Разработка урока по математике. Тема урока "Арифметические действия над числами" 4 класс
методическая разработка по математике (4 класс) по теме

Бизнес-урок

Цели урока: познакомить учащихся с экономическими понятиями, отработать навык решения задач;

 развивать вычислительные навыки, умение преобразовывать величины, закрепить прием деления на двузначное число, решать выражения на деление с остатком;

воспитывать интерес к предмету, активность и внимание учащихся.

 

        

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Солнцевская средняя общеобразовательная школа

                        Урок математики

                                   4 класс

«Арифметические действия над числами.

  Решение задач на движение»

          Учитель: Тауберт Марина Владимировна

                                          2012

Цели урока:

Познакомить с экономическими понятиями, отработать навык решения задач;

Развивать вычислительные навыки, умение преобразовывать величины, закрепить прием деления на двузначное число, решать выражения на деление с остатком;

Воспитывать интерес к предмету, активность и внимание учащихся.

Время проведения урока – 45 мин.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, господа – предприниматели! Я рада вас приветствовать на нашем бизнес-уроке.

Давайте подумаем, вспомним, какие налоги платят в вашей семье?

(Налоги в мире: налог на имущество, налог на добычу  полезных  ископаемых, транспортный налог, водный налог, налог с продаж, квартирный налог, единый социальный налог и многие другие)

Ребята, а что такое налоги?

С чем ассоциируется это слово у вас?

 Слайд

Налоги (по Ожегову) – государственный сбор с населения и предприятий в целях финансового обеспечения деятельности государства.

Налог – цена, которую мы все оплачиваем за возможность использовать общественные ресурсы для определённых общих целей.

Налогоплательщик – плательщик налогов.

Так как вы сегодня будете выступать в роли предпринимателей, для этого необходимо кое-что вспомнить и повторить.

2. Устный счет

Слайд (покажите на записи число)

Двадцать тысяч семьсот четыре – это:   20074        20704             200704        2704

Слайд

Первый множитель 304, произведение 30400. Найди второй множитель.

Делимое 480, частное 2. Найди делитель.

Найди остаток при делении 320 на 60.

3. Актуализация знаний

1.Все предприниматели должны хорошо считать. Прочитайте пословицу.  Вы согласны с утверждением? Определите её значение, главную мысль.

Слайд

 Богатство земли – хлеб, богатство человека – ум.

 Давайте потренируем  свой ум.

Посмотрите на данные примеры (листки для работы в группах). Сделайте вывод, какая тема нашего урока

(Арифметические действия над числами).

Работа в группах (листки для работы в группах)

Перед вами на столе лежит листок с заданием. Вы сейчас будете работать в группе.

1-е задание. Запишите решение примеров в тетради.

200*30=                300-180=               720:90=                

100:25=                8*105=                    79 + 48 =

Если вы решили примеры правильно, то, записав в таблицу нужную букву, узнаете, над каким типом задач будете работать в группах          

Покажите, чья группа расшифровала слово.                (  задачи на движение)

2. Работа над задачей

Ребята, вспомните, о каких трёх величинах идёт речь в задачах на движение?

На доске : v, t, s?       (скорость, время, расстояние)

Вспомним, как найти  S ?  v ?  t ?

Сегодня ваша работа в группе будет строиться по типу конвейера. То есть каждый по очереди будет отвечать за свою часть работы над задачей. Вашим помощником при работе в группах будет «Рабочая карта», в которой изложен порядок действий.

Давайте познакомимся с этим порядком действий.

Рабочая карта (чтение порядка действий, стр.2)

  1. Собираемся в группы, распределяем роли
  1. А аналитик – задаёт вопросы по содержанию задачи

В карту вписываете Ф.И. ответственного

2. Сх  схематист – отвечает за точность схемы

Также в карту вписываете Ф.И. ответственного

3.П плановик – организует составление плана задачи

4. О оформитель – записывает решение задачи

5. Д докладчик – представляет результаты работы

(аналогично вписываете Ф.И. ответственного)

  1. Работа над заданием:
  1. Читаем задачу, подчёркиваем опорные слова

А аналитик спрашивает: - о чём говорится в задаче?

- что известно?

-что нужно найти?

-всем понятен вопрос?

2) составляем краткую запись, схему, таблицу

Сх схематист проговаривает группе, что обозначает схема, краткая запись: что известно, какой вопрос.

  1. Составляем план решения задачи (в тетради)

П плановик  спрашивает: - что можно узнать сначала?

-каким действием?

-что можно узнать потом, если известно… и …?

4) Записываем решение задачи, ответ  (в тетради)

О оформитель уточняет каждое действие, результаты вычисления, наименования, пояснения. Фиксирует на общем листе.

5) Д докладчик проговаривает решение группе, затем классу.

3. Подводим итог работы в группах

Оцениваю свою работу: 1балл, 2 балла или 3 балла

Критерии оценивания :  3  балла, если правильно выполнены   задания

                                         2 балла, если допущена при решении 1 ошибка

                                         1 балл, если допущены при решении  2 ошибки

Выполнение своей роли в группе

Участие в общей работе

А

Сх

П

О

Д

Слайд

Чтение уч-ся задачи с доски или с листка

Решение задачи вы должны записать в тетрадь

Задача

Две машины одновременно начали движение в противоположном направлении от двух пунктов, расстояние между которыми 200 км. Первая машина двигалась со скоростью

80 км/ч, вторая – со скоростью – 90 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 2 часа? 

Итог : - Кому удалось выполнить свою роль? (Кто набрал большее количество баллов за выполнение задания)

           -  Какой момент в работе был сложным?

           - Чем помогла вам сегодня работа в группе?

3.Выполните деление на двузначное число.

Слайд  (решение примеров у доски с подробным комментированием)

552 : 92  (6)                           45 421 : 53     (857 )

315 : 63    (5)                               171 310 : 74    (2315)

Физминутка

4. Работа в группах

Представьте, что ваши группы - предприятия. Скажите, что есть общего у любого предприятия?

(производят товар, работают люди, есть название)

Ум требует постоянных мыслей. Предлагаю вам решить примеры, после чего вы узнаете название товара, который производит ваше предприятие.

Задание на карточках (каждый из вас должен решить по 1-му примеру)

Давайте вспомним порядок выполнения действий в данных примерах (назовите его в 1-м примере, во 2-м примере и т. д.)

310 : 5 + 123 * 3

 90 : 15 * 78 – 278

 572 – (95 * 4 – 105)

600 – (125 * 4 – 25 * 4)

 48 : 12 * 235 – 298

 125 : 5 + 23 * 9

-Назовите ответ , который получился в 1-м примере, во 2-м и т.д.

-Назовите  товары, которые производит ваше предприятие.

Слайд

431 – фотоаппараты

 190 – книги

 297 – часы

 200 – дома

 642 – мячи

 232 – торты

 – Как предприятия распоряжаются прибылью? (Выплачивают зарплату, обновляют оборудование, платят налоги).

Ребята, вам необходимо выполнить следующее задание. Решить интересные задачи.

Эти задачи помогут вам увеличить прибыль вашего предприятия.

Решив задачу  №1,  вы увеличите прибыль предприятия на 2 000.

Решив задачу  №2,  вы увеличите прибыль предприятия в 2 раза.

-Прежде, чем вы приступите  к решению 1-й задачи, давайте узнаем, что такое декларация.

Прочитайте  задачу №1

Вам необходимо записать решение задачи в тетрадь.

5.Задача 1.

Слайд

Два налогоплательщика выехали навстречу друг другу для подачи декларации в город из двух поселков. Первый ехал со скоростью 60 км/ч, второй со скоростью – 70 км/ч. Какое расстояние проехал каждый из них, если в пути они были 3 часа?

Прочитайте  задачу № 2

Вам необходимо записать решение задачи в тетрадь.

Задача 2.

Прибыль предприятия составляет 300 000 рублей в год.  Часть уходит на зарплату рабочим, 2/6 на налоги. Сколько денег осталось у предприятия?

Подведём итоги. Какова прибыль вашего предприятия? Молодцы , у вашего предприятия хорошая стабильная прибыль.

Для чего придумали налоги? Правильный ответ вы получите, расположив числа в порядке возрастания.

Работа в группах.

Слайд

Рычаг – 4, жизни – 40, процессов – 26, хозяйственной – 32,

 экономических – 24, регулирования – 10.

Слайд

Рычаг регулирования экономических процессов хозяйственной жизни.

4, 10, 24, 26, 32, 40.

Слайд

Источник -5, в государственную – 15, средств -7, поступающих -13, основной – 1,

 казну 21.

Основной источник средств поступающих в государственную казну.

1, 5, 7, 13, 15, 21.

6.Домашнее задание:

Ребята, запишите домашнее задание

Дифференцированные задания (запись на доске)

1 группа - № 2, 3, с. 85

2 группа - №4, 5 , с. 85-86

3 группа - № 6,7, с. 86

Дома будете выполнять решение задач на движение.

№ 14,с. 93 , задание на развитие логического мышления

1 группа – (а, б, в)

2 группа – (г, д, е)

3 группа – (ж, з, и, к) же, зе, и, ка

7. Рефлексия

Ребята, подведём итог нашего урока

Слайд

-Над какой темой работали на уроке?

-Что нового открыли для себя на уроке?

– Какие налоги платят в вашей семье?

– Какое настроение у вас  в конце урока?

– Что получилось на уроке?

-Какие задания были наиболее интересными на уроке?

– Что вам  показалось трудным?

– Над чем необходимо поработать вам?

– Совет самому себе.  

  8. Выставление оценок с комментированием

-Самооценивание.

Ребята, подумайте, какую отметку  вы бы поставили за работу на уроке …?

При выставлении отметки пользуйтесь выставленными вами баллами в рабочей карте, на индивидуальных листах оценивания,  если вы набрали за урок:

20-25 баллов или более – «5»

15-20 баллов – «4»

10-15 баллов – «3»

5-10 баллов –«2»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по математике тема "Закрепление изученного материала" (2 класс)

Урок математики по теме "Закрепление изученного материала" (2 класс)...

Разработка урока по математике. Тема "Компетентностная задача. Cоставление справочника о бобрах. 3 класс

Разработка данного урока предназначена для учеников 3 класса. УМК "Развивающее обучение Эльконина-Давыдова"Данный урок развивает у учеников коммуникативные , ценностно-смысловые и общекультурные компе...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ по программе «Планета Знаний» 2 класс. Тема "Решение задач на увеличение и уменьшение".

Методическая разработка урока по математике по программе "Планета знаний" 2 класс.  Тема урока: Решение задач на увеличение и уменьшение.Тип урока: Комбинированный.Цель урока: Созд...

методическая разработка урока по математике. Тема урока: «Числа от 1 до 10» (повторение и закрепление)

УРОК  МАТЕМАТИКИ1  класс по программе «Школа России»Тема  урока: «Числа от 1 до 10» (повторение и закрепление)...

Конспект урока по математике. ТЕМА: «ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ В ВЫРАЖЕНИЯХ СО СКОБКАМИ», 2 класс

Изучение нового материала.1. На доске записано равенство:5 + 2 + 1 = (5 + 2) + 1– Рассмотрите равенство.– Чем похожа левая часть равенства на правую?– Чем они различаются?– Зна...

Конспект урока по математике «Порядок выполнений действий. Скобки». 2 класс

Конспект урока по математике «Порядок выполнений действий. Скобки». 2 класс...