Формирование вычислительных навыков в системе Л. В. Занкова
статья по математике по теме

Чиркова Ирина Сергеевна

В статье раскрываются некоторые вопросы формирования вычислительных навыков, которые с успехом применяются и в других системах обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_vychisl._navykov_v_zankovsk._sisteme.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование вычислительных навыков

 в системе Л. В. Занкова

      В век компьютерной грамотности значимость вычислительных навыков уменьшилась, как считают некоторые взрослые. Тем не менее для младших школьников научиться верно и быстро выполнять письменные вычисления важно как в плане продолжающейся работы с числами, так и в плане практической значимости этих навыков для дальнейшего обучения в старших классах. Формирование вычислительных навыков - одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе.

  Программы развивающего обучения реализуют более эффективный подход, при котором учащиеся знакомятся с различными вычислительными приемами иначе, чем в традиционной школе. Коренным образом меняется содержание деятельности учителя. Теперь главная задача учителя – не «донести», «преподнести» и показать учащимся, а организовать совместный поиск решения возникший перед ними задачи. Учитель начинает выступать как режиссёр мини-спектакля, который рождается непосредственно в классе. Развивающее обучение немыслимо без постоянного учебного общения, при котором учащийся, поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знания и включая в этот процесс учителя, как более опытного партнёра. Мнение учителя при этом воспринимается детьми как одна из возможных точек зрения, которую нужно соотнести с собственной точкой зрения и мнениями других учеников. Необходимость такого общения вытекает из природы поисковой, исследовательской деятельности, при которой поиск истины в одиночку невозможен, необходим коллективный поиск, сопровождающийся постоянным обменом мнениями.  Само обучение построено таким образом, что ребенок непосредственно включается в поиск путей решения возникшей проблемы (незнакомого вида примеров и т.д.) и путем проб и мыслительных логических операций формулирует «свой» способ решения. Такая форма работы  намного эффективнее, она способствует не только формированию вычислительных умений, но и является мощным двигателем для всестороннего развития ребенка: логического мышления, памяти, внимания. Работа вызывает широкий спектр положительных эмоциональных чувств: радости, самовыражения, уверенности в себе.

 Отсутствие готового для запоминания учебного содержания изменяет позицию ученика в учебном процессе, коренным образом меняет тип учения. Из догматического он преобразуется в эвристический, исследовательский, при котором новое знание открывается учеником самостоятельно или в совместном поиске учителем и учащимся. В условиях развивающего обучения учащиеся самостоятельно добывают знания и способы действия, перестраивают ранее полученные, осуществляют широкий перенос усвоенного на решение новых учебных и практических задач, то есть выполняют в основном не воспроизводящую, а преобразующую деятельность. Развивающие технологии имеют специальные методы, включающие детей в коллективный поиск: это создание проблемных ситуаций, ситуация учебного спора, метод коллизий, метод решения учебных задач.

В системе Л.В. Занкова действует такая позиция: делай для того, чтобы продвинуться в решении стоящей перед тобой математической проблемы или чтобы обнаружить такую проблему. Таким образом, используется косвенный путь формирования навыков, который предполагает включение учеников в продуктивную творческую деятельность, в самостоятельное установление алгоритма операции. Прежде всего, необходимо осознать, что предлагаемый путь является более длинным, и в системе нет стремления к быстрому формированию вычислительных навыков, а отводится большое время на осознание тех теоретических и практических основ, которые лежат в фундаменте предлагаемых способов вычислений. Такое осознание – процесс длительный, и его можно организовать только тогда, когда навык еще не сформировался. Если формирование навыка уже произошло, никакого плодотворного возврата к осознанию его источника не может быть для подавляющего большинства людей. Дети никогда не поймут, зачем нужно размышлять о том, что просто уже делаешь, не задумываясь. В этом, возможно, и кроется большинство проблем при развивающем обучении. Ведь известно, что многие дети идут в школу с определённой подготовкой и багажом знаний, которые даны им методом «натаскивания».

Следующей особенностью является отказ от активной эксплуатации механической памяти при запоминании таких важных основ овладения вычислительными навыками, как таблицы сложения и умножения. В системе основ запоминания этих таблиц является длительная и активная деятельность, требующая постоянного обращения к ним. Именно этой особенностью диктуется то, что каждый ученик имеет право открыто пользоваться таблицами как справочным материалом до тех пор, пока  ему это необходимо.

В результате такого подхода к формированию вычислительных навыков дети приобретают прочные и осознанные навыки выполнения математических действий. Когда такая цель достигнута, необходимо перейти к наращиванию скорости выполнения вычислений.

Органическое соединение осознания основ выполнения действий и формирование вычислительных навыков приводит к тому, что материал для работы над вычислительными навыками создается самими детьми, а не дается  готовым.

В системе Л. В. Занкова  формирование навыков проходит три принципиально различных этапа.

Первый этап – осознание основных положений, лежащих в фундаменте выполнения операции, создание алгоритма ее выполнения. На этом этапе обязательно прослеживается, оценивается и создается каждый шаг в рассуждениях детей, устные рассуждения переводятся в запись математическими знаками. Отсюда вытекает характерный признак этого этапа - подробная запись выполнения операции, с которой в данный момент работают ученики. На этом этапе практически не используется прямой путь. Он возникает только при выполнении промежуточных, знакомых детям операций. Результатом этого этапа является выработка алгоритма выполнения операции и его осознание. Примером такого задания является № 100 из учебника для 4 класса, тема « Умножение многозначных чисел», где дети рассматривают подробную запись 178   4.

 Главным направлением второго этапа является формирование правильного выполнения операции. Для достижения этой цели  необходимо не только использование выработанного на 1 этапе алгоритма выполнения операции, но, может быть, в еще большей степени, свободная ориентация в ее нюансах, умение предвидеть. К чему приведет то или иное изменение компонентов операции. В силу этого на втором этапе используются оба пути формирования навыков, однако косвенный путь продолжает быть ведущим, прямой же используется в качестве подчиненного. Пример – задание № 142, которое включает в себя 4 пункта.

Третий этап формирования навыка нацелен на достижение высокого темпа выполнения операции. Именно на этом этапе на первый план выходит прямой путь формирования навыка. Главная задача учителя – построить работу так, чтобы дети хотели выполнять необходимые вычисления и получали от этого удовольствие. Большую помощь в этом окажут учителю тетради на печатной основе, содержащие большое количество привлекательных для учеников заданий, требующих выполнения разнообразных вычислений (например, №11, 14, 18, 23 и т. д.)

         При выборе способов организации вычислительной деятельности необходимо ориентироваться на развивающий характер работы, отдавать предпочтение обучающим заданиям, в которых познавательная мотивация выступает на первый план. Используемые вычислительные задания должны характеризоваться вариативностью формулировок, неоднозначностью решений, выявлением разнообразных закономерностей и зависимостей, использованием различных моделей (предметных, графических, символических), что позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт, предметно-действенное и наглядно-образное мышление и постепенно водить ребенка в мир математических понятий, терминов и символов.

        Система заданий и упражнений должна давать возможность каждому ребенку проявить активность в поисковой работе, активизируют мыслительную деятельность, умение находить закономерности и особенности в решении различных видов примеров, разнообразные задания позволяют развивать гибкость мышления, возможность находить свой способ решения, развивать математическую речь ребенка, не вызывают эмоциональной усталости и монотонности в работе. Вместе с тем количество упражнений и заданий должно быть достаточно для формирования прочных вычислительных умений и навыков. Необходимо уделять особое внимание различным формам работы: это фронтальные задания, групповые, работа в парах  и индивидуальные.

        На наш взгляд, работая в любой системе обучения учитель может и должен организовать работу таким образом, чтобы удовлетворить всем выше перечисленным требованиям современной школы.

Очень хорошо, если учителю удастся организовать деятельность учеников не прибегая к откровенному давлению на детей, а на основе свободного выбора, а также используя склонность учеников переводить учебную деятельность в плоскость игры и соревнования друг с другом и с самим собой. Очень важно, чтобы дети могли следить за своими успехами, видеть результаты своих усилий. Для этого очень эффективны тетради на печатной основе Узоровой и Нефёдовой, расчитанные на отработку навыков по различным темам: «Внетабличное умножение и деление», «Табличное умножение и деление», «Сложение и вычитание в пределах 100» и т. д. Работу по ними учитель может организовать по разному: нахождение значений с объяснением вслух «цепочкой», нахождение значений с объяснением вслух в паре, счёт на время в классе и дома и др.

Очень нравится ребятам готовить друг для друга карточки с заданиями  и обмениваться ими. Причём в таких заданиях они с удовольствием находят ошибки, выясняют на каком этапе сделана ошибка и объясняют, исправляют её.

Для отработки скорости вычислений не забываем о рациональных способах вычислений, математических секретах и курьёзах. Например, умножение на  11, 111, 9, 99; признак делимости на 2, 5, 3; или интересное умножение, нахождение закономерностей:

1.)   12345679 * 9=111111111 (9 : 9=1)

       12345679*18=222222222 (18 : 9=2)

       12345679*27=333333333 (27 : 9=3)

       12345679*36=444444444 и т. д.

9*9+7=

98*9+6=

987*9+5=

9876*9+4=

98765*9+3=

987654*9+2=

9876543*9+1=

98765432*9+0=

См. список литературы № 6.

                       

Тема: Нумерация чисел от 0 до100.

Расставьте пропущенные числа на прямой.

       

           1          4              8

Нарисуй ответы.

а) -=

б) +=

в) -=

г) -=

Поставь пропущенные знаки  «+» и «-».

а) ...=

б) *****...**=***

в) ...=

5. Вставить пропущенные числа.

   1  2  3                 9  8  7

   2  3  4                 8  7  6

   3  4                  7  6  

   4                    6   

                    

                    

                    

   6. Найди «лишний» столбик.

       1   5   2   8                    1   5   4   2

       2   6   4   9                    3   7   7   4

       3   7   6   10                  5   9  10  6

                               

8. Решите волшебные примеры.

          - 1=

          + 2=

   

Найдите лишнее число.

А) 12, 15, 11, 13, 19, 14.

     Б) 11, 15, 24, 11,  17,

     В) 31, 13, 33, 32, 34.

Заполните пустые клеточки таблиц.

26

21

24

27

56

51

50

57

86

84

80

82

Тема: Сложение и вычитание от 0 до 100.

Сравните примеры по столбикам и по строчкам. Много ли примеров надо решить?

     1+6=             7-1=               7-6=

     2+5=             7-2=               7-5=

     3+4=             7-3=               7-4=

Сравнить не считая.

     2+4  4+2             5+4  5+3

     5+2  5+3             9-3   9-4

     1+4  8+1             7-4   9-4

Реши примеры.

     +3=5              3  4=7            8-  -2=3

 =4              9  5=4            3-  -1=0

6+ =8              102=8            5+  -8=0

 

Вставьте в пустые квадратики знаки «+» или «-».

   6  1  3=4            4  1  2=7

   9  5  2=2            7  2  4=1

   7  4 3=0             7  2  8=1

Разбейте примеры на группы по какому -либо признаку.

   5+3      7+2      8-3      7-5      5+4      6+3      8+1      8-5      7-3      7-1

Поставьте знаки «+» и «-».

   5...4...3...2...1=1

Сравните, где это возможно.

+3 ...           +  ...

+5 ...+5       -2 ...

Подставить в «окошки» числа.

 - 2 >  -

 + 5 >  -

 +  <  +

На всех этапах формирования вычислительных навыков используются  занимательные задачи. Темы:

Миллионы лет назад;

Зов далеких странствий;

Хищники и грызуны;

Насекомые и птицы;

Самые-самые и т.д.

Расшифруйте примеры. (каждый значок – одно и тоже число)

=

15 =

   18 + 6 =

            + 1 =

Литература

Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике. Саратов.2002г.

Чутчева Е.Б. Занимательные задачи по математике. М. 1996г.

Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике.М.2002г.

Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М.1993г.

Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. М.1990г.

Пшеничная Л. Считай быстрее компьютера. Новосибирск, 1994.

Аргинская И. И. Сборник заданий по математике. Самара, 2005.

Королёва Е. В. Предметные олимпиады в начальной школе. М. 2005.

Свечников А. А., Сорокин П. И. Числа, фигуры, задачи. М. 1977.

Лазуренко Л. В. Занимательные материалы к урокам математики. Волгоград,2005.

 Дьячкова Г. Т. Устный счёт в начальной школе. Волгоград, 2005.

Занков Л. В. Учебник и методика преподавания математики. 1996.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование вычислительных навыков на уроках математики в начальной школе.

Задача формирования вычислительных навыков  является     центральной в курсе преподавания математики в начальной школе. Однако, не всегда вычислительные навыки у учащи...

Интегрированный урок математики и информатики по теме"Алгоритмы. Использование, построение алгоритмов при решении задач и при формировании вычислительных навыков", 2 класс

Веду факультативный курс "Информатика в играх и задачах" (автор Горячев А.В.) Одна из основных целей курса - развитие логического мышления. На этом уроке отрабатывалась одна из тем информатики "Алгори...

Презентация по теме "Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков у учащихся начальной школы"

Презентация раскрывает роль устного счёта в выработке вычислительных навыков у учащихся и развитии личностных качеств у учащихся....

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «РОЛЬ УСТНОГО СЧЁТА В ФОРМИРОВАНИИ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РЕБЁНКА»

Роль устного счёта в формировании навыков и в развитии личностных качеств ребёнка....

"Пути формирования вычислительных навыков на уроках математики по системе Л.В. Занкова"

Главными задачами обучения в системе являются: достижение максимального результата в общем развитии школьников и овладение знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой. Эти же задачи я р...