Главные вкладки

    Разработка урока по математике в 3 классе по УМК "Начальная школа XXI века"
    методическая разработка по математике (3 класс) по теме

     

    Урок математики в 3 классе.

    Программа: «Начальная школа XXIвека» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

    Тема урока: «Решение уравнений вида х + 6 = 9; х * 3 = 27; х : 6 = 25».

    Цели урока: Закреплять умение решать уравнения вида х + 6 = 9; х * 3 = 27;  содействовать развитию вычислительных навыков.

    Развивать логическое мышление, математическую речь. Развивать общеучебные навыки.

     Формировать умение работать в группах, парах, самостоятельно. Содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль и самооценку в учебной деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon razrabotka_uroka.zip12.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    АВТОРСКАЯ СПРАВКА

    1

    Фамилия Имя Отчество

    Сухоиванова Оксана Вячеславовна

    2

    Название статьи (материала)

    Развитие познавательного интереса на уроках математики

    3

    Должность, предметная область, квалификационный разряд, учёная степень, учёное звание, категория.  

    Учитель начальных классов,

    13 разряд,

    Первая квалификационная категория

    4

    Город, населённый пункт

    Белгородская область Шебекинский район село Новая Таволжанка

    5

    Представляемая организация

    МбОУ «Новотаволжанская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И. П. Серикова Шебекинского района Белгородской области»

    6

    Телефон служебный с указанием

    8(47248)73-5-71

    7

    Телефон домашний с указанием

    8(910)3249663

    8

    E-mail (если есть)

    E-mail: suhoivanova.oksana@mail.ru

    9

    Как вы узнали о нашем сборнике

    Информация с курсов

    10

    Дата отправления материалов

    11 ноября 2011 года

    11

    Следует ли Вас информировать о будущих конференциях и сборниках

    Да

    Развитие познавательного интереса на уроках математики

        Под   влиянием   познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно    Познавательный интерес выступает как  сильное  средство обучения.

    Классическая педагогика прошлого утверждала – «  Смертельный  грех учителя  –  быть  скучным».  .   Активизация   познавательной деятельности ученика без развития его  познавательного  интереса  не  только трудна,  но  практически  и  невозможна.  Вот  почему  в  процессе  обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и  укреплять  познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности,  и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Главной почвой для развития  подлинно  познавательного  интереса  являются  ситуации   решения познавательных  задач,  ситуации  активного  поиска,  догадок,  размышления, ситуации  мыслительного  напряжения,  ситуации  противоречивости   суждений, столкновений различных позиций, в  которых  необходимо  разобраться  самому, принять решение, встать на определённую точку зрения. На уроках математики я поддерживаю познавательный интерес с помощью следующих заданий:

    продолжи закономерность:

    88,99,110,121…

    162,163,165,168…

    поставь, где можно знаки сравнения

    7**…6**          9*9…*08

    9*7…99*         *7*…*9*

    поставь вместо звёздочек знаки «+», «_»

    2*6*3*4*8*2=15

    5*30*49*=84 и т. д.

    Такие задания активизируют даже пассивных на уроке учеников.

    Очень любят дети решать задания на логику. Я стараюсь включать их в каждый урок.

    Очень важную роль играет эмоциональный настрой, проведение на уроке физкультурных минуток на концентрацию внимания .Активизирует детей и работа в парах, группах. Работая по программе УМК «Начальная школа ХХI века», я активно использую в практике своей работы деятельностный метод обучения, предлагаю ученикам не готовые истины, а их самостоятельный поиск. Ведь очень важно, чтобы на уроке ребёнок переживал радость открытия, чтобы у него формировалась вера в свои силы.

    Урок математики в 3 классе.

    Программа: «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

    Тема урока: «Решение уравнений вида х + 6 = 9; х * 3 = 27; х : 6 = 25».

    Цели урока: Закреплять умение решать уравнения вида х + 6 = 9; х * 3 = 27;  содействовать развитию вычислительных навыков.

    Развивать логическое мышление, математическую речь. Развивать общеучебные навыки.

     Формировать умение работать в группах, парах, самостоятельно. Содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль и самооценку в учебной деятельности.

    Ход урока.

    1.Организационный этап.

     (Создание эмоционального настроя).

    Прозвенел и стих звонок, начинается урок.

     Ребята, каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

     Что нужно делать, чтобы он был именно таким?

     И, конечно же, хорошее настроение.

    Ты улыбкой, как солнышком брызни,

    Выходя по утру из ворот.

    Понимаешь, у каждого в жизни

    Предостаточно бед и забот.

    Разве любы нам хмурые лица,

    Или чья-то сердитая речь?

    Ты улыбкой сумей поделиться

    И ответную искру зажечь.

    Давайте подарим улыбки друг другу, Сегодня на уроке мы будем путешествовать по просторам науки Математики. В путь возьмём наши знания. Полный вперёд!

    Вот на горизонте появился остров Раздумий. Кто хочет первым отправиться к нему?

    2. Индивидуальная работа у доски.

    1 ученик                    2 ученик

    900 – 350

    90 + 80                      У 3 осьминогов – 9 сердец.

    570 + 300                  У 5 осьминогов – ? сердец.

    130 – 20

    3. Устные упражнения. Чтобы попасть на остров раздумий нужно выполнить  задания.

    а) Вспомните названия компонентов действий, если между ними стоит знак +, -,

    б) Кто быстрее?

    44 + 32 + 56 + 8  

    91 + 15 + 9 + 15

    Как вы считали? (удобным способом)

    в) В каждой цепочке чисел найди закономерность и вставь пропущенные числа.

    1. 3, 6, 9, … 15, 18 (каждое последующее число больше предыдущего на 3)
    2. 65, 60, 55, … 45, 40 (каждое последующее число меньше предыдущего на 5)
    3. 12, 23, 34, … 56, 67 (к каждому последующему числу прибавляли по11)

    г) Сколько прямоугольников на чертеже? (7)

    д) Найди недостающую фигуру.

    Молодцы ребята. Как ваше настроение? Давайте посмотрим как дела у ребят, которые отправились на остров самостоятельно. Если задание выполнено, верно, покажите сигнал с улыбающимся лицом. Мы рады хорошему ответу. Если задание выполнено неверно – сигнал с грустным лицом. Мы огорчены тем, что товарищ ошибся. На острове раздумий интересно, но нам нужно отдохнуть.

    4. Ф-м.

    Разогрели ручки,

    Размяли ушки,

        Потянулись.

    Выполним упражнения для концентрации внимания. Упражнение «Колпак»

    Колпак мой треугольный.                Но если он не треугольный

    Треугольный мой колпак.                Значит он не мой колпак.                    

    5. Работа по теме урока.

     Ребята, впереди неизвестный остров. Нам обязательно нужно разгадать его название, ведь оно совпадает с темой нашего урока.

     А для этого поработайте в группах.

    (Каждой группе выдаются карточки, на которых написаны примеры и буквы.)

    У 40 + 50                    В 9 – 9 +60                А 7 * 10

    Р 160 – 8 * 10             Е 100 – 60                 Н 5 * 5 + 25

    И 5 * 4                        Н 6 * 5                       Е 100 – 90

    Вычислите выражения. Расположите ответы в порядке убывания и расшифруйте слово.

     Какое слово у вас получилось? (уравнение)

     Это и будет объектом нашего изучения. Сегодня мы будем исследовать остров под названием уравнение. (Учитель прикрепляет к доске картинку с изображение острова.)

     Ребята, а кто вспомнит, что же такое уравнение? (Дети дают определение уравнению.)

     Приступаем к исследованию. Работаем в группах. (Группам раздаются карточки.)

    7 + х                      8 – х                  х + 5                    9 * 5 + х

    3 + 4                      9 * 6                  8 : 2 = 4               15 : 3 + 5

    7 – 2 = 5                13  20              8 * 4 + 5 – 7        х * 5 = 35

    х + 8 = 16              х : 8 = 2             30  10                х – 5 = 27

     Выберите лишь те карточки, на которых записаны уравнения. Представители от групп выйдете к доске, и покажите нам свои уравнения.

     Класс проверяет правильность выполненного задания с помощью сигнальных карточек.

    Если карточка выбрана верно, то учитель прикрепляет её к острову.

    Так что же такое уравнение? (Дети формулируют правило.)

     Давайте продолжим исследовать уравнения и выясним, умеем ли мы решать уравнения, в которых переменная стоит на первом месте, и вспомним способы решения уравнения.

    Вызванный к доске ученик выбирает любое уравнение на острове и решает его с помощью подбора. Например: х + 8 = 16.

    Рассуждение ученика: подбираем числа, начиная с нуля.

    0 + 8 = 16 (неверно)

    1 + 8 = 16 (неверно)

    2 + 8 = 16 (неверно)

    8 + 8 = 16 (верно)

     А какой ещё способ решения уравнений вы знаете? (с помощью графа)

    Ученик выходит к доске, выбирает уравнение на острове и решает с помощью графа.

    х – 5 = 27

             - 5

     х ●            ● 27  

                 +5

    27 + 5 = 32

    Проверка: 32 – 5 = 27

    Ответ: х = 32.

    6. Работа с учебником.

    На корабле моряку очень важно плечо друга. В обучении тоже нужно помощь товарища. Выполните № 263 на странице 69, работая в парах, используйте опорные фразы: Я буду делать так… Я согласен и тоже буду делать так… Я не согласен, потому что… Первым объясняет тот, кто уверен  в своих силах.

    Самопроверка:

     8                    6

    120                56

    Встаньте, кто правильно выполнил задание.

    7. Ф-м.

     Ребята предлагаю вам отдохнуть.

    Раз подняться, потянуться.

    Два согнуться, разогнуться.

    Три в ладоши три хлопка.

    Головою три кивка.

    На четыре – руки шире.

    Пять – руками помахать.

    Шесть – присесть.

    Семь за парты тихо сесть.

    8. Постановка проблемной ситуации.

     Ребята есть ещё один способ решения уравнений. Более быстрый и удобный. Его можно вывести, зная названия компонентов действий и умея решать уравнения с помощью графа. Вы сейчас попробуете сделать это в группах. Первая группа отвечает на вопрос номера 259. Вторая группа отвечает на вопрос 260. Третья группа на вопрос 261,а четвёртая – 262. Представители групп формулируют правило.

     Ребята вы молодцы! Я вас поздравляю с прибытием на остров Открытий.

    9. Решение задачи.

    Наше путешествие продолжается. На пути водоворот. Чтобы не попасть в него, мы должны решить задачу. Хотите, я открою вам секрет? Скоро мы научимся даже решать задачи с помощью уравнений. Ну а пока решим задачу по действиям.

    У детей на столах карточки с краткой записью задачи.

    Мальчиков – 24 человека.

    Девочек  ? на 6 б.  

    Взрослых – ? в 5 раз м.

    Составьте задачу по краткой записи.

    Какой вопрос в задаче?

    Можем ли мы на него ответить? Почему? А можем ли мы узнать сколько девочек? Каким действием? Зная сколько девочек, можем мы узнать сколько взрослых? Каким действием? Во сколько действий задача?

     Измените, вопрос так, чтобы задача решалась в три действия. Поднимите руки те, кто сможет решить задачу в три действия. А остальные решают задачу в два действия.

    Самостоятельное решение задачи. Два человека решают задачу на магнитных досках.

    Проверка самостоятельной работы.

    10. Итог урока.

     Ребята, какой остров мы сегодня исследовали? Что же такое уравнение? Какой способ решения уравнений вам понравился больше?

    Д/з: Тем, кто решал задачу в три действия, я предлагаю решить № 220 в Т.с. 55, а остальным – № 219 с. 55.

    11. Рефлексия.

    Вот и закончилось наше путешествие по острову уравнений.

    Ребята посовещайтесь в группах, если вам понравился урок, если вы хотите снова отправиться к острову уравнений и научиться решать задачи с помощью уравнений, возьмите свои кораблики и прикрепите их к острову.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока по математике в 4 классе по УМК "Школа России" по теме:"Четыре арифметических действия" 1 четверть

    Этот урок был проведён на семинаре директоров по теме "Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе". Урок построен в виде путешествия по телецентру....

    Разработка урока окружающего мира в 3 классе УМК "Начальная школа XXI век"

    План – конспект урока окружающего мира в 3 классе.УМК "Начальная школа XXI век"Цель урока: ознакомление с блюдами славян, особенностями национальной кухни, изучение истории и традиций русского на...

    разработка урока по математике в 1 классе УМК "Начальная школа XXI век"

    Тема урока "свойства вычитания"Цель: отработать свойство вычитания одинаковых чисел известными способами....

    Открытый урок по математике в 4 классе по УМК "Школа 21 века" по теме: Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х+5=7

    Тема урока:  Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х+5=7Тип урока: открытие новых знаний.Дидактическая цель урока: создать условия для усвоения новых знаний.Задачи урока:Образовательные...

    Урок по математике в 3 классе по программе "Школа России"

    Тема урока: "Закрепление". На уроке повторяются и закрепляются навыки табличного сложения и вычитания, умножения и деления, Умение находить сумму и разность чисел в пределах 100....

    Методическая разработка урока урока математики в 4 классе ( УМК «Начальная школа XXI века») по теме: «Конус».

    Урок построен в технологии деятельностного  подхода, обучающего способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. На уроке используются ...

    Математика. Разработка урока по математике в 3 классе по теме: Формула стоимости.

    разработка урока математики в 3 классе по теме "Формула стоимости". Представлены разработка урока и технологическая карта....