Рабочие программы по учебным предметам УМК "Гармония" 2 класс
рабочая программа по математике (2 класс) по теме

Тютина Ирина  Павловна

Рабочая программа курса   математика  УМК Гармония  автор   Н.Б. Истомина  для  2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_matematike_2_klass_garmoniya.doc177.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа по математике составлена в соответствии  с Федеральным  Государственным Стандартом общего образования, Примерными программами по учебным предметам,  Концепции УМК «Гармония» на основе  авторской программы  «Математика» Н.Б. Истоминой.  Курс рассчитан на 136 часов (34 учебные недели) и реализован в учебнике «Математика» (автор Н.Б.Истомина) и рабочих тетрадях в 2-х частях  (автор Н.Б.Истомина)  В учебно-методическом комплекте  реализована концепция целенаправленного развития мышления всех учащихся в процессе усвоения программного содержания.  В основе построения лежит методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания. Направленность процесса обучения математике на формирование основных мыслительных операций позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, оказывая тем самым положительное влияние на развитие внимания, памяти (двигательной, образной, вербальной, эмоциональной, смысловой), эмоций и речи ребенка.

Основные блоки изучаемого материала  во  2  классе.

Сложение и вычитание в пределах 100:  61 ч.

     Дополнение двузначного числа до круглых десятков. Вычитание из круглых десятков однозначных чисел. Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через разряд. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания (состав чисел от11 до 20). Сочетательное свойство сложения. Скобки. Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд.

Текстовые задачи:  16ч.

     Структура текстовой задачи (условие и вопрос). Текстовые задачи, при решении которых используются смысл действий сложения и вычитания, понятия «увеличить на, уменьшить на», разностное сравнение.

Геометрический материал: 10 ч.

      Угол (прямой, тупой, острый). Прямоугольник, квадрат. Многоугольник. Окружность и круг.

Числа в пределах 1000:  23 ч.

       Трехзначные числа, их разрядный состав. Сложение и вычитание круглых сотен. Прибавление (вычитание) к трехзначному числу единиц, круглых десятков и сотен (без перехода через разряд).

Умножение:  26 ч.

       Смысл умножения, Название компонентов и результата умножения. Умножение на 0 и 1. Переместительное свойство умножения. Понятие «увеличить в». Таблица умножения (случаи с числами 9 и 8).Единицы времени (час, минута, секунда).

Содержание изучаемого во 2 классе учебного материала полностью соответствует обязательному минимуму содержания основных образовательных программ.

При разработке  тематического планирования  следующая разбивка часов:

I четверть –     9 недель (34 ч).

II четверть –   7 недель (32 ч).

Ш четверть – 10 недель (41 ч).

IV четверть – 7 недель (29 ч).

Критериями оценки развивающих уроков являются:

- логика их построения, направленная на решение учебной задачи;

- вариативность учебных заданий, вопросов и взаимосвязь между ними;

- продуктивная мыслительная деятельность учащихся;

- сочетание различных средств и форм обучения, побуждающих детей к высказыванию самостоятельных суждений и способов их обоснования.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

К концу второго  года обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих   личностных,  метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

У учащегося будут сформированы:

-учебно-познавательный интерес к учебному материалу  математики  и способам решения новой частной задачи;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-готовность учащихся целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта).

Ученик получит возможность для формирования:

• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Метапредметные:

-анализ объектов с целью выделения признаков

-синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

-установление причинно-следственных связей

-моделирование

-ориентирование в окружающем пространстве (вверх, вниз, влево, вправо и др.);

-выделение из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;

-пересчитывание  предметов и выражение результата числом;

-умение слушать и вступать в диалог; планировать, контролировать и  корректировать ход решения учебной задачи. 

Предметные   результаты   освоения математической  грамотности   младших школьников предъявляются на двух уровнях.  

Первый уровень характеризуется теми знаниями и умениями, возможность формирования которых обеспечивается развивающим курсом математики. Естественно, практическое достижение этого уровня окажется для некоторых школьников невозможным в силу их индивидуальных особенностей. В связи с этим выделяется второй уровень требований, он характеризует минимум знаний, умений и навыков на конец года обучения  соответственно требованиям   федерального  государственного  образовательного   стандарта общего образования.

1  уровень.

•    Состав каждого однозначного   и двузначного  числа в пределах 20 (табличные случаи сложения и соответствующие случаи вычитания).

•    Разрядный состав двузначных и трехзначных чисел и соотношение между разрядными единицами.

•    Определение умножения.  Название компонентов и результата умножения. Таблица умножения однозначных чисел (с числами 9 и 8).

•    Переместительное  свойство умножения.

•    Единицы длины (см, дм, м ) и соотношения между ними; единицы времени (ч, мин, с ) и соотношение между ними.

•    Названия геометрических фигур (угол, многоугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат, треугольник, круг, окружность).

•    Структуру задачи (условие, вопрос).

Читать, записывать и сравнивать любые числа в пределах 1000. Складывать и вычитать любые числа в пределах 100 и в пределах 1000 для случаев, сводимых к действиям в пределах 100.

•    Читать числовые равенства на умножение. Соотносить числовые выражения и равенства на умножение с предметными и математическими моделями. Интерпретировать понятие «увеличить в» на различных  моделях (предметной, вербальной, схематической и символической).

•    Использовать переместительное свойство умножения при вычислениях и для сравнения выражений.

•    Измерять длину отрезков и чертить отрезки заданной длины. Определять время по часам.

•    Распознавать и чертить вышеназванные геометрические фигуры, используя циркуль, линейку, угольник.

•    Решать простые и составные задачи на сложение и вычитание, записывать их решение выражением и по действиям, использовать в процессе решения задач схемы.

2 уровень

Знать последовательность чисел от 0 до 100, уметь читать, записывать и сравнивать эти числа. Знать таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания (на уровне автоматизированного навыка). Уметь находить сумму и разность чисел в пределах 100. Решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.

ПРИМЕРНОЕ  ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

136  часов  в  год

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Конт-роль

Характеристика       учебной

 деятельности

Дата



Дата

I  четв.

Повторение изученного в 1 классе

10

по плану

фактически

1.

Число и цифра. Равенства. Состав однозначных чисел.

1

Наблюдать закономерность  числовой последовательности.

Уметь переводить

вербальную модель в предметную.

2.09

2.

Отрезок. Ломаная линия. Единицы длины.

1

Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнения. Проводить (строить)  прямые линии   через одну точку, пользуясь линейкой 

5.09

3.

Сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел.

1

Работать с  информацией: находить, обобщать и представлять данные (с помощью учителя или самостоятельно)

6.09

4.

Сложение и вычитание в пределах 10. Неравенства.

1

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве.

Выбирать  способ сравнения объектов, проводить  сравнение.

7.09

5-6.

Сложение и вычитание двузначных чисел.

2

Тест

Понимать термин «двузначное число».

Строить и объяснять простейшие логические выражения.

8.09   12.09

7-8.

Сложение и вычитание отрезков.  Подготовка  к  контрольной  работе.

2

Устанавливать закономерность в числовой последовательности, составлять числовую последовательность.    Выражать в речевой форме признаки  сходства и различия в изображениях луча и отрезка  

Моделировать разнообразные ситуации расположения  объектов в пространстве и на плоскости.  

Выполнять построение геометрических фигур с помощью циркуля.

13.09   14.09

9-10.

Проверка знаний учащихся по теме: «Повторение».  Работа  над  ошибками.

2

Входн. к.р.

Контролировать и осуществлять пошаговый  контроль правильности и полноты выполнения  алгоритма арифметического действия

15.09    19.09

Сложение и вычитание двузначных чисел

26

11-13.

Дополнение  двузначных чисел до круглых десятков.

3

Моделировать изученные арифметические зависимости. Описывать в речевой форме ситуации  (действия с предметами), изображенные на рисунках


20.09   21.09   22.09

14-19.

Вычитание однозначных чисел из круглых десятков.

6

С.р.

Анализировать рисунки с количественной точки зрения

Выбирать числовой луч, на котором изображено  данное   равенство Записывать равенство, изображенное на данном числовом луче.

26.09   27.09   28.09   29.09  3.10   4.10

20-21.

Сложение однозначных чисел с переходом через разряд и соответствующие случаи вычитания.

2

Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия.

22-23.

Состав числа 11.  

Управление мыслями:  анализ, сравнение, обобщение.

2

Сравнивать геометрические фигуры разными способами.   Выбирать символическую модель числа, соответствующую  данной предметной модели

Преобразовывать предметную (символическую) модель по  данной символической (предметной) модели

24-25.

Состав числа 12.

2

Выявлять правило, по которому составлена таблица и заполнять её в соответствии с правилом

Использовать карточки для запоминания состава двузначных чисел .и для самоконтроля

26.

Взаимосвязь компонентов и результатов действий сложения и вычитания.

1

Тест

Классифицировать предметы по различным основаниям  

Набирать определенное количество денег, пользуясь различными монетами.  

27-28.

Состав числа 13.

Признаки  сходства рисунков,  ориентируясь  на  цвет, форму, размер.

2

Прогнозировать результат вычисления.

29.

Состав числа 14.

1

Дополнять равенства пропущенными числами.  

Набирать определенное количество денег, пользуясь различными монетами.  

30.

Состав числа 15.  

Соотнесение  наглядной  модели  с  числовым  выражением   при  сложении  однозначных  чисел  с  переходом  через  разряд.

1

Анализировать  выражения, составленные по определенному правилу

Записывать выражения по определенному правилу

31.

Состав чисел 16,17, 18.

Замена  суммы   трёх  слагаемых  суммой  двух  слагаемых.

1

Моделировать ситуацию, используя условные обозначения.  

32.

Таблица сложения и вычитания в пределах 20. Подготовка  к  контрольной  работе.

1

С.р.

Использовать карточки для запоминания состава однозначных чисел .и для самоконтроля

Записывать сложение длин отрезков в виде равенства

33-34.

Проверка знаний учащихся по теме: «Сложение и вычитание двузначных чисел. Таблица сложения и вычитания в пределах 20».

2

К.р.

Преобразовывать предметную (символическую) модель по  данной символической (предметной) модели

II четв.

Задача и ее структура. Решение задач.

16

35-36

Сочетательное свойство сложения.  Взаимосвязь компонентов и результата действий при  вычитании   однозначного числа  из    двузначного.

2

Записывать равенство, которое изобразили на числовом луче

Выбирать предметную модель, которая соответствует данной сумме

37-40.

Задача и ее структура.

4

Выбирать рисунки, соответствующие  ряду числовых выражений. Использовать схему (рисунок) для решения простейших логических задач  


41-47.

Решение задач.

- Взаимосвязь между  условием  задачи  и  её  вопросом.

- Выбор  арифметического действия  для  записи  решения задачи.

-Анализ  выражений,  составленных  по  условию  задачи, и  соотнесение   их  с  различными  вопросами.

- Переформулирование   вопроса.

-Замена  условия  задачи  рисунком.

-Дополнение  условия  задачи  в  соответствии  с  поставленным  вопросом.

-Выбор  схемы,  соответствующей  тексту  задачи. Моделирование  текста  задачи  с  помощью  схемы.  

Подготовка   к  контрольной  работе.

7

С.р.

Анализировать житейские ситуации, требующие измерения массы предметов. Анализировать различные варианты выполнения заданий, корректировать их.

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану

48-51.

Закрепление умений решать задачи. Проверка знаний учащихся по теме «Решение задач».

4

К.р.

Находить на схеме  отрезок, соответствующий данному выражению

 Изображать в виде схемы   данную ситуацию

Пояснять схему, соответствующую данной ситуации

52-56.

Сложение двузначных и однозначных чисел с переходом через разряд.

Формирование  умения  сложения  двузначных  чисел  с  переходом  через разряд. Подготовка  к  контрольной  работе.

5

Записывать различные двузначные числа, используя данные две или три цифры (с условием их повторения в записи числа), способом перебора или с помощью таблицы

Моделировать ситуацию, данную в виде текста.

Записывать равенства, соответствующие данным рисункам

57-58.

Проверка знаний учащихся за II четверть. Контрольная  работа.  Работа  над  ошибками.

2

К.р.

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану. Сравнивать и обобщать данную информацию,  представленную с помощью  предметных, вербальных, графических и символические моделей

59-69.








III  четв.

Вычитание однозначного числа  из двузначного с переходом через разряд.

- Правило вычитания  суммы  из  числа.

- Закрепление  умения  вычитать  однозначное  число  из  двузначного.

- Взаимосвязь компонентов  и  результата   действия,   при вычитании  

11

Тест

Выявлять (обобщать) правило, по которому составлены пары выражений.

Наблюдать  изменение в записи любого двузначного  числа при его уменьшении  на несколько десятков (единиц), используя предметные модели и калькулятор.


70-77.

Сложение двузначных чисел с переходом через разряд.

-Сочетательное свойство сложения   при  сложении  двузначных  чисел  с переходом через разряд.

-Формирование  вычислительных навыков.

-Подготовка  к  контрольной  работе.

8

С.р.

Наблюдать  изменение в записи любого двузначного  числа при его увеличении  на несколько десятков (единиц),, используя предметные модели и калькулятор.

 

Выбирать предметную, графическую или символическую модель, которая соответствует данной ситуации

78-79.

Контрольная  работа.  Работа  над  ошибками.

2

К.р.

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану. Сравнивать и обобщать данную информацию,  представленную с помощью  предметных, вербальных, графических и символические моделей

80-84.

Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.

-Формирование  вычислительных навыков.

-Соотнесение  математических  понятий   с  арифметическим  действием.

5

Соотносить  математические понятия   с  арифметическим  действием. Выбирать предметную, графическую или символическую модель, которая соответствует данной ситуации

         

85-86.

Проверка знаний учащихся по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд».

2

К.р.

Контролировать и осуществлять пошаговый  контроль правильности и полноты выполнения  алгоритма арифметического действия

Трехзначные числа.

15

87-89.

Нумерация чисел в концентре «Сотня». Чтение,  запись.

3

С.р.

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану. Сравнивать и обобщать данную информацию,  представленную с помощью  предметных, вербальных, графических и символические моделей

90-100.

Разрядный состав трехзначных чисел. Сложение и вычитание в пределах 100.

- Сопоставление  двузначного и трехзначного чисел.  Чтение и запись.

- Сложение и вычитание  в  пределах  100.

-Решение  задач. Совершенствование  вычислительных навыков.

- Сложение  трёхзначных чисел на основе  знания  разрядного    состава  числа.

-Вычитание трёхзначных чисел на основе  знания  разрядного    состава  числа.

- Сложение  и  вычитание    трёхзначных чисел на основе  знания  разрядного    состава  числа.

- Подготовка  к контрольной  работе.

11

Изображать в виде схемы   данную ситуацию

Пояснять схему, соответствующую данной ситуации

Моделировать ситуацию, используя условные обозначения.  

101-102.

Проверка знаний учащихся за III четверть. Работа  над ошибками.

2

К.р.

Контролировать и осуществлять пошаговый  контроль правильности и полноты выполнения  алгоритма арифметического действия

103-107.

Единицы длины (см, дм, м,).

-Соотношения  между  единицами  длины 

-Формирование  вычислительных навыков.

-Соотнесение  математических  понятий   с  арифметическим  действием.

5

Выявлять правило, по которому составлена таблица и заполнять её в соответствии с правилом

Использовать карточки для запоминания   таблицы единиц длины  и для самоконтроля.

  IVчетв.

Умножение.

23

108-110.

Смысл умножения.

Названия компонентов и результата умножения.

3

Прогнозировать результат вычисления.

111-112.

Умножение на 0 и1. Тестовая работа.

2

Тест

Контролировать и осуществлять пошаговый  контроль правильности и полноты выполнения  алгоритма арифметического действия

113-117.

Смысл умножения.

Таблица умножения числа 9.  Запоминание  случаев   умножения  9.

Формирование  навыков  табличного  умножения.

5

С.р.

Классифицировать предметы по различным основаниям  

Набирать определенное количество денег, пользуясь различными монетами.  

118-120.

Переместительное свойство умножения.  Подготовка  к  контрольной работе.

3

Устанавливать закономерность в числовой последовательности, составлять числовую последовательность.    Выражать в речевой форме признаки  сходства и различия в изображениях луча и отрезка  

Моделировать разнообразные ситуации расположения  объектов в пространстве и на плоскости.  

Выполнять построение геометрических фигур с помощью циркуля.

121-122.

Контрольная работа.  Работа над  ошибками.

2

К.р.

Контролировать и осуществлять пошаговый  контроль правильности и полноты выполнения  алгоритма арифметического действия

123-127.

Увеличить в несколько раз.

Таблица умножения числа 8.

Решение задач  на умножение.

Увеличение  числа в  несколько раз.

Подготовка  к  контрольной  работе.

   5

С.р.

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве.

Выбирать  способ сравнения объектов, проводить  сравнение

128-129.

Тестирование   учащихся по теме «Умножение, его смысл, умножение чисел 8 и 9, переместительное свойство умножения, название компонентов и результата действия при умножении».

2

Тест

Контролировать и осуществлять пошаговый  контроль правильности и полноты выполнения  алгоритма арифметического действия

130-131.

Единицы времени (ч, мин, с)

Соотношения   между  единицами  времени.

Сравнение величин.  

Подготовка  к  контрольной  работе.

2

Выявлять правило, по которому составлена таблица и заполнять её в соответствии с правилом

Использовать карточки для запоминания   таблицы единиц длины  и для самоконтроля.

132-133.

Итоговая проверка знаний учащихся.

2

К.р.

Контролировать и осуществлять пошаговый  контроль правильности и полноты выполнения  алгоритма арифметического действия

134-135.

Окружность и круг.

Формирование  вычислительных навыков.

2

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве.

Выбирать  способ сравнения объектов, проводить  сравнение

136.

Повторение изученного в течение года.

1

Контролировать и осуществлять пошаговый  контроль правильности и полноты выполнения  алгоритма арифметического действия

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон «Об образовании» РФ.

2. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт  начального общего образования.

3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 3-е изд., перераб. – М.:Просвещение,  2010.

4. Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд. – М.:Просвещение, 2010.

5. Программа к курсу «Математика»  для  1-4 классов  общеобразовательных учреждений. /  Н.Б.Истомина.- 3-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.

6. Бобкова Л.Г. Как  составить рабочую программу  по учебным дисциплинам: Методические рекомендации. – 2-е изд., доп./ИПК и ПРО Курганской области. – Курган, 2005.

7. Н.Б.Истомина: Методические  рекомендации к учебнику  математики  для 2 класса общеобразовательных учреждении: пособие для учителя / Н.Б.Истомина. – 3-е изд, - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.

 8. Н.Б.Истомина.   Математика:  учебник   для  2 класса  общеобразовательных  учреждений/ Н.Б.Истомина. – 9-е изд. -  Смоленск: Ассоциация XXI  век, 2010.

9.Н.Б.Истомина, З.Б.Редько Математика: тетрадь к учебнику  для 2класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч./Н.Б.Истомина. – 12-е изд. -  Смоленск: Ассоциация XXI  век, 2011.

10. Истомина Н. Б. Учимся решать задачи: тетрадь по математике. 1–2 классы. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2009

11. Истомина Н. Б. Контрольные работы по математике в начальных классах. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2009.

12.Истомина Н. Б.О. П. Горина Математика Тестовые задания Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2009.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предметам 2 класс Составитель: Ведрова Т.М. учитель начальных классов

                        Пояснительная записка  к рабочей  программе  2 класс...

Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету русский язык (специальный (коррекционный) класс VII вида)

Пояснительная записка.Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта 1 поколения на основе авторской программы «Русский язык» авторов...

Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету математика (специальный (коррекционный) класс VII вида)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА          Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторс...

Рабочие программы и календарно-тематические планы по предметам 1 класс Школа России ФГОС, математика 5 класс Бунимович

Рабочая программа +КТП по обучению грамоте, руускому языку Рамзаева, литературному чтению Горецкий, математике Моро, окружающему миру Плешаков ФГОС 1 класс Школа России,ИЗО, технология, музыка, физиче...

Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....

Рабочие программы для 4 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....