Взаимосвязь между компонентами действия сложения. 1 класс. УМК "Школа России".
методическая разработка по математике (1 класс) по теме

Снопова Людмила Александровна

Урок математики в 1 классе по программе "Школа России". используемые технологии - исследовательсктй метод обучения, здоровьесберегающие технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе

Тема урока:    Взаимосвязь между компонентами действия

сложения  

Цель урока:  Познакомить  с взаимосвязью между компонентами действия

    сложения, вывести правило.

Задачи урока:

Образовательные:

- Формировать понятие суммы как целого, состоящего из частей – слагаемых.

- Продолжить работу по формированию умения решать задачи изученных видов.

- Отрабатывать умения составлять задачи по рисунку.

- Совершенствовать умения в оформлении письменных работ, отрабатывать каллиграфический навык.

Воспитательные:

- Продолжать формировать умение работать в парах.

- Продолжать работу по осуществлению индивидуального и дифференцированного подхода.

Развивающие:

- Развивать навыки счета в пределах 10.

- Развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику.

- Развивать действия самоконтроля.

- Использовать элементы системы согласованного обучения (абстрагирование).

Использованные современные образовательные технологии

  1. Исследовательские методы обучения
  2. Обучение в сотрудничестве
  3. Здоровьесберегающие технологии
  4. Система согласованного обучения

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Вы проверьте, все ль в порядке –

Книжки, ручки и тетрадки.

(настрой на урок – повернулись и  улыбнулись друг другу)

(Упражнения «Слон», «Сова», «Кнопки мозга»),

Сегодня 8 февраля и нас приглашает к себе в гости число и цифра 8.

  1. Назовите «соседей» числа 8.
  2. Сколько жильцов живет в каждой квартире  домика числа 8.
  3. Каллиграфическая минутка. Вспомним, как  пишется эта цифра, и пропишем до конца строки через клеточку.

II. Устный счет. ( Условие (первичная информация)

Число 8 предлагает нам съездить в гости к Веселым человечкам, а вот на чем мы  отправимся, узнаете, если правильно выполните задания арифметического диктанта.

  1. Сумма 3 и 4
  2. 1 слагаемое 5,  2 слагаемое 3. Найдите сумму.
  3. 4 увеличить на 2
  4. 1 слагаемое 2, 2 слагаемое 8. Чему равна сумма?
  5. Сумма 3 и 6.
  6. В магазине игрушек было 6 резиновых мячей, а кожаных – на 4 больше. Сколько кожаных мячей было в магазине?
  7. В букете было 3 белых розы и 2 красных. Сколько всего роз было в букете?

( В результате у детей получается ряд чисел: 7,8,6,10,9,10,5.

Они расшифровывают слово по таблице:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

е

м

и

к

з

р

п

а

в

о

Получается слово  ПАРОВОЗ.)

Итак, отправляемся в путешествие. Пока мы едем в гости к первому человечку, поиграем в игру «Составь пример».

  1. Составьте пример, чтобы число 8 было первым слагаемым.
  2. Составьте пример, чтобы число 8 было вторым слагаемым.
  3. Составьте пример так, чтобы число 8 было суммой.

III. Работа над новым материалом. (Первичная модель (образ объекта).

  1. Работа с раздаточным материалом.

Мы подъехали к первому домику, в нем живет Самоделкин.

- Положите  2 синих треугольника, рядом 4 желтых. Сколько всего треугольников? Какой пример составим?

         2 + 4 = 6

- Как назовем каждое число?  (Над числами прикрепляются карточки со словами: 1 СЛАГАЕМОЕ, 2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА)

- Всего 6 фигур. Закройте  все синие треугольники. Что осталось? Сколько их? Как получить число 4?

         6 – 2 = 4

- Давайте назовем каждое число, используя первый пример. Что такое 6 в первом примере, 2? 4?

(Над числами прикрепляются карточки с названиями)

- Всего 6 фигур. Закройте все желтые фигуры. Что осталось? Сколько их? Как получить число 2?

        6 – 4 = 2

- Давайте назовем каждое число, используя первый пример. Что такое 6 в первом примере, 2? 4?

(Над числами прикрепляются карточки с названиями)

- Рассмотрите все три примера. Кто заметил связь между примерами? Какую?

(Пока звучит музыка, уберите фигуры  в пеналы. На доске появляется следующий домик – домик Буратино)

2. Работа по учебнику.

- Пока мы убирали фигуры, паровозик привез нас к следующему домику – домику Буратино.  Откройте учебники на стр.26.

- Буратино решил напоить нас чаем.

- Рассмотрите полку. Сколько красных кружек? Сколько синих? Сколько всего?

3 + 2 = 5

- Прочитайте это равенство, используя слова-названия компонентов.

- Рассмотрите второй рисунок. Было 5 чашек. Какие кружки и сколько закрыли дверцей? Сколько осталось? Какой пример составили?

5 – 3 = 2

-Прочитайте равенство, используя слова 1 СЛАГАЕМОЕ,

2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА.                                                                              

- Рассмотрите третий рисунок. Было 5 чашек. Какие кружки и сколько закрыли дверцей? Сколько осталось? Какой пример составили?

5 – 2 = 3

-Прочитайте равенство, используя слова 1 СЛАГАЕМОЕ,

2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА.

-Рассмотрите  примеры. Какую связь заметили между тремя примерами?

IV. Физкультминутка.

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся.

Два – нагнулся.

Руки  вытянул, согнул

И на улицу шагнул.

Упражнение «Шаг Буратино», «Брюшное дыхание», «Ленивые восьмерки»

V. Требование.

 Пока мы шагали, дошли до дома Незнайки. Давайте поможем ему ответить на вопрос.

Можно ли не считая, а,  используя и зная пример на сложение, решить пример на вычитание.

VI. Вычленение существенных свойств объекта.

- Найдите №2. Будем выполнять задание простым карандашом в учебнике.

Рассмотрите  первую картинку, прочитайте пример, который составили по этой картинке, используя названия компонентов.

- Прочитайте пример ниже, называя числа, как в первом примере.

(Тем детям, которым трудно, можно предложить  закрыть пальчиком нужную часть картинки)

- Как получили 2 слагаемое?

 Аналогично разбирается 2 и 3 картинки и пример.

Итак, как получить 1 слагаемое? 2 слагаемое?

VII.Аналитико-познавательная работа (информационное поле 2)

- А теперь попробуем составлять примеры на вычитание сами, используя пример на сложение. Запишем их в тетрадь.

-Найдите № 3.

(Первый пример учитель  выполняет с объяснением и записью на доске.)

6 + 3 = 9

9 – 6 = 3

9 – 3 = 6

  После выполнения задания №3, учитель задает детям вопрос:

-Мы показали Незнайке, что можно решить пример на вычитание, если знаешь пример на сложение?

Давайте поможем ему рассказать правило, которое помогло нам составлять и решать примеры.

(Дети работают в парах. Из разрезанных карточек они должны составить правила:

 ЕСЛИ ИЗ СУММЫ ВЫЧЕСТЬ 1 СЛАГАЕМОЕ, ТО…

ПОЛУЧИТСЯ 2 СЛАГАЕМОЕ.

ЧТОБЫ НАЙТИ 1 СЛАГАЕМОЕ, НАДО…

ИЗ СУММЫ ВЫЧЕСТЬ 2  СЛАГАЕМОЕ.)

VIII.Модель изучаемого объекта (абстракция).

-Незнайка решил показать всем жителям своего города, чему он научился и побежал к Знайке, а тот в это время  тоже решал похожие  примеры. Ему надо было обучить лунатиков, но цифры то у них не такие как у нас, а свои лунные. Давайте вместе с Незнайкой  попробуем ему помочь.

       (Из лунных цифр дети составляют примеры на вычитание, используя пример на      

       сложение)

        @ + $ = &

-Нам пора возвращаться. Чтобы определить в каком вагоне ехать, нужно решить задачу. Ответ и будет номером вагона в нашем паровозике. 

IХ. Повторение изученного, решение задач и примеров.

- В каком номере представлены задачи?

-Рассмотрите первую картинку. О чем будет задача? Прочитайте начало условия, дополните его, глядя на картинку. Вопрос найдете под картинкой.

- Каким словом можно заменить  в вопросе слово ТЕПЕРЬ?

-Рассмотрите вторую картинку. О чем будет эта задача? Также дополните условие, глядя на картинку.

- Сравните вопросы.

- Запишите решение задач, 1 вариант решает задачу про ложки, 2 вариант – про чашки.

Решение примеров №5 для тех, кто быстро справится с задачей.

Х. Итог урока.

-Что нового узнали?

-Чем запомнился урок?

-Что было трудным, какое задание?

     -Поднимите руку те, кто доволен своей работой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики по теме "Сложение и вычитание чисел. Взаимосвязь между компонентами действий." 2 класс.

Урок математики во 2 классе по теме "Сложение и вычитание чисел. Взаимосвязь между компонентами действий". Программа "Школа 2100"...

Конспект урока математики на тему "Взаимосвязь между компонентами действия сложения"

Конспект урока математики на тему  "Взаимосвязь между компонентами действия сложения"...

Конспект урока на тему "Взаимосвязь между компонентами действия сложения"

Конспект урока по математике "Взаимосвязь между компонентами действия сложения".1 классУМК "Перспектива"...

Конспект урока математики "Взаимосвязь между компонентами действия сложения"

Конспект урока математики  по теме "Взаимосвязь между компонентами действия  сложения" для 1 класса...

Урок математики на тему: "Взаимосвязь между компонентами умножения", 2 класс.

Урок на закрепление знаний компонентов умножения и взаимосвязей между ними....

Тема урока:" Взаимосвязь между компонентами действий сложения и вычитания".

Урок построен в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон...