Урок математики "Умножение и деление на 5".
методическая разработка по математике (2 класс) по теме

Картавых Рахиля Шакирзяновна

 

В последние годы урок -  игра заняла ведущее место в процессе обучения. Она способствует формированию интереса к предмету, активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает наблюдательность, смекалку. Её можно использовать на различных этапах урока: на этапе изучения нового материала, на этапе закрепления, на этапе проверки знаний, умений и навыков. Но самое главное – уметь найти органическую связь игры с задачей данного урока, так как её главная цель – помочь сделать серьёзный труд детей занимательным, интересным, продуктивным. Очень интересно проходят уроки, когда задания учащиеся получают от гостей – сказочных героев. Этих  сказочных героев, я использую в 1 и во 2 классах. А в дальнейшем провожу уроки – деловая игра, урок – исследование.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umnozhenie_i_delenie_na_5.doc51.5 КБ
Office presentation icon urok_matematiki.ppt958.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Картавых Рахиля Шакирзяновна

учитель начальных классов

МБОУ «Лицей  № 1, г. Зеленодольск РТ»

                                                                   

Таблица умножения и деления на 5

(урок математики, урок – игра.)

Цели:1. Изучить таблицы умножения и деления на 5.

          2. Отрабатывать решение задач, на увеличение и уменьшение на несколько единиц и в несколько раз, в прямой и косвенной форме.

          3. Развивать логическое мышление.

Оборудование: карточки для устного счёта; карточки – помощники; веер с цифрами, лист с задачами, с кодом для работы в паре; рисунок с изображением Карлсона.

Деятельность учителя. Вопросы.

Деятельность учащегося.

Предполагаемые ответы.


І. Орг. момент.





ІІ. Актуализация знаний.

- Сейчас у нас урок математики. А кто придёт к нам в гости, вы узнаете, когда сделаете задание № 1 на ваших листах. Работаем в парах.


   

С

9 х 4


А

80 - 68


Л

15+18


Н

64+27


К

27 : 9


О

92 -45


Р

9 х 2







К

А

Р

Л

С

О

Н

3

12

18

33

36

47

91



Молодцы. Это к нам прилетел Карлсон. Но он болен. А какое лекарство помогает ему при болезнях?

       



Тогда помогите ему составить выражения для задач.

   а) На одной полке а банок варенья, а на другой  - на 5 банок больше. Сколько банок варенья на второй полке?.

 

б)  На одной полке а банок варенья. Это на 5 банок больше, чем во второй полке. Сколько банок варенья на второй полке?

  в)  На одной полке а банок варенья, а на другой  - в 5 раз больше. Сколько банок варенья на второй полке?


   г) На одной полке а банок варенья.  Это в 5 раз больше, чем на второй полке. Сколько банок варенья на второй полке?

      Для каждой задачи ответьте на вопрос: «Сколько банок варенья было на двух полках?»

      Что такое  а?

       Давайте подставим число 3 к выражению  а + а  + 5 и узнаем, сколько банок варенья достанется Карлсону.


ІІІ. Формулировка темы и задач урока.

 А в выражение  а + а  х 5 мы можем подставить любое число?






 ІY. «Открытие» нового знания.

 Сегодня мы с вами составим и выучим таблицу умножения и деления на 5.(Страница 23, № 1).

   5х5=25                                 25:5=5

 







    5х6=30          6х5=30          30:5=6           30:6=5

   5х7=35          7х5=35          35:5= 7          35:7=5

   5х8=40          8х5=40          40:5=8           40:8=5

   5х9=45          9х5=45          45:5=9           45:9=5

(1 столбик с комментированием, А потом по строчкам).

  Что интересного заметили  в результатах произведения?

 10,15,20,25,30,35,40,45.

 Карлсон предлагает немного отдохнуть. (Физ. пауза)


Y. «Первичное» закрепление

Кроме варенья, что ещё любит Карлсон? Мы узнаем, если решим уравнение. (Каждому ряду уравнение. На листах записаны числа: 5, 9, 15. 8, 23, 30. На правильных ответах на обороте написаны слова: торт, конфеты, плюшки).

8хХ=40,                45:х=5,                Х:5=3,

Х=40:8,                 Х=45:5,               Х=5х3,

Х=5.                      Х=9.                    Х=15.

Ответ:Х=5.          Ответ:Х= 9.        Ответ:Х=15.

   Это пища полезна для организма?


YІ. Включение  в систему знаний и повторений.

 Решение задачи.

 А с кем дружил Карлсон?


 Где жил Малыш?

Он жил в 3-комнатной квартире. И сейчас мы узнаем площадь всех 3 комнат. (Страница 23, № 6).

 Чтение и разбор задачи. Что нам известно в задаче?







 

Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?





16:2=8(м²) – площадь 2 комнаты.

8+7=15( м²)) - площадь 2 комнаты.

16+8+15=39(м²)

Ответ: площадь 3 комнат 39 м².

Молодцы. Карлсон хочет снова улететь на крышу, но  что-то хочет вам сказать. Это мы узнаем, если решим примеры №2 на странице 23. (2 ученика у доски Учитель показывает на пример, ученики показывают ответ на веерах. А у доски 2 ученика должны отгадать, какой пример решили ученики).




YІІ. Повторение изученного.

 Решение примеров.

  4х5 +18:3= 26 (спасибо)

  5х6 – 35:7=25 (вам)

  8х5+ 5х5=65 (за)

  7х5- 45:9 =30 (урок)

YІІІ. Рефлексия деятельности

Я всех благодарю за урок, большое вам спасибо.

Домашнее задание. Страница 23 № 2(2 столбик), № 5.

Выставление отметок.


Математику, друзья,

Не любить никак нельзя,

Очень строгая наука,

 Очень точная наука,

Интересная наука –

Математика.



















К нам в гости пришёл Карлсон. (На доске появляется рисунок Карлсона)



Ему помогает варенье.







а + 5


а - 5



а х  5  



а : 5



а + а + 5;  а + а - 5;

а + а  х 5; а + а : 5;

Это любое число.

Это получается 11 банок варенья.




Числа до 4 мы можем подставить, а больше 5 нет. Мы ещё не знаем таблицу умножения и деления на 5.

Значит, нам надо составить таблицу умножения и деления на 5.





5Х5 =25 Значит 25:5=5, так как если произведение разделить на один из множителей, то получится второй множитель. Других равенств нет, так как множители одинаковые.


6х5=30, так как от перестановки множителей произведение не меняется.

30:5=6, так как здесь обратная операция.


Числа оканчиваются на 5 и 0.











Эту пищу надо есть в разумных пределах.



С  Малышом.


В квартире.




Площадь 1 комнаты 16 м², площадь 2 комнаты в 2 раза меньше, чем площадь 1 комнаты. А площадь 3 комнаты на 7 м² больше, чем площадь второй комнаты. Нам известны части. Нужно найти целое.

Нет. Нам сначала надо найти площади 2 и3 комнат, а потом площадь всех трёх комнат.

Использован учебник «Математика» 2 класс Л.Г. Петерсон

                        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математику, друзья, Не любить никак нельзя, Очень строгая наука, Очень точная наука, Интересная наука – Математика .

Слайд 2

С 9 х 4 А 80 - 68 Л 15+18 Н 64+27 К 27 : 9 О 92 -45 Р 9 х 2

Слайд 3

К А Р Л С О Н 3 12 18 33 36 47 91

Слайд 4

Х= 5 Х = 8 Х = 15 Х = 23 Х = 30 Х = 9 торт варенье плюшки

Слайд 6

1)16:2=8(м²) – площадь 2 комнаты. 2)8+7=15( м²)) - площадь 3 комнаты. 3)16+8+15=39(м²) Ответ: площадь 3 комнат 39 м².

Слайд 7

4 х 5 + 18 : 3 = 5 х 6 – 35 : 7 = 8 х 5 + 5 х 5= 7 х 5 – 45 : 9 = 26 спасибо 25 вам 65 за 30 урок

Слайд 8

Домашнее задание. Страница 23 № 5, № 2 (2 столбик).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики Тема: деление на трехзначное число Урок – полет

Тема: деление на трехзначное число Урок – полет ...

Конспект урока по математике Деление на число 1. Деление числа на само себя

Предмет: математикаКласс: 3-7Тема урока: Деление на число 1. Деление числа на само себяЦели урока: рассмотреть случаи деления на число 1; учить выполнять деление числа на само себя; совершенствовать в...

Проект урока по теме: « Деление на равные части. Введение термина «деление»»

Данный урок предполагает  создание условий для осознания и овладения учащимися  практическим способом разбиения множества элементов на равночисленные группы, постановки и конструктивного реш...

Конспект урока на тему: Деление с остатком и деление нацело. 4 класс.

Деление с остатком и деление нацело. 4 класс....

Конспект урока по математике "Деление на число 1.Деление числа на само себя. Деление числа 0 на натуральное число" 3 класс

Конспект урока по математике "Деление  на число 1.Деление числа на само себя. Деление числа 0  на натуральное число" 3 класс ПНШ...