Главные вкладки

    Разработка урока «Задачи на уменьшение и увеличение числа в несколько раз, сформулированные в косвенной форме"
    план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

    Тимофеева Елена Евгеньевна

    Данная разработка урока поможет провести необычный и интересный урок тем учителям, у которых отсутствуют ИТК.

    Цель: научить детей решать задачи в косвенной форме на увеличение или уменьшение числа в несколько раз.

    Задачи: познакомить учащихся с решением задач нового типа, закрепить умение детей решать выражение с именованными числами;

    совершенствовать устные и письменные навыки, умение решать уравнения;

    воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку, прививать любовь к русским народным сказкам.

    Оборудование: две картины с героями сказки, разрезной лист с цифрами, линейка, мел, магниты.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon урок математики 4 класс40 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №7»

    КОНСПЕКТ

    урока математики

    Тема: «Задачи на уменьшение и

    увеличение числа в несколько раз,

    сформулированные в косвенной форме».

    Выполнила: учитель начальных классов Тимофеева Е.Е.

            Цель: научить детей решать задачи в косвенной форме на увеличение или уменьшение числа в несколько раз.

    Задачи: познакомить учащихся с решением задач нового типа, закрепить умение детей решать выражение с именованными числами;

    совершенствовать устные и письменные навыки, умение решать уравнения;

    воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку, прививать любовь к русским народным сказкам.

    Оборудование: две картины с героями сказки, разрезной лист с цифрами, линейка, мел, магниты.

    Ход урока

    1. Оргмомент.                                                                                Проверяю готовность детей к уроку, отмечаю отсутствующих.

    Начинается урок,

    Он пойдёт ребятам впрок.

    Постарайтесь всё понять,

    Вам я буду помогать.

    Раздаётся стук в дверь, почтальон вносит письмо.

    - Ребята, посмотрите, нам написал письмо Иван-царевич.

    Читаю письмо:

    «Ребятки вы милые, я самый несчастный царевич на свете. Мою любимую заколдовал злой Кощей. Наши картины висели рядом. Мы каждый день смотрели друг на друга, разговаривали. А теперь передо мной висят какие-то цифры. От изображения моей Василисушки остались одни бумажки с цифрами. Я ходил за советом ко многим волшебникам и чародеям, но никто мне не смог помочь. Лишь один старец сказал: «Иди Иванушка, в школу, в 4 класс. Там учатся очень умные и сообразительные ребята. Они тебе помогут Василису расколдовать».

    А ещё старец сказал, что это не просто цифры на картине, а ответы к примерам и задачам.

    - Ребята, Иван – царевич с этой картины обратился к вам за помощью.

    Все правильные ответы записаны на картине. Вычислив и получив правильные ответы, мы будем расколдовывать каждый фрагмент картины.

    1. Устный счёт.

    - Я читаю задания, а вы в тетрадях записываете только ответы.

    а) Уменьши число 600 на 300;

    б) Увеличьте число 400 на 460;

    в) Найдите сумму чисел 560 и 240;

    г) Найдите разность чисел 270 и 90;

    д) Выразите в км 27000м;

    е) Выразите в минутах 7 часов;

    ж) Найдите P и S квадрата со стороной 8 см.

    - Давайте проверим, какие ответы у нас получились: 300, 860, 800, 180, 27 км, 420 мин, 32 см, 64 см2.

    - Найдите самое маленькое число: это 32. Давайте посмотрим, есть ли среди кусочков картины число 32? Итак, первый фрагмент картины мы с вами расколдовали.

    - Начертите два отрезка. Первый – 10см, он длиннее второго на 4 см. Найти длину второго отрезка.

    1. Сообщение темы и цели урока.

    Эта задача относится к теме нашего урока. Такие задачи называются – задачи в косвенной форме. Так как про длину второго отрезка не говорится прямо: длиннее он или короче первого.

    - Ребята, длина первого отрезка нам известна?

    10см – мы можем начертить.

            - А что ещё сказано про длину первого отрезка?

    Он длиннее второго на 4 см. Если первый больше, то второй … меньше. А раз второй меньше, каким действием мы находим длину второго отрезка?

                    Как же мы будем решать эту задачу?

            Как узнать длину второго отрезка?

            - Ребята, посмотрите на доску. Чертёж мы начертили. А кто может сделать краткую запись условия?

                     отр. – 10см, на 4см >

                     отр. - ?см

                    10 – 4 = 6 (см)

    Ответ: 6 см длина второго отрезка.

    - Молодцы, мы выполнили второе задание. Посмотрите на «заколдованную» картину. Есть ли число 6 на одном из фрагментов картины?

    - Итак, часть картины расколдовали.

                    А теперь работаем по учебнику.

            Открыли стр. 68, №338.

            Читаем первую задачу и решаем её.

            Почему мы используем знак сложить?

            - А теперь вторую задачу.

    - Ребята, задачи первая и вторая одинаковые?

    - В чём различие? Кто заметил?

    Вторая задача сформулирована в косвенной форме.

            Давайте посмотрим на рисунок.

    Если в первом больше, то во втором – меньше.

    Молодцы. Как будем записывать условие задачи?.

      д. – 12 эт., это на 3 эт. >

                     д. - ? эт.

                    12 – 3 = 9 (эт.)

            Ответ: во втором доме 9 этажей.

            Есть ли такой ответ на нашей картине?

            Снимаем фрагмент.

    1. Физкультминутка.

    Бабочки летали,

    Крыльями махали,

    Дружно хлопали,

    Ножками топали!

            Но пора нам всем считать

            И картину выручать.

    Потянулись и сели.

    Учебник с. 68, №341(2).

    Выполняем самостоятельно. Задачу читает и идёт решать один из учеников.

    К. – 356 т, на 231 т >

    С. - ? т

     356 – 231 = 125(т)

    Ответ 125 т свёклы собрали в хозяйстве.

    - Ребята, скажите, как называются такие задачи?

    - Кто понял, как мы их решали?

    - Молодцы. Мы с вами получили ещё один ответ. Снимаем фрагмент.

    1. Работа над пройденным материалом.

    Учебник с. 68, №340.

    - Мы продолжаем расколдовывать Василису.

    1) 27 км 920 м, 4 ч, 14т 70кг. Снимаем три фрагмента.

    Ребята, вы молодцы. Посмотрите, мы сняли заклятье с картины.

    - Иван – царевич и Василиса говорят нам огромное спасибо.

    - А знаете ли вы из какой сказки пришёл к нам Иван – царевич и Василиса?

    - Правильно, молодцы.

    - А чтобы закрепить наш успех, давайте выполним ещё одно задание.

            Решение уравнений:

    (150:у + 7) * 40 = 480

    1. Итог урока.

    - Чем мы занимались на уроке?

     Что нового узнали?

    У кого не было затруднений по новой теме?

    У кого не было затруднений в самостоятельной работе?

    Как оцениваете свою работу?

    1. Домашнее задание.

    Учебник с.68, №343; с. 69, № 12.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Задачи на уменьшение и увеличение числа несколько раз, сформулированные в косвенной форме

    Решение задач нового типа,  выражения с именованными числами....

    "Решение задач на уменьшение и увеличение числа в несколько раз"

    Конспект урока по математике "Решение задач на уменьшение и увеличение числа в несколько раз" 2 класс, Система развивающего обучения Л.В. Занкова...

    «Задачи на уменьшение и увеличение числа в несколько раз, сформулированные в косвенной форме».

    познакомить учащихся с решением задач нового типа, закрепить умение детей решать выражение с именованными числами;совершенствовать устные и письменные навыки, умение решать уравнения;воспитывать взаим...

    Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз в косвенной форме

    Прзентиация по теме урокка "Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз в косвенной форме",урок - закрепление программа: Школа России 1 часть: 1, 2 слайд - математическ...