Сложение и вычитание трехзначных чисел
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Терехова Светлана Александровна

Скачать:


Предварительный просмотр:

г. Старый Оскол, Белгородская область

учитель начальных классов      

МБОУ «ООШ № 26»

Терехова Светлана Александровна  

                         СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ТРЕХЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ

Тип урока по дидактической цели: урок изучения нового материала во 2 классе.

Образовательная цель: рассмотреть простейшие случаи сложения и вычитания трехзначных чисел; закреплять действия с величинами; закреплять решение уравнений  и текстовых задач; отрабатывать умение проводить самостоятельный анализ задач.

Развивающая цель: развитие математических способностей, внимания, культуры речи, логического и ассоциативного мышления

.

Воспитательная цель: воспитание культуры общения, создание атмосферы доброжелательности, стимулирование активного творческого труда.

Оборудование: тетрадь-учебник для 2 класса под ред. Л.Г.Петерсон, карточки с цепочкой примеров – 6штук, карточки с текстами задач – 6штук, карточки с примерами для самостоятельной работы – 24 штуки,  листы с пословицами: «Математике учиться всегда пригодится». «Кто думает – тот всегда додумается». «Математику нельзя изучить, наблюдая, как это делает сосед». « В математику тропинки одолеем без запинки!». «Гений состоит из 1% вдохновения и 99% потения». «И академики в свое время сидели за партами…»; ключевые слова – «трехзначное число», «сложение», «вычитание»; большой орех из папье-маше, а в нем 24 грецких ореха; плакат с девизом «Хочу все знать»; листы формата А 4 и маркеры – 6штук.  

 Структура урока:

Организационный момент.  

Актуализация, мотивация.

 Введение в тему.

Устный счет:

     1) Решение примеров.

     2) Работа по таблице.

     3) Игра «Закончи предложение».

     4) Игра «День-ночь».

     5) Геометрический материал.

     6) Решение задачи.

V. Постановка учебной задачи.

     1) Чистописание.

     2) Решение примеров.

     3) Физкультминутка. Ритмическая игра «Счет через 2».

VI. «Открытие» детьми нового знания.

Работа с правилом.

Первичное проговаривание в громкой речи.

Самостоятельная работа.

       VII. Закрепление изученного.

Решение задач.

Решение уравнений.

VIII. Рефлексия.

 IX. Самооценка.

        Х. Оценка деятельности детей.

        ХI. Итог урока.

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация, мотивация.

У.- Какое у вас настроение?

(Ответы детей)

У. – Я вижу ваши умные, добрые глаза, ваше желание узнать новое. Думаю, мы подарим друг другу много приятных мгновений. Я верю в вас. Пусть ваше хорошее настроение сохранится до конца занятия.

III. Введение в тему.

У.- Эпиграфом  нашего урока будет фраза: «В математике нет царских дорог». Как вы ее понимаете?

Д.- Царская, то есть легкая, с почестями.

У.- Могут ли быть легкие пути в математике?

Д.- Скорее нет.

У.- Все считает математика, все находит. Кстати, хотите узнать, откуда пришло это слово? Из древнегреческого языка, «Мантенеин» означает в переводе «учиться, приобретать знания». Математика приглашает в свое королевство тех, кто настойчив, кто часто говорит «почему?», кто не боится цифр и вычислений, и чей девиз – «Хочу все знать!»

 Орешек знаний тверд, но все же.

 Мы не привыкли отступать!

 Нам расколоть его поможет на уроке

 Наш девиз: «Хочу все знать!»

У.- Мы проведем большую устную работу: будем решать примеры по карточкам, вспомним математические законы, решим задачи и подберем к ним схемы. В результате устной работы появятся «ключевые слова», и вы сами сформулируете тему урока, а потом попробуете сделать открытие. Мы проведем небольшую самостоятельную работу, и вы расшифруете слово. Смекалку вам помогут развить занимательные упражнения.

Вывод: преодолевая трудности, мы сможем что-то добиться.

IV. Устный счет.

 1) Решение примеров.

 У.- Сейчас вы будете работать в группе решать примеры по карточкам. Как только вы закончите решение, один человек из группы подойдет к столу, найдет и возьмет карточку с правильным ответом, покажет ее всем, затем встанет среди детей в порядке убывания.

11     +9   20     +25   45     +55   100     +25 = 125

12     +8   20     +30   50     +50   100     -20 = 80

13     +7   20     +15   35     +25    60      +11 = 71

14     +6   20     +14   34     +35    69     -13 = 56

15     +5   20     +22   42     +17    59     -15 = 44

16     +4   20     +47    67     -37    30      +5 = 34

                 125,80,71,56,44,35.  

У.- Какое из чисел может быть «лишним»? Ответ обоснуйте.

44 - одинаковые цифры в записи

56 - сумма цифр 11, а у остальных 8

80 - круглое

125 трёхзначное (вывесить табличку с этим словом)

  2)Работа по таблице

У.- Ребята, сейчас мы будем работать по таблице, находить и показывать числа:

                -наименьшее двузначное число10

                -наибольшее двузначное число 99

                -на сколько больше наибольшее двузначное наименьшего двузначного 89

                -наименьшее трёхзначное число 100

                -наибольшее трёхзначное число 999

 3) «Закончи предложения…»

У.- Я говорю начало предложения, а вы продолжаете:

- от перестановки слагаемых…сумма не изменяется.

- чтобы найти целое, надо…     сложить части.

- если к  a + 0, то…      получится то число, к которому прибавляли.

- отрезок- это…     прямая линия, ограниченная с двух сторон.

- сумма чисел получается в результате…действия  сложения (вывесить табличку с этим словом)

  4) Игра «День-ночь».

У.- Готовы поиграть в игру «День-ночь»? Начнем.

Когда дети слышат слово «ночь», то они кладут голову на руки «укладываются на парту», закрывают глаза. Слушают пример. Решают в уме. Когда слышат слово «день», то открывают глаза, садятся красиво, и на пальцах показывают ответ.

10-8+9-7+6+5-8+7-8=6

20-10+9-8+7-6+5-4+3-6=10

  5) Геометрический материал.

   B                          C

                                                           

      L

A   K                    D

У.- Сколько видите треугольников? Назовите их. Какие еще видите фигуры?

                           

 6) Решение задач.

У.- Внимательно послушайте текст задачи.

Во 2 «А» классе 16 девочек и 10 мальчиков, а во 2 «Б» классе 28 учеников, из них 15 мальчиков, а остальные девочки. На сколько больше учеников во 2 «Б», чем во 2 «А»?

У.- Составьте по этой схеме вопросы к условию задачи и ответьте на них.

                                 ?  уч.

 2 «А»  /   девочки   /   мальчики   /        

                 16 уч.             10 уч.                                

                                                                    на ? уч.

                  ? уч.                15 уч.

 2 «Б»  /   девочки   /   мальчики  /   

                                  28 уч.

V. Постановка учебных задач.

  1) Минутка чистописания.

 У.- Найдите закономерность и продолжите ряд.

       12 23 45 56 67 78 89

- Подчеркните число, в котором сумма цифр 17(89).

- Назовите предыдущее и последующее ему число (88, 90).

- Как называется разряд, в котором стоит  цифра  9 (единицы).

- Сколько в этом числе десятков? (8).

- Представьте число в виде суммы разрядных слагаемых (80+9).

 2)Решение примеров «столбиком».

У.- Запишите в тетрадь примеры и решите их.

+23         _44        +35         _75

  46           20          16             8

  69           24          51           67

_595

   104

                       348         491

У.- Какие примеры решали впервые?

     - Чем они интересны?

У.- По ходу устного счёта были вывешены слова, прочитаем их хором.

                     трехзначное число                               вычитание

                                                      сложение    

У.- Это ключевые слова урока.

    - Какая тема нашего урока? Кто догадался? Кто озвучит ее?

 Д.- Тема: «Сложение и вычитание трёхзначных чисел»

 3) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.                      

 У.- Ребята, сейчас мы отдохнем, но с пользой. Разбейтесь парами, повернитесь лицом друг к другу. Проведем ритмическую игру «Счёт через 2».

     Разбившись парами и стоя лицом, друг к другу, дети считают молча, «про себя», одновременно  выполняя под счет движения. Вслух произносятся кратные того числа, через которое ведется счет (при счете через 2 вслух называются числа 2, 4, 6…; при счете через 3 – числа 3, 6, 9, 12… и т.д.) Называя кратное, дети касаются ладоней друг друга (как в считалочках).

«Счет через 2»- хлопнуть в ладоши (1), прикоснутся друг к другу ладонями, и сказать «два», хлопнуть в ладоши (3), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать «четыре» и т.д.

VI. «Открытие» детьми нового знания.

У.- Сейчас каждая группа сделает «открытие». На больших листах вы покажите удобную запись сложения трёхзначных чисел столбиком.

Дети по группам фломастером записывают на листах А 4 пример «столбиком» 123+225=348 и вывешивают листы на доску.

У.- Расскажите, как решали пример.

Сделайте вывод.

Д.- Записываем числа «столбиком» так: единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями. Складываем сначала единицы и ответ записываем под единицами, потом десятки под десятками, сотни под сотнями.

У.- А Вова Колесников решил пример так, вы согласны? Аргументируйте свой ответ.

                                      + 456

                                          103

                                       469

У.- Запишите и решите верно. Сделайте вывод.

Д.- Действия производим по разрядам: единицы с единицами, десятки с десятками, сотни с сотнями.

 1)Работа с правилом с.50

    Чтение хором.

 2) Первичное проговаривание в громкой речи.

     №2, с.50-решение примеров с комментированием.

 3) Физкультминутка.

1. Для улучшения мозгового кровообращения.

 И.п.- сидя на стуле, «раз, два»- отвести голову назад, вдох; «три, четыре» - голову вперед, выдох, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. Для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

И.п.- сидя на стуле, руки, на поясе. «Раз»- правую руку вперед, левую вверх. «Два» - переменить положение рук. Повторить 3-4 раза. Затем расслабленно опустить руки вниз, потрясти.

3.Для глаз.

Крепко зажмурить (сосчитать до 3),открыть их, посмотреть вдаль (сосчитать до 5). Повторить 4-5 раз.

  4)Самостоятельная работа.

     У.- Сейчас вы выполните самостоятельную работу, решите примеры на карточках. Затем найдёте глазами получившийся ответ и возьмёте этот листок. У вас в группе  получится 4 листа. Вы расположите ответы в порядке возрастания, перевернете их и прочитаете пословицу.

1. Математике учиться всегда пригодится.

2. Кто думает - тот всегда додумается.

3. Математику нельзя учить, наблюдая, как это делает сосед.

4. В математику тропинки одолеем без запинки!

5. Гений состоит из 1% вдохновения и 99% потения.

6. И академики в своё время сидели за партами…

У.-  Что объединяет все эти пословицы?

Д.-   В них говорится о математике.

VII. Закрепление изученного.

 1) Решение задач.

 У.- У вас на партах карточки с задачами, а на доске - схемы. Прочитайте задачи, решите. Подберите схемы, докажите. Запишите решения в тетрадь.

        

1.Дети учатся в школе 4 месяца до Нового года, а после Нового года на 1 месяц больше. Сколько всего месяцев дети учатся в школе? (4+1+4=9)

2.На полке стояло 16 книг. Из них - 6 было на английском языке, 5 книг - на французском, остальные на немецком. Сколько книг было на немецком языке? (16-6-5=5)

3.В спортивной секции занимались 9 мальчиков, а девочек на 5 меньше. Сколько всего детей занимались в спортивной секции? (9-5+9=13)

4.Во 2 «А» классе 10 мальчиков, а девочек-16. На сколько девочек больше, чем мальчиков? Сколько всего учеников во 2 «А»? (16-10=6, 10+16=26)

5.Рома исписал за 1 четверть -  5 тетрадей, за II - 4, а за III столько, сколько за I и II вместе. Сколько всего тетрадей Рома исписал за III четверть? (5+4=9)

6.В кроссворде 15 слов. Валя отгадала 11 слов. На сколько больше она отгадала, чем ей осталось отгадать? (15-11=4, 11-4=7)   

 2)Решение уравнений.

С.51 №4

VII. Рефлексия.

  У.- Расскажите о результатах своей работы?

      -Хорошо ли вами усвоены приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел?

      -Какие задачи ставили перед собой?

      -Что удалось? Над чем поработать?

      -Какие задания для вас были наиболее трудными почему?

      -Важны ли для вас новые знания? Чем?

IX. Самооценка.

У.- Как бы вы оценили свою работу, поднимите руки кто:

а) работал (а) в полную силу;

б) работал (а) хорошо;

в) мог (ла) бы работать ещё лучше.

X. Итог.

У.- Мы преодолели трудности и сделали ещё один шаг по дороге математики. Я убедилась, что вы хотите всё знать.

Вы помогали друг другу, и поэтому общая победа сложилась из маленьких побед каждого из вас.

Этот крепкий орешек знаний хранит внутри себя орешек для каждого из вас на память о нашем уроке. Спасибо. (Каждый ребенок получает настоящий грецкий орешек).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики во 2 классе "Сложение и вычитание трехзначных чисел"

Урок математики по учебнику Л.Г. Петерсон. Цель: формировать умение выполнять сложение и вычитание трехзначных чисел, выполнять проверку действий....

конспект урока "Сложение и вычитание трехзначных чисел "

конспект урока  "Сложение и вычитание трехзначных чисел "  для урока математики во 3 классе...

Сложение и вычитание трехзначных чисел

Урок математики в 3 классе...

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ: «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ТРЕХЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ. ТРЕТЬЕ РАТНОЕ ПОЛЕ РОССИИ» 3 класс

Урок, как и любой другой урок в системе Л.В. Занкова, прежде всего был нацелен на общее развитие школьников.Его эффективность доказывается  разными показателями: реализацией дидактических принцип...

Конспект урока по математике во 2 классе на тему "Сложение и вычитание трехзначных чисел"

Конспект урока может быть использован на уроках математики во 2 классе....

Конспект урока по математике во 2 классе. Сложение и вычитание трехзначных чисел. Даты и числа из истории Москвы.

Специфика экспериментальной деятельности предполагает преобразование всего учебного процесса, его форм, методов, содержания, отношений его субъектов. Внедрение проекта в учебную деятельнос...

Сложение и вычитание трехзначных чисел

Урок математики в 3 классе в форме "Зимней олимпиады. Класс разделен на 5 команд. У каждой команды есть своя зачетная карточка, куда вписываются результаты работы командыв течение всего урока.. В конц...