Вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.
статья по математике (2 класс) по теме

Юдина  Елена  Тихоновна

Разработка урока математики по теме   "Вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики во 2 классе по программе «Гармония».

Тема: «Вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.».

Цель: помочь  учащимся  найти рациональный способ   вычитания однозначного числа из двузначного с переходом в другой разряд.

Задачи: 1. подвести  учащихся  к  осознанию причины,  приводящей  к  переходу  через разряд  при вычитании  чисел; формировать  вычислительный  навык;

2. развивать логические  умения:  наблюдать,  сравнивать,  обобщать,  развивать  математическую  речь.

3. воспитывать дух  сотрудничества, уважение  мнения  другого,  любовь  к  мыслительному  процессу.

Ход урока.

I. Организационный момент –     включение детей в деятельность

 - Ребята, готовы вы к уроку?

   - Да!

   - На вас надеюсь я, друзья!

     Мы хороший, дружный класс,

     Все получится у нас!                                                

   II. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня  на  уроке  мы будем   изучать новую тему, где может возникнуть   проблема, которую нам придется исследовать.

Будем работать самостоятельно.

В конце урока будем оценивать себя.

   III. Диагностика  знаний  и умений,  необходимых для  изучения  новой  темы.

1.Фронтальная работа.

На доске числа: 55,74, 85, 77, 66, 44, 31.

- Какие это числа? Докажите, что эти числа двузначные. Назовите число, в котором наибольшее число десятков. Назовите число, в котором наименьшее число единиц. Можно  ли  сказать,  что это  самое  наименьшее  число? На какие две группы можно разбить все числа? Группу чисел, в  которых  количество  десятков  равно  количеству  единиц  уменьшить на 4. (Ученики  устно  объясняют приём вычитания однозначного числа из двузначного  без  перехода  через  разряд).

      Вторую группу уменьшить на 6. Дети  пытаются  выполнить самостоятельно.

      Но        сталкиваются  с  затруднениями.  Называют  ошибочные  ответы.

- Почему значение  первых  разностей  вы  нашли  легко, а  последние  значения  разностей  у нашей дружной команды вызвали  затруднения?

 - Мы не умеем из маленького  количества   единиц вычесть большее количество.

- Вот в чем причина, из-за которой выражения  54 - 6; 85 - 6;  31 - 6;  вызвали у вас проблему.

 IV. Тема нашего урока: "Вычитание однозначного числа из двузначного"

Уч-ль: - Как вы думаете, какова цель нашего урока?
Уч-ся: - Мы должны познакомиться с такими разностями.

            - Мы должны научиться решать такие выражения.

            - Мы должны применять их.

Уч-ль: - Что значит научиться решать?

Уч-ся: - Значит найти способ наиболее рациональный, удобный.

Физ.минутка.

V. Построение проекта выхода из затруднения:

Уч-ль: - Какой способ, хорошо знакомый вам, поможет найти значение разности 57 - 9?

Уч-ся: - Можно применить отрезок натурального ряда чисел

    47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 = > 57 - 9 = 48

 - Можно разложить уменьшаемые на удобные слагаемые, из  первого слагаемого

вычесть вычитаемое и прибавить второе слагаемое или из второго слагаемого

вычесть вычитаемое и прибавить первое.

   57 - 9 = (17 - 9) + 40 = 48                              57 - 9 = (40 - 9) + 17 = 48

        40    17                                                            40     17

Задание для стимулирования уч-ся на поиск удобного, т.е оптимального для

быстрого получения результата способа вычислений

- Можно ли утверждать, что значения этих пар будут одинаковы? Почему?

(появляется на экране).

  57 - 7 -2                           53 - 3 - 4                          56 - 6 - 2

  57 - 9                                53 -7                                 56 - 8

Уч-ль: - Что вы заметили?

Уч-ся: - Вычитаемое 9 заменили удобными слагаемыми 7 и 2.

Уч -ль: - Почему именно эти слагаемые являются удобными?

Уч-ся: - При вычитании из 57 - 7 получается круглое число 50, а из круглого числа

мы можем вычитать однозначное число.

Уч-ль: - что произошло с разрядом десятков в ответе?

                  57 - 9 = 48 (он уменьшается на один).

    - Значит произошел переход через разряд.

Проводится аналогичная работа со 2 и 3-и столбиками.

VI. Фиксирование нового способа вычитания с помощью алгоритма.

Давайте выведем алгоритм вычитания однозначного числа из двузначного на нашем

примере (появляется на экране).

Шаг 1. Заменяем вычитаемое 9 удобными слагаемыми

                                                           7   2

Шаг 2. Вычитаем из уменьшаемого 57 слагаемое 7

                                          57 - 7 = 50

Шаг 3. Из круглого числа вычитаем другое слагаемое 2

                                                50 - 2 = 48

            57 - 9 = (57 - 7) - 2 = 50 -2 = 48

         7    2

VII. Задание по вариантам. Первичное закрепление (выполнение детьми задания с применением нового способы действия с последующей проверкой).

У каждого варианта свое выражение:

 63 - 5                                                         45 - 7

Из пяти данных разностей выберите только одно, которое поможет вам быстро найти значение

вашей разности.

63 - 1 - 5                                                   45 - 5 - 7

63 - 3 - 3                                                  45 - 5 - 2

Уч-ль: - Какой из способов является наиболее удобным и рациональным для быстрого получения результата при вычитании из двузначного числа однозначного с переходом через разряд?

Уч-ся: - Делают вывод: способ, изученный на уроке.

63 - 3 - 2                                               45 - 2 - 5

63 - 2 - 3                                               45 - 5 - 3

63 - 3 - 1                                               45 - 5 - 3

VIII. Чтобы убедиться, научились ли вы решать такие выражения, я предлагаю  небольшую самостоятельную работу. Для контроля качества усвоения нового материала  учащимся предлагается самостоятельная работа. Задания берут из синего конверта, для самопроверки ответы даны в красном конверте. Уч-ся оценивают свои результаты.

Возьмите задания из конверта с синим значком.

1 вариант                                                       2 вариант

44 - 7                                                              38 - 9

37 - 8                                                              64 - 7

71 - 3                                                              81 - 2

IX. Включение нового знания при решении задач.

А теперь я предлагаю применить ваши знания при решении задач. Правда,

эти задачи составьте самостоятельно: (появляется на экране).

1) Винни-Пух нёс Пятачку в подарок 85г меда, по дороге он сьел 9г.

Сколько меда осталось у Винни?

          85 - 9 = 76

2) У продавца было 54 розы. 9 роз он продал. Сколько роз осталось у продавца?

               54 - 9 = 45

3) Маша собрала в лесу 34 гриба, а Миша всего лишь 8. На сколько грибов больше собрала Маша?

       34 - 8 = 26

X. Рефлексия? Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Подводится итог занятия. На шкале самооценки уч-ся оценивают собственную деятельность.

XI. Домашнее задание.  

  Попробуйте сами  составить разности, в которых нужно вычесть однозначное число из двузначного с переходом через разряд, запишите их в тетрадь и найдите значение этих разностей   удобным для вас способом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме:Вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через разряд.

Конспект урока по математике по теме: "Вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через разряд". Все этапы урока связываются логическими заданиями с  использованием  геометриче...

Урок математики Тема: Вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.

Урок с презентацией   во 2 классе  по программе « Гармония»  Составила учитель начальных классов  Федорова О.Ю.   ХМАО ,г. Сургут Тема: Вычитание однознач...

Поразрядное вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд

Урок математики во 2 классе по программе"Перспективная начальная школа"...

Конспект урока на тему "Поразрядное сложение и вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд"

Задачи:Закрепить умения представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых;Научить складывать двузначные числа с однозначным с переходом через разряд;Развивать внимательность, мышление;Вос...