урок математики "Равные фигуры"
творческая работа учащихся по математике (1 класс) на тему

Матвеева Светлана Николаевна

Урок открытия нового знания, где дети узнают.что означает равные фигуры и как их находить. На уроке используется презентация для облехчения понимания материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наименование образовательного учреждения, район: МОУ «Отымбальская основная общеобразовательная школа» Волжского района Республики Марий Эл.

Предмет: математика

УМК:  Школа 2100 (авт. учебника Л.Г.Петерсон)

Класс: 1

Время проведения: 12.12.2012г.

Тема:      Равные фигуры

Цели:    Обучающие: Формирование у учащихся представления о равных фигурах как фигурах совпадающих при наложении, способности к различным  способам обоснования равенства фигур;         совершенствование навыка счета в пределах 9.

        Развивающие: Развитие пространственного мышления, речи  и логических операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.      

        Воспитывающие: Привитие интереса к изучению математики, воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи, обогащать кругозор учащихся

           

Оборудование:   компьютер, проектор, раздаточный материал с геометрическими фигурами.

Авторский медиапродукт: презентация к уроку.

                                     Х О Д    У Р О К А:

I.Оргмомент.  Психологический настрой учащихся.

Цель:

1)мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством игровой ситуации;

2) определить содержательные рамки урока.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнем урок, друзья.

II.Актуализация опорных знаний.

Цель:

  1. Выполнять сложение и вычитание в пределах 9;
  2. Уточнить название компонентов при сложении и вычитании и умение находить их;
  3. Проводить подготовку к умножению чисел.

1.ритмический счет по 2,3.

2.устный счет в пределах 9 в форме игры молчанка.

(Учитель показывает примеры в карточках, дети поднимают только ответы.)

      3.Решение примеров с окошками, называя компоненты, и объяснение способа их                  нахождения.

 4+☐ =7 (Что здесь надо найти? Как найти второе слагаемое?)    

 9-☐=3 (Что здесь надо найти? Как находим вычитаемое?)и т.д.

☐+2=8  6-☐=3

5+☐=9  ☐-6=3

III.Постановка проблемы. Сообщение темы урока. Открытие нового.

Цель:

  1. Выявить место и причину затруднения – отсутствие согласованного варианта
  2. Определить способ нахождения равных фигур.
  3. Зафиксировать новое знание на эталоне.

  1. Сравнение фигур по форме, цвету и размеру. Слайд№2,3

- Рассмотрите геометрические фигуры, изображенные на рисунке? Давайте, попарно сравним фигуры, расположенные рядом. Но, для начала вспомним, что значит «сравнить» фигуры? (найти сходства и различия).

- Чем же различаются фигуры? (Выделяются три признака. По которым различаются фигуры, - форма, цвет, размер. Причем на слайде №2 фигуры различаются только по одному признаку. На слайде №3 задание усложняется: 1 пара –цвет; 2 пара – размер, форма; 3 пара -  размер, форма, цвет; 4 пара – размер; 5 пара – размер, форма, цвет)

            2. Работа с раздаточным материалом. Нахождение равных фигур.

На парте у каждого ученика лежит раздаточный материал: треугольники(2 красный треугольника, одинаковых размеров)  в 1 конверте и треугольники (жёлтый, красный и зелёный одинаковых размеров) во 2 конверте,а так же  квадраты одинаковых и разных цветов и размеров в коробочках.

- Что можно сказать про треугольники, которые лежат у вас в конвертах? (Они равные)

- Как вы узнали, что они у вас равные? Продемонстрируйте свое решение. (Дети накладывают треугольники друг на друга)

- Попробуйте найти равные фигуры у вас в коробочке. Продемонстрируйте свое решение.

(Дети по очереди показывают найденные равные фигуры из раздаточного материала)

- Значит о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке? Как будет называться тема нашего урока?(Равные фигуры)

 Название темы показывается на слайде. Слайд№4

Задание:(Работа со вторым конвертом)

-  Сравнить наложением зеленый и красный треугольник. (Они равные).

-  Сравнить красный и желтый треугольник.  (Они тоже равные).

Вопрос:

-  Что можно сказать о зеленом и желтом треугольнике? (Они равные).

Дети делают вывод:

«Если первая фигура равна второй, а вторая _ третей, то первая фигура тоже равна третей». (Идет закрепление по слайду №5).

Далее делается вывод о свойствах равных фигур.

А теперь посмотрим на доску. Учитель показывает модели двух фигур, разбитых на клетки.

Вопрос:

- Как выдумаете, как можно сравнить эти фигуры? (Разные варианты ответов учеников, выявляется верный – путем подсчета количества клеток.)

IV Первичное закрепление нового материала.

 Цель:

  1. Зафиксировать вовнешней речи умение нахождения равных фигур путем зрительного соотнесения
  2. Проверить сформированность представления о равных фигурах

 Выполнение № 1, стр. 36                    Слайд № 6.

- Что нужно сделать в задании № 1? (Найти равные фигуры и раскрасить их одним  цветом)

- Рассмотрите фигуры, как вы думаете, какие фигуры равны? Как это можно проверить? (Путем пересчета клеток)

- Какие фигуры останутся незакрашенными? Назовите попарно  равные фигуры?  (Проверка по слайду № 7)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА                                     

Выполнение № 2, стр. 36                     Слайд № 9.

- Что нужно сделать в задании № 2?   ( Для каждой геометрической фигуры, изображенной справа, найти равную ей часть рисунка, изображенного слева, и раскрасить их так, чтобы равные части были закрашены одним цветом)

V Повторение и закрепление пройденного.

Цель:

  1. Тренировать способность к установлению взаимосвязи между частями и целым , к сложению  частей и удалению частей
  2. Тренировать способность к ориентации на тетрадном листе и выполнению действий по команде

                                                   

 Выполнение № 3, стр. 36                           Слайд № 10.

- Что здесь нужно сделать? (Нарисовать точки так, чтобы на обеих половинках их было поровну, а сумма равнялась данному числу.)

Учащиеся в течение 1-2 минут выполняют задание самостоятельно, затем оно проверяется фронтально по образцу.

Выполнение № 4, стр. 37                            Слайд № 11.

- Почему под первым рисунком записано выражение 2+3? (К трем синим треугольника добавили два красных треугольника.)

- Сколько треугольников получилось? (5 треугольников.)

- Запишите ответ, а остальные задачи выполните так же.

После самостоятельного решения примеров в течение 1-2 мин учитель ставит вопросы:

 -  Какое равенство записали под вторым рисунком? (5+3=8)

 - Что нужно нарисовать в третьем мешке? (Ответы могут быть различными 4 треугольника, 4 кружка и т.д.)

-  Какой получился ответ? (2+4=6)

В последнем примере этого задания возможны несколько вариантов решения: 6+0=6, 6+1=7, 6+2=8, 6+3=9 и т.д. Несколько из этих вариантов следует обсудить с детьми.

Выполнение № 5, стр. 37                           Слайд № 12

- Почему под первым рисунком записано 8-3? (Было 8 кружков, а три кружка зачеркнули, то есть вычли.)

- Какой ответ надо записать? (5)

- Сделайте остальные задания так же.

При проверке решения после 1-2 мин самостоятельной работы учитель спрашивает:

 - Что нужно сделать на втором рисунке? (Зачеркнуть 3 треугольника.)

- Какое равенство получилось? (7-3+4.)

- Какое равенство надо записать под третьим рисунком? (9-4=5)

Затем разбираются различные варианты решения четвёртого примера: 6-0=6, 6-1=5 и т.д.

ЗРИТЕЛЬНАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА      Слайд № 13

Выполнение № 6, стр. 37                            Слайд № 14

                          3 + 1 + 5                     9 - 7 + 4             9 – 8 + 3 + 2 

                      8 – 2 + 1                     6 + 3 – 1            5 + 2 - 6 + 7 

                     В данном задании повторяется сложение и вычитание на числовом луче. Учащиеся решают примеры, а затем с помощью числового луча делают проверку. Так,  как примеров много, то на отрезке стрелки не рисуются, а лишь отсчитывается соответствующее число единиц направо (при сложение) или налево (при вычитании).  

VI Итог урока.  Рефлексия.                                Слайд № 15

Цель:

  1. Зафиксировать новое содержание. Изученное на уроке;
  2. Поблагодарить одноклассников , которые помогли получить результат урока;
  3. Оценить самим свою работу на уроке.

- Чем мы занимались сегодня на уроке?

- Что нового узнали сегодня на уроке? (Понятие «равные фигуры»)

- Каким способом можно доказать , что фигуры равны? ( путем наложения фигур и подсчета клеток)

Продолжите фразу:

«Если первая фигура равна второй, а вторая равна третей, значит …» (первая фигура равна третей фигуре)

- Вы все сегодня хорошо трудились, особенно мне хочется поблагодарить тех ребят, которые были активны весь урок и помогали нам открывать новые знания.

- Оцените сами свою работу на уроке. Самооценка детьми собственной деятельности при помощи смайликов с комментарием.

Источники:

 1.  Петерсон Л.Г. Математика. 1 класс. Метод.рекомендации.   Пособие для учителя – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ювента, 2007.

 2. Физкультминутка для глаз.  Горячева Е.А. «И глаза вам скажут «СПАСИБО!»

http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=13533&d_no=13545&ext=Attachment.aspx?Id=3616


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математика 1 класс Урок - равные фигуры Составила Матвеева С. Н.

Слайд 2

Чем отличаются фигуры?

Слайд 3

Чем отличаются фигуры?

Слайд 4

тема Равные фигуры

Слайд 5

а в б а = б б = в а = в а = б = в

Слайд 6

Найди равные фигур ы Раскрась их одинаковым цветом е г з а д ж и б в № 1.

Слайд 7

Ж Г Е Д Б Проверь себя З А И В Д = Ж Е = З Б = Г

Слайд 8

Физкультминутка

Слайд 9

Раскрась: № 2.

Слайд 10

Заполни пропуски № 3. 2 4 8 6

Слайд 11

5 + = 6 + = 2 + 4 = 3 + 2 = Добавь недостающие элементы и дополни равенства № 4 2 8 3 5 6 8

Слайд 12

6 - = 7 - 3 = 9 - = 8 - 3 = Зачеркни элементы и дополни равенства № 5 3 4 5 3 5 4

Слайд 14

Вычисли и проверь на числовом луче 5 + 2 - 6 + 7 = № 6. 9 - 7 + 4 = 9 – 8 + 3 + 2 = 6 + 3 - 1 = 8 – 2 + 1 = 3 + 1 + 5 = 4 6 1 3 2 0 9 8 7 5 6 8 8 9 7 6

Слайд 15

Итог урока: Равные фигуры можно совместить наложением . Если первая фигура равна второй, а вторая – третьей, то первая фигура тоже равна третьей.

Слайд 16

Источники : Петерсон Л.Г. Математика. 1 класс. Метод.рекомендации. Пособие для учителя – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ювента, 2007. Физкультминутка для глаз. Горячева Е.А. «И глаза вам скажут «СПАСИБО!» http://it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=7946


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: "Площадь фигуры"

Урок - путешествие по математике для учащихся 3-го класса по УМК"Гармония"....

Презентация к уроку "Площадь фигур" Петерсон Л.Г. 2 класс

величина, площадь, подборка слайдов...

Презентация к уроку "Виды фигур" Петерсон 2 класс

2 класс Виды углов презентация  по учебнику Петерсон Л.Г....

Урок математики. 2 класс. Автор учебника Л.Г. Петерсон Тема урока: Площадь фигур

Тип урока: ОНЗЦели урока:- создать условия для формирования представления о величине «площадь», умения сравнивать площади фигур «на глаз», непосредственно и с помощью измерения;- тренировать способнос...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет: математика Класс: 3 Тема урока: "Симметричные фигуры"

Цель учителя: подвести учащихся к пониманию понятия симметричные фигуры с осью симметрии....

Конспект. Тема урока: Геометрические фигуры.

Цель:познакомить с существенными признаками прямоугольника и квадрата. развивать умения анализировать и обобщать....

Урок "геометрические фигуры"

Урок по предмету "Математические представления и конструирование"...