного шпиона

Даже ветер не догонит.

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат.

Шипеть я умею, как будто змея.

И словно змеиная шея моя,

А плаваю лучше и этим горжусь,

Кто может сравниться со мною, я - …

Рыжая плутовка

Спряталась под елкой.

Зайца ждет хитрюга та.

Как зовут ее?

В воде она живет.

Нет клюва, а клюет.

Это самый верный друг,

Пищу он берет из рук,

Позволяет гладить ушко,

И ему хозяин нужен,

Защищать его он будет,

Закрывать своею грудью

От опасности любой.

И конечно, ценят люди

Эту верную любовь.

Игра по станциям

«Математический базар»

Цель: развитие интеллектуальных и творческих способностей, умение работать в группе.

Игра по станциям «Математический базар» проводится для обучающихся 3 – 4 классов. В начале игры обучающиеся собираются на площади  «Геометрической» (в одной из рекреаций школы), где их встречают скоморохи (ученики старших классов)

Ведущий.

Сегодня наша игра посвящена геометрии. Геометрия – не только раздел математики, школьный предмет, но это, прежде всего, необычное явление (феномен) общечеловеческой культуры. Это – важная наука. Без неё не обходится ни один человек независимо от возраста и профессии.

( исполняется песня на мотив «Наша школьная страна»)

Не крутите пёстрый глобус,

Не найдёте вы на нём

Той страны, страны чудесной,

О которой мы поём.

В той стране живут фигуры,

Линии, точки и тела,

Треугольники, квадраты,

Вот такие, брат, дела!

Пусть в эту страну

Не идут, не идут поезда.

Страна Геометрия

Рядом с нами в школе всегда.

Ученики читают стихи.

  1. Чтоб водить корабли,

            Чтобы в небо взлететь,

            Надо многое знать,

            Надо много уметь!

  1. И при этом, и при этом

           Вы, пожалуйста, заметьте,

           Очень важная наука-

           Ге-о-мет-ри-я!

  1.  Почему корабли не садятся на мель?

            А по курсу идут сквозь туман и метель?

            Потому что, потому что,

            Вы, пожалуйста, заметьте,

            Капитанам помогает

            Ге-о-мет-ри-я!

  1. Геометрию учите!

           Очень пригодится!

           Но, пожалуйста, заметьте:

           Здесь нельзя лениться!

Выбегают скоморохи.

1 скоморох.

Ух – ты! Ох –ты! Тара –рар!

Все спешите на базар!

Все спешите на базар!

Как у нас ли, тары-бары,

Всяки разные товары!

Покупатели идите

Да товар у нас берите.

2 скоморох.

Только, чтоб товар наш взять

Надо цену разгадать!

При товаре есть задача,

Коль решишь – твоя удача!

Цену ты узнаешь тут

И товар тебе дадут!

1 скоморох.

Ошибешься, коль в задаче,

Не получишь ты ни сдачу,

Ни, тем более, товар.

Зря пришел, знать на базар!

Каждой команде выдается маршрутный лист.

Маршрутный лист

(образец)

Название станции

Кабинет

Баллы

Отметка о выполнении

  1. Лавка «Квадрат»

Кабинет № 16

  1. Лавка «Треугольник»

Кабинет № 19

  1. Лавка «Трапеция»

Кабинет № 15

  1. Лавка «Прямоугольник»

Кабинет № 17

  1. Лавка «Круг»

Кабинет № 14

  1. Сюжетная аппликация

Кабинет № 14

Общее количество баллов:

На каждой станции обучающиеся выполняют задания геометрического содержания. За каждый правильный ответ игроки получают геометрические фигуры соответствующие названию лавки, из которых  потом выполняют сюжетную аппликацию.

В конце игры жюри  подводит итоги (учитывается  количество геометрических фигур, качество и оригинальность выполнения аппликации) и награждает победителей.

Примеры некоторых заданий.

Лавка «Квадрат»  

Убери три палочки так, чтобы осталось три квадрата.

Лавка «Треугольник»

Часто знает и дошкольник, что такое треугольник!
А уж вам- то, как не знать, ну совсем другое дело.
Быстро, точно и умело треугольники считать.
Например, в фигуре этой - сколько разных, посмотри.
Всё внимательно исследуй и по краю и внутри.

Лавка «Круг»

По краю круглого торта поставили 5 точек из крема на одинаковом расстоянии друг от друга. Через все точки сделали разрезы. Сколько кусочков торта получилось?

Лавка «Трапеция»


Под каждым многоугольником спрятались цифры : 0, 2, 4.

Посмотри внимательно на каждый из трех примеров и определи числа, спрятавшиеся за фигурами.

Помни: у одинаковых фигур - одинаковые числа, у разных - разные.

Какое число спряталось за трапецией ?

1.

2.

3.

?

Лавка «Прямоугольник»

Как разрезать фигуру на две части, чтобы из них можно было сложить прямоугольник?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

реферат "Предметная неделя как одна из форм внеурочной деятельности"

Реферат содержит следующие разделы: введение, теоретические основы внеурочной деятельности школьников, предметные недели в начальной школе (из опыта работы)...

Индивидуальная работа как одна из форм внеклассной деятельности

Потребность совершенствования школьного образования обусловливает интенсивное изучение познавательной активности школьников, поиск путей формирования мотивов учения.  Одним из способов создания м...

Тематическая неделя одна из форм комплексной работы по стимуляции речевого и общего развития обучающихся.

Описане опыта составления и проведения тематических недель в школе для детей с ОВЗ....

Тематическая неделя одна из форм комплексной работы по стимуляции речевого и общего развития обучающихся.

Описание опыта подготовки и проведения тематических недель в работе с обучающимися с ОВЗ....

Интегрированные занятия как одна из форм совместной работы учителя логопеда и педагога психолога в структуре коррекционной работы с обучающимися

Задачи учителя логопеда и педагога-психолога в ходе коррекционной-развивающей работы с обучающимися тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к формированию психической деятельности р...

Предметное обучение как одна из форм обучения учащихся начальной школы

В данной статье представлен опыт работы Гимназии по созданию условий для успешности обучения через предметное преподавание в начальной школе....

Предметная неделя в школе как форма работы по выявлению и развитию одарённых детей

Главной особенностью предметной недели является то, что она объединяет разные возрастные группы учащихся и создает условия для их совместной познавательной и творческой деятельности....


 

Комментарии

Терёхина Ирина Владимировна

Замечательный материал! Всё чётко, логично! 5+ Спасибо!
Митенкова Елена Владимировна

Отличный материал. Руководителям ШМО очень полезно ознакомиться!