УУД на уроках математики
статья по математике по теме

В данной публикации описаны универсальные учебные действия, которые формируются у учащихся начальных классов в процессе изучения математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ууд на уроках математики.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

УУД на уроках математики

Важнейшей  задачей  современной  системы  образования  является   формирование   универсальных  учебных   действий, обеспечивающих  школьникам «умение  учиться», способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество  усвоения  знаний  определяется многообразием  и  характером   видов   универсальных  действий.

Формирование   способности  и  готовности  учащихся   реализовывать   универсальные    учебные  действия  позволит  повысить   эффективность   образовательно-воспитательного   процесса  в  начальной  школе.

Умение  учиться   предполагает  полноценное  освоение   школьниками  всех   компонентов  учебной  деятельности, включая:

            1)познавательные и  учебные  мотивы;

         2) учебную  цель;

          3) учебную  задачу;

          4) учебные действия  и операции.

Умение  учиться- существенный  фактор повышения  эффективности  освоения  учащимися  предметных  знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых  оснований  личностного  морального  выбора.

Универсальный  характер учебных  действий проявляется в том, что они носят  надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают  целостность  общекультурного, личностного  и  познавательного  развития  и  саморазвития  личности; обеспечивают  преемственность  всех  ступеней образовательного  процесса; лежит  в  основе  организации и регуляции  любой деятельности учащегося  независимо от её  специально-предметного  содержания.

Универсальные учебные действия  обеспечивают этапы  усвоения  учебного  содержания  и   формирования  психологических  способностей  учащегося.

В  состав  основных видов  УУД, соответствующих  ключевым целям  общего  образования, можно выделить  четыре блока:

1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Личностные  УУД  обеспечивают ценностно-смысловую  ориентацию  учащихся  и ориентацию в социальных  ролях  и  межличностных  отношениях.

Можно  выделить три  вида личностных  действий:

- самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные действия обеспечивают  учащимся организацию  их  учебной  деятельности.  К ним  относятся:  целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция.

Познавательные  действия  включает:

-общеучебные;  логические; постановку  и  решение  проблемы.

Коммуникативные действия: планирование  учебного  сотрудничества; постановка  вопросов; разрешение конфликтов; управление  поведением  партнёра; умение с достаточной  полнотой и точностью  выражать  свои  мысли  в  соответствии с  задачами  и  условиями  коммуникации.

Связь УУД  с  учебными  предметами.

Проектирование  образовательно-воспитательной программы  начального образования должно быть согласовано с программой развития УУД. При  отборе и структурировании содержания образования, выборе конкретных методов и форм обучения должны учитываться цели формирования конкретных видов УУД. Успешность их развития решающим образом зависит от способа построения содержания  учебных предметов, а  именно от ориентации на сущностные  знания в определённых предметных областях.

Математика

В начальной  школе этот предмет является  основой  развития у  учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также  таких, как планирование( цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование  знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий,  формирование элементов системного мышления, выработка  вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования  общего приёма решения задач как универсального учебного действия.

Учебный предмет «Математика» обеспечивает формирование следующих УУД:

-логические универсальные действия

-анализ объектов с целью выделения признаков;

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

-моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные  характеристики объекта  (пространственно-графическая  или знаково-символическая);

-установление причинно-следственных связей;

-построение логической цепи рассуждений;

-перевод вербально заданного текста на язык графики и обратные задания (по рисункам или схемам надо составить задачи или примеры):

1. В роще 240 берёз, а клёнов на 93 меньше. Сосен в ней вдвое больше, чем клёнов, а елей- в 3 раза меньше, чем сосен и берёз вместе. Сколько всего деревьев в этой роще?

2.Составьте по данной  схеме задачу.

-выбор  наиболее   эффективных  способов  решения  задач в зависимости  от  конкретных условий;

-рефлексия способов  и условий  действия, контроль и оценка  процесса  и  результатов  деятельности;

На этапе «открытия» детьми нового знания  организуется  выдвижение и обсуждение ими гипотез на основе построения графических моделей. В зависимости от уровня подготовки класса учитель может использовать разные формы и методы работы: подводящий или побуждающий диалог, проектный метод. Результат исследования фиксируется в виде алгоритма и опорного сигнала.

Постановка и формирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Одно из важнейших  познавательных универсальных действий - умение решать проблемы или задачи. Усвоение общего приёма решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций - умение анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, устанавливать аналогии.

Общий приём решения задач включает: знания этапов решения (процесса), способов решения, а также владение предметными знаниями: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приёмами и операциями.

При всём многообразии подходов к обучению решению задач, к этапам решения можно выделить следующие компоненты общего приёма.

1.Анализ текста задачи.

2.Перевод текста на язык математики с  помощью вербальных и невербальных средств.

3.Установление отношений между данными и вопросом.

4.Составление плана решения.

5.Осуществление плана решения.

6.Проверка и оценка решения задачи. 

Общий приём решения задач должен быть предметом специального усвоения с последовательной отработкой каждого из составляющих его компонентов. Овладение этим приёмом позволит учащимся самостоятельно анализировать и решать различные типы задач.

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"

интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок  математики    " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...