Урок математики "Таблица умножения однозначных чисел"
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Салова Венера Федоровна

Урок-панорама по закреплению табличного умножения и деления. Самоанализ урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по математике.

Учитель: Радаева Ч.Ф. (МБОУ «Гимназия №34»)

Тема: Таблица умножения однозначных чисел.

Тип урока: урок - панорама.

Цели: 

          1.Расширение представлений уч-ся о таблице умножения; закрепление знаний табличных случаев умножения и ответствующих случаев деления; закрепление знаний о взаимосвязи компонентов и результатов этих действий; развитие умения находить значения сложных выражений, умения представить число в виде произведения 2 однозначных множителей, увеличивать и уменьшать число в несколько раз, сравнивать числа (в том числе и кратно); решать  простые задачи на умножение и  деление через содержание учебного материала.

 

          2.Развитие общеучебных умений:

   - умения формулировать учебную задачу, понимать ее и реализовывать в ходе урока через систему вопросов;

     -умения работать с книгой, отбирать необходимую информацию, строить сообщение по теме через выполнение группового домашнего задания;

     -умения работать в группе, строить диалог, выражать свое мнение, доказывать его, обмениваться мнениями с одноклассниками, прислушиваться к мнению другого(т.е. развитие коммуникативной культуры, культуры коллективного интеллектуального труда) через организацию групповых и парных форм работы;

    -умения работать по алгоритму через работу в динамических парах в роли учителя;

   -умения оценивать свою деятельность и деятельность одноклассника по заданным критериям через работу в оценочном листе, рефлексию и организацию дифференцированной помощи;

   -умения моделировать по заданному признаку через составление пословиц и рисунка;

   -умения ориентироваться на плоскости через работу с таблицей «Пифагора»

   -умений выполнять логические операции анализа, синтеза, обобщения и классификации через содержание учебных заданий.

3.Повышение мотивации учения через межпредметную связь с историей и литературой, групповые формы работы; развитие субъектной сферы личности через работу в роли «учитель».

Оборудование:

Компьютерная презентация «Таблица умножения»;

Оценочный лист (по кол-ву уч-ся)

 Листы с заданиями и помощью;

Алгоритмы работы;

Конверты с жетонами и заданиями для «учителей»;

Тест (по кол-ву уч-ся)

Фонограмма песни «Дважды два – четыре»;

«листочки» для рефлексии.

Ход урока:

1.Постановка учебной задачи.

Звучит фонограмма песни «Дважды два-четыре» (1 куплет)

-Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Какова его тема?

-Чем мы будем заниматься?

Учитель подводит итог сказанному детьми:

- Тема нашего урока «Таблица умножения однозначных чисел».

 Наша учебная задача: Закрепить знание табличных случаев умножения и деления. (Тема и задача записаны на доске.)

-Работать мы будем по следующему плану (обращается к доске)

 

Виды работы:

Без ошибок

С ошибкой

1.Домашнее задание

2.Работа в группах

3.Динамические пары

«Учитель-ученик»

4.Работа в парах

5.Тест

                   

   

- После каждого   этапа   мы будем оценивать свою работу. -Как мы это будем делать? (Работать в индивидуальном оценочном листе.)

Кто не помнит как работать в оценочном листе? (Напоминаем)

В конце урока мы должны ответить на контрольные вопросы (на доске):

-Каковы основные закономерности таблицы умножения?

-Для чего нужно знать таблицу?

2.Проверка домашнего задания.

-Какой этап нам сейчас предстоит?

-Какое было домашнее задание?

   -Домашнее задание группы «Историки»: узнать когда и где была придумана таблица умножения и какое отношение к ней имеет Пифагор.

 

   -Домашнее задание группы «Практики»: рассказать о значении таблицы в жизни человека.

      Сообщения групп.

      Сообщения оцениваются по критериям «Интересно» и «Раскрыли ли тему?» и результат заносится в индивидуальный и коллективный оценочный лист.

-К каким же источникам нужно обратиться, чтобы узнать новую информацию?

3.Закрепление изученного.

 Открывается презентация.


Таблица умножения



2*2=4



2*3=6      3*3=9



2*4=8      3*4=12     4*4=16



2*5=10    3*5=15     4*5=20    5*5=25



2*6=12    3*6=18     4*6=24    5*6=30     6*6=36



2*7=14    3*7=21     4*7=28    5*7=35     6*7=42     7*7=49



2*8=16    3*8=24     4*8=32    5*8=40     6*8=48     7*8=56    8*8=64



2*9=18    3*9=27     4*9=36    5*9=45     6*9=54     7*9=63    8*9=72     9*9=81




 -Какие закономерности содержит таблица?

-Почему в каждом следующем столбике на 1 произведение меньше?

-Зачем надо знать эти закономерности?

-А как называется такая форма записи таблицы?

                            ТАБЛИЦА «ПИФАГОРА»

        1  2   3  4  5   6  7  8  9

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2

4

6

8

10

12

14

16

18

3

6

9

8

15

18

21

24

27

4

8

12

16

20

24

28

32

36

5

10

15

20

25

30

35

40

45

6

12

18

24

30

36

42

48

54

7

14

21

28

35

42

49

56

63

8

16

24

32

40

48

56

64

72

9

18

27

36

45

54

63

72

81

                        1

                        2

                        3

                        4

                        5

                       6

                        7

                        8

                        9


  1. Групповая работа

-Наша цель при выполнении этого задания: научиться ориентироваться в таблице «Пифагора».

        Это задание выполняется в группах по 6 уч-ся.

-Какие правила работы в группе вы знаете?

При затруднении дети могут воспользоваться помощью №1, а если и дальше затрудняются - помощью №2.

После выполнения задания оно оценивается по критерию «Правильность» и результат заносится в оценочный лист.

*Задание по таблице Пифагора:

Заштриховать в таблице  все клетки, соответствующие данным числам:

25, 49, 64, 81,

14, 27, 28, 30, 35, 40, 72,

16, 36,

18, 24.

 Кого тебе напомнила получившаяся фигура?

Помощь №1.

    Сколько клеток занимают числа?              
25, 49, 64, 81,-одну!

14, 27, 28, 30, 35, 40, 72,-две!

16, 36,-три!

18, 24.-четыре!

Помощь №2

1клетка:      2клетки (от перестановки множителей…):        

25=5*?        14=7*?        35=5*?

49=7*?        27=9*?        40=5*?

64=8*?        28=4*?        72=8*?

81=9*?        30=5*?

3 клетки:        4 клетки:

16=4* ?  =2*?        18=2* ? =3*?

36=6* ? =4* ?         24=4* ? =3*?

Не забывай про перестановку множителей!

-Кого напомнила эта фигура?

Правильный ответ (показ в презентации):

ЖАР-ПТИЦА

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х

х

х

 

 

 

 

 

х

 

х

х

 

 

 

х

 

х

х

 

х

 

 

 

 

х

х

х

х

 

 

 

х

х

х

х

 

 

 

 

х

 

х

х

 

х

 

 

 

х

х

 

х

 

 

х

х

 

х

х

х

 

 

 

х

х

-В каких народных сказках встречается Жар-птица?

-Кто воспользовался помощью? Почему вам было трудно?

-Какое умение мы использовали при выполнении этого задания?

Физминутка под музыку песни «Дважды два-четыре» (припев)

*Динамические пары

-Цель задания: закрепить знания, полученные на предыдущих уроках.

Дети встают в два круга (внутренний-«учителя», внешний- «ученики») У «учителей» конверты с заданиями и жетоны. Каждый «учитель» свое задание решил накануне и знает верный ответ (педагог должен это проверить).

По хлопку учителя пары изменяются- ученики после того как ответят (если ответ верный они получают жетон), переходят к следующему «учителю».

Так происходит до тех пор , пока все ученики не обойдут всех «учителей».После этого дети меняются ролями (задания уже другие).

Примерные задания:

1)  ?:7=9

2)  увеличь 4 в 6 раз

3)  Одна ручка стоит 3 рубля. Сколько стоит 8 таких ручек?

И т. п.

-Какие знания и умения вам пригодились в работе?

Далее идет оценивание работы и занесение результата в оценочный лист.

*Работа в парах.

-Наша цель: повторить табличное умножение и деление.

                      Слова пословиц:

лучше-28,                                  нет-9,

ищи-21,                                      а-24,

чем-20,                                       дружка-27,

нашел-30,                                  родная-18,

нет-42,                                       береги-64,

матушка-6,                                друга-12.

Найдите значение выражений и расположите их в порядке убывания. Из некоторых данных слов вы получите пословицу. Как вы ее понимаете?

Выражения:

72:8  2:1                    21:7  (3  3)              49:7  (2  2)

54:9 (14:2)                  2  9:(15:5)             32:8 (25:5)

Пословицы: Нет лучше дружка, чем родная матушка.                                 Нет друга- ищи, а нашел- береги.

-Что вы должны знать и уметь, чтобы выполнить это задание?

Дети выполняют задание.

 Они зачитывают получившиеся пословицы и объясняют их. После этого идет оценка работы  и занесение в оценочный лист.

*Самостоятельная работа:

-Мы работали и в группах и в парах, а теперь поработам индивидуально.

-Наша цель: проверить знание основных свойств таблицы умножения.

ТЕСТ:

1. При умножении этого числа на однозначные числа получились следующие ответы: 18,24,30. Какое это число?

  1. 2  3  4  5  6  7  8  9

2.Какой знак ты поставишь при сравнении?

   а   7…7   а

     «больше»    «равно»   «меньше»

 

3.Может ли значение выражения  5   а  заканчиваться на цифру 3?

  Да     нет

4. Какое из данных чисел не встречается в таблице Пифагора?

   16  21  29  32   72  8

5.Чему равно значение выражения 6  3: 9  6 :3 ?

  1. 2  3  4  5  6  7  8  9

____________________________________________

На экране высвечиваются верные ответы и дети проверяют себя, оценивают свою работу.

-У кого есть ошибка? Где ты ошибся? Почему?

-Давайте дадим общую оценку нашим знаниям.

4.Итог урока

- Какова была учебная задача урока?  

- На что были направлены все задания? Для чего мы их выполняли?

-Какое задание показалось интересным? Трудным? Почему было трудно?

-Что нового вы узнали на уроке?

-Ответим на контрольные вопросы.

5.Домашнее задание (по выбору)

*Придумать задание-рисунок 

   по таблице Пифагора.

        

*Составить 15 выражений (произведения и     частные) для игры «Математическое домино»

*Решить числовую цепочку:

   ?*2:4*6:8*4:6*4*5:4:5*6:3=4

-Прочитайте про себя задание. Что общего в них? Выберите себе задание, можно выполнить не одно, а 2.

Рефлексия:

Если было все понятно и легко- желтый лист.

Все понятно, но трудно- зеленый.

Не все понял, нуждаюсь в помощи- красный.

Дети подписывают фамилию на листочке и прикрепляют к вазе на доске.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока математики в 3 «В» классе:

Тема: Таблица умножения однозначных чисел.

Вид урока: нетрадиционный урок-панорама.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Место урока в изучаемой теме: на закрепление темы отведено 3 часа, этот урок первый.

Цели:

1.Расширение представлений уч-ся о таблице умножения; закрепление знаний табличных случаев умножения и ответствующих случаев деления; закрепление знаний о взаимосвязи компонентов и результатов этих действий; развитие умения находить значения сложных выражений, умения представить число в виде произведения 2 однозначных множителей, увеличивать и уменьшать число в несколько раз, сравнивать числа (в том числе и кратно); решать  простые задачи на умножение и  деление через содержание учебного материала.

 

          2.Развитие общеучебных умений:

   - умения формулировать учебную задачу, понимать ее и реализовывать в ходе урока через систему вопросов;

     -умения работать с книгой, отбирать необходимую информацию, строить сообщение по теме через выполнение группового домашнего задания;

     -умения работать в группе, строить диалог, выражать свое мнение, доказывать его, обмениваться мнениями с одноклассниками, прислушиваться к мнению другого(т.е. развитие коммуникативной культуры, культуры коллективного интеллектуального труда) через организацию групповых и парных форм работы;

    -умения работать по алгоритму через работу в динамических парах в роли учителя;

   -умения оценивать свою деятельность и деятельность одноклассника по заданным критериям через работу в оценочном листе, рефлексию и организацию дифференцированной помощи;

   -умения моделировать по заданному признаку через составление пословиц и рисунка;

   -умения ориентироваться на плоскости через работу с таблицей «Пифагора»

   -умений выполнять логические операции анализа, синтеза, обобщения и классификации через содержание учебных заданий.

3.Повышение мотивации учения через межпредметную связь с историей и литературой, групповые формы работы; развитие субъектной сферы личности через работу в роли «учитель».

Структура  урока была обусловлена его целями и типом:

1.Постановка учебной задачи.

2.Проверка домашнего задания.

3.Закрепление.

4.Итог урока.

5.Домашнее задание.

6.Рефлексия

.

Формы работы: 

Групповая работа, работа в динамических и стационарных парах, самостоятельная работа, фронтальная работа со всем классом, индивидуальная работа.

Методы и приёмы, используемые учителем:

Наглядный метод (демонстрация презентации), беседа, коллективный рассказ (при проверке дом. задания),  метод моделирования (моделирование пословицы, фигуры Жар-птицы), самостоятельная работа (тест), работа по алгоритму, организация оценки и самооценки деятельности (на каждом этапе),  анализ деятельности и ошибок, рефлексия, взаимообучение  и ролевая дидактическая игра (при работе в динамических парах), установление связи учебного материала с жизнью и практикой и пр.

Характер учебной деятельности детей:

Репродуктивная (при нахождении значений выражений, неизвестного компонента выражений)

Продуктивная и исследовательская (работа с книгой при составлении доклада по теме домашнего задания; формулировка выводов, учебной задачи; нахождение и формулировка основных закономерностей таблицы; моделирование пословиц и фигуры Жар-птицы, объяснение пословиц;  оценка и самооценка деятельности по заданным критериям; при сотрудничестве уч-ся между  собой.)  

Творческая (работа в роли «учителя»; составление диалога и сообщения по теме)

Учет возрастных и индивидуальных особенностей:

Смена деятельности, использование наглядных методов, ролевой дидактической игры, групповых форм работы, организация дифференцированной помощи, домашнее задание по выбору, создание ситуации успеха (в групповой деятельности).

Результативность урока:

___% уч-ся справились с домашним заданием (т.е. умеют коллективно составлять сообщение по теме).

___% уч-ся справились с тестом (т.е. знают основные и частные закономерности таблицы умножения).

___% уч-ся без ошибок выполнили все задания в динамических парах (т.е. умеют находить неизвестный компонент произведения и частного, умеют увеличивать (уменьшать) число в несколько раз, решать простые задачи на умножение и деление, кратно сравнивать числа).

___% уч-ся справились с заданием с пословицами (т.е. умеют находить значение сложных выражений, и располагатьчисла в порядке убывания (возрастания), знают порядок действий в выражениях со скобками.

___% уч-ся умеют оценивать свою деятельность по заданным критериям.

___% уч-ся воспользовались помощью (т.е. испытывают трудности при представлении числа в виде произведения двух однозначных множителей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Сложение однозначных чисел с переходом через разряд"

Урок математики  "Сложение однозначных чисел с переходом через разряд" для 2 класса составлен на основе учебника  "Математика" - (автор Н.Б.Истомина) с учетом требований ФГОС.Урок введения н...

Технологическая карта урока математики по теме «Таблица умножения однозначных чисел» в соответствии с ФГОС 2 класс

Конспект урока по математике 2 класс "Перспективная начальная школа". Конспект разработан в соответствии с ФГОС...

Конспект урока математики «Умножение круглых чисел на однозначное число»

Конспект урока "Умножение круглых чисел на однозначное число", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"...

Конспект урока математики "Умножение круглых чисел, сводящихся к умножению на двузначное число" 3 класс УМК "Перспектива"

План-конспект урока математики (3 класс)Тема: Умножение круглых чисел, сводящихся к умножению на двухзначное число...

технологическая карта урока " Таблица умножения однозначных чисел"

Урок математики 2 класс "Перспективная начальная школа"...