Математическая викторина
методическая разработка по математике (3 класс) по теме

Математическая викторина для уч-ся 3- 4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematicheskaya_viktorina.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ       Суетовская  СОШ

Ярцевского района Смоленской области

Математическая викторина

Материал подготовила  

учитель начальных классов

Воронцова  Н.А.

2 012 г


Математическая викторина

Вопросы отборочного этапа

1.        В Древней Руси деньгами служили серебря ные бруски — их называли гривнами. Если вещь стоила   меньше,   чем   весь  брусок,   то   отрубали
половину. Тоже деньги!

Внимание, вопрос! Как называлась отрубленная часть серебряного бруска?

Ответ. Эту часть серебряного бруска назы вали рублем. Отсюда и пошло название денеж ной единицы — рубль.

2.        Какие часы показывают верное время толь ко два раза в сутки?

Ответ. Часы, которые остановились.

3.        Поздно   вечером   два   мальчика   катаются на   велосипедах.   У  одного   из   них   велосипед с большими колесами, а у другого с маленькими. Мальчики едут с равными скоростями.

Внимание, вопрос! У кого из мальчиков ярче горит фонарь, работающий от динамо-машины на ободе колеса? Динамо-машины одинаковые.

Ответ. Яркость фонаря одинакова, так как ско рости велосипедов равны.

  4.        Назовите ближайшую к Земле звезду. Эта звезда видна в дневные часы.

Ответ. Солнце.

5.        Во    время    грозы    мы    нередко    видим вспышку  молнии,  а  затем  через  несколько   се кунд — раскаты грома.

Внимание, вопрос! Почему раскаты грома мы слышим  позже,  чем видим  вспышку молнии?

Ответ. Скорость света во много раз больше скорости звука.

6.        Внимание,  вопрос!   В  какой   стране  самое большое население?

Ответ. В Китае. Там живет свыше миллиар да человек.

7.        Если  перевернуть цифру сверху  вниз,  она уменьшается на 3? Какая эта цифра?

Ответ. Цифра 9. Так как 9—6=3.

8.        Внимание,   вопрос!   Когда   мы  смотрим   начисло 3, а говорим «15»?

Ответ. Когда смотрим на часы, которые показывают 3 ч дня, т. е. 15 ч.

9.        Какое число записано римскими цифрами:XXXIV?

Ответ: 34.

Вопросы заключительного этапа

1.        Имеется   бутылка,   на    которой    наклеена полоска бумаги. Часть бутылки заполнена водой. Как узнать, больше или меньше половины бутыл ки  воды?   Можно   воспользоваться   карандашом.

Ответ. Поставить бутылку на горизонтальную поверхность, отметать карандашом уровень воды. Затем, зажав пальцем отверстие бутылки (если она не заткнута пробкой), перевернуть ее. Если уровень воды окажется ниже отметки, то в бу тылке меньше половины воды.

2.        При    царе    Иване    IV    были    выпущены монеты,    на   которых   изображался   всадник с копьем в руке. Внимание , вопрос! Как назывались эти монеты?

Ответ. Такие монеты назывались копейками. Отсюда и пошло название современной денеж ной единицы — копейки.

3.        Сколько   минут   нужно   варить   яйцо,   сва ренное вкрутую?

Ответ. Его не надо варить, ведь оно уже сварено.

4.        Две   дочери,   две   матери   да   бабушка   с внучкой. Сколько всех?

Ответ. Трое.

5.        Аквалангист   под   водой    потерял    ориен тацию. Внимание, вопрос! Как он может опреде лить, где верх, а где низ?

Ответ. Нужно проследить за пузырьками воз духа, выходящими из аппарата, который обеспе чивает дыхание. Куда поднимаются пузырьки — там и верх. Можно уронить какой-нибудь тяже лый предмет. Куда он падает, там и низ.

6.        Сколько   раз   старик   ходил   к    морю   в  сказке   А.   С.   Пушкина   «Сказка   о   рыбаке   и   рыбке», чтобы рыбка выполнила пожелания ста рухи?

Ответ. 5 раз.

7.        Известно,   что   10   единиц   составляют -де сяток, 10 десятков — сотню, 10 сотен — тысячу и т. д.  Мы видим,  что  число  10  играет боль шую роль. Почему именно число 10, а не другое?

Ответ. Потому, что на наших руках 10 паль цев. Дело в том, что одним из первых «аппа ратов» для счета, который наиболее часто ис пользовал древний человек, были руки.

8.        Мы очень  часто  пользуемся  словом  кило л  

метр.   Метр  в   переводе   с   французского   языка

означает мера. Внимание, вопрос! Что означает в
переводе   с   французского   языка   слово  
кило!

Ответ. Кило тысяча. Действительно, 1 км=1000 м, 1 кг=1000 г.

9.        Известно,   что   масса   монеты   в    1    к.—

1 г, а монеты в 2 к.— 2 г. Внимание, вопрос! Что дороже: килограмм 1-копеечных монет или килограмм 2-копеечных монет?

Ответ. Одинаково. 1 кг=1000 г, 1 кг 1-копеечных монет стоит 1000 к.= 10 р. 1 кг 2-ко пеечных монет стоит тоже 10 р., так как в 1 кг содержится 1000:2=500 (2-к. монет), и они стоят 2-500=1000 к.= 10 р.

Дополнительные вопросы

1.        В известной сказке «Поди туда — не знаю куда, принеси то —  не знаю что» царь послал стрелка Андрея «за тридевять земель». Внимание, вопрос! Тридевять — это сколько?

Ответ. Тридевять — это 27. Дело в том, что в Древней Руси считали по девяткам: триде вять — это 9-3=27.

2.        В   1556 году английский математик  Рекорд ввел знак равенства  (=), которым пользуются и поныне.   Внимание,   вопрос!   Как   он   обосновал введение этого знака?

Ответ. Расположенные таким образом отрезки равны.

3.        Эту  загадку   придумал   Корней   Чуковский:
Шел Кондрат

В Ленинград,

А навстречу — двенадцать ребят.

У каждого по три лукошка,

В каждом лукошке — кошка,

У  каждой кошки  —  двенадцать котят.

У каждого котенка

В зубах по четыре мышонка.

И задумался старый Кондрат:

«Сколько мышат и котят

Ребята несут в Ленинград?»
Как бы вы ответили на этот вопрос?        
Отгадка.        

Глупый, глупый Кондрат! Он один и шагал в Ленинград. А ребята с лукошками, Мышами и кошками Шли навстречу ему — В Кострому.

4.        Сколько   лет   рыбачил   старик   из   «Сказкио   рыбаке   и   рыбке».   А.   С.   Пушкина   до   того,как он поймал золотую рыбку?

Ответ. Ровно тридцать лет и три года, т. е. 33 года.

5.        В каком месяце 28 дней?
Ответ. В любом.

6.        Как   называется   явление   природы,   когда Луна   находится   между   Солнцем   и   Землей   —на одной прямой линии?

Ответ. Это явление называется солнечным затмением. Луна закрывает Солнце.

7.        Запись   LXXIV   римскими   цифрами   озна чает число 74. Какое число означает запись XLYn?

Ответ. 47.

Ответ. Возраст спиленного дерева узнают по количеству колец в его разрезе. Сколько таких колец — столько лет дереву.

  1. Назовите  пословицы,  связанные  с  числом.

Ответ. Семь раз отмерь — один отрежь. Семе ро одного не ждут. Один за всех и все за одного.


Литература:

  1. Л. Шелехова «Сюжетные задачи по математике в начальной школе»
  2. В. Волина «Праздник числа»
  3. Т. Жихалкина «Игровые и занимательные задания по математике».
  4. Т. Нилова «Игры с цифрами и числами»
  5. И. Светлова «Тренируем память»
  6. Д. Галенс, Н. Тер «Книга ответов для почемучки»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая викторина

Викторина для 1-2 классов очень занимательна для детей!...

Математическая викторина

ЦЕЛИ: развивать память, внимание, логическое мышление; прививать интерес к математике....

Внеклассное мероприятие "Математическая викторина"

Данное мероприятие расчитано на учащихся 1 класса. Викторина предполагает закрепление математических знаний  и формировние интреса к изучению математики...

Математическая викторина

Данная  викторина для 2 класса может быть использована во внеклассной работе, на факультативных занятиях по математике....

Математическая викторина «В стране весёлых чисел»

Цель мероприятия: Развивать логическое мышление обучающихся, расширять знания по предмету, развивать коммуникативные способности....

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА для 1 класса «Математическая шкатулка»

Цель: развитие интереса к изучению математики, воспитание любознательности, стремления познать новое, расширение кругозора; активизация познавательной деятельности.Оборудование:·...

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА «Математическая шкатулка

Цель: развитие интереса к изучению математики, воспитание любознательности, стремления познать новое, расширение кругозора; активизация познавательной деятельности....