Математика 1 класса
методическая разработка по математике по теме

Мещерякова Марина Геннадьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_1_klass_lomannaya_liniya.docx19.57 КБ
Файл chislo_8.rar1.47 МБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: Изучение и первичное закрепление нового материала.

Цель: Познакомить с ломаной линией и ее компонентами.

Задачи урока:

1) Образовательная: познакомить учащихся с ломаной линией и её видами; усвоение понятий "ломаная", "звено ломаной линии", "вершина ломаной";повторить: отрезки, линии; совершенствование вычислительных умений и навыков.

2) Развивающие: развивать логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память, фантазию;

совершенствовать уровень развития математической речи

показать межпредметную связь математики и астрономии.

3) Воспитывающие: воспитывать коммуникативные качества учащихся

воспитывать гордость за свою отчизну, достижения в науке, технике, космонавтике.

Материалы и оборудование:

Мультимедийная презентация

Компьютер, проектор, экран

"Учебный маршрутный лист"

Карандаши: жёлтый, синий, красный

Спагетти, кусочек пластилина

Массажные коврики для стоп, СУ-ДЖОК (массажный набор "Каштан" для кистей рук)

Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный

Методы работы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.

Функция учителя: организатор сотрудничества; консультант, управляющий поисковой работой.

Педагогические технологии:

- личностно-ориентированного обучения;

- объяснительно-иллюстративного обучения;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог);

- ИКТ-технология (презентация).

Ожидаемый результат:

знать что такое ломаная линия, из чего она состоит, чем отличается от отрезка, луча, прямой линии, кривой линии

расширение знаний о геометрическом материале

повышение активности учащихся на уроках

использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности

обогащение словарного запаса

Список использованной литературы.

1. Истомина Н.Б. Математика: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. - Смоленск: "Ассоциация XXI век", 2008.

2. Истомина Н.Б. Рабочая тетрадь к учебнику "Математика" для 1 класса

3. Методические рекомендации к учебнику "Математика" 1 класс, под ред. Н.Б.Истоминой.- Смоленск: "Ассоциация ХХI век". 2006 год.

Ход урока

1. Оргмомент

Учитель: Дети, 2011 год объявлен в нашей стране годом Российской космонавтики. А кто из вас интересуется космосом? Кто хочет полететь в космос? Сегодня представляется такая возможность для всего класса. Мы совершим учебный полёт. Чтобы не совершать ошибок во время полёта, нужно подготовиться, восстановить некоторые знания. Как вы думаете, что нам необходимо вспомнить?

Дети: Повторить числа, сложение и вычитание.

Учитель: Я соглашусь с вами, дети. Добавлю: нужно знать пройденные геометрические фигуры.

2. Актуализация прежних знаний

Учитель: На ваших столах лежат "Учебные маршрутные листы". Все результаты работы на уроке будем заносить на эти листы.

Познакомьтесь с новым словом. "Астроно?мия" (др.- греч.) образован от древнегреческих слов "астрон" - звезда и "номос" - закон или культура, и дословно означает "Закон звёзд".

Все учёные - астрономы знают математику на "отлично". Без этих знаний невозможны точные подсчёты расстояний до далёких звёзд, при строительстве космических кораблей, их траектории движения, развития скорости:

Итак, первое задание: "математический диктант". Прослушайте условие, высчитайте в уме, запишите только ответ.

Из 9 планет солнечной системы только две имеют женские имена. А сколько мужских имён в названиях планет солнечной системы? (7)

У созвездии "Большая медведица" 7 ярких звёзд. А в созвездии "Кассиопея" 5 ярких звёзд. На сколько больше ярких звёзд в созвездии Большая медведица? (2)

На мой вопрос в начале урока: "Кто мечтает полететь в космос?" ответили "да" 3 девочки и 7 мальчиков. Сколько всего ребят нашего класса хотят слетать в космос? (10)

Дети: записывают ответы в свои "Учебные маршрутные листы", а одному ученику - "командиру отряда космонавтов" поручается написать ответы на доске. Затем все дети проверяют, сопоставляют свои результаты с ответами, записанными на доске.

Как называются фигуры? (точка, треугольник, кривая линия, прямая линия, отрезок)

А чем луч отличается от отрезка?

А чем прямая отличается от луча?

Почему вторая фигура называется треугольником? (имеет три вершины и три стороны)

- Можно ли стороны треугольника назвать отрезками? Почему? (стороны треугольника - отрезки, т.к. линии их образующие имеют границы)

Учитель: В "Учебном маршрутном листе" найдите красную точку и постройте луч. Какой инструмент необходим? (Линейка)

Соедините две синие точки. Какая фигура у вас получилась? (Отрезок)

Через жёлтую точку проведите прямую линию. Можете провести ещё одну? А ещё? (Да!)

Верно, через одну единственную точку можно провести бесчисленное количество прямых линий.

3. Физкультминутка (Ребята выполняют упражнения, стоя у парт)

Раз, два!

 Скорость света!

 Три, четыре!

 Мы летим!

 На далёкие планеты

 Поскорей попасть хотим!

 Чтоб водить корабли,

 Чтобы в небо взлететь,

 Надо многое знать.

 Надо много уметь!

 И при этом, и при этом

 Вы заметьте-ка,

 Очень важная наука

 Ма-те-ма-ти-ка!

4. Введение нового материала

Сегодня мы продолжаем путешествие в страну Геометрию.

Посмотрите, что у меня в руках? (Вермишель спагетти)

Какую геометрическую фигуру она вам напоминает? (Прямую линию)

Возьмите в руки спагетти, которые раздал вам дежурный. Переломите в середине, а затем каждую часть ещё раз переломите пополам.

Какие геометрические фигуры вам напоминают? (Отрезки, их получилось 4)

Соедините их кусочками пластилина между собой. Можно ли теперь назвать полученную фигуру прямой линией? (Нет)

Как бы вы назвали такую геометрическую фигуру? (Поломанная линия)

Я должна немного поправить вас, она называется "ломаная" линия.

Посмотрите, из чего состоит ломаная линия? (Из отрезков)

Каждая ломаная линия состоит из нескольких отрезков - звеньев. Сколько звеньев в этой ломаной? (Четыре)

Звенья ломаной не лежат на одной прямой. Конец одного звена является началом другого. Место, где соединяются два звена, называется вершиной.

Сколько вершин у данной ломаной линии? (Три)

Кроме того, у ломаной линии есть 2 конца.

5. Физкультминутка - самомассаж пальцев кистей рук с помощью массажёра СУ-ДЖОК: Слайд №4

По - порядку

 Все планеты

 Назовёт любой из нас:

 Раз - Меркурий,

 Два - Венера,

 Три - Земля,

 Четыре - Марс,

 Пять - Юпитер,

 Шесть - Сатурн.

 Семь - Уран,

 Восьмой - Нептун.

 А за ним уже потом,

 Под названием Плутон.

6. Первичное закрепление

Учитель: Дети, давайте вспомним ещё раз, какими бывают кривые линии? (Замкнутыми и незамкнутыми)

А как вы думаете, ломаные линии могут быть замкнутыми и незамкнутыми?

Учитель открывает на доске таблицу № 1:

- Какие фигуры изображены в таблице? (ломаные линии)

- У какой ломаной больше всего звеньев? (№ 4)

- У какой ломаной меньше всего звеньев? (№ 1)

- Какая ломаная имеет три вершины? (№ 2)

- Какая ломаная имеет пять вершин? (№ 4)

Учитель открывает на доске таблицу №2:

Учитель: Это тоже ломаные линии. Чем они отличаются от ломаных линий на первой таблице? (Все звенья соединены между собой)

- Такие ломаные линии называют "замкнутыми", а линии на первой таблице - "незамкнутыми" линиями.

- Назовите замкнутую ломаную линию, которая имеет меньше всего звеньев. (№1)

Верно, а может ли быть замкнутая линия из двух звеньев, подумайте. Давайте построим такую ломаную линию. (Нет, чтобы "замкнуть" линию нужно третье звено)

Учитель: Найдите и назовите на карте звёздного неба созвездия: незамкнутые ломаные линии и замкнутые.

Слайд №4

Учитель: Если вашу "ломаную линию из спагетти" лежащую на парте, перевернуть, то будет напоминать созвездие "Кассиопею". Она была названа в честь царицы, которую заколдовала коварная колдунья.

7. Физкультминутка.

Для глаз. Дети следят за движением Колобка на Слайде№4

Задание на внимание

На несколько секунд я покажу вам одну фигуру. Вы должны запомнить её и выложить из счётных палочек точно такую.

Теперь поработайте в парах. Проверьте внимание своего одноклассника.

Какая фигура у вас получилась?

Что вы ещё скажете о ней? Можно ли её назвать ломаной линией?

Можно ли назвать её замкнутой? (незамкнутой?) Почему?

8. Подведение итога урока

Учитель:

С какой геометрической фигурой познакомились? (Ломаной линией)

Из каких элементов состоит ломаная линия? (Из звеньев и вершин)

Какие бывают ломаные линии? (Замкнутые и незамкнутые)

Переверните "Учебный маршрутный лист". Обведите цветным карандашом только ломаные линии, замкнутые и незамкнутые:

Какую линию описал корабль Ю.Гагарина за 108 минут вокруг Земли? (незамкнутую кривую линию)

В правом нижнем уголке "Учебного маршрутного листа" вам "улыбается" звёздочка. Какую геометрическую фигуру она напоминает? (Замкнутую ломаную линию) Определите количество вершин? Звеньев? Есть ли концы?



Предварительный просмотр:

Шабалина Наталья Валериановна, учитель начальных классов высшей категории,  ГОУ Республики Марий Эл «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся,       воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  VIII вида»

План – конспект урока по математике в 1 классе: Повторение по теме: Число и цифра 8.

Цель урока:

Закрепление  знаний и умений учащихся по теме «Число и цифра 8».

Задачи:

 формировать умение учащихся применять полученные знания по теме «Число и цифра 8» в самостоятельной практической деятельности»;

развивать  и корригировать внимание на основе упражнения «Внимание», развивать  навык устной связной речи путем комментирования своих действий»;

воспитывать  мотивацию к учению на основе выполнения упражнений в игровой форме.

План урока:

1.Орг.момент:

2. Сообщение темы и цели урока:

А) Работа с числовым рядом.

Б) Упражнение «Внимание».

Пальчиковая гимнастика.

Минутка чистописания.

3. Основная часть урока:

А)Работа с демонстрационным материалом.

Физкультминутка

Б) Работа над задачей.

В) Решение примеров с одним неизвестным.

Г) Решение примеров на определение знака действия.

4. Самостоятельная работа по учебнику 

5. Итог.

6. Д/задание:

7. Оценка деятельности учащихся.

Ход урока:

1.Орг.момент:

-доклад дежурного.

-психологический настрой:

-как мы узнаем, что наступила  весна?

Дети: - солнышко греет.

Учитель: – и мы с вами соберем солнышко, чтобы оно светило и согревало нас. Солнышко волшебное, с заданием. На лучиках солнышка примеры, которые вы должны решить. (Дети выходят к доске, берут лучик солнышка. Решают примеры и составляют солнышко).

- вот и у нас в классе – солнышко. Какое оно?

- теплое, доброе, красивое, желтое.

– начинаем наш урок математики,

Девиз урока:

Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться

Слушаем внимательно, работаем старательно.

2. Сообщение темы и цели урока:

Слайд 1

-сегодня на уроке мы отправимся в математическую сказку  на воздушных шарах.  

А) Работа с числовым рядом.

-какого цвета вы видите шары?

-какие цифры вы видите на шарах?

-расставьте номера шаров по порядку.

-прочитаем  числа по порядку:  1 2 3 4 5 6 7 8

- сколько всего шаров?

-прочитаем в обратном порядке: 8 7 6 5 4 3 2 1

-назовите большее число.

-назовите меньшее число.

-назовите соседей числа 5 7

-назовите числа больше 3 но меньше 6.

-какое число следует за числом 7

Слайд 2

Б) Упражнение «Внимание».

Посмотрите внимательно, где и какие спрятались цифры?

-работа по карточке (цифры перевернуты):

1  2 3  5  6 7 8

 1 2 3 4 5 6 7 8

 1 2 3 4 5 6 7 8

-какое число последнее в числовом ряду?

-вот мы и подошли к теме нашего урока:

Тема урока:

-повторим пройденный материал по числу и цифре 8.

- на что похожа цифра 8?

- покажите, как с помощью пальчиков можно показать цифру 8?

Пальчиковая гимнастика.

Минутка чистописания.

-давайте вместе со мной пропишем в воздухе цифру 8.

-давайте пропишем ее в тетради.

Дети: – я тетрадь свою открою и наклонно положу,

Я друзья от вас не скрою, ручку я вот так держу,

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

( учащиеся прописывают цифру 8)

 Подчеркните самую красивую цифру.

3. Основная часть урока:

-Закройте глаза, и мы окажемся в математической сказке на новый лад.

Слайд 3

- как называется сказка, которую вы видите на экране?

Дети: – сказка «Гуси-лебеди»

- Оставили Машеньку родители приглядывать за братцем Иванушкой, да не углядела она, что случилось?

Дети:- утащили Иванушку гуси-лебеди.

- Давайте поможем Машеньке, ведь нужно помогать друг другу в беде.

Слайд 4.  Яблонька

-встретилась на пути Машеньки яблонька. Машенька спросила не видела ли она Иванушку. Яблонька ответила, посчитай мои яблочки, я и помогу тебе.

А) Работа с демонстрационным материалом – яблоки.

- сколько всего яблок, посчитаем.  (считает ребенок)

- сколько всего яблок ?

- давайте разложим яблоки на две  тарелки, один будет работать с яблоками, а остальные показывать карточки с цифрами, например – 5 и 3.

- молодцы справились с заданием.

- А гуси лебеди летают добычу высматривают.

Физкультминутка

Гуси-лебеди летели

И на воду сели.

Сели, полетели.

Лебеди летят,

Крыльями машут,

Прогнулись над водой,

Качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

 Улетели лебеди.

Слайд 5.  Ежик

Б) Работа над задачей.

-А под яблонькой  услышала Машенька,  что-то шуршит,

-кто это ребята?

Дети:  - ежик.

- что вы видите на картинке?

-сколько яблок вы видите ?

- что сделал  еж?

- яблок стало меньше или больше?

- составьте задачу по данной картинке?

- каким действием будем решать задачу?

-решение задачи у доски и в тетрадях.

Слайд 6 . (печка)

- пошла Машенька дальше, что она увидела?

-Дети: - она увидела печку.

-Машенька опять спросила, не видела ли она Иванушку?

Печка, сказала ей – поможешь посчитать мои пирожки – и я помогу.

Поможем девочке.

В) Решение примеров с одним неизвестным.

На слайде примеры с одним неизвестным.

4 + _ = 7          8 - _ = 5

Какое число нужно вставить. Покажите на карточках, прочитайте.

(читает несколько учеников)

Г) Решение примеров на определение знака действия.

Решите примеры

8 … 5  = 3

4 … 4  = 8

7…  2  = 5

1 … 3  =4

Слайд 7. Речка.

Идет Машенька дальше, видит речка, спросила она у речки, не  знает ли она Иванушку. Речка ей ответила, что дорогу мы узнаем, если решим самостоятельно примеры.

4. Самостоятельная работа по учебнику. Стр. 221 № 3

А) Один ученик решает у доски 1 столбик,

 проверка выполнения сигнальными карточками.

Б) Второй столбик решают самостоятельно

Проверка выполнения  - упражнение «Эхо».

Слайд 8 . Домик Бабы Яги

-подошла Машенька к тому месту. Где Баба Яга живет, а узнать  не может. Давайте поможем. Надо найти дом, который не подходит к остальным.

- под каким номером дом Бабы-яги?

-молодцы, справились с хитростями Бабы-яги.

5. Итог. Рефлексия.

Слайд 9

Забрала Машенька Иванушку и благополучно вернулась домой.

И наше путешествие в математическую сказку заканчивается.

Закрыли глаза. Вот мы и дома.

- где мы сегодня побывали?

-кого встретили в сказке?

-был ли урок полезен, для вас? Чему вы научились? Что вы стали лучше делать?

-Довольны ли вы своей работой, если да, то улыбнитесь?

-что было для вас важным на уроке?

Какое задание вам понравилось?

Какое задание было самым интересным?

А какое - самым трудным?

Слайд 10

6. Д/задание:

-  у вас в конвертах лежат разрезные картинки и картинки с цифрами. Вам нужно решить пример. Найти ответ и положить карточку на цифру. Которая соответствует ответу.

7. Оценка деятельности учащихся.

- на уроке занимались хорошо …

Слайд 11

Спасибо всем за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет: математика Класс 1 Тема «Сложение» Программа традиционная «Гармония»

Разъяснить смысл сложения и познакомить младших школьников с той  терминологией, которая употребляется в математике при сложении (выражение, сумма, слагаемые, значение суммы, равенство) на ...

Предмет: математика Класс: 1б Учебник: УМК «Планета знаний» Тема урока: Больше на … Меньше на …

Предмет математика, класс 1, учебник "Планета знаний", тип урока - изучение и первичное закрепление новых знаний, оборудование: проектор, компьютер, карточки для самооценивания, карточки для теста, ка...

Урок математики Класс: 4 Тема: Задачи на движение УМК "Начальная школа 21 века"

Урок изучения новой темы. На уроке используются различные формы работы :индивидуальная и парная.На заключительном этапе проводится рефлексия с помощью оценочных листов....

Конспект урока по математике "Класс единиц и класс тысяч", УМК "ПНШ" (3 класс)

Цели деятельности учителя: введение понятия «класс»; ознакомление с классом единиц и классом тысяч.Планируемые результатыПредметные:Знать: класс единиц и класс тысяч, разряды каждого класс...

Технологическая карта урока математики. Класс миллионы.Класс миллиарды. 4 класс. УМК "Школа России"

Тема: "Класс миллионы. Класс миллиарды"Тип урока: урок «открытия» новых знаний;Цель урока: ознакомление с образованием и записью чисел, состоящих из единиц III и IV классовЗадачи...