математика, 4 класс
рабочая программа (математика, 4 класс) на тему

Зайцева Оксана Валентиновна

рабочая программа учителя предполагает использование учебника Л.Г.Петерсон

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_matematike_4_klass.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования по математике,    примерной программы  начального общего образования по математике, авторской программы Л. Г. Петерсон «Математика» (2002).  

Рабочая программа рассчитана на 136 часов (34 недели).

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

- Петерсон Л.Г. Математика : учебник – тетрадь в 3 частях для 4 кл. общеобразоват. учреждений /  – Москва : Ювента, 2010.

Петерсон Л. Г. Математика : Самостоятельные и контрольные работы для 4 кл. общеобразоват. учреждений : в 2 вариантах  Москва : Ювента, 2010.

1. Общая характеристика предмета.

Содержание обучения математике в начальной школе направлено на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. Учащиеся изучают четыре арифметических действия, овладевают алгоритмами устных и письменных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. У детей формируются пространственные и геометрические представления. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.

Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Примерная программа определяет также необходимый минимум практических работ.

В курсе 4 класса серьёзное внимание уделяется формированию алгоритмической, логической и комбинаторной линий, которые получают своё развитие в процессе изучения арифметических, алгебраических и геометрических вопросов программы.

Программа предусматривает, что учащиеся 4 класса должны овладеть приемами сложения и вычитания, умножения и деления многозначных чисел на уровне автоматических навыков, что является подготовительной ступенью для обучения в последующих классах. Развитие логического мышления реализуется на каждом уроке в виде небольших заданий и задач.

Большое внимание в программе 4 класса уделяется работе над именованными величинами и ознакомлению с задачами на движение. Настоящая программа предусматривает организацию самостоятельных, контрольных и домашних работ.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.  

Целью программы по математике является достижение возможно более эффективного влияния обучения на общее развитие школьников. В основе построения этой системы лежат дидактические принципы: обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретических знаний, продвижение вперед быстрым темпом, осознание школьниками процесса обучения, целенаправленная и систематическая работа над развитием всех учащихся.

2. Ценностные ориентиры содержания учебной предметы «Математика»

Процесс обучения математике направлен на формирование у учащихся приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения и абстрагирования. В основу составления учебных заданий положены идеи изменения, соответствия, правила и зависимости. С психолого-методологической точки зрения они позволяют организовать обучение с опорой на опыт младших школьников, на их предметно-действенное и наглядно-образное мышление. Эти идеи дают возможность постепенно вводить детей в мир теоретических знаний и способствовать тем самым развитию как эмпирического, так и теоретического мышления. С точки зрения образования вышеуказанные идеи являются основой для дальнейшего изучения закономерностей и зависимостей окружающего мира в их различных интерпретациях.

Цели обучения

 развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

 освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

 воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни:

    формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных  и практических  задач, продолжения образования.

1. 3. Место предмета «Математика» в учебном плане

В базисном учебном плане  на математику отводится 136 часов (4ч в неделю, 34 учебные недели).

1. 4. Результаты изучения курса математики:

В результате изучения математики ученик должен

знать/понимать:

 последовательность чисел в пределах 100 000;

 таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;

 таблицу умножения и деления однозначных чисел;

 правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;

уметь:

 читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000;

 представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

 пользоваться изученной математической терминологией;

 выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста;

 выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число);

 выполнять вычисления с нулем;

 вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них);

 проверять правильность выполненных вычислений;

 решать текстовые задачи арифметическим способом (не более двух действий);

 чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка;

 распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);

 вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);

 сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 для ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);

 сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;

 определения времени по часам (в часах и минутах);

 решения  задач,  связанных  с  бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);

 оценки величины предметов на глаз;

 самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В результате освоения предметного содержания математики у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности. Школьники учатся выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр, площадь и др.), выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними; определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки. Учащиеся используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи).

В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения и навыки: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и т. д.), помогающие понять его смысл; ставят вопросы по ходу выполнения задания, выбирают доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения и др.

Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.

Младший школьник получит представление о натуральном числе и нуле, о нумерации чисел в десятичной системе счисления; научится выполнять устно и письменно арифметические действия с числами (в пределах миллиона); научится находить неизвестный компонент арифметического действия; усвоит смысл отношений «больше (меньше) на …», «больше (меньше) в … раз», правила порядка выполнения действий в числовых выражениях; получит представление о величинах, геометрических фигурах; научится решать несложные текстовые задач.

2. Основное содержание программы

Перечень изучаемого материала.

Программа 4 класса состоит из следующих разделов:

многозначные числа(2 часа);

решение неравенства(14 часов);

умножение и деление на однозначное число, двузначное, трехзначное и т. д. числа(10 часов);

доли и дроби, проценты(37 часов);

шкалы, координатный луч(7 часов);

6) задачи на движение(11 часов);

7)виды углов и их измерение(11 часов);

8) координаты на плоскости(10 часов);

диаграммы и графики(16 часов).

На проведение контрольных работ отводится 18 часов:

Контрольные работы –8.

Административные контрольные работы –2.

Тесты-8.

Количество контрольных работ соответствует рекомендациям, помещённым в авторской программе Л. Г. Петерсон.

3. 1. Тематическое планирование.

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности

 Решение неравенства. Нахождение множества решений неравенства.

Строгие и нестрогие неравенства.

 Решение неравенств, множество решений неравенств, знаки

, .

 Двойные неравенства.

Доли. Дроби.

Запись частного двух натуральных чисел в виде дроби и обратно.

Проценты.

Чтение и запись координат на луче и на плоскости.

Изучение движения точек по числовому лучу.

Построение графиков движения.

Чтение и построение круговых, столбчатых, линейных диаграмм.

Общие понятия.

Неравенства.

Решение неравенства. Множество решений неравенства.

Строгие и нестрогие неравенства.

 Двойные неравенства.

Оценка и прикидка.

Доли. Дроби. Из истории дробей.

Проценты.

Координаты на луче и на плоскости.

Движение точек по числовому лучу.

График движения. Диаграмма

Составлять инструкцию, план решения, алгоритм решения неравенства

( при записи неравенства, нахождение значения неравенства).

Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнение.

Сравнивать числа по классам и разрядам.

Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.

Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения.

Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия.

Выполнение прикидки действий с многозначными числами произведения, частного.

Выполнение умножения и деления многозначных чисел на однозначное и двузначное число.

Отличие правильной дроби от неправильной. 

Чтение и запись дроби, наглядное изображать дроби с помощью геометрических фигур и точками числового луча.

Сравнение, сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Нахождение части от числа, выраженной дробью,

и числа по его части, выраженной дробью.

Нахождение процента от числа и числа по проценту.

Решение задач на установление зависимости между количеством товара, ценой и стоимостью.

Деление с остатком и проверка.

 Соотношения единиц измерения величин.

Сравнение значения величин.

Выражение величин в заданных единицах


Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях.

Решение задач на

пропорциональную зависимость величин.

Решение уравнений на основе правил нахождения неизвестного компонента.

Операции над числами и функциональная зависимость величин.

Оценка и прикидка суммы, разности, произведения, частного. Деление на двузначное и трёхзначное число. Общий случай деления многозначных чисел.

Измерения и дроби. Из истории дробей.

Доли. Сравнение долей. Нахождение доли числа и числа по доле. Процент.

Дроби. Наглядное изображение дробей с помощью геометрических фигур и на числовом луче. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями и с одинаковыми числителями.

Деление и дроби. Три типа задач на дроби. Нахождение процента от числа и числа по его проценту.

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа. Выделение целой части из неправильной дроби. Представление смешанного числа в виде неправильной дроби. Сложение и вычитание смешанных чисел.

Шкалы. Координатный луч. Расстояние между точками координатного луча.

Движение точек по координатному лучу. Скорость сближения и скорость удаления. Формула одновременного движения. Задачи на все случаи одновременного движения.

Круговые, столбчатые и линейные диаграммы.

Координатный угол. Игры на передачу изображения. Графики движения.

Наблюдать закономерности числовой последовательности.

Прогнозировать результат вычисления.

Анализировать текст задачи и выбирать способ решения

Составлять программу действий

и находить значение выражения.

Сравнивать значения величин.

Определять порядок выполнения действий в числовых выражениях.

Использовать различные способы проверки правильности выполненных вычислений.

Использовать формулу произведения при решении различных задач.

Устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом, уметь переводить понятия «увеличить (уменьшить) в...», разностного и кратного сравнения на язык арифметических действий.

Осуществлять поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.


Интерпритировать информацию:

- объяснять, сравнивать

 и обобщать данные,  

- формулировать выводы и прогнозы.

Понимать информацию, представленную разными способами(текст, таблица, схема, диаграмма).

Использовать информацию для установления количественных и пространственных отношений, причинно-следственных связей.

Строить и объяснять простейшие логические выражения.

Находить общие свойства групп и предметов, чисел, геометрических фигур, числовых выражений, проверять его выполнение для каждого объекта группы.

Сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках, столбцах таблицы.

 

Распознавание треугольника, называние его элементов.

Построение заданных фигур.

Распознавание прямого угла среди других углов с помощью модели прямого угла.

Нахождение периметра и площади прямоугольника.

Ознакомление с новыми единицами площади: ар, гектар. Действия над составными именованными числами.

Геометрические фигуры и величины.

Прямоугольный треугольник, его стороны и площадь.

Оценка площади. Приближённое вычисление площадей. Новые единицы площади: ар, гектар. Действия над составными именованными числами.

Изменения углов. Транспортир. Развёрнутый угол. Смежные и вертикальные углы.

Исследование свойств геометрических фигур с помощью измерений.



Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве.

Характеризовать свойства геометрических фигур.

Находить границы площади любой фигуры.

Использовать различные инструменты и технические средства для проведения измерений.

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости.

Классифицировать плоские и пространственные геометрические фигуры.

Конструировать геометрические фигуры

( из спичек, палочек, проволоки) и их модели.

3.2. Календарно-тематическое планирование.

№урока

Содержание учебного материала

Количество часов

Дата проведения урока



1

2


3-4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19-20

21


22


23


24

25

26

27

28

29

30

31-32

33


34

35-36

37

38

39

40-41

42

43

44-46

47

48


49-50

51-52

53

54

55

56

57

58


59

60

61

62

63-64


65

66

67

68

69

70

71

72

73

74-75

76

77-78


79

80

81

82

83

84-86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104



105

106-7

108

109

110-2

113-4

115

116-7

118-9

120-2

123

124-6

127-

129

130

131-2

133-6

1 четверть(33часа)


Повторение. Умножение на трёхзначное число.

Повторение. Формула произведения. Решение

задач.

Решение неравенства.

Множество решений.

Строгое и нестрогое неравенство.

Двойное неравенство.

Неравенства.

Тест №1.

Оценка суммы.

Оценка разности.

Оценка произведения.

Оценка частного.

Оценка результатов арифметических действий.

Прикидка результатов арифметических действий.

Контрольная работа №1.

Деление с однозначным частным.

Деление с однозначным частным (с остатком).

Деление на двузначное и трёхзначное число.

Деление на двузначное и трёхзначное число (с нулями в частном).

Деление на двузначное и трёхзначное число (с остатком).

Деление на двузначное и трёхзначное число (все случаи).

Оценка площади.

Приближённое вычисление площадей.

Контрольная работа № 2.

Измерения и дроби.

Из истории дробей.

Доли.

Сравнение долей. Тест №2.

Доли. Сравнение долей.

Нахождение доли числа.

2 четверть.(31 час)

Проценты.

Нахождение числа по доле.

Задачи на доли.

Дроби.

Сравнение дробей.

Дроби. Сравнение дробей.

Нахождение части от числа.

Нахождение числа по его части.

Задачи на дроби.

Площадь прямоугольного треугольника.

Контрольная работа №3.


Деление и дроби.

Задачи на нахождение части.

Деление и дроби.

Задачи на части.

Контрольная работа№4.

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями.

Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Тест№3.

Правильные и неправильные дроби.

Решение задач.

Административная контрольная работа№1.

Смешанные числа.

Выделение целой части из неправильной дроби.

3 четверть(40 часов)

Шкалы.

Числовой луч.

Координаты на луче.

Расстояние между точками координатного луча.

Шкалы. Координатный луч.

Движение точек по координатному лучу.

Контрольная работа №5.

Одновременное движение по координатному лучу.

 Скорость сближения и скорость удаления.

Встречное движение.

Движение в противоположных направлениях.

Встречное движение и движение в противоположных направлениях.

Тест №4.

Движение вдогонку.

Движение с отставанием.

Движение вдогонку и движение с отставанием.

Формула одновременного движения.

Задачи на движение всех типов.

Контрольная работа №6.

Действия над составными именованными числами.

Новые единицы площади: ар, гектар.

Тест№5.

Сравнение углов.

Развёрнутый угол.

Смежные углы.

Измерения углов.

Угловой градус.

Транспортир. Тест№6.

Сумма и разность углов.

Сумма углов треугольника.

Измерение углов транспортиром.

Построение углов с помощью транспортира.

Контрольная работа №7.

Круговые диаграммы.

Столбчатые и линейные диаграммы.

Круговые, столбчатые и линейные диаграммы.


4 четверть(32 часа)

Игра «Морской бой». Пара элементов.

Передача изображений.

Координаты на плоскости.

Тест№7.

Построение точек по координатам.

Точки на осях координат.

Контрольная работа №8.

Кодирование фигур на плоскости.

Координатный угол.

График движения.

Административная контрольная работа №2.

Чтение графиков движения.

Изображение на графике времени и места встречи движущихся объектов.

Тест№8.

Чтение и построение графиков движения.

Обобщение. Решение задач.













1


1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2


1


1


1

1

1

1

1

1

1

1

2

1


1

2

1

1

1

2

1

1

3

1

1


2

2

1

1

1

1

1


1

1

1

1

1

2


1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1


2

1

1

1

1

1

3

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1



1

2

1

1

3

2

1

2

2

3

1

3


3

1

2

4

4. Информационно – техническое обеспечение

Петерсон Л.Г. Программа «Учусь учиться» по математике для 1-4 классов начальной школы по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа2000…». М.: УМЦ «Школа 2000…», 2007.

 Л.Г.Петерсон. Математика. Методические рекомендации,4 класс – М.: Ювента, 2008.

 Блинова И.В. Занимательные сказочные материалы к урокам литературного чтения и математики  в 1-4 классах- Волгоград: Учитель, 2006.

 Волина В.В.Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей- М.: Знание, 1999г.

Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. Устные упражнения, 2 класс. Методическое пособие.-М.:УМЦ»Школа2000…»,2003.

Узорова О.В «Книга «3000 примеров по математике. (Сложение и вычитание в пределах 10). 2 класс. «Конт» АСТ, 2007г.

Узорова О. В., Е. А. Нефедова 300 задач по математике. 2 класс Серия: Как научиться быстро считать Издательства: АСТ, Астрель,  2007 г.

Начальная школа Кирилла и Мефодия: уроки, домашние задания, методика, конспекты © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009

 Математика Тренажёр к учебнику Л.Г. Петерсон  2 класс. группа «Марко Поло», - Екатеринбург: 2009г.

Супердетки: Тренировка арифметических способностей. Увлекательная развивающая игра для детей  CD-ROM Издатель: Новый Диск, Разработчик: MultiSoft 2007 г.

Уроки математики  (Домашний тренажёр для учеников 1-4 классов). «Я учусь решать задачи». –М : «1С», 2009г.        

«Начальная школа, 1-4 классы». ООО «Кирилл и Мефодий.

Электронное учебное пособие к учебникам математики Л.Г.Петерсон. для 1-4 классов 2.4«Марко Поло», - Екатеринбург: 2009г.

 

Интернет ресурсы:

Презентации:

 

 

http://www.school.edu.ru

Российский общеобразовательный портал

где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно -популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней

http://www.viki.rdf.ru

Детские  электронные книги и презентации

http://school-collection.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.solnet.ee

Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и  

образованию детей, дидактический и                                                                 сценарный материал для учителя начальных

http://www.prazdnik.by

Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям.

http://www.it-n.ru/

Сайт творческих учителей. Разные сообщества.

http://mail.redu.ru

Исследовательская работа школьников

http://festival.1september.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://kid. nashcat.ru

Все для детей. Детский портал, детские сайты.

http://edu.rin.ru

Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет: математика Класс 1 Тема «Сложение» Программа традиционная «Гармония»

Разъяснить смысл сложения и познакомить младших школьников с той  терминологией, которая употребляется в математике при сложении (выражение, сумма, слагаемые, значение суммы, равенство) на ...

Предмет: математика Класс: 1б Учебник: УМК «Планета знаний» Тема урока: Больше на … Меньше на …

Предмет математика, класс 1, учебник "Планета знаний", тип урока - изучение и первичное закрепление новых знаний, оборудование: проектор, компьютер, карточки для самооценивания, карточки для теста, ка...

Урок математики Класс: 4 Тема: Задачи на движение УМК "Начальная школа 21 века"

Урок изучения новой темы. На уроке используются различные формы работы :индивидуальная и парная.На заключительном этапе проводится рефлексия с помощью оценочных листов....

Конспект урока по математике "Класс единиц и класс тысяч", УМК "ПНШ" (3 класс)

Цели деятельности учителя: введение понятия «класс»; ознакомление с классом единиц и классом тысяч.Планируемые результатыПредметные:Знать: класс единиц и класс тысяч, разряды каждого класс...

Технологическая карта урока математики. Класс миллионы.Класс миллиарды. 4 класс. УМК "Школа России"

Тема: "Класс миллионы. Класс миллиарды"Тип урока: урок «открытия» новых знаний;Цель урока: ознакомление с образованием и записью чисел, состоящих из единиц III и IV классовЗадачи...